Автор: Сорокина Ольга Викторовна
Должность: студентка
Учебное заведение: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Понятие и организация маркетинга
Раздел: высшее образование
Понятие и организация маркетинга
Сорокина Ольга Викторовна
студентка 3 курса, Институт авиационной техники, Самарский
национальный исследовательский университет им. С.П.Королёва, г. Самара
По мере насыщения рынка, роста потребительской культуры, а также
развития компании, укрупнения бизнеса усложняется процесс управления
рыночной деятельностью. Это справедливо, в том числе, и для управления
товарной, ценовой и сбытовой политикой компании, т.е. на вопросы о типе
товара, его качестве, цене, конкурентоспособности, месте продажи с большой
вероятностью может ответить только маркетинг.
Существует более ста различных определений маркетинга, к наиболее
распространённым из которых можно отнести:
Маркетинг
-
это
вид
человеческой
деятельности,
направленный
на
удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (Ф. Котлер).
Маркетинг - это предвидение, управление и удовлетворение спроса на
товары и услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена
(Эванс и Берман).
Маркетинг - это система управления, регулирования и изучения рынка
(И.К. Беляевский).
Основная
цель
маркетинга
–
это
удовлетворение
потребностей
потребителей. Для этого изучается рынок, проектируется товар, определяется
его
цена
и
планируется
продвижение.
Маркетинг
стремится
установить
эффективную коммуникацию между производителем и покупателем товара,
чтобы
максимизировать
потребление.
Кроме
того,
перед
ним
стоят
цели
глубокого
исследования
ситуации
на
рынке
и
изучения
потребностей
потребителя
и
особенностей
его
поведения.
Он
призван
повысить
удовлетворенность покупателя товаром, чтобы привести его к повторной
покупке. Повышение качества жизни потребителей, расширение товарного
ассортимента для наиболее полного удовлетворения потребностей населения
- это также сфера функционирования маркетинга. Исходя из этих целей
определяются функции маркетинга: сбытовая, аналитическая, продуктово-
производственная, коммуникативная, управленческая и контролирующая.
Виды маркетинга
На современном рынке различают и другие концептуальные подходы и
соответствующие им виды маркетинга. Так, в маркетинге выделяют:
• идеологический
аспект
- маркетинговый образ мышления менеджеров (точка
отсчета и конечный пункт процесса обоснования
решений – спрос , потребитель , конкурентоспособность ,
рынок );
• аналитический
аспект
- обязательное понимание , а значит и исследование
рынка ;
• прикладной
аспект
- адаптация к рынку , создание и стимулирование спроса
Кроме того, различают:
• пассивный маркетинг
- ориентация на товар, производство
(ограниченность предложения);
• организационный
маркетинг
- ориентация на обнаружение и организацию
рынка сбыта;
• активный маркетинг
- изменение старых и создание новых
потребностей, забота о потребителе.
Основные принципы маркетинга:
•
Производство,
основанное
на
знании
потребностей,
рыночной
ситуации и возможностей фирмы.
•
Эффективная
реализация
товара
на
определенных
рынках
в
запланированных объемах и в намеченные сроки.
• Активная адаптация к изменяющимся потребностям, воздействие на
формирование и стимулирование потребностей.
• Обеспечение долговременной прибыльности фирмы с учетом научно-
технического прогресса.
Эти принципы реализуются посредством выполнения маркетинговым
подразделением компании следующих функций.
Основные функции маркетинговых подразделений фирмы:
• Изучение рынка и спроса.
• Планирование товарного ассортимента.
• Ценообразование.
• Оптимизация хранения, транспортировки товаров, сбыта и торговых
отношений.
• Стимулирование сбыта.
• Создание имиджа компании.
• Организация и ведение конкурентной борьбы.
• Комбинирование и координация средств и направлений деятельности
компании.
• Прогнозирование.
Планирование маркетинга
В
современной
экономике
любая
компания
должна
строить
свою
деятельность
на
основе
планирования.
Планирование
должно
охватывать
любые
сферы
деятельности
компании
(производственную,
кадровую,
финансовую, инвестиционную, маркетинговую, технологическую, налоговую
и т.д.), однако для различных функциональных направлений деятельности
фирмы
акценты
в
планировании
могут
различаться.
Для
маркетинговой,
инвестиционной,
технологической
деятельности
свойственно
смещение
в
сторону стратегического управления, в то время как для производственной,
финансовой и налоговой - в сторону оперативного.
Обычно компании составляют годовые, долгосрочные и стратегические
планы.
В
ходе
планирования
деятельности
компании
соблюдается
определенная последовательность этапов планирования.
Этапы планирования
Этапы
Содержание
1. Стратегическое
планирование (высший
менеджмент компании).
Определение целей развития компании (или ее
функционального направления деятельности) и
определение основных направлений, по которым
должно происходить это развитие.
2. Тактическое
планирование (среднее
звено управленцев при
участии высшего
руководства фирмы).
Определение конкретных мероприятий и сроков их
исполнения, которые позволят компании двигаться
в заданных стратегией направлениях.
3. Оперативное
планирование (кон-
кретные исполнители под
контролем менеджеров
среднего уровня).
Определение конкретных исполнителей и шагов
(методов), способствующих реализации
мероприятий, утвержденных в тактическом плане.
Список используемых источников
1.
Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: учебник – М.: Издательский дом
«Вильяма», 2007. – 656 с.
2.
Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: учебное пособие – М.: Московский
государственный университет экономики, статистики и информатики, 2004. – 414с.