Напоминание

Внедрение метода проектов в образовательною среду СПО


Автор: Чернов Александр Васильевич
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОГБПОУ Карсунский технологический техникум
Населённый пункт: р.п. Карсун Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внедрение метода проектов в образовательною среду СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка мастера производственного обучения

ОГБПОУ КаТТ А.В.Чернов.

Внедрение метода проектов в образовательную среду СПО.

Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной

форме обучения обусловлен рядом факторов. Прежде всего, это возможность

увязать метод проектов с системой обучения без больших организационных

преобразований, производить планирование хода усвоения знаний студентов,

как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при

очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях

учащихся.

Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским

методом, способным сформировать у студентов опыт творческой

деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы,

постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности

интересы и потребности не возникают.

Организация метода проектов требует от преподавателя большой

работы по конструированию специальных условий для студентов с целью

выявления и развития его творческого потенциала. Практически это

заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач

для решения их студентами.

Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два

уровня тем для проектирования:

тематические — это индивидуальные проблемные задания,

сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные

варианты решения, вновь полученные знания ;

итоговые — это объемные проблемные задания для рабочих групп,

состоящих из нескольких студентов, выполняемые на протяжении

длительного периода времени .

На занятиях перед студентами ставится учебная цель и дается

максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного

проекта. Студенты могут выбрать делового партнера по проектной работе,

проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать

работоспособные группы и учитывать предметные склонности студентов.

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику,

необходимо помнить о тех проблемах, которые неизбежно возникнут на этом

пути. Некоторые из них охарактеризованы ниже.

Всегда существует опасность переоценить результат проекта и

недооценить сам процесс. Это связано с тем, что оценка за проект ставится

на основании презентации его продукта. Чтобы она получилась максимально

объективной и всеобъемлющей, участникам необходимо внимательно

отнестись к составлению, а преподавателям - к последующему анализу

отчету проекта ("проектной папке"). Грамотно составленный отчет

раскрывает весь ход работы над проектом после того, как он уже завершен.

При выполнении исследовательского проекта важно избежать его

превращения в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в

любом исследовании, и учиться писать рефераты необходимо. Но создавать у

студентов представление о научной деятельности как о компиляции чужих

мыслей недопустимо. Мало изучить какие-то работы и грамотно изложить их

содержание, - проектант должен выработать и представить собственную

точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его

методику.

При организации работы по системе проектов не всегда удается

выдержать направленность проектной деятельности студентов, обеспечив

содержательное единство тем.

Особенностью системы выполнения проектов является совместная

творческая работа преподавателя и студента. В целом при работе над

проектом преподаватель помогает студентам в поиске источников; сам

является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает

и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать

студентам, продвигаться в работе.

Для введения в учебный процесс метода проектов преподавателю

необходимо:

при планировании выделить тему (темы), раздел (разделы),

которые будут вынесены на «проектирование»;

сформулировать темы, работа над которыми потребует

присвоения студентами необходимых по программе знаний,

умений и навыков;

изучить и проанализировать возможности студентов ;

дифференцировать темы по степени сложности;

возможно, разработать методические рекомендации – список

литературы, алгоритм выполнения проекта;

уважать достоинство студента, проявлять доброжелательность и

мягкость при высказывании замечаний;

постоянно пополнять свои знания по тематике проектов.

Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию

обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и

способов

организации

процесса

их

усвоения.

Процесс

усвоения

знаний

перестает

носить

характер

рутинного

заучивания

и

организуется

в

многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности

как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования

становится усвоение

знаний, так и способов самого усвоения, развитие

познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Этот метод

отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки, ради навыков и умения

ради умений.

Следующая

существенная

черта

метода

учебных

проектов

решительное

выдвижение

на

первый

план

социальной

природы

всякого

обучения

и

развития

личности,

с

чем

связана

ориентация

на

групповые

формы

обучения,

совместную

деятельность,

на

многообразие

форм

взаимодействия, межличностных отношений и общения.

Для осуществления проектной деятельности студентами необходимо,

чтобы ею владел сам преподаватель. Есть пословица, ясно выражающая

сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне – и я забуду, покажи

мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская

пословица). Метод проектов требует от преподавателя высокого мастерства,

умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять

различные виды деятельности студентов, в совершенстве владеть проектной

технологией, основные этапы которой изложены в моей работе.



В раздел образования