Напоминание

"СКАЗКИ – ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ"


Автор: Цыбикова Анна Цырендоржиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 63"
Населённый пункт: г. Улан–Удэ
Наименование материала: Кружковая деятельность по ознакомлению воспитанников 6–7 лет с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе
Тема: "СКАЗКИ – ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




М и н и с т е р с т в о

о б р а з о в а н и я

и

н ау к и

Р е с п убл и к и

Б у р я т и я

М У

« Ком и т е т

п о

о б р а з о в а н и ю

А д м и н и с т р а ц и и

г. Ул а н - Уд э »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63 г. Улан-Удэ»

«Принято»: на заседании «Утверждено»

Педагогического совета № 1 Директор МАОУ

Протокол № ______ «СОШ № 63 г.Улан-Удэ»

«___»_________2018 г. ___________Лудупов Б. Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ВОСПИТАННИКОВ 6-7 ЛЕТ

С СОДЕРЖАНИЕМ СКАЗОК И ПОВЫШЕНИЮ ИНТЕРЕСА

К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

«СКАЗКИ – ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Воспитатель: Цыбикова Анна Цырендоржиевна

г. Улан-Удэ

2018 г.

Пояснительная записка

«Основная задача взрослых –

Открыть в ребёнке талант читателя».

С.Я.Маршак.

«Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело».

В.Г.Белинский.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась

негативная

тенденция:

значительное

снижение

к

чтению

книг

вообще

и

художественной

литературы

в

частности.

На

наш

взгляд,

существует

ряд

факторов,

вызвавших

это

явление.

Во-первых, глобальная

информатизация

объективного

пространства, окружающего

каждого

человека:

посредством

Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда

получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого

литературного

произведения.

Ясно,

что

художественная

ценность

и

неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и

литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий

жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь? Во-

вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка

представление

о

псевдоценностях

в

жизни

человека.

Дети

многое

знают

о

бытовой

электронике,

автомобилях,

сотовых

телефонах.

Они

уверены,

что

настоящий

Человек

это

успешный

бизнесмен,

непременно

выходящий

из

роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней

модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной

передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни

современного культурного человека! В-третьих, объект78вящать все свои мысли

и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о

книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для

подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования.

Многие

воспитатели

в

современных

детских

садах

настолько

увлечены

непосредственным

обучением

детей,

что

книга

является

для

них

чем-то

второстепенным. А

при

обращении

к

художественной

литературе

практикуют

«школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к

детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки

произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по

принуждению – «потому что задали». Это означает, что дети лишаются целого

мира

мира

художественной

литературы,

помогающего

душе

трудиться,

развивающего человека как интересную личность.

В.А.Сухомлинский

говорил:

«Чтобы

подготовить

человека

духовно

к

самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой -

вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее

время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых

мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и

разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно

вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что

необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ.

Система

работы,

изложенная

в

данной

программе,

как

раз

и

помогает

соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к

книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с

учётом

требований

и

отдельных

положений нормативно-правовых документов,

регулирующих деятельность ДОУ:

Закон «Об образовании Российской Федерации»;

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

Цель

данной

рабочей

программы -

повышение

интереса

детей

к

книге,

литературе

и

развитие

их

познавательных

и

коммуникативных

умений

на

материале любимых сказок.

Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей,

представленные в примерной основной образовательной Программе дошкольного

образования

«От

рождения

до

школы»

под

редакцией

Н.

Е.

Вераксы,

Т.

С.

Комаровой, М. А. Васильевой.

Дополнительным

компонентом содержания

данной

программы

является

методика Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» и пособие З. А. Гриценко для

чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с методическими рекомендациями).

Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы,

являются

взгляды

Д.

Родари,

Л.

Б.

Фесюковой,

З.

А.

Гриценко

и

авторов

технологии

ТРИЗ,

заключающиеся

в

том,

что

к

использованию

сказочного

материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей

оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и

творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки,

вводить

непредвиденные

ситуации,

смешивать

несколько

сюжетов

в

один,

придумывать собственные сказки. Тогда сказка, впрочем, как и любая книга, будет

восприниматься

ребёнком

как

источник

увлекательных,

необычных

занятий,

новых открытий и знаний.

Основными принципами построения программы являются:

Принцип

дифференциации -

разделение

планирования

деятельности

по

работе

с

содержанием

книг

по

возрастам,

для

каждой

возрастной

группы

отдельно.

Принцип интеграции и комплексного подхода - объединение в содержании

каждого

занятия

различных

видов

речевой,

мыслительной

и

продуктивной

деятельности

в

единый

комплекс,

направленный

на

решение

строго

определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности

связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация»,

«Коммуникация».

Принцип позитивной эмоциогенности - организация взаимодействия с

детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как

результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с

ребёнком и общения с литературным произведением.

Основными задачами программы являются:

1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя,

интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений

дошкольников.

Срок реализации данной рабочей программы: сентябрь 2018 г. - май 2019 г.

Содержание рассчитано на детей 6 - 7 лет.

Данная работа организуется в подготовительной группе с сентября по май

учебного года включительно в форме кружковой работы. Ежемесячно проводится

углублённая работа по содержанию двух литературных произведений. В течение

учебного года по данной методике отрабатывается 16 произведений.

На пр

придумывание собственных сказок отведено 2 занятия. Каждое из них изучается

на

двух

занятиях.

К

содержанию

каждой

конкретной

сказки

педагог

и

воспитанники обращаются и в совместной деятельности.

Условия реализации Программы «Сказки - добрые друзья»

1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы

можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе

общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о

процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему

помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям,

организуемым

в

процессе

работы

кружка

-

всё

это

настраивает

ребёнка-

дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на

чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.

2.

В

процессе

организации

работы

с

книгой

воспитателю

необходимо

учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания

детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти

особенности

с

расширением

детского

жизненного

опыта,

круга

конкретных

представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются

умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности

устанавливать причинные связи в сюжете и т.д.

3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с

книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в

ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен

быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на

одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Мальчик-с-пальчик», то

совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие

выставки:

а)

данная

сказка

в

обработке

А.

Толстого

или

иллюстрированная

разными художниками; б) любимые сказки, в которых действуют одновременно и

люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто

украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников:

желание

познакомиться

и

побеседовать

о

выставленной

литературе,

желание

рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.

4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в

совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и

дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх.

По окончании кружка в этот же день либо на следующий -

микрорайона

организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению

книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и

изготовление самодельной книги.

Главное,

ребёнок

должен

видеть

-

прочитанная,

изученная

книга

не

отбрасывается и не забывается - к ней обращаются постоянно.

5.

Очень

важным

условием

является

сотрудничество

воспитателей

с

Библиотекой микрорайона: экскурсии, тематические выставки книг и беседы в

группе, ДОУ.

6. Непременным условием является взаимодействие воспитателей группы,

осуществляющих работу по Проекту «Театр и дети», с такими специалистами

ДОУ, как музыкальный руководитель.

Именно вместе можно обеспечить богатство содержания развлечений, игр-

драматизаций

по

мотивам

сказок,

разнообразить

совместную

деятельность

воспитателя с детьми.

Итак, цель нашей работы - привлечь ребёнка к чтению, привить интерес к

книге и это является одной из первых задач воспитания.

Литература,

как

вид

искусства,

оказывает

латентное

воздействие

на

маленького читателя, и результаты этого воздействия проявятся в будущем, но при

условии неформального, искреннего отношения к делу взрослого человека.

Тематический план

Подготовительная группа

Ме

сяц

Тема

Количество

занятий

в неделю

Количество

занятий

в месяц

Другие формы работы:

совместная деятельность

09

1.«Сказка о мёртвой царевне и

семи богатырях».

А. С. Пушкин.

2. «Как Муравьишка домой

спешил».

Виталий Бианки.

1 (1 неделя)

1 (2 неделя)

1 (3 неделя)

1(4 неделя)

2

2

Итого: 4

Выставка сказок

А.С.Пушкина.

Создание мини-книжек

с иллюстрациями.

Создание иллюстраций

к сказке. Коллективная

работа.

10

1. «Серебряное копытце».

П.Бажов.

2. Сказка «Сивка-бурка».

1 (1 неделя)

1 (2 неделя)

1 (3 неделя)

1 (4 неделя)

2

2

Итого: 4

Создание коллекции камней

и минералов,

рассматривание, беседы.

С/р. игра по сказке.

Создание иллюстраций

к сказке с использованием

разных изобразительных

средств.

11

1.«Гадкий утёнок».

Г.Х.Андерсен.

1 (1 неделя)

1 (неделя)

2

Выставка сказок Андерсена.

Беседы по содержанию

выставки.

Презентация-викторина.

2. «Мальчик-с-пальчик».

Шарля Перро.

1 (3 неделя)

1 (4 неделя)

2

Итого: 4

Выставка сказок Ш.Перро.

«Книжкина мастерская».

12

1.«Белая уточка».

Русская народная сказка.

2.

«Двенадцать месяцев».

в обработке

Самуила Маршака.

1 (1 неделя)

1 (2 неделя)

1 (3 неделя)

1 (4 неделя)

2

2

Итого: 4

Изготовление книжки-

самоделки и иллюстраций к

ней.

Пересказывание

сказки по ролям.

«Книжкина мастерская».

01

1.«Крупеничка».

Н. Телешов.

2.«Илья-Муромец и Соловей-

разбойник».

1 (1 неделя)

1 (2 неделя)

1 (3 неделя)

1 (4 неделя)

2

2

Итого: 4

Создание коллекции круп.

Изучение их свойств и сфер

применения.

Выставка рисунков к сказке.

«Книжкина мастерская».

02

1.«Волшебный хуур».

Бурятская народная сказка.

2. «Марья Моревна».

Русская народная сказка.

1 (1 неделя)

1 (2 неделя)

1 (3 неделя)

1 (4 неделя)

2

2

Итого: 4

Выставка рисунков.

Коллективное панно

«Марья Моревна».

«Книжкина мастерская».

03

1. «Аленький цветочек».

В. Аксаков.

2. «Василиса Прекрасная».

Русская народная сказка.

1 (1 неделя)

1 (2 неделя)

1 (3 неделя)

1 (4 неделя)

2

2

Итого: 4

Продуктивная деятельность:

выставка «волшебных»

аленьких цветочков,

изготовленных из

природных и бросовых

материалов.

Продуктивная деятельность:

лепка героев сказки.

«Книжкина

мастерская».

04

1. «Мороз Иванович».

Владимир

Одоевский.

2. «Лягушка-

путешественница».

В. Гаршин.

1 (1 неделя)

1 (2 неделя)

1 (3 неделя)

1 (4 неделя)

2

2

Итого: 4

Изготовление иллюстраций

к сказке с использованием

разнообразных средств и

нетрадиционных

изобразительных

техник.

Составление плана

путешествия лягушки.

Сочинение и записывание

продолжения сказки.

05

1.Сочинение собственных

сказок.

2.Сочинение сказки на тему:

«Сказка о дружбе».

1 (1 неделя)

1 (неделя)

1 (3 неделя)

1 (4 неделя)

2

2

Итого: 4

Создание мини-книжки

с иллюстрациями

собственной сказки.

Представление спектакля

по сказке

«Сказка о дружбе».

«Книжкина мастерская».

Л

итература

1.

Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. –

144с.

2.

Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского

развития: Методическое руководство для работников дошкольных

образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина,

С. И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.

3.

Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании

личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.

4.

Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //

Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28

5.

Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.

6.

Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с.

41-50.



В раздел образования