Автор: Барчукова Елена Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Абаканская СОШ"
Населённый пункт: рп Усть-Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета"
Раздел: полное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ
МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА
На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению
учащимися
традиционными
методами
научного
познания
окружающего
мира:
теоретическому
и
экспериментальному,
что
не
всегда
интересно
детям
с
низкой
познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией
к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных
технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой
мотивации
учащихся.
Одним
из
достоинств
применения
мультимедиа
технологии
в
обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса
к работе с компьютером.
Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации
активной
и
осмысленной
работы
учащихся,
сделав
занятия
более
наглядными
и
интересными.
Уроки
с
применением
компьютерных
систем
не
заменяют
учителя,
а,
наоборот
делают
общение
с
учеником
более
содержательным,
индивидуальным
и
деятельным.
Комплекты
педагогических
программных
средств
позволяют
довести
до
учащихся
огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память,
акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала.
При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в
сочетании
сразу
нескольких
компонентов:
текста,
рисунка,
анимации,
звукового
сопровождения и других элементов.
На уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:
Презентации на уроках изучения нового материала;
Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения
нового материала;
Проведение практических работ.
При подготовке учащихся к ЕГЭ;
Подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов.
Выполнение наглядного материала при оформлении класса.
Чтобы дать хороший урок с использованием ИКТ, необходимо:
Иметь в школе современный оборудованный данной техникой кабинет и биологии.
При подготовке к урокам у каждого учителя дома или на работе должен быть
персональный компьютер.
И, конечно, самое главное — желание самого учителя. Подготовка и проведение
таких уроков требует много времени для поиска, систематизации и оформления
информации.
Формы использования ИКТ на уроках биологии
В методической литературе описаны разнообразные формы использования ИКТ в
образовательном процессе. Наиболее доступными из них в условиях материально-
технической оснащённости школьного кабинета являются:
• использование готовых электронных продуктов,
• использование презентаций и интерактивной доски,
• создание дидактического материала и опорных схем к уроку,
• использование ресурсов сети Интернет.
Рассмотрим вышеуказанные формы подробнее:
1. Использование готовых электронных продуктов
Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Организация жизни
«Электронные уроки и тесты» — это серия образовательных программ, представляющих
собой электронные учебные пособия по отдельным темам основных школьных предметов.
Они могут быть использованы с любым из действующих школьных учебников.
Программы этой серии представляют собой органичное сочетание новейших
компьютерных технологий с перспективными направлениями школьного образования и
являются незаменимыми помощниками для учащихся, делая процесс обучения более
эффективным и интересным.
Учебные пособия полностью охватывают темы школьного курса и содержат большое
количество дополнительной информации, нередко выходящей за рамки школьной
программы.
Пособие «Организация жизни» знакомит учащихся с предметом «Биология» и содержит
материал о происхождении, распространении и развитии живых организмов. Учащиеся
закрепляют и расширяют понятие объекты живой и неживой природы; узнают, где
происходят процессы жизнедеятельности и каково строение бактериальной, животной,
грибной и растительной клеток. На примере темы «Основные жизненные функции»
школьники изучают типы гетеротрофного питания, отвечают на вопросы: что такое
энергия и зачем она нужна, что называется «адаптивными способностями», чем
отличаются половой и вегетативный способы размножения. Как классифицируются живые
организмы. Почему бактерии – это самые примитивные организмы. Из каких клеток
состоят ткани. К какому царству относят грибы.
Особенности продукта:
Поурочное представление теоретического материала
Налядная форма представления материала курса
Видеофрагменты и анимация с демонстрацией экспериментов и изучаемых
процессов
Высококачественные фотографии и иллюстрации
Галерея видов
Словарь биологических терминов, биографии ученых
Разнообразные упражнения с возможностью проверки ответов и работы над
ошибками
Интерактивные упражнения, позволяющие усвоить материал
Закрепление основных положений урока с применением звукозаписи и воспроизведения
2
Использование мультимедийных презентаций и интерактивной доски
Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных
образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в
алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия,
что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном
виде в долговременную память учащихся.
Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART
Преимущества для преподавателя:
позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса.
поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать
записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.
позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи,
сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и
упрощая проверку усвоенного материала.
вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует
профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
делает занятия интересными и развивает мотивацию.
предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития
личных и социальных навыков.
учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной,
эффективной и динамичной подачи материала.
позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут
обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным
потребностям.
учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием,
таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей
с ограниченными возможностями.
3
Использование ресурсов сети Интернет.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная
почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью
современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся
приобретают навыки:
целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным
признакам;
видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в
информационном сообщении.
Для построения уроков биологии можно применять различные типы цифровых
образовательных ресурсов: flash-анимации, интерактивные рисунки и схемы,
видеофильмы, иллюстрации и т.д.