Автор: Шипунова Римма Раисовна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №20 "Золушка"
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: «Использование кинезиологических упражнений в коррекции речедвигательных нарушений»
Раздел: дошкольное образование
Тема проекта: «Использование кинезиологических упражнений в коррекции
речедвигательных нарушений».
Вид по целевой установке: коррекционно-развивающий
Тип: практико-ориентированный
По срокам реализации: долгосрочный
Участники:
Воспитанники МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»
Родители (законные представители) воспитанников с речевыми
нарушениями
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Цель: осуществлять коррекционно-развивающую работу путём развития
речедвигательной координации через использование кинезиологических
упражнений.
Задачи:
изучить и внедрить в коррекционную работу кинезеологические
упражнения для преодоления речедвигательных трудностей
воспитанников
разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной
координации детей, повышающих проявление двигательной
активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики
апробировать данную модель на практике
Продукт:
создание системы работы, позволяющей внедрить кинезеологические
упражнения в коррекционо-развивающую деятельность учителя-
логопеда;
разработка методических рекомендаций для педагогов по
использованию кинезеологических упражнений в работе с
дошкольниками
Ожидаемый результат: воспитанники успешно освоят кинезиологические
упражнения, которые позволяют эффективно корректировать отклонения в
развитии речедвигательных навыков и овладевать умениями, которые ранее
были недоступны детям.
Пояснительная записка:
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит
движения»
Ж. Тассо.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Современные кинезиологические методики направлены на
активизацию
различных
отделов
коры
больших
полушарий
мозга,
что
позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в
различных областях психики.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга –
гуманитарное,
образное,
творческое
–
отвечает
за
тело,
координацию
движений,
пространственное
зрительное
и
кинестетическое
восприятие.
Левое
полушарие
головного
мозга
–
математическое,
знаковое,
речевое,
логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации,
постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из
деятельности
двух
полушарий,
тесно
связанных
между
собой
системой
нервных
волокон
(мозолистое
тело).
Мозолистое
тело
необходимо
для
координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в
другое.
Нарушение
работы
мозолистого
тела
искажает
познавательную
деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело,
то
ведущее
полушарие
берет
на
себя
большую
нагрузку,
а
другое
блокируется.
Оба
полушария
начинают
работать
без
связи.
Нарушаются
пространственная
ориентация,
адекватное
эмоциональное
реагирование,
координация
работы
зрительного
и
аудиального
восприятия
с
работой
пишущей руки. В дошкольном детстве это проявляется в речедвигательных
нарушениях. А в школе ребенок в таком состоянии не может читать и писать,
воспринимая информацию на слух или глазами.
Совершенствование
интеллектуальных
и
мыслительных
процессов
необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая
работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных
условий
является
полноценное
развитие
в
дошкольном
детстве
мозолистого
тела. Мозолистое
тело
(межполушарное
взаимодействие)
можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиологические
упражнения
–
это
комплекс
движений
п о з в ол я ю щ и х
а кт и в и з и р о ват ь
м е ж п ол у ш а р н о е
в о з д е й с т в и е .
Кинезиологические
упражнения
развивают
мозолистое
тело,
повышают
стрессоустойчивость,
синхронизируют
работу
полушарий,
улучшают
мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания,
облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка,
тем значительнее эти изменения.
На
развитие
головного
мозга
еще
влияют
растяжки,
дыхательные
упражнения,
глазодвигательные
упражнения,
телесные
упражнения,
упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и
массаж.
Растяжки
нормализуют
гипертонус
(неконтролируемое
чрезмерное
мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают
самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения,
улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения
глаз
и
языка
развивают
межполушарное
взаимодействие
и
повышают
энергетизацию организма.
При
выполнении телесных
движений
развивается
межполушарное
взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и
мышечные зажимы.
Упражнения
для
релаксации
способствуют
расслаблению,
снятию
напряжения.
Все
упражнения
целесообразно
проводить
с
использованием
музыкального
сопровождения.
Спокойная,
мелодичная
музыка
создает
определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность
выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Стратегия достижения результата
Реализация проекта «Использование кинезиологических упражнений в
коррекции речедвигательных нарушений» рассчитана на 2 года с выделением
следующих этапов:
Подготовительный
Организационно-практический
Заключительный
Механизм реализации:
Проблема 1: выработать стратегию, позволяющую улучшить работу
головного мозга.
Проблема 2: формирование развивающей среды и методического
комплекса, которые позволяют развивать речедвигательные способности
детей, не нарушая законов и этапов психофизического развития.
На
основе
проблемных
вопросов
и
с
опорой
на
основной
вид
деятельности
в
дошкольном
возрасте
–
игру
используются
следующий
методический комплекс:
Развивающая кинезиологическая программа А.Л. Сиротюк.
Программа «Дельфины» Т.Н.Ланиной
Благодаря
двигательным
упражнениям
для
пальцев
происходит
компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия,
что способствует к детской стрессоустойчивости. Занятия направлены на
преодоление
патологических
синкенизий,
устраняют
дезаптацию,
гармонизируют работу головного мозга. Продолжительность занятий может
составлять от 5-10 до 20-35 минут в день: постепенно от занятия к занятию
увеличивается
время
и
сложность
предлагаемых
упражнений
(с
учетом
возраста детей). Для результативности коррекционно-развивающей работы
необходимо учитывать определенные условия:
Условия реализации проекта следующие:
1. Занятия проводятся ежедневно.
2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4. Упражнения проводятся стоя или сидя
5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной
рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются
чётко, спокойно.
Этапы реализации проекта.
I этап – организационно-подготовительный
Задачи
Форма реализации
1
Подбор программно-
методического
обеспечения.
За основу была принята развивающая
кинезиологическая программа А.Л. Сиротюк
и Программа «Дельфины» Т.Н.Ланиной
2
Обучение педагогов.
Идея проекта будет донесена до
педагогического коллектива в рамках мастер-
класса. Будет организован игровой тренинг,
на котором педагоги на практике овладеют
кинезиологическими упражнениями и
смогут включать их в педагогический
процесс.
3
Пополнение и
модернизация
развивающей среды.
Методическая подборка кинезиологических
упражнений и развивающих игр.
4
Выбор метода
диагностики и подбор
диагностического
материала.
Методика определения уровня развития
межполушарного взаимодействия: проба Н.И.
Озерецкого на динамический праксис «кулак-
ребро-ладонь», степень сохранности
примоторной зоны, проба на пальцевый гнозис и
праксис, исследование орального праксиса,
речевой вариант пробы Хеда, ритмы
Работа с родителями
В рамках работы клуба «Лесенка успеха»
ознакомим родителей с проектом, расскажем о
значимости кинезиологических упражнений.
Предложим родителям самим освоить данные
упражнения. Раз в месяц в родительский уголок
будем ставить информацию о новом комплексе и
приглашать на встречу для овладения им.
II этап – Рефлексивно-диагностический.
1
Анализ
профессиональной
компетентности
педагогов.
Педагоги проведут самооценку опыта в сфере
кинезиологических упражнений.
2
Определение уровня
развития
В индивидуальном порядке с последующим
анализом полученных результатов, для
межполушарного
взаимодействия у детей.
планирования педагогического процесса и
прогнозирования желаемого результата
III этап – Практическая реализация проекта.
1
Работы с
воспитанниками:
Растяжки
Дыхательные
упражнения
Глазодвигательные
упражнения
Телесные
упражнения
Упражнения для
развития мелкой
моторики
Релаксационные
упражнения
Использование кинезиологических комплексов в
организованной деятельности
Работа с родителями
(законными
представителями)
Тематические практикумы по
кинезиологическим упражнениям, в рамках
работы клуба «Лесенка успеха»
Индивидуальные консультации
Наглядная информация в родительском
уголке
.
№ Основные
направления
Месяц учебного
года
Месяц
учебного года
Месяц
учебного года
Месяц
учебного года
Месяц
учебного года
Месяц
учебного года
Месяц
учебного года
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
1
Формирование
пространственных
представлений
Д/и «Карточки»
Д/у «Подними
правую (левую)
руку»
Д/и «Мое
место»
Д.у «Возьми
предмет»
Д/и «Мое
место»
Д/у «Где
находится
предмет»
Д/и «Мое
место»
Д/у «Где
находится
предмет»
Д/и «Холодно-
горячо»
Д/у «Задания»
стр.28
Д/и
«Лабиринт»
Д/у «Задания»
стр.29
Д/и
«Осьминожки»
Д/и «Клад»
2
Межполушарное
взаимодействие
«Кулак-ребро-
ладонь» с 34
«Кулак-ребро-
ладонь» с 34
«Ухо – нос» с
35
«Клешня
краба» с 38
«Рисующий
слон» с 37
«Замок» с 36
«Зеркальное
рисование» с
37
«Ухо – нос» с
35
«Лягушка» с 36
«Носик –
художник» с
38
3
Общая моторика и
развитие
соматогностических
функций
«Растяжки по
«осям» (верх-
низ)
«Растяжки по
осям»
(лево – право)
«Растяжки по
осям»
(перекрестные)
«Растяжки по
осям»
(все вместе)
«Растяжки по
осям»
(все вместе)
«Растяжки по
осям»
(все вместе)
«Дерево»
4
Самомассаж
лица
Самомассаж
лица
Самомассаж
рук
Самомассаж
ушей
Самомассаж
ног
Самомассаж
тела
Самомассаж
тела
Самомассаж
тела
5
Перекрестные
движения
«Горизонтальна
я восьмерка»
стр.35
«Горизонтальн
ая восьмерка»
стр.35
«Перекрестные
движения»
Выполнять
перекрестные
скоординирова
нные движения
одновременно
правой рукой и
левой ногой
«Ползание на
четвереньках,
руки – крест –
на крест»
стр.40
Ходьба с
похлопыва
нием себя по
коленям, левой
по правому,
правой по
левому
Лежа на полу
коснуться
локтем колена;
левым правой
ноги, правым –
левой ноги
Лежа на полу
коснуться
локтем колена;
левым правой
ноги, правым –
левой ноги
(вперед, в
сторону, назад)
стр.36
6
Артикуляционная
моторика
Движения
челюстью в
разных
направлениях
Движения
языком, как
щелканье,
цоканье,
посвистывание
Движения
языком в
определенной
последовательн
ости,
стр.40
«Ползание на
четвереньках,
руки – крест –
на крест»
Движения рук
совмещать с
движения ми
языка.
Язык двигается
за рукой стр.40
«Ползание на
четвереньках,
руки – крест –
на крест»
Движения рук
совмещать с
движения ми
языка.
Язык двигается
за рукой стр.40
«Ползание на
четвереньках,
руки – крест –
на крест»
Движения рук
совмещать с
движения ми
языка.
Язык двигается
в
противоположн
ую сторону»
«Ползание на
четвереньках,
руки – крест –
на крест»
Движения рук
совмещать с
движения ми
языка.
Язык двигается
в
противоположн
ую сторону»
7
Мимические
движения
«Рожицы»
Вытягиваем
губы трубочкой
«Рожицы»
Широко
открываем рот
Рожицы»
Широко
открываем рот
«Рожицы»
Выдвигаем
язык
«Рожицы»
Хмурое
сдвигание
бровей
«Рожицы»
Улыбка
«Рожицы»
Улыбка
8
Мелкая моторика
Раскатывать на
доске
маленький
комочек
пластилина по
очереди
пальцами
правой руки.
«Пальчики
здороваются» с
16
«Зайчик –
кольцо» с17
«Колечки» с 18
Раскатывать на
доске
маленький
комочек
пластилина по
очереди
пальцами
левой руки.
«Поклон
пальчиками»
«Карандаши» с
19
«Цветок» с21
«Колечки с
усложнением»
Брать пальцами
левой руки
спички из
коробка и
складывать их
рядом, не
сдвигая руку с
места .Убрать
спички в
коробку.
«Заяц – коза»
«Слоник»
«Тяни- толкай»
с20
Брать пальцами
правой руки
спички из
коробка и
складывать их
рядом, не
сдвигая руку с
места . Убрать
спички в
коробку.
Брать пальцами
правой руки
спички из
коробка и
складывать их
рядом, не
сдвигая руку с
места . Убрать
спички в
коробку.
Отщипывание
кончиками
пальцев
клочков
бумаги.
«Замок»с 36
«Бусинка» с 19
Нанизывание
бус.
«Змейки» с 19
«Братцы» с 18
«Обратные
колечки» с 19
с 19
9
Тактильный гнозис
«Найди, из чего
сделано»
Ощупать три –
пять игрушек,
определить
материал, из
которого она
сделана
«Пальчиковый
бассейн»
В коробку с
фасолью
поместить
мелкие
игрушки,
ребенок
должен их
найти, ощупать
и узнать
«Волшебный
мешочек»
На ощупь
угадать
бытовые
предметы
(карандаш,
монета, кольцо
и т.д.)
«Волшебный
мешочек»
На ощупь
угадать мелкие
игрушки
«Волшебный
мешочек»
На ощупь
угадать мелкие
игрушки
«Волшебный
мешочек»
На ощупь
угадать
геометрически
е фигуры
различной
величины и
фактуры (из
бархатной
бумаги,
наждачной
бумаги,
плотной
фольги)
«Волшебный
мешочек»
На ощупь
угадать
геометрически
е фигуры
различной
величины и
фактуры (из
бархатной
бумаги,
наждачной
бумаги,
плотной
фольги)
1
0
Зеркальное
рисование
Вращать
обеими кистями
рук до и против
часовой стрелки
(однонаправлен
но)
Вращать
обеими
кистями рук до
и против
часовой
стрелки
(разнонаправле
нно)
«Горизонтальн
ая восьмерка»
Нарисовать в
горизонталь
ной плоскости
цифру 8
сначала одной
рукой, потом
обеими руками
вместе, стр.36
Рисовать
одновременно
двумя руками
зеркально-
симметричные
рисунки
стр.34
Рисовать
одновременно
двумя руками
зеркально-
симметричные
рисунки
стр.34
Рисовать
одновременно
двумя руками
буквы
стр34
Рисовать
одновременно
двумя руками
буквы
стр34
1
1
Симметричное
рисование
Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей (постепенное усложнение предлагаемых
зданий)
1
2
Зрительное
восприятие и
глазодвигательные
упражнения
Следить глазами
за движениями
пальцев по
траектории
горизонтальной
восьмерки
Следить
глазами по
контуру
воображаемой
фигуры
(круг, квадрат,
Совместные
движения глаз
и языка.
Однонаправлен
ные
движения
Совместные
движения глаз
и языка.
Однонаправлен
ные
движения
Совместные
движения глаз
и языка.
Разнонаправле
нные
движения
Совместные
движения глаз
и языка.
Разнонаправле
нные
движения
С закрытыми
глазами
опознавать
небольшой
предмет,
данный в руку,
хорошо
высунутым изо
рта языком ,
стр.35
треугольник,
цифры и т.д)
.стр.40
.стр.40
.стр.40
.стр.40
стр.41