Автор: Потапов Олег Алексеевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО "Дом Детства и юношества"
Населённый пункт: г.Катайск Курганской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Вокальное воспитание детей
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное учреждение дополнительного
образования
«Дом детства и юношества»
«Вокальное воспитание детей»
Учебное пособие для воспитанников
творческого объединения
«Купава»
Разработал:
Педагог МКУ ДО
«Дом детства и юношества»
Потапов О.А.
Катайск
2018 г.
2
Произношение в пении.
При обучении вокальной дикции, а затем декламации в пении надо
принимать во внимание значение языка как средства общения между людьми,
без
которого
вокальная
речь
была
бы
непонятна
и,
следовательно,
утрачивалось
бы
или
значительно
уменьшалось
воздействие
пения
на
слушателей и его могучая воспитательная роль.
При декламации и фразировке в пении, как и в речи, важно соблюдение
правильности словесных и логических ударений и правил соединения слов в
предложениях, которые придают языку стройный, осмысленный характер.
Орфоэпические правила, которые применяют в речевом и сценическом
произношении, обычно прилагаются и к певческой дикции. Однако при этом
не учитываются различия звучания голоса в пении и речи и те условия, в
которых они протекают.
В
основу
вокальной
дикции
должно
быть
положено
звучание
певческого тона, которое остаётся неизменным при произношении гласных и
согласных
и
их
комбинаций.
Акустическое
исследование
речевых
и
певческих
гласных,
произведенное
ещё
в
Государственном
институте
музыкальной
науки
профессорами
Ржевским
и
Казанским
посредством
осциллографа
показали,
что
спектры
певческих
и
разговорных
гласных
совершенно различны. В спектрах певческих гласных наблюдается усиление
гармоний
в
широкой
области
частот.
Дальнейшие
исследования
в
этой
области
дали
ещё
более
точные
сведения
по
этому
вопросу.
В
хорошо
звучащем певческом голосе для всех гласных установлено наличие двух
формант (характерных частичных тонов) в 3200 герц (колебаний в секунду) и
500 герц для женских и в 2800 и 400 герц для мужских голосов, причем
первая из них резонирует в верхней части гортани, а вторая в глотке.
3
Эти
исследования
доказывают,
что
при
пении
резонанс
гласных
является вполне организованным и зависит от работы определенных, всегда
одних и тех же, резонаторных полостей, которые настраиваются на высоту
указанных формант, а при речи, он, напротив значительно менее организован
и разбросан по целому ряду частичных тонов, что указывает на участие
многих
резонаторных
полостей
без
определённой
организованной
настройки.
Итак, при дикции в пении на первом плане стоит не произношение
гласных в их орфоэпическом виде, а сохранение правильного певческого
тона, который подчиняет своему звучанию произношение гласных.
В
вокальной
педагогике
уже
издавна
для
этой
цели
прибегали
к
упражнениям
по
выработке
певческих
гласных,
их
«нейтрализации»,
т.е.
уравнению,
и
т.д.
Выражение
«нанизывать
гласные
на
звук»
очень
ярко
характеризует этот прием. Поэтому в певческой дикции применимы далеко не
все орфоэпические правила, а только те из них, которые не противоречат
приведенному выше выводу.
Эти особенности дикции в пении вызываются необходимостью:
1.
Нейтрализовать произношение гласных в пении вообще для сохранения
правильного певческого тона и в зависимости от регистра, в котором
поют.
2.
Выдерживать
звуки
на
гласных
более
или
менее
продолжительное
время в зависимости от темпа и ритма.
3.
По
возможности
сохранять
чистое
звучание
безударной
гласной,
которая обычно не редуцируется в пении.
Русский язык по своим фонетическим свойствам принадлежит к одним из
благоприятнейших языков для пения. По количеству гласных русский язык
превосходит французский: в нем 42, 35%
гласных, а во французском –
4
42,20%, во французском языке 10 видов лабиализованных гласных, в русском
языке их только два (о, у) и четыре йотированных (ю, ё, ие, ИА). Кроме того,
во французском языке очень велико число закрытых гласных.
В
основу
литературного
и
сценического
русского
языка
положено
московское наречие, о котором ещё М. Ломоносов сказал, что оно «не токмо
для важности столичного города, но для своей отменной красоты, прочим
справедливо предпочтение, а особливо выговор буквы «о» без ударения, как
«а» - много приятнее». Известно также, что А.С. Пушкин советовал «учиться
русскому языку у московских просвирен». Особенность гласных московского
выговора заключается в том. Что безударное «о» выговаривается как «а». Это
правило применяется в пении за очень малыми исключениями целиком.
1.
Окончания прилагательных и местоимений в родительном падеже на –
ого, -его выговариваются: -ова, -ева или –ово, -ево. Например: маево,
синева, зеленова.
2.
Все
звонкие
согласные
в
конце
слов
переходят
в
глухие:
Сувораф(Суворов),
гот(год),
сат(сад),
ч(ш)топ
(чтоб),
флак(флаг),
забаф(забав),
марос(мороз),
снек(снег),
кароф(коров).
Шипящие
согласные «с» и «з» в отличие от орфоэпии не переходят в шипящие
перед
«Ш»
и
«Щ»: сшить,
зажечь,
сжалься, в
особенности
безжалостный, разжалобить, т.е. на стыке с приставкой: с жаром, без
жизни.
3.
Группа
«сч»
выговаривается,
как
«щ»: щастье(счастье), «тч» - как
«чч»: оччего(отчего), оччалить(отчалить).
4.
Общее правило для произношения согласных в пении:
согласные,
находящиеся
в
конце
слога,
произносятся
а
начале
следующего (если между словами нет знака препинания, цезуры
или паузы).
5
Например:
Е-лоч-ки от хо-ло-ду потрескивают,
Ла-поч-ки от хо-ло-ду совсем све-ло.
Е-ло-чки о-тхо-ло-ду по-тре-ски-ва-ют,
Лаппо-чки о-тхо-ло-ду со-фсем свело.
Благодаря этому правилу, звучание гласной распространяется на всю
длительность ноты, под которой она стоит. Согласные выговариваются по
возможности
быстро
и
четко,
чтобы
как
можно
менее
препятствовать
звучанию голоса на гласных.
5.
Звонкие согласные и в середине слова перед глухими переходят в
г л у х и е : сафсем(совсем),
зафтра(завтра),
лошка(ложка),
н е м н о ш к а ( н е м н о ж к о ) ,
л о т к а ( л о д к а ) ,
р ы п к а ( р ы б к а ) ,
молотчик(молодчик), маркофкаю(морковкою), гласки(глазки).
6.
Напротив,
глухие
согласные
перед
звонкими
переходят
в
звонкие:
о д д а й ( о т д а й ) ,
з д е л а т ь ( с д е л а т ь ) ,
п р о з ь б а ( п р о с ь б а ) ,
згибаться(сгибаться).
7.
Перед
последующими
мягкими
согласными
согласные
смегчаются:
пес(ь)ня, весен(ь)ний, жиз(ь)нь.
8.
Группа
согласных
«жж»
произносится
мягко: жужжят(жужжат),
приезжжять(приезжать), ж(ь)жжет(жжет).
9.
Глагольные окончания в неопределенном наклонении в 3-ем лице ед. и
множ. числа вместо – ться, тся выговаривается – цца: скрываецца
врак,
живецца,
ссорицца,
начинаецца,
расплываецца,
сватацца,
лечитцца, грецца.
6
10. Глагольные окончания 1,2,3-го лица ед. числа на ся выговариваются,
к а к
– са:
не
печальса,
удайса,
зеленейса,
поднялса,
испугаласа,
бросаласа, не терялса.
11. Окончание на – сь выговариваются как – с: нашлас, вертелас, скрлос,
разлилас, смеюс, сольюс.
12. Деепричастия и повелительные наклонения глаголов на – сь, если нет
ударения
на
последнем
слоге,
выговариваются
твердо: встречаяс,
купаяс, но бояс, держас, если ударение в конце слова.
13. Во втором лице един. числа – шь, шься выговаривается твердо: знаеш,
слышиш, боишся, спешиш, дремлеш.
14. Группа – тс выговаривается как - ц – децкий.
15. В бытовых пьесах – чн выговаривается как – шн: скушно, сердешный.
Диссимиляция – группа - кк выговаривается в речи как – хк: х кому, х
камню, но вопреки орфоэпическим правилам нельзя петь «хто» вместо
«кто», 2х тебе» вместо «к тебе».
Ударяемые гласные не редуцируются в пении как и в речи: садик, зелен,
ива, море, утка, яблоко.
Главное
различие
разговорной
и
певческой
дикции
заключается
в
произношении неударяемых гласных (безударных). В речи неударяемые
«а» и «о» принимают оттенок «ы», а также произносится вроде «а»:
гылава(голова), колыкал(колокол). Заметим здесь, что в пении выговор
гласной часто зависит от длительности ноты. Если еще в быстром
темпе можно пропеть «колыкал», то при половинных нотах это не
допустимо: надо произносить как написано.
16.В
пении
возможно
только
произношение
неударяемого о , как
а:
хоровод, под полазам, любимава, канапельку. Гласная а (неударяемая) в
пении
не
редуцируется.
Нельзя
петь: чесы,
знаменный,
чесовой,
7
щесливый,
черующий. Гласная
е в неударяемых слогах чаще всего в
речи
выговаривается
как и. В пении это невозможно: лес дримучий
снигами пакрыт, или как на тонинький лидок выпалбелинький снижок,
надо
выговаривать: дремучий, снегами, тоненький ледок, беленький
снежок. В пении безударное е нельзя изменять: миня, типерь.
17. Гласная
«и»
после ж,
ш,
ц выговаривается
как ы: шырь, жызнь,
цырульник, в ызбу. Это изменение в пении возможно в быстром темпе,
но не в медленном (смех ы горе).
Наиболее трудным для певческого произношения является гласная я
(неударяемая). Ф.И. Шаляпина упрекали за то, что он пел «Святая
Елена» («Ночной смотр» Глинки), но уже если петь орфоэпически, то
надо произнести «Свитае Иленэ» что до очевидности невозможно или,
«Светае Иленэ».
18.По мнению лингвистов, безударное я следует в пении произносить как
е или и: емщик, кнегиня, баба-ега, метежный и т.д., тогда как певцы
склонны
сохранить
звучание
буквы я. С другой стороны, открытое
звучание гласной я, которое часто слышится в пении, шокирует слух. В
этом
случае,
как
и
в
случае
произношения
в
пении
гласной е,
необходимо сохранение гласной в виде прикрытого звучания.
19. Рассмотрим еще случаи произношения окончаний прилагательных на
ый,
ий, врод е любимый,
родимый,
веселый,
беленький,
синеокий,
сладкий,
маленький,
удаленький. В первом случае неударные «ы»: в
орфографии пения произносить как «о». В этом случае приходится
произносить нечто среднее между а и ы как в первом случае, так и во
втором случае. Произношение – ий - голубенький - невозможно.
Окончания
глагольных
форм
3-го
лица
множ.
числа
на я т и ат
(неударяемые): разносят, заплатят, бродят, уходят произносится как
написано, а не бродют, уходют, (т.е. орфографически).
8
Что касается русских слов, происшедших от иностранных корней, то в
них не допускается ни какого изменения гласных и согласных: поэт,
поэзия, аромат, георгины, фиалка, октава, эхо, конвейер, парашют,
серпантин, девиз, эскадрилья, моторы, пропеллер, океан, колонна.
20.
Наконец
существуют
слова,
которые
и
в
речи
и
в
пении
выговариваются
одинаково,
но
с
пропуском
некоторых
согласных,
главным образом зубных: ненас(т)ный, нещас(т)ный, трос(т)никоф,
грус(т)но,
чес(т)ный, т а к ж е здра(в)ст(в)уй,
со(л)нце,
праз(д)ник,
поз(д)но.
21. В русских народных песнях часто встречаются старинные или местные
народные формы и выражения вроде: дунай-речка не примат (вместо
не принимает), ко бережку прибиват (вместо прибивает), конь-от
(вместо конь то), осередь (вместо посереди), в темном лесе (вместо
лесу), бают (говорят).
Эти
особенности
народного
говора
надо
тщательно
соблюдать
при
исполнении, их нельзя заменять современными оборотами и вообще
переделывать текст старинной народной песни не рекомендуется.
В
пении
не
редки
случаи,
когда
произношение
зависит
от
неправильного звучания голоса, например: если голос слишком открыт,
то все закрытые гласные не в меру осветвляются: я на камушке сежо, я
топор в роках держо и все колашке тешо, вместо я на камушке сижу, я
топор в руках держу и все колышки тешу, или слохале-ль ве вместо
слыхали-ль вы и т.д. При излишне закрытом звучании голоса, напротив,
заглушаются светлые гласные.
В этих случаях необходимо вернуться несколько назад к выробатке
правильного звучания и уравнению гласных.
Наконец, бывает, что поющие дети и даже взрослые певцы искажают
гласные на верхних нотах, приближают их к е, и, о, и даже заменяют
9
неудобные
гласные,
меняя
слова.
В
хорошем
пении
этот
прием
недопустим.
Очень распространено в певческой дикции добавление лишних гласных
между
соседними
согласными
не
только
в
слове,
но
даже
между
словами и в конце слов: меж(е)ду небом(ы) и зем(ы)лей песпес(ы)ня
раз(ы)дается, неис(ы)ход(ы)ною с(а)т(у)руей г(ы)ром(ы)че, гром(ы)че,
льется.
Такое произношение нарушает основное правило о быстром и четком
выговоре согласных в пении.
10
11
12