Напоминание

Создание здоровьесберегающей среды на уроках в начальной школе


Автор: Тюльканова Наталья Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кикнур
Населённый пункт: Кировской области
Наименование материала: Выступление из опыта работы
Тема: Создание здоровьесберегающей среды на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Тюльканова Наталья Игоревна,

учитель начальных классов

КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кикнур

Создание здоровьесберегающей среды

на уроках в начальной школе

Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства, в

котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Не секрет, что число

практически здоровых детей невелико. Только каждый десятый первоклассник может

считаться здоровым.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

-

в физическом плане - здоровье позволяет справляться с учебной нагрузкой,

-

в социальном - ребёнок общителен, коммуникабелен,

-

в интеллектуальном – самообучаем, наблюдателен, обладает развитым воображе-

нием,

-

в эмоциональном – уравновешен, способен удивляться,

-

в нравственном – признаёт основные общечеловеческие ценности.

Внедрение

здоровьесберегающих

технологий

в

образование

может

помочь

преодолеть противоречие, заключающееся в несоответствии организационно-педаго-

гических условий возрастным, психофизиологическим особенностям учащихся и со-

стоянию их здоровья.

Составляющих здоровьесберегающей среды на уроке много, это:

-

методы и приёмы работы,

-

игры,

-

смена видов деятельности,

-

оформление кабинета,

-

физкультминутки,

-

психологический климат,

-

эмоциональная разрядка,

-

мотивация,

-

уровневые задания и др.

Подробнее я хотела бы остановиться на физкультминутках.

Существуют разные виды физкультминуток:

-

упражнения для снятия общего или локального утомления,

-

упражнения для кистей рук,

-

гимнастика для глаз,

-

гимнастика для слуха,

-

упражнения, корректирующие осанку,

-

дыхательная гимнастика.

Выбор вида физкультминутки зависит от преобладающей деятельности учащих-

ся на уроке: письмо, чтение, слушание и говорение.

1

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”.

Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находят-

ся в состоянии длительного статистического напряжения.

Поэтому использую:

1) Упражнения для снятия общего или локального утомления

Провожу физкультминутки, в состав которых включаю упражнения по формиро-

ванию осанки, на отдых позвоночника, упражнения для ног, потягивания.

Например, во время данной физкультминутки:

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну, а мы идём, идём

И к себе приходим в дом.

мы поднимаем руки над головой, делаем хватательные движения, словно ловим сне-

жинки, высоко поднимаем колени, прыгаем на месте.

2) Упражнения для кистей рук

Огромную пользу приносит пальчиковая гимнастика. На пальцах и ладонях есть

«активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказы-

вается на самочувствии учащихся.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего раз-

вития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на разви-

тие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают

хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем

облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения

ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.

Несомненные плюсы пальчиковой гимнастики в том, что она не только улучшает

грамотность детей, но и стимулирует развитие речи, т.к. все упражнения делаются

под стихи, что активизирует центр речи.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во

время сна, поэтому необходимо расширить зрительно-пространственную активность

в режиме урока.

Использую гимнастику для глаз.

Один из способов – проведение физкультминуток для глаз с помощью располо-

женных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети

«бегают» глазами (Выполнение упражнения «Буратино» или «Рисование носом»).

2

В последние годы, в связи с внедрением ИКТ, появилась возможность исполь-

зовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, оф-

тальмотренажёры.

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на дан-

ном типе урока использую:

- гимнастику для слуха,

Например, игру «Испорченный телефон» или массаж ушка (пригибаем верхнюю

часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки

должны стать тёплыми. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

Выгибание ушек вперёд, а затем в обратную сторону).

- дыхательные упражнения, которые помогают повысить возбудимость коры больших

полушарий мозга, активизировать детей на уроке.

Например, упражнение «Шарик» (Дети представляют, что они воздушные шари-

ки. На счёт: один, два, три, четыре, - делают четыре глубоких вдоха и задерживают

дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают). А ещё такие упражнения, как

«Пульвелизатор», «Мотоцикл», «Поймай комара», чтение стихов разной громкости.

Отдельно хочу отметить тематические физкультминутки, которые можно ис-

пользовать на уроках с любым преобладающим видом деятельности.

Например, на уроке русского языка по теме «Мягкий разделительный знак» про-

вожу игру: Если есть в слове мягкий разделительный знак, дети приседают, если его

нет – прыгают.

На уроке по теме «Род имен существительных», если существительные мужско-

го рода - хлопают, если женского - прыгаем, если среднего – разводят руки в сторо-

ны.

На уроке математики при изучении темы «Геометрический фигуры» можно при-

менить тематическую гимнастику для глаз. Дети, сидя за партами, рисуют глазами

различные геометрические фигуры:

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз. И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Вдоль по линиям води.

А в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза откроем наконец.

Зарядка окончилась. Ты – молодец!

На уроке окружающего мира провожу игру «Деревья, кустарники, травы» для за-

крепления знаний о классификации жизненных форм растений и физкультминутки,

например:

Руки подняли и покачали –

3

это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Так же на любом уроке можно использовать музыкальные физкультминутки.

Они снимают усталость, повышение работоспособности, настроения.

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеют подвиж-

ные игры, проводимые на воздухе.

Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизи-

руют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работо-

способность.

В своей педагогической деятельности я использую такие игры, как «У медведя

во бору», «Третий лишний», «Воробьи, вороны», «Карлики, великаны» и др.

Подвижные игры в младших классах необходимо использовать для формирова-

ния основных физических качеств, для профилактики простудных заболеваний, зака-

ливающих мероприятий.

Подвижные игры с малой и средней двигательной активностью можно

использовать на уроках для снятия статичного напряжения и повышения общего то-

нуса организма.

Пример одной из игр:

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

И кивнем затем по кругу.

Все проблемы победили,

Вверх взметнулись наши руки.

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим грызть гранит науки!

Закончить хочу словами В.А. Сухомлинского: «Забота о здоровье – это важней-

ший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

4



В раздел образования