Автор: Дыранова Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств №1
Населённый пункт: г.Димитровград,Ульяновская область
Наименование материала: учебно–методический материал
Тема: Из опыта использования учебников М.Шорниковой "Музыкальная литература"
Раздел: дополнительное образование
Из опыта использования учебника М. Шорниковой
«Музыкальная литература»
На современном этапе отечественная система образования в области
искусств
испытывает
целый
ряд
проблем,
среди
которых
-
отсутствие
централизованного обеспечения ДШИ учебниками, учебно-методическими
пособиями, хрестоматиями. Стремление адаптировать содержание курса к
новым историческим и социально-культурным условиям и многолетний опыт
ведения
уроков
музыкальной
литературы
в
ДМШ
и
ДШИ
побудило
некоторых преподавателей
к написанию
собственных учебников и их
изданию. Школы, желая обновить морально и материально устаревший фонд
учебников,
стали
приобретать
появившиеся
в
сети
розничных
продаж
учебники
ранее
неизвестных
авторов,
следуя
укоренившейся
вере
в
несомненное качество напечатанной продукции. Одними из первых в сети
розничных продаж появились учебники М. Шорниковой: «Музыкальная
литература.
Музыка,
её
формы
и
жанры»;«Музыкальная
литература.
Развитие западно-европейской музыки »; «Музыкальная литература .Русская
музыкальная классика»;«Музыкальная литература. Русская музыка 20 века».
Опыт
использования
этих
учебников
в
своей
преподавательской
деятельности позволяет мне поделиться следующими наблюдениями.
К положительным качествам этих учебников следует отнести:
1.
Отсутствие детализированного музыковедческого разбора изучаемых
произведений. Ограниченность во времени (урок продолжительностью 40
минут один раз в неделю) не позволяет давать к изучению подробный
обстоятельный анализ сочинений композиторов.
2.
Распределение материала по занятиям (занятие 1,занятие 2 и т.д.)
Но
нужно
заметить,
что
это
распределение
не
всегда
соответствует
годовому
количеству
уроков.Так,
курс
западно-европейской
музыки
представлен в 31 уроках, курс
русской классики - в 35, курс русской
музыки 20 века – в 20.В связи с этим необходимо
дораспределение
учебного
материала
по
занятиям,
но
это
не
вызывает
больших
затруднений.
3.
Введение глав обзорного характера.
По
европейской
музыкальной
культуре
–
это
главы
о
барокко,
классицизме,
романтизме.
Одно
занятие
посвящено
изучению
путей
развития европейской музыки в конце 19-начале 20 века, где ученики
знакомятся с импрессионизмом и веризмом. В учебник русской музыки
введен урок по древнерусскому периоду и музыкальной культуре начала
18 века. К традиционным темам учебника
по русской музыке 20 века
добавлены главы о представителях российского музыкального авангарда
и о джазе. Все перечисленные главы первого ознакомительного уровня и
достаточны по данной в них информации для учащихся ДМШ.
4.
Предложены к прослушиванию произведения композиторов ранее не
включавшихся в программу ДМШ - Верди, Бизе, Вагнера, Шумана, Грига,
Лядова, Калинникова, Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Свиридова,
Щедрина, Денисова, Губайдуллиной, Шнитке, что значительно обогащает
музыкальный кругозор учащихся.
5.
Наличие заключительных занятий по каждому и всему 4-летнему курсу
музыкальной литературы, на которых предлагается закрепить полученные
знания, ответив на вопросы.
6.
Удобный
в
многолетнем
использовании
книжный
формат:
плотный
переплет, сшитые страницы, крупный шрифт, портреты композиторов на
всю станицу.
К сожалению, эти же учебники имеют то, что я считаю следствием
снижения уровня качества редактирования выпускаемой продукции:
1.
Смешение понятий «стиль», «склад», «фактура». Путаница в понятиях
«тема» и «мелодия» («Развитие западно - европейской музыки» с.31)
2.
Информация, требующая более подробного освещения, дается в одном
предложении и
остается в восприятии учеников поверхностной и
не
понятой.
Например,
утверждение
о
Глинке
«В
его
сочинениях
устанавливается
принцип
слияния
вокального
и
симфонического
начал»(с.70)
просто
заявлено,
без
разъяснений.
Возникает
вопрос
о
целесообразности подобной информации.
3.
Иногда
учебный материал
дается
без учета
«момента первого
знакомства» и потому непонятна ученикам в самостоятельном изучении.
Так, в абзаце о раннем классицизме понятие «лирическая трагедия» (как
жанр оперы) не указан
и
поэтому следующее за ним определение
«французская
опера»
в
восприятии
ученика
никак
не
связывается
с
«лирической трагедией» («Музыкальная литература. Развитие западно-
европейской музыки .2 год обучения» с.47). В разделе о «Патетической
сонате»
читаем:
«Здесь,
как
и
во
многих
других
произведениях
композитора, выражен конфликт между «судьбой и человеком», который
так
характерен
для
классического
театра
той
эпохи.
Эта
связь
«Патетической сонаты» с драматической музыкой 18 века, а особенно с
оперными
увертюрами
Глюка, заметна уже в интонациях тем». Это
может
понять
только
тот,
кто
знаком
творчеством
Глюка,
его
сочинениями. Но в этом учебнике композитор Глюк ранее, как и позже,
нигде не упоминается. Тяжелым и путанным для восприятия учеников
считаю
и
объяснение
полифонии
и
гомофонно-гармонического
склада
(«Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки..2год
обучения» с.5)
4.
Дважды в
учебнике «Музыкальная литература .Русская музыкальная
классика. 3год обучения» рассказана встреча Бородина с Листом (на с.142
и с.145)
5.
Один из
вопросов
после главы о жизненном пути Гайдна на с.60
поставлен здесь рано, потому что ответ на него можно узнать лишь из
последующей информации на с.83 и с.116.
6.
Ошибки в тексте. Например, в учебнике «Развитие западно-европейской
музыки» на с.72- реприза опять названа экспозицией; на с.105-неверный
размер такта в примере №105;в конце с.67 отсутствует строчка текста.
7.
Нарушение
норм
литературного
языка,
стилистические
«казусы».
Например,
«героическая
линия
красной
линией
проходит через все
творчество Бетховена» (с.133); «этот образ излагается в теме» (с.36) .
8.
Освещение так называемого «доглинкинского» периода развития русской
музыки читаю слишком большим и с излишне подробными биографиями
Пашкевича, Фомина, Бортнянского, Верстовского, Алябьева, Варламова,
Гурилева.
9.
В
аннотации
к
учебнику,
опубликованному
в
интернете
читаем:
«
В
обобщающие
занятия
включены
некоторые
задания
из
дидактических
материалов Л. Акимовой, выпуск 4. М.: Росмэн, 2002. 18-е издание.»
Видимо это стало причиной внесения
в
Заключительное занятие по
всему курсу развития западно-европейской музыки вопросов, ответов на
которые нет в тексте учебника (см. вопрос №8)
Надеюсь,
что
все
вышеперечисленные
(как
положительные,
так
и
не
очень)
особенности
данных
учебников
помогут
преподавателям
музыкальной литературы в решении использовать их как основные или же в
качестве дополнительной литературы по некоторым видам работ.