Автор: Лазарева Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"Малыш"
Населённый пункт: г. Рославль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Художники иллюстраторы"
Раздел: дошкольное образование
Цель: Познакомить детей с художниками – иллюстраторами детских книг.
Задачи: -показать детям выразительные средства, индивидуальную манеру
передачи образа художников –иллюстраторов детских книг (, Е.М.Рачев,.
Чарушины);
-познакомить детей с графическими изобразительными материалами,
возможностями их использования в собственной деятельности;
- формировать у детей устойчивый интерес к творчеству художников –
иллюстраторов;
-формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
эмоциональную отзывчивость на художественные произведения;
-развивать творческую активность в создании собственных сюжетных
композиций;
- воспитывать внимательное и бережное отношение к книге, желание
постоянно общаться с ней;
Предварительная работа:
1.
Рассматривание книг, разных по конструкции.
2.
Беседы о творчестве художников-иллюстраторов: Ю. А. Васнецова, Е.
И. Чарушина. Е М Рачёва
3.
Чтение книг Е. И. Чарушина, рассматривание его рисунков и эстампов.
4.
Изобразительная деятельность на темы прочитанных сказок, потешек,
рассказов.
5.
Дидактические игры: «Найди рисунки Е. И. Чарушиина», «Найди
рисунки Рачёва», «Узнай, какой художник меня нарисовал», «Угадай,
какие звери в этом домике живут».
Ход од
Сегодня день у нас особенный
Я познакомлю вас, друзья
С предметом, без которого
Прожить на свете нам нельзя
Отгадайте загадку и узнаете, о чём сегодня мы поговорим:
Я всё знаю,всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться, нужно грамоте учиться
Дети ( книга)
Сегоднямы отправимся туда, где находитья больше всего книг. Но чтобы
узнать куда мы отправимся вы должны отгадать загадку?
Снаружи смотришь – дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Собрались сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон.
И добрый дед Мазай,
Как называют этот дом?
Попробуй, отгадай…
Правильно.. это - библиотека.
Дети: Что значит слово библиотека?
Дети: Библиотека- это место, где хранится огромное количество книг. В
библиотеке книги выдаются на дом
Вос-ль Какие наши книги яркие, красочные.
:
Что больше привлекает вас в книгах?
делает книги яркими?
Дети: (иллюстрации)
Вос-ль: кто рисует иллюстрации
–
Дети : (художники-иллюстраторы)
Вос-ль: Каких художников иллюстраторов вы знаете?
Дети :Чарушин ,Васнецов, Рачёв
Вос-ль:Что может быть изображено на иллюстрациях?
Дети: животные, эпизоды из сказок, природа
Вос-ль Да ребята, художники – иллюстраторы очень стараются и
рисуют отличные картинки к детским книжкам. Чтобы вам
понравились эти книги, и вы с удовольствием их рассматривали.
Создавая иллюстрации к книгам, художник рассказывает нам о ее
содержании, только не как автор, а по – своему Как вы думаете чем?
Дети:карандашами и красками.
Вос-ль: Многие писатели и художники иллюстрируют книги. С одним таким
писателем и художником мы уже познакомились. Это?
Дети: Чарушин показ портрета
Вос-ль Кого изображал Чарушин в своих иллюстрациях?
Дети :(животных).
ВОС-ЛЬ почему именно животных изображал Чарушин?
Дети (В доме у Е. И. Чарушина всегда были животные – собаки, кошки,
птицы. Вместе со своей мамой будущий художник лечил и выхаживал уток,
тетерок.)
-Восль Посмотрите на ИЛЛЮСТРАЦИИ Е. И. Чарушина. ) Их не спутаешь
ни с чьими другими,
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ почему?
Дети: потому что животные выглядят на них как живые. Видна каждая
шерстинка. художник нарисовал животных крупно, во весь лист.
Вос-ль Последней книгой Е.И. Чарушина стала книга
Дети «Детки в клетке» С.Я. Маршака.
Восль: А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на
международной выставке детской книги в Лейпциге.
Вос-ль- Рассмотрите иллюстрации из книги Е. И. Чарушина «Медвежата».
- Давайте рассмотрим медвежат, которые изображены на обложке. Мне очень
понравились эти медвежата. Посмотрите, как художник нарисовал их.
Дети Мы видим мягкие ушки, мохнатую шерстку, серьезные мордочки и
толстые пятки. Один усердно сосет молоко из бутылочки. А про другого
медвежонка расскажите сами.
Вос-ль - А сейчас давайте рассмотрим еще одну иллюстрацию из этой книги. На
ней изображены медвежата, разбирающие трубу на крыше.
- Вос –ль : Посмотрите, медвежата тоже, как и вы любят играть и
баловаться, узнавать что- то новое. Обратите внимание на игру
медвежат.
Дети: Один из них отрывает кирпичи, спускает их по крыше и с
наслаждением вслушивается в шум. Другой так старался, что даже
язык высунул.
- Если бы вам, ребята, разрешили так играть, вы бы согласились?
Физкультминутка
Медвежата в чаще жили
Головой они крутили,
Вот так, вот так головой они крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так дружно дерево качали.
Медвежата воду пили,
Друг за дружкою ходили,
Вот так, вот так друг за другом все ходили.
Медвежата танцевали,
Кверху лапы поднимали,
Вот так, вот так кверху лапы поднимали.
Вос ль:
Сейчас давайте рассмотрим иллюстрацию «Лисенок»
Вос ль - Кто изображен на этой иллюстрации? Нравится ли вам этот лисенок и
почему?
-Вос-ль Как чувствует себя лисенок в лесу?
- Как нам об этом рассказывает художник?
- Каким нарисовал художник лисенка?
- Ребята, посмотрите, на картине изображена елочка.
- Как вы думаете, зачем художник изобразил ее? Мы ведь знаем, что он не
любил рисовать посторонние предметы.
Дети- Художник, с помощью елочки, хотел сказать, что лисенку страшно и
неуютно в лесу.
Восль- Следующая иллюстрация «Олененок»
- Ребята, кто изображен на картине?
- Давайте рассмотрим, каким художник изобразил олененка?
Дети: Маленьким, беспомощным, слабым. Он с трудом стоит на ногах.
- Ребята, какие чувства вызывает у вас это олененок?
Дети: Любовь, жалость, желание помочь ему.
Какой художник иллюстратор к ак и Чарушин изображал на своих
иллюстрациях зверей?
Дети: Евгений Михайлович Рачёв
Восль: Чем отличаются иллюстрации Рачёва от иллюстраций Чарушина?
Дети: Звери, которых рисовал Евгений Михайлович, - не просто лисы и
волки,
зайцы
и
медведи.
Их
образы
отражают
человеческие
эмоции,
характеры, настроение.
Вос-ль Где можно увидеть эти рисунки?
Дети (в сказках)
Вос-ль- Зачем художник рисовал их одетыми?
Дети:- Он делал это для того, чтобы показать и раскрыть нам характер, образ
героя.
Вос-ль: - Не любил Евгений Михайлович бывать в зоопарке, там говорил он
глаза у зверей грустные.
Восль - Как вы думаете, почему?
Дети (там звери в неволе, за ними ухаживают люди, но их дом – лес)
Вос-ль- В рисунках Евгения Михайловича есть свой маленький секрет.Вы его
знаете?
Дети: Он любил рисовать гуашью, чтобы рисунки были яркими, и обводил
свои изображения чёрной полоской.
Вос ль: Самые первые сказки детства –
Дети: «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Заюшкина избушка»,
«Коза-дереза» - остаются в памяти именно с иллюстрациями Евгения Рачёва.
Вос ль: Каким изображает художник зайца при встрече с колобком.
Дети: (Удивленным, растерянным)
Восль: -Как передал художник, то, что заяц удивлен.
Дети (Усы торчат от удивления, поднял вверх длинные уши - слушает, рот
открыл от удивления- никогда не слышал такой песни, голову вытянул
вперед)
Восль: Как изобразил художник зайца при встрече с теткой вороной?
(иллюстрация к сказке «Заяц - хваста»)
Дети: (ворона, ругает зайца за хвастовство, у зайца усы повисли, как у
моржа, со страху голову нагнул, глаза напуганные, лапы повисли.)
Вос-ль - Ну и хваста! Посмотрите, он же боится свое ухо вороне дать, знает,
что больно будет.
Вос-ль иллюстрация «Волк сидит у проруби».
Дети Волк сидит у проруби, соломку подложил, чтобы не замерзнуть. Ему
грустно и холодно. Вокруг темно, небо фиолетово – серое, мрачное, как
волчье настроение
Восль: иллюстрация «Лиса едет на волке».
Дети: Лиса едет верхом на волке. Настроение у нее довольное, радостное,
лукавое – ей удалось волка перехитрить, обмануть. Поэтому и небо на
иллюстрации Е.Рачева светлое, голубовато – розовое.
«Словно взял нас за руку художник и привел в мир сказок. И ожила,
расцветилась красками, населилась пушистыми котами, золотыми лисами
старая-старая сказка.
Вот какой замечательный художник жил на свете и для нашей
радости рисовал сказки – спасибо ему!»
А теперь поиграем с мячом в игру «Я начну, а ты закончи».
Белка зимой серая, а летом…(рыжая)
У зайца хвост короткий, а уши…(длинные)
Ёж маленький, а медведь…(большой)
У лисы шёрстка мягкая, а у волка…(жесткая)
Сова днём спит, а ночью…(охотится, летает)
Соловей любит вить гнездо в черёмухе, а кукушка…(подкладывает яйца в
чужие гнезда)
Синица зимует в наших краях, а трясогуска…(перелетная)
У снегиря на голове чёрная шапочка, а у сверистели…(красная)
У дятла клюв большой, крепкий, а у клеста…(маленький, загнутый)
У белки дупло, а у медведя… (берлога)