Автор: Журавлева Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа–детский сад М.Монтессори"
Населённый пункт: п.Октябрьский, Устьянский район, Архангельская область
Наименование материала: Мастер–класс "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе"
Тема: "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование
«Педагогические приёмы
для формирования
универсальных учебных
действий»
Журавлева О.А. – учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа-детский сад М.Монтессори»
Устьянский район, Архангельская область
Цель:
Повышение компетентности
педагогов в освоении
приемов педагогической
техники для формирования
УУД
Задачи:
•
Раскрыть и осмыслить понятие
«универсальные учебные действия»
•
Рассмотреть виды УУД, их содержание
•
Познакомиться с приемами, помогающими
формировать УУД
•
Приобрести практический опыт выполнения
УУД в процессе работы с информацией
Универсальные учебные
действия (УУД)
Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться
в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-
смысловых и операциональных характеристик
Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих
его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений, включая организацию этого процесса
Умение учиться,
способность к саморазвитию и
самосовершенствованию
в широком значении
•
умение учиться, т.е.
способность субъекта к
саморазвитию и
самосовершенствовани
ю путем сознательного и
активного присвоения
нового социального
опыта
в узком значении
•
совокупность способов
действия учащегося (а также
связанных с ними навыков
учебной работы),
обеспечивающих его
способность к
самостоятельному усвоению
новых знаний и умений,
включая организацию этого
процесса
Универсальные учебные
действия
Виды универсальных учебных
действий
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Осознание
Принятие
жизненных
ценностей
Осмысление
Личностные
Личностные
Само-
регуляция
Оценка
Коррекция
Контроль
Прогнози-
рование
Плани-
рование
Целе-
полагание
Регулятивные
Регулятивные
Способы
решения
задач
Логические
действия и
операции
Моделирование
Поиск, отбор
структурирование
информации
Познавательные
Познавательные
Владение
монологической
и диалогической
формами речи
Умение
полно и ясно
выражать
свои мысли
Контроль,
коррекция,
оценка действий
партнера
Разрешение
конфликтов
Постановка
вопросов
Планирование
учебного
сотрудничества
Коммуникативные
Коммуникативные
Русский язык
Личностные
УУД
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Маша выделила
в словах одни
окончания,
Алёша – другие.
А как ты
считаешь? С
чьим мнением
согласен ты?
Соотнесите
предметы и
звуковые
модели слов.
В русском языке
существует два
слова – омонима
ЛИСТ. Подумайте,
какой справочной
литературой нужно
воспользоваться
для выяснения
значения слова.
Как бы ты объяснил
своему
однокласснику, что
такое родственные
слова?
Окружающий мир
Личностные УУД
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Изучив природные
зоны России,
подумай и ответь,
где бы ты хотел
жить и почему?
Из упомянутых
в статье
растений
выбери группу
травянистых
растений,
которые никогда
не цветут и не
имеют семян.
В какой природной
зоне обитают белки?
Подготовьте устный
рассказ об этой
природной зоне.
Обсудите в паре пути
решения
экологических
проблем природной
зоны степей.
Литературное чтение
Личностные
УУД
Регулятив
ные УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Как бы ты
позвал
Мышку, если
бы ты был
Жучкой?
Как нужно
было
ухаживать
за репкой?
Почему репка
выросла
большая –
пребольшая?
Сочини
продолжение
сказки с
друзьями.
Английский язык
Личностные
УУД
Регулятивные
УУД
Познавательны
е УУД
Коммуникативные
УУД
Какие из
достопримеч
ательностей
Лондона
тебе
понравились
больше?
Почему?
Расскажи о
праздниках в
Англии. Какие
традиции
объединяют
наши страны?
Прочитай текст
и найди
описание
погоды в разные
времена года.
Составьте диалог,
который поможет вам
познакомиться с
партнером.
Изобразительное искусство
Личностные
УУД
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Какой цвет
является твоим
любимым и
почему?
В какой
последовательн
ости будет
выполнен
портрет?
С помощью
каких цветов
получится
наиболее
выразительный
зимний пейзаж?
Определите
критерии оценивания
работы, обсудив их в
группе.
Педагогические приёмы
УУД
Приемы
педагогической
техники
Результаты развития УУД
Личностные
Задание массивом.
Выход за пределы.
Отсроченная реакция.
Лови ошибку.
Театрализация.
Идеальное задание.
С м ы с л о о б р а з о в а н и е
—
установление
учащимися
связи
м е ж д у
ц е л ь ю
у ч е б н о й
деятельности
и
ее
мотивом.
Нравственно-этическая
ориентация,
в
том
числе
и
о ц е н и ва н и е
у с в а и в а е м о г о
содержания. Самоопределение.
Самоопределение,
смыслообразование
УУД
Приемы
педагогической
техники
Результаты развития УУД
Регулятивные
. «Лист защиты»
Обсуждаем
домашнее
задание
Резюме
Вход в урок
Идеальный опрос
Отсроченная реакция
Вопрос к тексту
Л о в и
о ш и б к у
П о в т о р я е м
с
контролем
З н а к о м ь т е с ь
с
критериями
Показательный ответ
С а м о р е г ул я ц и я
ка к
с п о с о б н о с т ь
к
преодолению
п р е п я т с т в и й .
Оценка
—
выделение
и
осознание
учащимися того, что уже усвоено и что
еще нужно усвоить, осознание качества
и
уровня
усвоения.
Прогнозирование,
к о н т р о л ь ,
к о р р е к ц и я ,
о ц е н к а .
Саморегуляция
как
способность
к
мобилизации сил, к волевому усилию.
Контроль
в
форме
сличения
способа
действия
и
его
результата
с
заданным
эталоном для обнаружения отклонений и
отличий
от
эталона.
Планирование,
коррекция.
Целеполагание как постановка учебной
задачи на основе соотнесения того/что
уже известно и усвоено учащимися, и
того,
что
еще
неизвестно.
Контроль
в
форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном
Познаватель
ные
Свои примеры.
Удивляй.
Фантастическая
добавка.
Пересечение тем.
Дай себе помочь.
Повторяем с
контролем.
"Да" и "Нет“
говорите.
Опрос "по цепочке".
Опрос-итог.
Тренировочная
контрольная работа.
Блицконтрольная
Поиск и выделение необходимой информации;
рефлексия
способов
и
условий
действия,
контроль
и
оценка
процесса
и
результатов
деятельности.
Самостоятельное
создание
алгоритмов
д е я т е л ь но с т и
пр и
р е ш е нии
п р о бл е м
творческого
и
поискового
характера.
Общеучебные
универсальные
действия
—
поиск и выделение необходимой информации,
с т р у к т у р и р о в а н и е
з н а н и й .
Логиче ские
универсальные
д е й с т в и я :
построение
логической
цепи
рассуждений;
подведение под понятие, выведение следствий.
Общеучебные
универсальные
действия
(рефлексия
способов
и
условий
действия,
контроль
и
оценка
процесса
и
результатов
деятельности)
УУД
Приемы
педагогической
техники
Результаты развития УУД
Коммуникативные
Взаимоопрос
Организация работы в
группах
" Д а "
и
" Н е т "
говорите.
Советуйтесь
Планирование учебного сотрудничества
со
сверстниками,
п о с т а н о в ка
в о п р о с о в
—
и н и ц и а т и в н о е
сотрудничество
в
поиске
и
сборе
информации, умение полно и точно
в ы р а ж а т ь
с в о и
м ы с л и .
П л а н и р о в а н и е
у ч е б н о г о
с от руд н и ч е с т ва
с
у ч и т е л е м ,
инициативное
сотрудничество
в
поиске и сборе информации
Задачи:
•
Раскрыть и осмыслить понятие
«универсальные учебные действия»
•
Рассмотреть виды УУД, их содержание,
требования к результатам сформированности
•
Познакомиться с приемами, помогающими
формировать УУД
•
Приобрести практический опыт выполнения
УУД в процессе работы с информацией
Спасибо за работу!