Автор: Лободанова Надежда Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 "Родничок"
Населённый пункт: город Обь, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"
Раздел: дошкольное образование
Творческая группа
«Экспериментальная деятельность дошкольников
как средство познания
окружающего мира»
Руководитель:
Лободанова Н.Ф.
Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и
сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием
различных вариантов;
развитие способности выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.
.
Астрономия:
1.Почувствуй силу тяготения.
Материалы:
Резинка, мяч или воздушный шарик.
Действия:
1.
Раскрутите мячик или шарик, привязанный к концу резинки.
2.
Растянутая резинка или шарик воспроизводят гравитационное притяжение Солнца.
Рубрика «А ты знаешь?»:
Планеты Солнечной системы удерживаются на месте силой гравитации. Чем дальше от Солнца расположена планета, тем
больше времени требуется ей, чтобы облететь вокруг него. Один такой оборот вокруг Солнца равен одному году.
2.Создай своё собственное притяжение:
Материалы:
Маленькая жестяная банка, верёвка, вода.
Действия:
1.
Привяжите верёвку к маленькой жестянке.
2.
Заполните её наполовину водой.
3.
Не накрывайте крышкой.
4.
На улице очень сильно раскрутите жестянку.
Рубрика «А ты знаешь?»:
Тяготение на поверхности разных планет Солнечной системы неодинаково. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно
обеспечивает свет, тепло и энергию. Солнце намного больше, чем любая другая планета нашей Солнечной системы. Фактически,
по сравнению с Землёй, Солнце в 100 раз больше в диаметре, в 330 000 раз тяжелее и в миллион раз больше в объёме.
3.Поэкспериментируй с весом и силой тяжести:
Материалы:
Стул, газета,2апельсина, виноград.
Действия:
1. Расстелите газету на полу.
2. На газету поставьте стул.
3. Осторожно встаньте на сиденье стула.
4. Возьмите в каждую руку по апельсину, разведи руки в стороны. Оба апельсина должны быть на одной и той же высоте.
5. Выпустите апельсины одновременно и наблюдай, который из них приземлится первым.
6.
Повторите с действия 3, но на этот раз в одной руке держи апельсин, а в другой виноградину.
7.
Обратите внимание, что упадёт первым.
Рубрика « А ты знаешь?»
На Земле, сила, которая притягивает всё
вниз, называется земным притяжением. Вне зависимости от веса предмета
гравитация (сила тяготения) тянет его вниз с одинаковой скоростью.
4.Смоделируй день и ночь:
Материалы:
Воздушный шарик, верёвка, фонарик, бумага и ручка, ножницы, клейкая лента.
Действия:
1. Вырежьте контуры Австралии и Северной Америки. Наклей на воздушный шарик в соответствии с их обычным
расположением.
2. Привяжите шарик так, чтобы он висел свободно.
3. Посветите фонариком на одну сторону шара.
4.Затем на противоположную сторону.
Рубрика «А ты знаешь?»:
Земля как гигантский мяч, вращающийся в темноте космоса. Земля находится в постоянном движении и обращается вокруг свое
оси за 24часа. Когда одна сторона Земли повёрнута к Солнцу, там наблюдается дневное время, а на другой стороне – ночное
время.
5.Посмотри, как на Земле сменяются времена года:
Материалы:
Воздушный шарик с нарисованной посередине по кругу линией (экватор), миска, фонарик (Солнце), книги.
Действия:
1.Медленно вращайте «Землю».
2.Установите «Землю» на миску так, чтобы линия экватора была немного под наклоном.
3.Положите фонарик на книги так, чтобы он светил как раз над экватором. В тех странах, где свет Солнца самый яркий, будет
лето. В странах, куда солнечный свет доходит дольше всего, будут переживать зиму.
Рубрика «А ты знаешь?»:
Свет Солнца освещает Землю неравномерно, потому что наша планета круглая. Наиболее жаркая часть планеты – экватор,
потому что он расположен ближе всего к Солнцу и таким образом, именно поэтому там свет и жар Солнца самые сильные.
6.Почему у океана бывают приливы и отливы?:
Материалы:
Ведро, вода, пластмассовый шарик или воздушный шарик.
Действия:
1.Заполните ведро наполовину водой.
2.Поместите в ведро мячик так, чтобы он плавал.
3.Положите обе руки на мячик и медленно надавите на него вниз.
4.Позвольте мячу опять всплыть.
5.Наблюдайте за изменениями уровня воды.
Рубрика «А ты знаешь?»
Семьдесят процентов поверхности Земли покрыто океанами. Каждые 12часов происходят приливы и отливы. Это не меняет
уровня воды. Так как Земля и Луна вращаются, всемирное тяготение удерживает их вместе. И Луна притягивает воду океана,
находящуюся прямо под ней, заставляя её подниматься и опускаться. Когда на одной стороне Земли прилив, на другой стороне –
отлив.
7.Как ещё можно смотреть на Солнце?:
Материалы:
2листа картона, остро заточенный карандаш.
Действия:
1. С помощью острого карандаша сделай маленькие дырочки в одном листе картона.
2.
Выйдите на улицу и встаньте спиной к Солнцу.
3.
Держите картонку с дыркой высоко над головой, направив на Солнце.
4.
Держите вторую картонку позади первой на расстоянии 20см.
5.
Наблюдайте за происходящим.
6.
Отодвигайте картонки друг от друга на большее расстояние.
7.
Смотрите, что происходит.
Рубрика «А ты знаешь?»:
На поверхности Солнца постоянно появляются и исчезают тёмные пятна. Эти солнечные пятна тёмные, потому что они
намного холоднее, чем газ вокруг них.
Предупреждение: Никогда не смотри прямо на Солнце, так как это нанесёт вред твоим глазам!
8.Вычислим, сколько мы будем весить на Луне:
Материалы:
Напольные весы, калькулятор.
Действия:
1.
Взвесьте детей на напольных весах.
2.
Разделите свой вес на калькуляторе на шесть, потому что сила гравитации на Луне составляет примерно одну шестую
земного притяжения.
3.
Чтобы детям было понятно, приведите сравнительный пример : как три кг. яблок(если вес ребёнка 18(кг.):6=3(кг).
Рубрика «А ты знаешь?»:
В 1969 году американцы Нил Армстронг и Эдвин Олдрин стали первыми людьми, которые ступили на поверхность Луны. Это
случилось через 8лет после того, как Юрий Гагарин совершил первый полёт человека в космос.
9.Можно ли увидеть звёзды в дневное время?
Материалы:
Бумага, дырокол, картон, белый конверт, лампа.
Действия:
1. С помощью дырокола сделайте отверстия в картоне. Эти дырки будут представлять звёзды.
2. Вложите картонку в белый конверт.
4.
Выключите в комнате свет и направьте лампу на лицевую сторону конверта. Конверт отражает свет, поэтому невозможно
увидеть звёзды внутри его.
5.
Попробуй осветить конверт с противоположной стороны.
Рубрика « А ты знаешь?»:
Звёзды лучше видны в сельской местности, чем в городе. В городе загрязнение атмосферы и свет фонарей не позволяют увидеть
бледные огни в небе.
10. Галактики движутся, удаляясь друг от друга. Как это происходит?
Материалы:
Воздушный шарик, водостойкий фломастер.
Действия:
1.
Надуйте воздушный шарик наполовину, но не завязывайте.
2.
Фломастером нарисуйте маленькие крапинки по всей поверхности шара.
3.
Надуйте шарик ещё больше, и посмотрите на положение точек.
4.
Продолжайте надувать и наблюдать за пятнышками (расстояние между крапинками увеличивается).
Рубрика « А ты знаешь?»:
Учёные считают, что Вселенная увеличивается в размере точно так же, как только что твой воздушный шар. Это значит, что
галактики движутся в направлении друг от друга, всё, увеличивая и увеличивая расстояния между ними.
11. Свет состоит из разных цветов.
Материалы:
Толстый картон, прямой стеклянный стакан, вода, бумага.
Действия:
1. Сделайте длинную узкую прорезь снизу картонки вверх чуть выше высоты стакана.
2. Поставьте стакан на лист бумаги перед окном, в которое входит много света, и поместите картонку между стаканом и окном
(не забудьте про разрез в картонке длиной во всю высоту стакана).
3. Должно стать видно, как свет расщепляется на различные цвета.
Рубрика» А ты знаешь?»:
Спектроскопы позволили астрономам узнать, из чего на самом деле состоит Вселенная. Астрономы, изучающие это
направление, называются астрофизиками.
12. Сделай свою галактику:
Материалы:
Мелкое блюдо, монетка, вода, маленькие кружочки бумаги (конфетти).
Действия:
1.Подложите монетку под блюдо так, чтобы можно было легко крутить его.
2. Налейте в блюдо воды примерно на 1см. высоты.
3. Аккуратно вбросьте конфетти в центр блюда.
4. Медленно вращайте блюдо и наблюдайте за тем, что происходит с конфетти в середине.
Рубрика «А ты знаешь?»:
Галактики существуют совместно кластерами (группами), так же, как коровы живут стадами. Иногда они сталкиваются
друг с другом и нарушают форму другой галактики. Когда такое случается, это может привести к рождению новых звёзд и
вызывать представление удивительных фейерверков.
13. Посмотри, как планеты движутся по орбитам вокруг Солнца.
Материалы:
Лист бумаги, 2булавки, карандаш, верёвочка.
Действия:
1. На противоположных сторонах листа бумаги вставьте 2булавки.
2. Свободно обведите отрезок верёвки вокруг булавок.
3. Завяжите верёвочку.
4. Представьте себе, что твой карандаш – планета. Поместите его внутрь верёвки и двигайте по кругу вокруг булавок так,
чтобы он натягивал верёвочку.
Рубрика «А ты знаешь?»:
В центре нашей Солнечной системы находится звезда – Солнце. Восемь планет движутся вокруг неё по эллиптическим
траекториям или орбитам. Девятая планета – Плутон – недавно была отнесена к категории карликовых. В определённые периоды
времени орбита Плутона фактически проходит перед Нептуном, и тогда Нептун становится дальше всех от Солнца. Всякий раз,
когда планета совершает один оборот вокруг Солнца, она была в пути один год. Каждый раз, когда ты отмечаешь день рождения,
Земля совершила ещё один оборот вокруг Земли.
14. Что чувствуют космонавты, когда они работают в космосе?:
Материалы:
Болты и гайки, резиновые перчатки, большая миска, вода.
Действия:
1. Разложите болты и гайки на столе и постарайтесь взять и скрутить их вместе.
2. Наденьте пару резиновых перчаток (они имитируют перчатки от космического скафандра)
и попробуйте сделать то же самое.
3. Наполните миску водой.
4. Постарайтесь взять гайки и болты и закрутить их под водой.
Рубрика « А ты знаешь?»:
Громоздкие космические скафандры сильно затрудняют работу космонавтов в открытом космосе. В тяжёлых и жёстких
скафандрах космонавты быстро устают и не могут верно ощутить предметы.
Биология:
1.Вырасти корни и листья картофеля:
Материалы:
2 блюдца, разделочная доска, нож, соль, вода.
Действия:
1. Наполните стакан водой.
2. Воткните несколько зубочисток в середину картофелины, чтобы они торчали из неё.
3. Положите картофелину в стакан. Зубочистки не будут давать картофелине соприкасаться с дном стакана. Проверьте, чтобы
нижняя часть картофелины прикасалась к воде.
4. Оставьте её на несколько дней. Нижняя часть картофелины прорастёт корешками, а на верхней части будут расти листики.
Рубрика « А ты знаешь?»:
Картофель – это корнеплод. Это означает, что плод вырастает под землёй, на корнях растения. Какие ещё корнеплоды ты
знаешь?
2.Сделай мини – теплицу:
Материалы:
Прозрачная пластиковая бутылка, почва, маленькое растение или росток, широкая клейкая лента, ножницы.
Действия:
1. Тщательно вымойте бутылку. Не беспокойтесь, если она останется мокрой внутри.
2. Разрежьте её пополам.
3. Возьмите нижнюю часть и заполните её наполовину землёй.
4. Посадите росток в землю, убедитесь, что все корни прикрыты.
5. Поместите верхнюю половину бутылки обратно на основание и с помощью клейкой ленты склейте их вместе, проверьте,
чтобы не было зазоров.
6. Влейте в бутылку несколько капель воды. И закрой её крышкой.
Рубрика « А ты знаешь?»:
Солнце вызывает подъём температуры внутри теплицы. Из того что крышка закупорена, воздух внутри остаётся разогретым,
даже когда воздух снаружи теплицы остывает. Это значит, что воздух внутри переходит в воду, которая питает и поддерживает
жизнь растения.
3.Может ли лимон плавать на воде? « Лимонная флотилия».
Материалы:
Лимон, миска с водой, нож. Разделочная доска.
Действия:
1.
Наполните миску водой. Положите лимон в воду и смотрите, как он поплывёт.
2.
Разрежьте лимон на кусочки.
3.
Теперь положите кусочки лимона в воду. Наблюдайте, что происходит.
Рубрика «А ты знаешь?»:
Разрезанный лимон быстро наполняется водой и тонет, потому что становится слишком тяжёлым. Кожура лимона
водонепроницаемая и защищает его от погодных явлений, когда он растёт на дереве.
4.Как определить возраст дерева?
Материалы:
Большой моток верёвки, ножницы, клейкая лента, сантиметровая лента, карандаш, лист бумаги.
Действия:
1.Найдите несколько больших деревьев во дворе.
2. Отрежьте кусок верёвки длиной примерно метр (тебе может понадобиться и меньше, в зависимости от толщины ствола).
3. Обвяжите верёвку вокруг дерева. Затем разрежьте её ножницами.
4. Измерьте верёвку с помощью сантиметровой ленты. Запишите размер на листе бумаги.
5. Теперь проделайте всё с пункта 2 ещё несколько раз, измерив столько деревьев, сколько захотите.
6. После завершения измерений посмотрите, какому дереву принадлежит самая длинная верёвочка. Чаще всего это и есть
самое старое дерево.
Рубрика « А ты знаешь?»:
Каждый год на деревьях вырастает новый слой коры. Значит, чем больше слоёв коры, тем толще и старше будет дерево. Возраст
дерева можно ещё определить, посмотрев на срез спиленного дерева.
5.Отпечатки коры.
Материалы:
Большой лист белой бумаги, цветные мелки.
Действия:
1. Приложите бумагу к стволу дерева.
2. Прижмите мелок к бумаге и потрите им. Вы увидите, как на бумаге появляется рисунок коры. Если не получается, может
быть, нужно посильнее нажать или, наоборот, Вы нажимаете слишком сильно… .
3. Когда закончите с одним деревом, напишите на листе бумаги с отпечатком название
4. Попробуйте на разных деревьях, каждый раз меняя цвет мелка.
Рубрика «А ты знаешь?»:
У разных деревьев кора отличается не только по цвету. На сделанных тобой отпечатках ты сможешь увидеть, что у некоторых
деревьев кора гладкая, а у других – шершавая.
6.Поищи, что скрывается в коре деревьев:
Материалы:
Лупа, деревья.
Действия:
1. Найдите дерево с толстым стволом.
2. Поищите трещины в его коре. Используйте лупу, чтобы обнаружить насекомых, прячущихся в коре.
3. Найдите такие места на дереве, где кора отваливается. Очень аккуратно оттяните кору и поищите насекомых, которые живут
в разрушающейся коре.
4. У подножия дерева часто растёт зелёный рыхлый мох, где живут другие существа.
Рубрика «А ты знаешь?»:
Кора является домом для многих насекомых. Мы знаем, что часто птицы живут в ветвях деревьев, а кора создаёт уютный
защищённый дом для насекомых.
7.Сторожевые псы. Можешь ли ты слышать так же хорошо, как собака?:
Материалы:
Повязка на глаза, группа детей.
Действия:
1. Повяжите вокруг головы повязку.
2. Дети прячутся в комнате. Каждый играющий должен издать слабый звук, чтобы можно было его найти. Они также могут
передвигаться по комнате, водящий подходит всё ближе к ним.
3. Можно играть в эту игру даже так, что прячущиеся дети вообще не будут издавать звуки. Водящему придётся
прислушиваться к их шагам, чтобы обнаружить их.
Рубрика « А ты знаешь?»:
Собаки обладают отличным слухом. Они слышать звуки ещё до того, как люди могут его услышать. Вот почему люди
используют собак в качестве сторожей для защиты.
ХИМИЯ:
1.Всюду углерод:
Материалы:
Свеча, бумага, карандаш, листья, сахар, крышка от консервной банки, щипцы,
миска с водой.
Действия:
1.
Зажгите свечу. Щипцами подержите крышку от консервной банки над пламенем свечи.
2.
Остудите крышку, затем вытрите чёрное вещество, которое называется сажа. Это фактически и есть углерод.
3.
Поставьте карандашом какую – ни будь отметку на бумаге, затем потрите её пальцем. Тёмная отметина у Вас на пальце –
это углерод.
4.
Пожгите бумагу и листья. Что с ними происходит?
5.
Нагрейте немного сахара на крышке от консервной банки. Что происходит с сахаром?
Рубрика «А ты знаешь?:
Мы сжигали разные материалы - бумага, листья и сахар стали чёрными, так как выделился углерод. Только он остаётся после
полного сгорания различных материалов. При нагревании углерода до очень высокой температуры он образует углекислый газ.
Верхний слой почвы темнее, чем подпочва, потому что он содержит перегнившие растения и животные, которые тоже содержат
углерод. Грифель твоего карандаша также состоит из углерода.
2.Создай цветные кристаллы сахара:
Материалы:
4 чайные ложки сахара, 20 чайных ложек воды, пищевые красители, миска, солнечное место.
Действия:
1.
Размешайте сахар в воде, пока он не растворится (исчезнет).
2.
Добавьте несколько капель пищевого красителя.
3.
Оставьте миску в солнечном месте на несколько дней. Что произошло?
Рубрика «А ты знаешь?»:
От солнечного тепла вода испарится из миски, оставив после себя цветной сахар.
3.Узнай, какой материал лучше проводит тепло:
Материалы:
Горячая вода, стеклянный стакан, керамическая кружка, стаканчик из полистирола.
Действия:
1.
Наполните стеклянный стакан, кружку и полистирольный стаканчик горячей водой.
2.
Аккуратно обхватите рукой снаружи каждый сосуд по очереди.
3.
Какой кажется самым горячим? Какой самый холодный?
Рубрика « А ты знаешь?»:
Некоторые материалы пропускают тепло лучше, чем другие. Они называются хорошими «проводниками» тепла. Тепло
проходит, или «проводится» через материал. Стеклянный стакан должен показаться самым горячим, потому что стекло является
наилучшим проводником, а стаканчик из полистирола – самым холодным, потому что полистирол плохо пропускает тепло.
Именно поэтому горячие напитки часто подают в стаканах из полистирола , чтобы напиток дольше оставался горячим.
4.Коричневые яблоки:
Материалы:
Яблоко, лимонный сок, нож.
Действия:
1. Разрежьте яблоко пополам.
2. Покройте поверхность среза одной половинки лимонным соком, а вторую оставь, как есть.
3. Положите обе половинки на стол и проверяй их каждые 15минут, чтобы заметить любые изменения.
Рубрика « А ты знаешь?»:
В воздухе содержится газ, который называется кислород. Кислород вступает в реакцию с некоторыми видами продуктов,
например, с яблоком, и вызывает появление коричневого цвета. Продукты «окисляются». Лимонный сок замедляет эту
реакцию. Этот полезный совет можно использовать при приготовлении фруктового салата, чтобы фрукты выглядели
прекрасно!
5.Номер с исчезновением. Найди вещества, которые растворяются в воде:
Материалы:
Тёплая вода, 3 стакана, соль, сахар, песок, ложки.
Действия:
1. Наполните стаканы на три четверти тёплой водой.
2. Положите две чайные ложки соли в один из стаканов. Быстро размешайте, пока соль не исчезнет.
3. Положите две чайные ложки сахара в другой стакан. Быстро размешайте, пока сахар не исчезнет.
4. Повторите с двумя чайными ложками песка в третьем стакане. Что происходит?
Рубрика «А ты знаешь?»:
Некоторые вещества, такие как сахар и соль, легко растворяются в воде. Они уменьшаются до тех пор, пока мы совсем не
перестаём их видеть. Но если бы мы попробовали воду, мы бы заметили, что они всё ещё там. Некоторые вещества, такие как
песок, не растворяются в воде и, поэтому, никогда не «исчезнут». Представляешь, сколько соли растворено в морской воде!
6.Превращения воды:
Материалы:
Стеклянная банка с крышкой, кубики льда, соль, бумажная салфетка.
Действия:
1. Наполните банку кубиками льда и добавьте две столовые ложки соли. Закрутите крышку, затем потрясите банку.
2. Наблюдайте, как на внешней стенке банки медленно появляются капельки воды. Оберните салфетку вокруг банки, затем
снимите её и посмотрите, какая она мокрая!
Рубрика « А ты знаешь?»:
Подсолённый лёд быстро и сильно охлаждает стенки стеклянной банки. Вода, находящаяся в воздухе в виде газа, остывает и
превращается в жидкость при столкновении с холодными стенками банки. Этот процесс называется конденсацией. Он даёт тебе
возможность увидеть воду, которая обычно невидима в воздухе!
7.Невидимые чернила:
Материалы:
Лимонный сок, ватная турунда, лист белой писчей бумаги, утюг.
Действия:
1. Обмакните ватную турунду в лимонный сок и этой «ручкой» на листе бумаги напишите невидимое сообщение или
нарисуйте картинку.
2. Дождитесь, пока «чернила» высохнут на воздухе и полностью испарятся.
3. Прогладьте этот лист бумаги. Следите за тем, как проявляется Ваше послание!
Рубрика « А ты знаешь?»:
Тепло превращает лимонный сок в другое вещество. Оно обладает коричневым цветом, поэтому твоя надпись становится видна
на белой бумаге. Со временем бумага тоже стала бы коричневой и сгорела бы, но с лимонным соком это и изменения происходят
быстрее.
8.Погаси пламя свечи:( без помощи дыхания)
Материалы:
Стакан, свеча, металлическая крышка.
Действия:
1.
Поставьте свечу в стакан и зажгите её. Свеча должна быть ниже стакана!
2.
Аккуратно положите сверху на стакан металлическую крышку, которая полностью закрывает отверстие стакана.
3.
Проследите, как примерно через минуту свечка потухнет.
Рубрика « А ты знаешь?:
Для продолжения горения огню требуется топливо и кислород. Воск свечи является топливом, а кислород поступает из
воздуха. Когда ты устанавливаешь крышку на стакан, ты перекрываешь доступ кислорода к пламени, и огонь гаснет.
Именно поэтому костёр в походе посыпают песком, который гасит огонь.
9.Докажи, что у воды есть невидимая «кожица»:
Материалы:
Большая неглубокая миска. Вода, перец, жидкость для мытья посуды.
Действия:
1. Налейте в миску воды.
2. Посыпьте перцем всю поверхность воды.
3. Аккуратно добавьте каплю моющего средства на середину блюда. Что происходит?
Рубрика « А ты знаешь?»:
Ты, должно быть, видишь, что поверхность перца растрескалась, или расщепилась, когда капнули моющее средство. Это потому,
что моющая жидкость разбивает невидимую оболочку воды, и перец даёт тебе возможность увидеть, как это происходит.
Примечание:
В процессе экспериментирования все доступные и безопасные действия должны выполнять дети под косвенным руководством
воспитателя.