Автор: Востроконова Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Юрьевская СШ
Населённый пункт: с. Юрьево Гагинский раон
Наименование материала: статья
Тема: Методы формирования нравственного поведения на уроках чтения
Раздел: начальное образование
Методы формирования мотивов нравственного поведения.
Для меня, как учителя начальных классов, важной задачей является формирование
мотивов нравственного поведения моих учеников.
Правильно организованное воспитание – это понимание ребенком тех норм и правил
поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания.
К методам, которые создают нравственные установки и мотивы, формируют
представления и понятия относятся методы, получившие название – методы убеждения.
Убеждение достигается при использовании различных приемов. Например:
рассказ на этическую тему – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и
событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает
детям понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает
у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным
нормам, влияет на поведение.
В 1 классе уже на уроках обучения грамоте мои ученики начинают знакомиться с
рассказом на этическую тему.
Например, в учебнике «Русская Азбука» при изучении буквы «Д» дан текст
Увидели дети на дереве сливы.
Полез Денис на забор.
А садовник позвал нас и дал всем слив.
Покраснел Денис, как рак.
После прочтения текста, детям требуется дать нравственную оценку.
– Почему Денис покраснел?
- Почему ему стало стыдно?
- А как бы вы поступили?
Данный рассказ соответствует социальному опыту школьников. Он краток, эмоционален,
доступен, соответствует переживаниям детей.
Во 2 классе на уроке литературного чтения учащиеся изучают этический рассказ Н.
Булгакова «Анна, не грусти!» в учебнике «Родная речь». Рассказ
позволяет поработать над такими нравственными понятиями – как сопереживание,
сочувствие, умение прийти на помощь.
При разборе рассказа дети не только знакомятся с этическими понятиями, но и с помощью
учителя приходят к выводу, что быть верным дружбе – это значит делить с другом не
только радость, но и горе. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – это значит,
нравственно готовить себя к предательству.
Во время работы над рассказом учителем уместно задается вопрос: «Были ли в вашей
жизни трудности, в которых ваши друзья приходили к вам на помощь?» Дети охотно
делятся своими воспоминаниями о том, как им помогли, или они сами помогали в трудных
жизненных ситуациях. При этом они рассказывают о своих чувствах, эмоциях: радости и
удовлетворении от правильных нравственных поступков.
Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы
впечатления от него сохранялись как можно дольше.
Большое значение для восприятия этического рассказа имеет обстановка. Эмоциональное
воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию
рассказа. Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется
профессионально. Неумелый косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.
Например, в 4 классе на уроке литературного чтения в учебнике «Родная речь» идет
знакомство с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». При
чтении этого рассказа выразительность обязательна: дрожание голова, слезы на глазах –
все это производит большое впечатление на детей.
Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи
или художественной фотографии. Дети читают описание осени, зимы, леса и сравнивают с
иллюстрациями.
Усиливает восприятие рассказа хорошо подобранное музыкальное сопровождение:
аудиозапись музыки Эдварда Грига.
После прочтения, рассказ анализируется с позиций нравственных ценностей:
- За что Дагни была благодарна Григу?
- Какие чувства возникли в её душе?
- Что же делает человека вечным?
- Что сделало бессмертным Грига?
- Чем же должен жить человек?
- Дагни это поняла, а вы поняли?
После анализа рассказа делается вывод: в жизни человека есть общечеловеческие
ценности. Нужно быть доброжелательным, уметь видеть красоту и в жизни, и в музыке,
уметь дарить тепло и доброту другим людям.
На примерах работы с этическим рассказом видно, что он:
- служит источником знаний;
- обогащает нравственный опыт ребенка опытом других людей;
- служит способом использования положительного примера в воспитании.
Разъяснение – это метод эмоционально – словесного воздействия на детей. Важная черта,
отличающая разъяснение от объяснения и рассказа – ориентированность воздействия на
данную группу или отдельную личность.
Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных
качеств коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и
средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и другие.
Например, применение метода разъяснения на нравственном классном часе для 1 класса
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» ».
На этом классном часе дети читают стихи о плохих и хороших поступках и анализируют
их. С интересом проходит задание сочинить сказку «Плох и Хорош», дети рисуют к этой
сказке рисунки. На классном часе идет разъяснение, как нужно и как не нужно поступать,
что хорошо и что плохо. Вывод дети делают самостоятельно.
Задача этого классного часа разъяснить влияние хорошего настроения и
доброжелательности людей на свои поступки. Добрый и веселый человек не совершит
безнравственных поступков. Чтобы детям было интересно, учитель применяет разные
виды деятельности на классном часе: инсценировка, чтение отрывков из художественных
произведении, декламация стихотворений.
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Младшие
школьники особенно внушаемы. Внушение используется для усиления воздействия
других методов воспитания.
Например, в 1 классе на уроке литературного чтения в учебнике «Родная речь» . Дети
читают стихотворение И. Пивоваровой «Вежливый ослик».
После прочтения и анализа стихотворения учитель просит детей найти в нем главную
мысль. Дети находят и читают такие строчки: «И я прошу тебя,
Дружок,
Не будь, похожим на него!»
В стихотворении раскрывается смысл понятия «лицемерие». Детям задаются вопросы:
- Что это такое?
- Хотелось ли вам быть похожим на этого ослика?
- Почему автор советует вам «не быть похожим на него?»
- Что хотел сказать вам автор своим стихотворением?
Вот типичный пример внушения: «Не делай так!». Дети задаются вопросом «почему?» и
делают вывод, как нужно правильно поступать.
Нужно отметить, что при неквалифицированном применении разъяснение может
принимать форму нотации. Она никогда не достигает цели, а скорее вызывает
противодействие, желание действовать вопреки. Разъяснение понимается детьми быстрее,
если оно дано в интересной, стихотворной форме.
На примерах работы с методом разъяснения делаем вывод, что он применяется для того,
чтобы:
- сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения,
- выработать правильное отношение к поступку, который уже совершен.
Этическая беседа – это метод систематического и последовательного обсуждения знаний,
предполагающий участие обеих сторон: учителя и ученика. Учитель выслушивает и
учитывает мнение и точки зрения учеников, строит свои отношения с ними на принципах
равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что её предметом
становится нравственные, моральные, этические проблемы.
Например, при проведении классного часа «О лени и лентяях» во 2 классе или «О
жадности и жадных» в 3 классе применяется этическая беседа.
Беседа начинается с ярких конкретных фактов. Дети читают стихотворения и рассказы о
лени и жадности, разыгрывают сценки из жизни. На основе анализа этих фактов учитель
подводит детей к моральным выводам: что такое лень и жадность, чем они вредят
человеку, как исправить эти плохие качества человека. Дети активно участвуют в
обсуждении нравственных проблем, учатся отстаивать свое мнение, убеждать товарищей
и учителя.
Особенность проведения этической беседы в начальных классах в том, что в ней должен
преобладать живой обмен мнениями, диалог. Нельзя так же допускать, чтобы этическая
беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых ответов.
Нужно детей учить с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и
аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
Например, в 4 классе при проведении классного часа на нравственную тему «Я люблю, ты
любишь, мы любим» раскрывается значение любви в жизни человека в форме беседы.
При этом нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит,
ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения позволяют учителю направить
беседу так, чтобы дети сами пришли к правильному пониманию сущности вопроса.
Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь детям
самостоятельно прийти к правильному выводу.
В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру: от анализа конкретных
фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.
Беседа должна иметь проблемный характер. Учитель задает нестандартные вопросы,
помогает ученикам самим находить ответы. Материал беседы должен быть близок
эмоциональному опыту детей. Только при опоре на реальный опыт беседа может быть
успешной.
В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничьё мнение не может
быть проигнорировано. Это важно со всех точек зрения: объективности, справедливости,
культуры общения.
Например, во 2 классе на литературном чтении в учебнике «Родная речь» дети читают
рассказ В. А. Осеевой «Почему?».
Интересно оформление рассказа в учебнике. Текст при чтении прерывается
нравственными вопросами: Почему мальчик повел себя так? Было ли стыдно герою
рассказа за свое поведение? На вопросы сначала надо ответить, а потом читать текст
дальше.
После чтения рассказа проводим этическую беседу:
- Почему так сильно расстроилась мама?
- Узнает ли мама правду?
- Признается ли мальчик?
- Вернут ли собаку в дом?
- О каких нравственных качествах заставляет задуматься автор?
Выбери ответ, который ты считаешь правильным:
Мальчик признался в своем поступке, потому что:
- мальчика мучила совесть;
- мальчику было жаль собаку;
- мальчик боялся наказания;
- мальчик жалел маму.
Выявляются и рассматриваются все точки зрения. Можно дать ученикам творческую
работу: придумай рассказ на тему «Нет лучшего дружка, чем родная матушка».
После беседы делается вывод: писательница рассказа нам о плохом поступке, но человеку
важно вовремя признаться в этом поступке и исправить его.
На примерах работы с этической беседой видно, что она:
- углубляет и упрочает нравственные понятия;
- формирует систему нравственных взглядов и убеждений;
- привлекает детей к выработке к правильных оценок и суждений по всем волнующим их
вопросам.
Пример – это воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается
на закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда
запечатлеваются в сознании.
Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует
сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.
Когда говорят о примере, подразумевают пример живых конкретных людей: родителей,
учителей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет пример героев книг, фильмов,
исторических деятелей и ученых.
Например, в 4 классе на уроке литературного чтения в учебнике «Родная речь», дети
читают стихотворения К. Рылеева «Иван Сусанин».
Иван Сусанин – это идеальный герой, яркий образец примера. Дети составляют
характеристику героя, употребляя цитаты из стихотворения. На доске выписываются
качества личности Ивана Сусанина, идет подготовка к выразительному чтению.
При выявлении причин его поведения, делается вывод: герой погиб, пожертвовав жизнью
во имя любви к Родине. Стихотворение воспитывает патриотические чувства у детей.
Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди
овладевают социальным и нравственным опытом. Младшие школьники подражают тем,
кто оказывает на них наиболее сильное впечатление.
Например, во 2 классе на уроке литературного чтения в этом же учебнике дети читают
стихотворение А.Л.Барто «Вовка – добрая душа».
Для детей Вовка – пример, ему хотят подражать: он добрый, приветливый, неунывающий,
веселый, помогает людям, отзывчивый. На вопрос учителя: «Хотите ли вы быть похожим
на Вовку?», никто не ответил отказом. Это стихотворение воспитывает в детях
внимательное отношение к окружающим людям, заставляет заниматься самовоспитанием,
служит примером в жизни.
Но жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Вовремя и к месту
приведенный негативный пример помогает удержать ученика от неправильного поступка,
формирует понятие о безнравственном поведении.
Например, в 1 классе на уроке литературного чтения в учебнике «Родная речь» дети
читают рассказ Н.Артюховой «Саша -дразнилка».
После прочтения рассказа проводится анализ:
- О каком качестве характера мы узнали?
- Хорошее оно или плохое?
- Почему?
- Как относилась Ляля к обидам брата?
- Бываешь ли ты похож на Сашу-дразнилку?
- А сам ты часто обижаешься на своих друзей?
В рассказе дан негативный пример поведения. Дети анализируют такое качество
характера, как обидчивость и делают вывод, что оно плохое и так поступать нельзя.
Воспитание нравственного поведения зависит и от личного примера учителя, его
поведения, отношения к детям, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно,
что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен. Они готовы
подражать ему во всем. Но сила положительного примера учителя увеличивается, когда он
действует систематически и последовательно и между словом и делом нет расхождений.
Таким образом, пример служит важным методом развития нравственных качеств,
составляющих основу поведения младших школьников.