Напоминание

«Использование кинезиологических упражнений в коррекции речедвигательных нарушений»


Автор: Шипунова Римма Раисовна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №20 "Золушка"
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: «Использование кинезиологических упражнений в коррекции речедвигательных нарушений»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема проекта: «Использование кинезиологических упражнений в коррекции

речедвигательных нарушений».

Вид по целевой установке: коррекционно-развивающий

Тип: практико-ориентированный

По срокам реализации: долгосрочный

Участники:

Воспитанники МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»

Родители (законные представители) воспитанников с речевыми

нарушениями

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Цель: осуществлять коррекционно-развивающую работу путём развития

речедвигательной координации через использование кинезиологических

упражнений.

Задачи:

изучить и внедрить в коррекционную работу кинезеологические

упражнения для преодоления речедвигательных трудностей

воспитанников

разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной

координации детей, повышающих проявление двигательной

активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики

апробировать данную модель на практике

Продукт:

создание системы работы, позволяющей внедрить кинезеологические

упражнения в коррекционо-развивающую деятельность учителя-

логопеда;

разработка методических рекомендаций для педагогов по

использованию кинезеологических упражнений в работе с

дошкольниками

Ожидаемый результат: воспитанники успешно освоят кинезиологические

упражнения, которые позволяют эффективно корректировать отклонения в

развитии речедвигательных навыков и овладевать умениями, которые ранее

были недоступны детям.

Пояснительная записка:

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит

движения»

Ж. Тассо.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Современные кинезиологические методики направлены на

активизацию

различных

отделов

коры

больших

полушарий

мозга,

что

позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в

различных областях психики.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга –

гуманитарное,

образное,

творческое

отвечает

за

тело,

координацию

движений,

пространственное

зрительное

и

кинестетическое

восприятие.

Левое

полушарие

головного

мозга

математическое,

знаковое,

речевое,

логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации,

постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из

деятельности

двух

полушарий,

тесно

связанных

между

собой

системой

нервных

волокон

(мозолистое

тело).

Мозолистое

тело

необходимо

для

координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в

другое.

Нарушение

работы

мозолистого

тела

искажает

познавательную

деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело,

то

ведущее

полушарие

берет

на

себя

большую

нагрузку,

а

другое

блокируется.

Оба

полушария

начинают

работать

без

связи.

Нарушаются

пространственная

ориентация,

адекватное

эмоциональное

реагирование,

координация

работы

зрительного

и

аудиального

восприятия

с

работой

пишущей руки. В дошкольном детстве это проявляется в речедвигательных

нарушениях. А в школе ребенок в таком состоянии не может читать и писать,

воспринимая информацию на слух или глазами.

Совершенствование

интеллектуальных

и

мыслительных

процессов

необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая

работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных

условий

является

полноценное

развитие

в

дошкольном

детстве

мозолистого

тела. Мозолистое

тело

(межполушарное

взаимодействие)

можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиологические

упражнения

это

комплекс

движений

п о з в ол я ю щ и х

а кт и в и з и р о ват ь

м е ж п ол у ш а р н о е

в о з д е й с т в и е .

Кинезиологические

упражнения

развивают

мозолистое

тело,

повышают

стрессоустойчивость,

синхронизируют

работу

полушарий,

улучшают

мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания,

облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка,

тем значительнее эти изменения.

На

развитие

головного

мозга

еще

влияют

растяжки,

дыхательные

упражнения,

глазодвигательные

упражнения,

телесные

упражнения,

упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и

массаж.

Растяжки

нормализуют

гипертонус

(неконтролируемое

чрезмерное

мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают

самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения,

улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения

глаз

и

языка

развивают

межполушарное

взаимодействие

и

повышают

энергетизацию организма.

При

выполнении телесных

движений

развивается

межполушарное

взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и

мышечные зажимы.

Упражнения

для

релаксации

способствуют

расслаблению,

снятию

напряжения.

Все

упражнения

целесообразно

проводить

с

использованием

музыкального

сопровождения.

Спокойная,

мелодичная

музыка

создает

определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность

выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Стратегия достижения результата

Реализация проекта «Использование кинезиологических упражнений в

коррекции речедвигательных нарушений» рассчитана на 2 года с выделением

следующих этапов:

Подготовительный

Организационно-практический

Заключительный

Механизм реализации:

Проблема 1: выработать стратегию, позволяющую улучшить работу

головного мозга.

Проблема 2: формирование развивающей среды и методического

комплекса, которые позволяют развивать речедвигательные способности

детей, не нарушая законов и этапов психофизического развития.

На

основе

проблемных

вопросов

и

с

опорой

на

основной

вид

деятельности

в

дошкольном

возрасте

игру

используются

следующий

методический комплекс:

Развивающая кинезиологическая программа А.Л. Сиротюк.

Программа «Дельфины» Т.Н.Ланиной

Благодаря

двигательным

упражнениям

для

пальцев

происходит

компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия,

что способствует к детской стрессоустойчивости. Занятия направлены на

преодоление

патологических

синкенизий,

устраняют

дезаптацию,

гармонизируют работу головного мозга. Продолжительность занятий может

составлять от 5-10 до 20-35 минут в день: постепенно от занятия к занятию

увеличивается

время

и

сложность

предлагаемых

упражнений

учетом

возраста детей). Для результативности коррекционно-развивающей работы

необходимо учитывать определенные условия:

Условия реализации проекта следующие:

1. Занятия проводятся ежедневно.

2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4. Упражнения проводятся стоя или сидя

5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной

рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются

чётко, спокойно.

Этапы реализации проекта.

I этап – организационно-подготовительный

Задачи

Форма реализации

1

Подбор программно-

методического

обеспечения.

За основу была принята развивающая

кинезиологическая программа А.Л. Сиротюк

и Программа «Дельфины» Т.Н.Ланиной

2

Обучение педагогов.

Идея проекта будет донесена до

педагогического коллектива в рамках мастер-

класса. Будет организован игровой тренинг,

на котором педагоги на практике овладеют

кинезиологическими упражнениями и

смогут включать их в педагогический

процесс.

3

Пополнение и

модернизация

развивающей среды.

Методическая подборка кинезиологических

упражнений и развивающих игр.

4

Выбор метода

диагностики и подбор

диагностического

материала.

Методика определения уровня развития

межполушарного взаимодействия: проба Н.И.

Озерецкого на динамический праксис «кулак-

ребро-ладонь», степень сохранности

примоторной зоны, проба на пальцевый гнозис и

праксис, исследование орального праксиса,

речевой вариант пробы Хеда, ритмы

Работа с родителями

В рамках работы клуба «Лесенка успеха»

ознакомим родителей с проектом, расскажем о

значимости кинезиологических упражнений.

Предложим родителям самим освоить данные

упражнения. Раз в месяц в родительский уголок

будем ставить информацию о новом комплексе и

приглашать на встречу для овладения им.

II этап – Рефлексивно-диагностический.

1

Анализ

профессиональной

компетентности

педагогов.

Педагоги проведут самооценку опыта в сфере

кинезиологических упражнений.

2

Определение уровня

развития

В индивидуальном порядке с последующим

анализом полученных результатов, для

межполушарного

взаимодействия у детей.

планирования педагогического процесса и

прогнозирования желаемого результата

III этап – Практическая реализация проекта.

1

Работы с

воспитанниками:

Растяжки

Дыхательные

упражнения

Глазодвигательные

упражнения

Телесные

упражнения

Упражнения для

развития мелкой

моторики

Релаксационные

упражнения

Использование кинезиологических комплексов в

организованной деятельности

Работа с родителями

(законными

представителями)

Тематические практикумы по

кинезиологическим упражнениям, в рамках

работы клуба «Лесенка успеха»

Индивидуальные консультации

Наглядная информация в родительском

уголке

.

№ Основные

направления

Месяц учебного

года

Месяц

учебного года

Месяц

учебного года

Месяц

учебного года

Месяц

учебного года

Месяц

учебного года

Месяц

учебного года

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

1

Формирование

пространственных

представлений

Д/и «Карточки»

Д/у «Подними

правую (левую)

руку»

Д/и «Мое

место»

Д.у «Возьми

предмет»

Д/и «Мое

место»

Д/у «Где

находится

предмет»

Д/и «Мое

место»

Д/у «Где

находится

предмет»

Д/и «Холодно-

горячо»

Д/у «Задания»

стр.28

Д/и

«Лабиринт»

Д/у «Задания»

стр.29

Д/и

«Осьминожки»

Д/и «Клад»

2

Межполушарное

взаимодействие

«Кулак-ребро-

ладонь» с 34

«Кулак-ребро-

ладонь» с 34

«Ухо – нос» с

35

«Клешня

краба» с 38

«Рисующий

слон» с 37

«Замок» с 36

«Зеркальное

рисование» с

37

«Ухо – нос» с

35

«Лягушка» с 36

«Носик –

художник» с

38

3

Общая моторика и

развитие

соматогностических

функций

«Растяжки по

«осям» (верх-

низ)

«Растяжки по

осям»

(лево – право)

«Растяжки по

осям»

(перекрестные)

«Растяжки по

осям»

(все вместе)

«Растяжки по

осям»

(все вместе)

«Растяжки по

осям»

(все вместе)

«Дерево»

4

Самомассаж

лица

Самомассаж

лица

Самомассаж

рук

Самомассаж

ушей

Самомассаж

ног

Самомассаж

тела

Самомассаж

тела

Самомассаж

тела

5

Перекрестные

движения

«Горизонтальна

я восьмерка»

стр.35

«Горизонтальн

ая восьмерка»

стр.35

«Перекрестные

движения»

Выполнять

перекрестные

скоординирова

нные движения

одновременно

правой рукой и

левой ногой

«Ползание на

четвереньках,

руки – крест –

на крест»

стр.40

Ходьба с

похлопыва

нием себя по

коленям, левой

по правому,

правой по

левому

Лежа на полу

коснуться

локтем колена;

левым правой

ноги, правым –

левой ноги

Лежа на полу

коснуться

локтем колена;

левым правой

ноги, правым –

левой ноги

(вперед, в

сторону, назад)

стр.36

6

Артикуляционная

моторика

Движения

челюстью в

разных

направлениях

Движения

языком, как

щелканье,

цоканье,

посвистывание

Движения

языком в

определенной

последовательн

ости,

стр.40

«Ползание на

четвереньках,

руки – крест –

на крест»

Движения рук

совмещать с

движения ми

языка.

Язык двигается

за рукой стр.40

«Ползание на

четвереньках,

руки – крест –

на крест»

Движения рук

совмещать с

движения ми

языка.

Язык двигается

за рукой стр.40

«Ползание на

четвереньках,

руки – крест –

на крест»

Движения рук

совмещать с

движения ми

языка.

Язык двигается

в

противоположн

ую сторону»

«Ползание на

четвереньках,

руки – крест –

на крест»

Движения рук

совмещать с

движения ми

языка.

Язык двигается

в

противоположн

ую сторону»

7

Мимические

движения

«Рожицы»

Вытягиваем

губы трубочкой

«Рожицы»

Широко

открываем рот

Рожицы»

Широко

открываем рот

«Рожицы»

Выдвигаем

язык

«Рожицы»

Хмурое

сдвигание

бровей

«Рожицы»

Улыбка

«Рожицы»

Улыбка

8

Мелкая моторика

Раскатывать на

доске

маленький

комочек

пластилина по

очереди

пальцами

правой руки.

«Пальчики

здороваются» с

16

«Зайчик –

кольцо» с17

«Колечки» с 18

Раскатывать на

доске

маленький

комочек

пластилина по

очереди

пальцами

левой руки.

«Поклон

пальчиками»

«Карандаши» с

19

«Цветок» с21

«Колечки с

усложнением»

Брать пальцами

левой руки

спички из

коробка и

складывать их

рядом, не

сдвигая руку с

места .Убрать

спички в

коробку.

«Заяц – коза»

«Слоник»

«Тяни- толкай»

с20

Брать пальцами

правой руки

спички из

коробка и

складывать их

рядом, не

сдвигая руку с

места . Убрать

спички в

коробку.

Брать пальцами

правой руки

спички из

коробка и

складывать их

рядом, не

сдвигая руку с

места . Убрать

спички в

коробку.

Отщипывание

кончиками

пальцев

клочков

бумаги.

«Замок»с 36

«Бусинка» с 19

Нанизывание

бус.

«Змейки» с 19

«Братцы» с 18

«Обратные

колечки» с 19

с 19

9

Тактильный гнозис

«Найди, из чего

сделано»

Ощупать три –

пять игрушек,

определить

материал, из

которого она

сделана

«Пальчиковый

бассейн»

В коробку с

фасолью

поместить

мелкие

игрушки,

ребенок

должен их

найти, ощупать

и узнать

«Волшебный

мешочек»

На ощупь

угадать

бытовые

предметы

(карандаш,

монета, кольцо

и т.д.)

«Волшебный

мешочек»

На ощупь

угадать мелкие

игрушки

«Волшебный

мешочек»

На ощупь

угадать мелкие

игрушки

«Волшебный

мешочек»

На ощупь

угадать

геометрически

е фигуры

различной

величины и

фактуры (из

бархатной

бумаги,

наждачной

бумаги,

плотной

фольги)

«Волшебный

мешочек»

На ощупь

угадать

геометрически

е фигуры

различной

величины и

фактуры (из

бархатной

бумаги,

наждачной

бумаги,

плотной

фольги)

1

0

Зеркальное

рисование

Вращать

обеими кистями

рук до и против

часовой стрелки

(однонаправлен

но)

Вращать

обеими

кистями рук до

и против

часовой

стрелки

(разнонаправле

нно)

«Горизонтальн

ая восьмерка»

Нарисовать в

горизонталь

ной плоскости

цифру 8

сначала одной

рукой, потом

обеими руками

вместе, стр.36

Рисовать

одновременно

двумя руками

зеркально-

симметричные

рисунки

стр.34

Рисовать

одновременно

двумя руками

зеркально-

симметричные

рисунки

стр.34

Рисовать

одновременно

двумя руками

буквы

стр34

Рисовать

одновременно

двумя руками

буквы

стр34

1

1

Симметричное

рисование

Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей (постепенное усложнение предлагаемых

зданий)

1

2

Зрительное

восприятие и

глазодвигательные

упражнения

Следить глазами

за движениями

пальцев по

траектории

горизонтальной

восьмерки

Следить

глазами по

контуру

воображаемой

фигуры

(круг, квадрат,

Совместные

движения глаз

и языка.

Однонаправлен

ные

движения

Совместные

движения глаз

и языка.

Однонаправлен

ные

движения

Совместные

движения глаз

и языка.

Разнонаправле

нные

движения

Совместные

движения глаз

и языка.

Разнонаправле

нные

движения

С закрытыми

глазами

опознавать

небольшой

предмет,

данный в руку,

хорошо

высунутым изо

рта языком ,

стр.35

треугольник,

цифры и т.д)

.стр.40

.стр.40

.стр.40

.стр.40

стр.41



В раздел образования