Автор: Тюльканова Наталья Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кикнур
Населённый пункт: Кировской области
Наименование материала: Выступление из опыта работы
Тема: Создание здоровьесберегающей среды на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
Тюльканова Наталья Игоревна,
учитель начальных классов
КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кикнур
Создание здоровьесберегающей среды
на уроках в начальной школе
Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства, в
котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Не секрет, что число
практически здоровых детей невелико. Только каждый десятый первоклассник может
считаться здоровым.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
-
в физическом плане - здоровье позволяет справляться с учебной нагрузкой,
-
в социальном - ребёнок общителен, коммуникабелен,
-
в интеллектуальном – самообучаем, наблюдателен, обладает развитым воображе-
нием,
-
в эмоциональном – уравновешен, способен удивляться,
-
в нравственном – признаёт основные общечеловеческие ценности.
Внедрение
здоровьесберегающих
технологий
в
образование
может
помочь
преодолеть противоречие, заключающееся в несоответствии организационно-педаго-
гических условий возрастным, психофизиологическим особенностям учащихся и со-
стоянию их здоровья.
Составляющих здоровьесберегающей среды на уроке много, это:
-
методы и приёмы работы,
-
игры,
-
смена видов деятельности,
-
оформление кабинета,
-
физкультминутки,
-
психологический климат,
-
эмоциональная разрядка,
-
мотивация,
-
уровневые задания и др.
Подробнее я хотела бы остановиться на физкультминутках.
Существуют разные виды физкультминуток:
-
упражнения для снятия общего или локального утомления,
-
упражнения для кистей рук,
-
гимнастика для глаз,
-
гимнастика для слуха,
-
упражнения, корректирующие осанку,
-
дыхательная гимнастика.
Выбор вида физкультминутки зависит от преобладающей деятельности учащих-
ся на уроке: письмо, чтение, слушание и говорение.
1
Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо
В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”.
Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находят-
ся в состоянии длительного статистического напряжения.
Поэтому использую:
1) Упражнения для снятия общего или локального утомления
Провожу физкультминутки, в состав которых включаю упражнения по формиро-
ванию осанки, на отдых позвоночника, упражнения для ног, потягивания.
Например, во время данной физкультминутки:
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну, а мы идём, идём
И к себе приходим в дом.
мы поднимаем руки над головой, делаем хватательные движения, словно ловим сне-
жинки, высоко поднимаем колени, прыгаем на месте.
2) Упражнения для кистей рук
Огромную пользу приносит пальчиковая гимнастика. На пальцах и ладонях есть
«активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказы-
вается на самочувствии учащихся.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего раз-
вития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на разви-
тие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают
хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем
облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения
ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.
Несомненные плюсы пальчиковой гимнастики в том, что она не только улучшает
грамотность детей, но и стимулирует развитие речи, т.к. все упражнения делаются
под стихи, что активизирует центр речи.
Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во
время сна, поэтому необходимо расширить зрительно-пространственную активность
в режиме урока.
Использую гимнастику для глаз.
Один из способов – проведение физкультминуток для глаз с помощью располо-
женных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети
«бегают» глазами (Выполнение упражнения «Буратино» или «Рисование носом»).
2
В последние годы, в связи с внедрением ИКТ, появилась возможность исполь-
зовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, оф-
тальмотренажёры.
Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение
Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на дан-
ном типе урока использую:
- гимнастику для слуха,
Например, игру «Испорченный телефон» или массаж ушка (пригибаем верхнюю
часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки
должны стать тёплыми. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
Выгибание ушек вперёд, а затем в обратную сторону).
- дыхательные упражнения, которые помогают повысить возбудимость коры больших
полушарий мозга, активизировать детей на уроке.
Например, упражнение «Шарик» (Дети представляют, что они воздушные шари-
ки. На счёт: один, два, три, четыре, - делают четыре глубоких вдоха и задерживают
дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают). А ещё такие упражнения, как
«Пульвелизатор», «Мотоцикл», «Поймай комара», чтение стихов разной громкости.
Отдельно хочу отметить тематические физкультминутки, которые можно ис-
пользовать на уроках с любым преобладающим видом деятельности.
Например, на уроке русского языка по теме «Мягкий разделительный знак» про-
вожу игру: Если есть в слове мягкий разделительный знак, дети приседают, если его
нет – прыгают.
На уроке по теме «Род имен существительных», если существительные мужско-
го рода - хлопают, если женского - прыгаем, если среднего – разводят руки в сторо-
ны.
На уроке математики при изучении темы «Геометрический фигуры» можно при-
менить тематическую гимнастику для глаз. Дети, сидя за партами, рисуют глазами
различные геометрические фигуры:
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз. И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Вдоль по линиям води.
А в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроем наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!
На уроке окружающего мира провожу игру «Деревья, кустарники, травы» для за-
крепления знаний о классификации жизненных форм растений и физкультминутки,
например:
Руки подняли и покачали –
3
это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Так же на любом уроке можно использовать музыкальные физкультминутки.
Они снимают усталость, повышение работоспособности, настроения.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеют подвиж-
ные игры, проводимые на воздухе.
Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизи-
руют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работо-
способность.
В своей педагогической деятельности я использую такие игры, как «У медведя
во бору», «Третий лишний», «Воробьи, вороны», «Карлики, великаны» и др.
Подвижные игры в младших классах необходимо использовать для формирова-
ния основных физических качеств, для профилактики простудных заболеваний, зака-
ливающих мероприятий.
Подвижные игры с малой и средней двигательной активностью можно
использовать на уроках для снятия статичного напряжения и повышения общего то-
нуса организма.
Пример одной из игр:
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся
И кивнем затем по кругу.
Все проблемы победили,
Вверх взметнулись наши руки.
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим грызть гранит науки!
Закончить хочу словами В.А. Сухомлинского: «Забота о здоровье – это важней-
ший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
4