Напоминание

"Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета"


Автор: Барчукова Елена Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Абаканская СОШ"
Населённый пункт: рп Усть-Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета"
Раздел: полное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ

МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА

На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению

учащимися

традиционными

методами

научного

познания

окружающего

мира:

теоретическому

и

экспериментальному,

что

не

всегда

интересно

детям

с

низкой

познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией

к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных

технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой

мотивации

учащихся.

Одним

из

достоинств

применения

мультимедиа

технологии

в

обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса

к работе с компьютером.

Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации

активной

и

осмысленной

работы

учащихся,

сделав

занятия

более

наглядными

и

интересными.

Уроки

с

применением

компьютерных

систем

не

заменяют

учителя,

а,

наоборот

делают

общение

с

учеником

более

содержательным,

индивидуальным

и

деятельным.

Комплекты

педагогических

программных

средств

позволяют

довести

до

учащихся

огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память,

акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала.

При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в

сочетании

сразу

нескольких

компонентов:

текста,

рисунка,

анимации,

звукового

сопровождения и других элементов.

На уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:

Презентации на уроках изучения нового материала;

Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения

нового материала;

Проведение практических работ.

При подготовке учащихся к ЕГЭ;

Подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов.

Выполнение наглядного материала при оформлении класса.

Чтобы дать хороший урок с использованием ИКТ, необходимо:

Иметь в школе современный оборудованный данной техникой кабинет и биологии.

При подготовке к урокам у каждого учителя дома или на работе должен быть

персональный компьютер.

И, конечно, самое главное — желание самого учителя. Подготовка и проведение

таких уроков требует много времени для поиска, систематизации и оформления

информации.

Формы использования ИКТ на уроках биологии

В методической литературе описаны разнообразные формы использования ИКТ в

образовательном процессе. Наиболее доступными из них в условиях материально-

технической оснащённости школьного кабинета являются:

• использование готовых электронных продуктов,

• использование презентаций и интерактивной доски,

• создание дидактического материала и опорных схем к уроку,

• использование ресурсов сети Интернет.

Рассмотрим вышеуказанные формы подробнее:

1. Использование готовых электронных продуктов

Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Организация жизни

«Электронные уроки и тесты» — это серия образовательных программ, представляющих

собой электронные учебные пособия по отдельным темам основных школьных предметов.

Они могут быть использованы с любым из действующих школьных учебников.

Программы этой серии представляют собой органичное сочетание новейших

компьютерных технологий с перспективными направлениями школьного образования и

являются незаменимыми помощниками для учащихся, делая процесс обучения более

эффективным и интересным.

Учебные пособия полностью охватывают темы школьного курса и содержат большое

количество дополнительной информации, нередко выходящей за рамки школьной

программы.

Пособие «Организация жизни» знакомит учащихся с предметом «Биология» и содержит

материал о происхождении, распространении и развитии живых организмов. Учащиеся

закрепляют и расширяют понятие объекты живой и неживой природы; узнают, где

происходят процессы жизнедеятельности и каково строение бактериальной, животной,

грибной и растительной клеток. На примере темы «Основные жизненные функции»

школьники изучают типы гетеротрофного питания, отвечают на вопросы: что такое

энергия и зачем она нужна, что называется «адаптивными способностями», чем

отличаются половой и вегетативный способы размножения. Как классифицируются живые

организмы. Почему бактерии – это самые примитивные организмы. Из каких клеток

состоят ткани. К какому царству относят грибы.

Особенности продукта:

Поурочное представление теоретического материала

Налядная форма представления материала курса

Видеофрагменты и анимация с демонстрацией экспериментов и изучаемых

процессов

Высококачественные фотографии и иллюстрации

Галерея видов

Словарь биологических терминов, биографии ученых

Разнообразные упражнения с возможностью проверки ответов и работы над

ошибками

Интерактивные упражнения, позволяющие усвоить материал

Закрепление основных положений урока с применением звукозаписи и воспроизведения

2

Использование мультимедийных презентаций и интерактивной доски

Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных

образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в

алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия,

что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном

виде в долговременную память учащихся.

Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART

Преимущества для преподавателя:

позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса.

поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать

записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.

позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи,

сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и

упрощая проверку усвоенного материала.

вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует

профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

делает занятия интересными и развивает мотивацию.

предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития

личных и социальных навыков.

учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной,

эффективной и динамичной подачи материала.

позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут

обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным

потребностям.

учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием,

таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей

с ограниченными возможностями.

3

Использование ресурсов сети Интернет.

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная

почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью

современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся

приобретают навыки:

целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным

признакам;

видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в

информационном сообщении.

Для построения уроков биологии можно применять различные типы цифровых

образовательных ресурсов: flash-анимации, интерактивные рисунки и схемы,

видеофильмы, иллюстрации и т.д.



В раздел образования