Напоминание

Из опыта использования учебников М.Шорниковой "Музыкальная литература"


Автор: Дыранова Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств №1
Населённый пункт: г.Димитровград,Ульяновская область
Наименование материала: учебно–методический материал
Тема: Из опыта использования учебников М.Шорниковой "Музыкальная литература"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Из опыта использования учебника М. Шорниковой

«Музыкальная литература»

На современном этапе отечественная система образования в области

искусств

испытывает

целый

ряд

проблем,

среди

которых

-

отсутствие

централизованного обеспечения ДШИ учебниками, учебно-методическими

пособиями, хрестоматиями. Стремление адаптировать содержание курса к

новым историческим и социально-культурным условиям и многолетний опыт

ведения

уроков

музыкальной

литературы

в

ДМШ

и

ДШИ

побудило

некоторых преподавателей

к написанию

собственных учебников и их

изданию. Школы, желая обновить морально и материально устаревший фонд

учебников,

стали

приобретать

появившиеся

в

сети

розничных

продаж

учебники

ранее

неизвестных

авторов,

следуя

укоренившейся

вере

в

несомненное качество напечатанной продукции. Одними из первых в сети

розничных продаж появились учебники М. Шорниковой: «Музыкальная

литература.

Музыка,

её

формы

и

жанры»;«Музыкальная

литература.

Развитие западно-европейской музыки »; «Музыкальная литература .Русская

музыкальная классика»;«Музыкальная литература. Русская музыка 20 века».

Опыт

использования

этих

учебников

в

своей

преподавательской

деятельности позволяет мне поделиться следующими наблюдениями.

К положительным качествам этих учебников следует отнести:

1.

Отсутствие детализированного музыковедческого разбора изучаемых

произведений. Ограниченность во времени (урок продолжительностью 40

минут один раз в неделю) не позволяет давать к изучению подробный

обстоятельный анализ сочинений композиторов.

2.

Распределение материала по занятиям (занятие 1,занятие 2 и т.д.)

Но

нужно

заметить,

что

это

распределение

не

всегда

соответствует

годовому

количеству

уроков.Так,

курс

западно-европейской

музыки

представлен в 31 уроках, курс

русской классики - в 35, курс русской

музыки 20 века – в 20.В связи с этим необходимо

дораспределение

учебного

материала

по

занятиям,

но

это

не

вызывает

больших

затруднений.

3.

Введение глав обзорного характера.

По

европейской

музыкальной

культуре

это

главы

о

барокко,

классицизме,

романтизме.

Одно

занятие

посвящено

изучению

путей

развития европейской музыки в конце 19-начале 20 века, где ученики

знакомятся с импрессионизмом и веризмом. В учебник русской музыки

введен урок по древнерусскому периоду и музыкальной культуре начала

18 века. К традиционным темам учебника

по русской музыке 20 века

добавлены главы о представителях российского музыкального авангарда

и о джазе. Все перечисленные главы первого ознакомительного уровня и

достаточны по данной в них информации для учащихся ДМШ.

4.

Предложены к прослушиванию произведения композиторов ранее не

включавшихся в программу ДМШ - Верди, Бизе, Вагнера, Шумана, Грига,

Лядова, Калинникова, Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Свиридова,

Щедрина, Денисова, Губайдуллиной, Шнитке, что значительно обогащает

музыкальный кругозор учащихся.

5.

Наличие заключительных занятий по каждому и всему 4-летнему курсу

музыкальной литературы, на которых предлагается закрепить полученные

знания, ответив на вопросы.

6.

Удобный

в

многолетнем

использовании

книжный

формат:

плотный

переплет, сшитые страницы, крупный шрифт, портреты композиторов на

всю станицу.

К сожалению, эти же учебники имеют то, что я считаю следствием

снижения уровня качества редактирования выпускаемой продукции:

1.

Смешение понятий «стиль», «склад», «фактура». Путаница в понятиях

«тема» и «мелодия» («Развитие западно - европейской музыки» с.31)

2.

Информация, требующая более подробного освещения, дается в одном

предложении и

остается в восприятии учеников поверхностной и

не

понятой.

Например,

утверждение

о

Глинке

«В

его

сочинениях

устанавливается

принцип

слияния

вокального

и

симфонического

начал»(с.70)

просто

заявлено,

без

разъяснений.

Возникает

вопрос

о

целесообразности подобной информации.

3.

Иногда

учебный материал

дается

без учета

«момента первого

знакомства» и потому непонятна ученикам в самостоятельном изучении.

Так, в абзаце о раннем классицизме понятие «лирическая трагедия» (как

жанр оперы) не указан

и

поэтому следующее за ним определение

«французская

опера»

в

восприятии

ученика

никак

не

связывается

с

«лирической трагедией» («Музыкальная литература. Развитие западно-

европейской музыки .2 год обучения» с.47). В разделе о «Патетической

сонате»

читаем:

«Здесь,

как

и

во

многих

других

произведениях

композитора, выражен конфликт между «судьбой и человеком», который

так

характерен

для

классического

театра

той

эпохи.

Эта

связь

«Патетической сонаты» с драматической музыкой 18 века, а особенно с

оперными

увертюрами

Глюка, заметна уже в интонациях тем». Это

может

понять

только

тот,

кто

знаком

творчеством

Глюка,

его

сочинениями. Но в этом учебнике композитор Глюк ранее, как и позже,

нигде не упоминается. Тяжелым и путанным для восприятия учеников

считаю

и

объяснение

полифонии

и

гомофонно-гармонического

склада

(«Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки..2год

обучения» с.5)

4.

Дважды в

учебнике «Музыкальная литература .Русская музыкальная

классика. 3год обучения» рассказана встреча Бородина с Листом (на с.142

и с.145)

5.

Один из

вопросов

после главы о жизненном пути Гайдна на с.60

поставлен здесь рано, потому что ответ на него можно узнать лишь из

последующей информации на с.83 и с.116.

6.

Ошибки в тексте. Например, в учебнике «Развитие западно-европейской

музыки» на с.72- реприза опять названа экспозицией; на с.105-неверный

размер такта в примере №105;в конце с.67 отсутствует строчка текста.

7.

Нарушение

норм

литературного

языка,

стилистические

«казусы».

Например,

«героическая

линия

красной

линией

проходит через все

творчество Бетховена» (с.133); «этот образ излагается в теме» (с.36) .

8.

Освещение так называемого «доглинкинского» периода развития русской

музыки читаю слишком большим и с излишне подробными биографиями

Пашкевича, Фомина, Бортнянского, Верстовского, Алябьева, Варламова,

Гурилева.

9.

В

аннотации

к

учебнику,

опубликованному

в

интернете

читаем:

«

В

обобщающие

занятия

включены

некоторые

задания

из

дидактических

материалов Л. Акимовой, выпуск 4. М.: Росмэн, 2002. 18-е издание.»

Видимо это стало причиной внесения

в

Заключительное занятие по

всему курсу развития западно-европейской музыки вопросов, ответов на

которые нет в тексте учебника (см. вопрос №8)

Надеюсь,

что

все

вышеперечисленные

(как

положительные,

так

и

не

очень)

особенности

данных

учебников

помогут

преподавателям

музыкальной литературы в решении использовать их как основные или же в

качестве дополнительной литературы по некоторым видам работ.



В раздел образования