Автор: Чернов Александр Васильевич
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОГБПОУ Карсунский технологический техникум
Населённый пункт: р.п. Карсун Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внедрение метода проектов в образовательною среду СПО
Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка мастера производственного обучения
ОГБПОУ КаТТ А.В.Чернов.
Внедрение метода проектов в образовательную среду СПО.
Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной
форме обучения обусловлен рядом факторов. Прежде всего, это возможность
увязать метод проектов с системой обучения без больших организационных
преобразований, производить планирование хода усвоения знаний студентов,
как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при
очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях
учащихся.
Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским
методом, способным сформировать у студентов опыт творческой
деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы,
постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности
интересы и потребности не возникают.
Организация метода проектов требует от преподавателя большой
работы по конструированию специальных условий для студентов с целью
выявления и развития его творческого потенциала. Практически это
заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач
для решения их студентами.
Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два
уровня тем для проектирования:
тематические — это индивидуальные проблемные задания,
сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные
варианты решения, вновь полученные знания ;
итоговые — это объемные проблемные задания для рабочих групп,
состоящих из нескольких студентов, выполняемые на протяжении
длительного периода времени .
На занятиях перед студентами ставится учебная цель и дается
максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного
проекта. Студенты могут выбрать делового партнера по проектной работе,
проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать
работоспособные группы и учитывать предметные склонности студентов.
Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику,
необходимо помнить о тех проблемах, которые неизбежно возникнут на этом
пути. Некоторые из них охарактеризованы ниже.
Всегда существует опасность переоценить результат проекта и
недооценить сам процесс. Это связано с тем, что оценка за проект ставится
на основании презентации его продукта. Чтобы она получилась максимально
объективной и всеобъемлющей, участникам необходимо внимательно
отнестись к составлению, а преподавателям - к последующему анализу
отчету проекта ("проектной папке"). Грамотно составленный отчет
раскрывает весь ход работы над проектом после того, как он уже завершен.
При выполнении исследовательского проекта важно избежать его
превращения в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в
любом исследовании, и учиться писать рефераты необходимо. Но создавать у
студентов представление о научной деятельности как о компиляции чужих
мыслей недопустимо. Мало изучить какие-то работы и грамотно изложить их
содержание, - проектант должен выработать и представить собственную
точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его
методику.
При организации работы по системе проектов не всегда удается
выдержать направленность проектной деятельности студентов, обеспечив
содержательное единство тем.
Особенностью системы выполнения проектов является совместная
творческая работа преподавателя и студента. В целом при работе над
проектом преподаватель помогает студентам в поиске источников; сам
является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает
и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать
студентам, продвигаться в работе.
Для введения в учебный процесс метода проектов преподавателю
необходимо:
при планировании выделить тему (темы), раздел (разделы),
которые будут вынесены на «проектирование»;
сформулировать темы, работа над которыми потребует
присвоения студентами необходимых по программе знаний,
умений и навыков;
изучить и проанализировать возможности студентов ;
дифференцировать темы по степени сложности;
возможно, разработать методические рекомендации – список
литературы, алгоритм выполнения проекта;
уважать достоинство студента, проявлять доброжелательность и
мягкость при высказывании замечаний;
постоянно пополнять свои знания по тематике проектов.
Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию
обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и
способов
организации
процесса
их
усвоения.
Процесс
усвоения
знаний
перестает
носить
характер
рутинного
заучивания
и
организуется
в
многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности
как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования
становится усвоение
знаний, так и способов самого усвоения, развитие
познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Этот метод
отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки, ради навыков и умения
ради умений.
Следующая
существенная
черта
метода
учебных
проектов
–
решительное
выдвижение
на
первый
план
социальной
природы
всякого
обучения
и
развития
личности,
с
чем
связана
ориентация
на
групповые
формы
обучения,
совместную
деятельность,
на
многообразие
форм
взаимодействия, межличностных отношений и общения.
Для осуществления проектной деятельности студентами необходимо,
чтобы ею владел сам преподаватель. Есть пословица, ясно выражающая
сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне – и я забуду, покажи
мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская
пословица). Метод проектов требует от преподавателя высокого мастерства,
умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять
различные виды деятельности студентов, в совершенстве владеть проектной
технологией, основные этапы которой изложены в моей работе.