Напоминание

Экологическое воспитание


Автор: Зотова Лариса Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 34 "Капитошка"
Населённый пункт: Балашиха Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад




I. Введение

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе

и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных

переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга,

яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега,

ручейки, даже лужицы после летнего дождя ― все это привлекает внимание детей, радует

их, дает богатую пищу для их развития.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и

наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю

жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке,

на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к

природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему

краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест

травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами ― все это позволяет детям

почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них

эстетического чувства, сенсорного воспитания.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в

действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания,

способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании

реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и

воспитании правильного отношения к ней.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к

образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления

часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения

ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и

отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся

неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные.

Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные

сведения о природе.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять

процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого

использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать

задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического,

нравственного, трудового и физического.

II. Основная часть.

1.Наблюдение -- основной метод ознакомления детей с природой.

Метод - это способ совместной деятельности взрослого ребенка, направленный на

достижение определенного образовательно-воспитательного результата - усвоение знаний,

выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных

качеств, привычек поведения. В процессе ознакомления с природой детей дошкольного

возраста используются различные методы - наглядные, практические и словесные.

Основным наглядным методом в обучении дошкольников является наблюдение.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в

котором проявляется единство чувственного и рационального.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь образовательный

процесс – в повседневной жизни и во время непосредственной образовательной

деятельности. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет

природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната

природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие

возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация

систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к

регулярному труду.

Формы и методы работы с детьми используются самые разнообразные. Это экскурсии,

наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического

характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые

упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео - и аудиозаписи.

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное

познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу

одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдение – это специальное

организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и

планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно

обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь

различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями

воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка

представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять

полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только

слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их

сознании.

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно

воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения в детском

саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно

приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них

наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и

качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития

объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Наблюдение – метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный

контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. В зависимости от

познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. В

процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о

свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину,

пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с

животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д. Для накопления знаний о

росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется

более сложный вид наблюдения —длительное наблюдение; дети при этом сравнивают

наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Наблюдение может быть

организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние

предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость

поливки, или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел

или проехал, по цвету ягод — спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает

наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять

отдельные данные, делать несложные умозаключения.

Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми

среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются

сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения,

умозаключения. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с

растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на

занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. В одних случаях

воспитатель организует всех детей, в других — наблюдение проводится с небольшой

группой или с одним ребенком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач,

которые ставит перед собой воспитатель. Но во всех случаях необходимо, чтобы

наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать,

искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало

интерес и бережное отношение к природе.

2. Руководство наблюдением.

В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с

постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно

посмотрели объект 1—2 мин, удовлетворили естественно возникшее любопытство,

составили первое впечатление о наблюдаемом. Воспитатель в процессе руководства

наблюдениями использует разнообразные приемы (с учетом возраста детей): вопросы,

загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Он поясняет,

рассказывает, помогая ребятам понять увиденное. Для того чтобы вызвать интерес,

эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие

предметов, он в работе с малышами использует стихи, малые формы фольклора, а со

старшими в заключение занятия еще и чтение отрывков из художественных произведений.

Наблюдение должно протекать в определенной последовательности. Руководя

наблюдением детей за животным, воспитатель направляет внимание прежде всего на его

поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то

действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие

ноги — длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет)?».

Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского

признака — будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный

стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения:

рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветки и т.

д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников еще

недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Однако в конце следует упорядочить

представления, сложившиеся в ходе наблюдения. Используя различные приемы для

подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о

наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их

особенности, а при наблюдении животного — и его поведение. Такой порядок необходим

особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.

При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния растения

или животного (например, рассматривание дерева с расцвеченными листьями осенью или

цветущего весной, наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже),

можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях воспитатель, организуя

наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной

задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их

сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную

задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда

должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее,

учитывать последующую работу.

Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его

на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в

развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям

рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали

раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу

замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к

сравнению, для того чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном

наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому

поможет дневник наблюдения (он может быть разным: в виде рисунков, гербария, а в

старших группах и как схематическое отражение изменений).

3. Организация наблюдения.

Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения. Воспитатель

обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве,

знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка,

воды, веточек, листочков. Можно организовать наблюдения в детском саду в цветнике или

на участке земли, отведенном под огород, где дети могут принимать участие в посадке и

сборе урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю,

собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Для детей старших групп можно

организовать дежурство на участке.

Для надежного усвоения и закрепления знаний детьми, необходимо весь объем

равномерно распределить на несколько занятий. К организации наблюдения в детском

саду воспитатель должен заранее подготовиться – выбрать время, место и объект

наблюдения, учитывая количество детей, их возраст и возможность взаимосвязи с

предыдущими наблюдениями.

Существуют различные виды наблюдений. Во время кратковременных наблюдений,

организованных для развития знания о разнообразии свойств и качеств объектов природы,

дети научатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении

за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.

Для детей среднего и старшего возраста организовывают более длительные наблюдения в

детском саду, направленные на получение знаний о природных изменениях в течение года,

о росте и развитии растительного и животного мира. В процессе этих наблюдений детям

уже предлагают сравнить наблюдаемое состояние с тем, что они видели раньше.

Более сложный вид наблюдения предполагает уже наличие у детей определенных знаний,

способности анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы. В

процессе этого наблюдения дети определяют, например, по цвету плода – созрел он или

нет, по следам – кто проехал или прошел.

Детям старшей и подготовительной групп предлагается отражать результаты наблюдения в

календаре природы, где можно зарисовать сезонные изменения в природе, в животном и

растительном мире, отразить участие людей в окружающем мире.

В зависимости от цели, содержания и задач занятия, для наблюдения в детском

садуиспользуются индивидуальные, групповые (4-6 человек) и фронтальные (вся группа)

формы организации. Наблюдения бывают эпизодическими, длительными и

обобщающими.

Подготовка наблюдения в детском саду включает в себя:

определение места наблюдения исходя из имеющихся у детей знаний, умений и

навыков, соответствующих программе;

выбор объекта наблюдения. Здесь важно учесть не только интерес и увлечение

детей, но и их способность воспринять предоставленный материал;

подготовка объекта к наблюдению.

подготовка всего необходимого для наблюдения: если наблюдаться будут растения,

то возможно понадобиться лупа, если животное – корм, вода, посуда, щеточки для ухода за

животными.

необходимо продумать организационные моменты – освещение, размещение детей,

возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту.

Каждый воспитатель индивидуально подходит к организации наблюдения в детском саду,

но существуют некоторые общие требования к его проведению, которых он

придерживается.

Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться,

вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать

небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение

должно давать новые знания, быть взаимосвязано с предыдущим и расширять уже

имеющиеся знания.

Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию

детей. Для этого наблюдения в детском саду должны проводиться систематически и

вызывать интерес у детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для

общего ознакомления рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты

наблюдения нужно уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка

сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.

Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в

игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает для детей

полезное с приятным.

4. Особенности наблюдений со старшими дошкольниками в ДОУ.

В детском саду должны быть созданы условия для развития интересов детей,

любознательности и познавательной мотивации по отношению к объектам и явлениям

природы.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать зависимость между состоянием

природы, растительным миром и бытом людей. Соблюдая принцип научности,

воспитателю следует в доступной форме рассказать, что в природе все взаимосвязанно и

нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит «цепная

реакция».

В процессе специально организованных ежедневных наблюдений на прогулке можно

расширять представления о сезонных изменениях в природе, о временах года и частях

суток; формировать умения анализировать результаты наблюдений и делать элементарные

выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

Имея определенный багаж знаний, старшие дошкольники начинают задавать вопросы,

связанные с явлениями в живой природе. На эти вопросы воспитатель должен давать

ответы в доступной форме.

Следует поощрять стремление дошкольников делиться впечатлениями об окружающем

мире, полученными из различных источников.

У детей 5-6 лет формируют навыки экологической безопасности.

Для совершенствования работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с

явлениями природы используются разнообразные формы и методы.

Наблюдения дают возможность получить более полные представления о растениях,

животных и природных явлениях. Доступными средствами дети могут фиксировать

результаты наблюдений: делать рисунки, схемы, фотографировать (вместе со взрослым) и

т.д. Наблюдение должно вызывать интерес к природе, желание узнать как можно больше

нового.

Цель и задачи наблюдения должны быть четко сформулированы взрослым. В процессе

наблюдений за природными объектами явлениями следует подводить детей к умению

устанавливать причинно-следственные связи: яркая радуга, отливающая зеленым цветом, -

к ненастью, причем чем зеленее радуга, тем продолжительнее будет дождь; если

одновременно возникают две или три радуги, будет продолжительный теплый дождь; если

зимой идет снег крупными хлопьями – приближается оттепель; воробьи дружно

расчирикались – к оттепели.

В этом возрасте расширяют представления детей о многообразии птиц, о зимующих и

перелетных птицах. Например, на участке детского сада можно показать птиц, дать детям

возможность послушать их голоса, научить различать этих птиц по голосам и по

внешнему виду. Можно рассказать: «Особенно трудно приходится птицам зимой. Человек

может помочь им выжить в этот период. Зимой вороны, сороки, галки перебираются

поближе к жилью человека. Их можно угостить крошками хлеба, зерном, семенами

подсолнечника. Снегири и щеглы держатся в зарослях сорняков – чертополоха, репейника,

полыни и крапивы. Семена – любимая пища этих птиц. Летом можно заготовить семена

этих растений, а зимой, соорудив кормушку, насыпать этот корм. Синиц можно угостить

семенами арбуза, дыни и тыквы. Снегирей лучше всего покормить семенами плодами

рябины и бузины. Воробьев можно угостить и хлебными крошками. Все птицы очень

любят семена подсолнечника. Для дятлов, соек, синиц можно подвешивать на ветки

кусочки несоленого сала и мяса».

Для развития познавательного интереса зимой, если есть возможность, можно

рассмотреть с детьми следы разных птиц на снегу. Для расширения представлений о

птицах предложить обыграть стихотворение А. Пчельниковой «Птичка».

Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться и

обобщаться с помощью других форм и методов работы. Например, в процессе наблюдений

за живыми объектами, рассматривания иллюстраций, чтения художественных

произведений, бесед, театрализованных представлений, опытнической и проектной

деятельности.

Следует обратить особое внимание на ознакомление детей с такими домашними

животными, как лошадь, корова, коза и др. В городских условиях ребенку иногда трудно

понять, почему этих животных называют домашними. Предложить детям, кто видел

настоящих животных, поделиться своими впечатлениями.

В последнее время в детских садах активно развивается проектная деятельность. Проекты

могут быть краткосрочными и долгосрочными. Проектный метод как деятельность

строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый», на соучастии ребенка и

взрослого. Использование педагогами проектного метода в экологическом образовании

учит детей ставить цели и задачи, планировать деятельность, проводить самоанализ,

представлять результаты своей деятельности и хода работы, презентовать в различных

формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования

(макетов, плакатов, макетов).

В ходе проектной деятельности у детей развивается интерес к объектам и явлениям

окружающего мира, активность и творчество.

Старших дошкольников необходимо знакомить с народными приметами («Когда цветет

черемуха, начинается похолодание», «Если листопад быстро пройдет – надо ожидать

крутой зимы», «Если во время листопада листья ложатся «лицом» вверх, зима будет

холодной, изнанкой вверх – теплой»).

С детьми этого возраста можно создать малую «Красную книгу». Предложите им

оформить книгу с помощью фотографий; иллюстраций из старых книг; засушенных

растений; зарисованных и выполненных в виде аппликаций растений, произрастающих на

участке детского сада; а также растений, на которые дети обратили внимание на прогулке,

во время отдыха и т.д. В книге педагог записывает краткую информацию о растении:

название, где оно растет, как размножается и т.д. Можно записать интересные детские

рассказы и наблюдения.

Способствуя формированию более глубокого понимания мира природы, воспитатель

может использовать в работе с детьми произведения фольклора (сказки, пословицы,

поговорки, загадки и т.д.). Например, можно предложить им отгадать загадки:

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравейник)

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск и мед,

Людям всем она мила,

А зовут ее… (Пчела)

Не зверь, не птица,

В носу спицы,

Летом – кричит,

А сядет – молчит,

Кто его убьет,

Свою кровь прольет. (Комар)

После того как дети отгадают загадки, рекомендуется побеседовать по их содержанию.

Беседы способствуют развитию логического мышления и образных представлений. Дети

учатся делать элементарные выводы, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в

окружающем мире. При ознакомлении детей с млекопитающими можно загадать такие

загадки:

Любит груши он и мед,

Сладкоежкою слывет.

А еще могу сказать:

Очень любит он поспать. (Медведь)

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом. (Лиса)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Зимой - белый,

Летом – серый. (Заяц)

Быстрый, маленький зверек

По деревьям скок да скок. (Белка)

Наблюдения на прогулках в старшем дошкольном возрасте более длительные, чем в

предыдущих группах. Воспитатель должен уточнять, расширять и систематизировать

знания детей о явлениях окружающего мира, вызывать и поддерживать творческую

активность, интерес к природе. Наблюдения могут быть как запланированными, так и

случайными. Воспитатель должен хорошо знать сезонные изменения в природе.

В современных условиях стало сложнее организовывать с детьми наблюдения за

пределами участка детского сада. Для этого целесообразно использовать информационно-

компьютерные технологии. Но ничто не может заменить прямого общения детей с

природой. Объекты и явления для наблюдения необходимо выбирать с учетом

региональных особенностей.

Осенью следует закреплять представления детей о том, что осенние изменения в природе

влияют на жизнь растений, животных и человека. Необходимо подводить детей к умению

делать выводы о взаимосвязи различных природных явлений.

На прогулке совместно с детьми можно собрать осенние листочки, составить из них

букеты и провести конкурс на лучший осенний букет.

Детям старшего дошкольного возраста дают представления о том, что осенью у животных

происходит перестройка обмена веществ (ожирение, линька), направленная на повышение

выносливости в зимний период. Вместе с тем животные тратят много энергии на заготовку

пищи, устройство зимних убежищ, миграцию и т.д. За летний период некоторые животные

нагуливают жир и в зимнее время обходятся совсем без пищи, впадая в сон (медведь,

барсук). Лягушки, жабы, ящерицы и черепахи впадают в спячку; некоторые птицы

улетают на юг, а некоторые перебираются поближе к жилью человека, делают себе запасы

на зиму.

Для расширения представлений об осенних явлениях в природе целесообразно прочитать

рассказы Г. Скребицкого «Четыре художника» («Осень»); И.Соколова-Микитова «Осень в

лесу», «Белки», «Улетают журавли»; Г.Снегирева «Как птицы и звери готовятся к зиме». С

детьми необходимо беседовать по содержанию данных произведений. Воспитателю

следует развивать у детей желание помогать птицам, которые остались зимовать в городе.

На прогулке можно провести подвижные игры «Медведь и пчелы», «Гуси и лебеди»,

«Воробьи и кошка», «Зайцы и волк», в процессе которых у детей расширяются

представления о животных.

Зимой следует подвести детей к пониманию того, как человек приспосабливается к зиме

(утепляет свое жилище, надевает зимнюю одежду). Художественные произведения

способствуют развитию образного представления.

На прогулке следует напомнить детям о бережном отношении к природе. Например,

показать, что во время мороза ветки очень хрупкие и легко ломаются.

Следует расширять знания детей о зимующих птицах (воробьи, галки, вороны) и учить

узнавать их по голосам и внешнему виду. Если есть возможность, целесообразно

рассмотреть следы птиц на снегу. Воспитатель должен подвести детей к пониманию того,

что для жизни животных зима – самое трудное время года. Такие природные явления, как

ненастье, морозы, бураны, метели, создают сложности зимовки животных. Во время

наблюдения за птицами необходимо развивать у детей желание подкармливать их.

Совместно с родителями можно сделать кормушки и развесить их на участке.

С наступлением весны следует подводить детей к умению устанавливать причинно-

следственные связи. Для этого нужно обращать их внимание на таяние снега, капель и

сосульки; показать, с какой стороны дома образуются сосульки. Спросить, почему утром

лужи замерзшие, а днем оттаивают; обратить внимание детей на то, что на солнечной

стороне травка и цветы появляются быстрее, чем в тени. Можно предложить понаблюдать

за солнцем. Целесообразно рассказать детям о том, что весной пробуждается вся природа,

птицы поют песни, вьют гнезда, откладывают в них яйца и выводят птенцов.

Совместно с родителями на участке детского сада можно развесить несколько

скворечников. При наличии скворцов необходимо понаблюдать, в какой домик они

заселятся, как станут кормить своих птенцов.

Следует подвести детей к умению самостоятельно видеть изменения в природе:

потеплело, солнце стало светить ярче, распустились зеленые листья, появились

насекомые.

На огороде и в цветнике следует показать детям отличия сорниковых растений от садовых

и культурных.

В старшем возрасте дети должны сами видеть изменения, происходящие с комнатными

растениями. Формируя интерес к растительному миру, следует научить детей некоторым

способам вегетативного размножения комнатных растений (черенками, листьями, усами).

Летом следует подвести детей к пониманию того, что в летнее время, когда много

солнечного света и периодически идет дождь, растения растут лучше.

На прогулке можно продолжать учить детей узнавать птиц по голосу и внешнему виду

(кукушка, сорока, синичка). При этом развивается внимание, наблюдательность.

В летний период целесообразно вынести на участок некоторых животных и понаблюдать

за ними в естественных условиях. Следует обсудить с детьми внешний вид животного,

условия содержания, способы передвижения, повадки животного, особенности питания и

ухода.

Можно порекомендовать родителям воспитанников, по мере возможности, понаблюдать с

детьми за домашними животными (кошка, собака, корова, коза, лошадь и др.). В этом

возрасте дети должны уметь делиться впечатлениями от общения с природой.

III.

Заключение

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в

нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил

человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в

эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это

эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и

должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его

творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех

самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу

«вечным образцом искусства».

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней,

первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном

общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не

эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему

гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование

эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и

эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное

место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время

необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству,

которые царят в ней».

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное

время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества,

как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать,

логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки

бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к

природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как

патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и

умножающих природные богатства.

Список использованной литературы:

1. Бондаренко Т. Н. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж, 2014

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 2014

3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2014

4. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. М., 2015

5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М., 2015

Вариант 6.

«Наблюдение – средство ознакомления с явлениями живой природы

детей старшего дошкольного возраста».

План.

I. Введение.

II. Основная часть.

1.

Наблюдение - основной метод ознакомления детей с природой.

2.

Руководство наблюдением.

3.

Организация наблюдения.

4.

Особенности наблюдений со старшими дошкольниками в ДОУ.

III. Заключение.



В раздел образования