Напоминание

Понимание сложности в обучении ребёнка с аутизмом в обычной школе


Автор: Ашапина Наталья Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 11"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Понимание сложности в обучении ребёнка с аутизмом в обычной школе
Раздел: полное образование





Назад




Понимание сложности в обучении ребенка математикой с аутизмом в

обычной школе.

Как и у всех детей, у ребенка с аутизмом есть свои сильные и слабые стороны, свои

взгляды на жизнь, им могут нравиться и не нравиться совершенно разные вещи. Обучение

учащихся с аутизмом требует от преподавателя не только знания предмета и методики

обучения, но и знание особенностей заболевания и возможностей работы с обучающимися

данной

категории.

Но

многие

классические

программы

по

обучению

математике

и

педагогические

приемы

их

этой

сферы

могут

быть

адаптированы

с

учетом

индивидуальных особенностей и интересов ученика, так чтобы математические действия

и понятия приобрели для него значение.

Из своего опыта работы с детьми имеющие расстройствами аутического спектра я

определила проблемы в обучении математики и пути их решения.

Проблемы обучения детей с расстройствами аутического спектра математике.

Мы должны понимать и быть готовы к тому, что общение будет сложным.

Может быть сложным найти общий язык с ребенком-аутистом, особенно, если его аутизм

имеет

тяжелую

форму.

Если

у

ребенка

средняя

степень

аутизма,

то

он

может

не

показывать, понимает он ваши объяснения или нет. Он также может не говорить, что

именно он не понимает, или вообще не будет следовать вашим объяснениям. Если он не

понимает, то, скорее всего, не будет задавать подходящие вопросы.

Аутичные дети обладают разными интеллектуальными возможностями. У ребят с

таким

диагнозом

может

наблюдаться

задержка

умственного

развития

и

проявляться

одаренность.

Для

успешного

обучения

аутичных

детей

совместно

со

специалистами

психолого-педагогической комиссии и педагогами составляется индивидуальный учебный

план.

Дети-аутисты

часто

нуждаются

в

индивидуальном

обучении,

и

для

успеха

их

обучения необходимо учитывать все их психологические особенности.

Ваша задача – понять это и не реагировать негативно. Попробуйте догадаться какие

бы вопросы могли возникнуть у ребенка, если бы он мог их выразить.

Знайте,

что

аутизм

может

вызывать

проблемы

с

использованием

речи.

Речь

необходима, чтобы пояснять проблемы, скрывающиеся в математике. Речевые проблемы,

сопровождающие

аутизм,

могут

сделать

математику

в

разы

сложнее.

Если

языковые

проблемы присутствуют, ваша задача будет значительно сложнее.

Многие задания могут быть пояснены с использованием визуальных примеров,

которые,

обычно

сопровождаются

вербальными

объяснениями.

В

этом

и

состоит

сложность.

Постарайтесь

использовать

визуальные

материалы

как

можно

чаще,

при

обучении своего ребенка.

Поймите, что ребенок с аутизмом может не проявлять интерес к тому, чему вы

пытаетесь

его

обучить.

Дети-аутисты

зачастую

имеют

очень

узкий

круг

интересов.

Изучение

математики

может

быть

не

интересно

для

них,

что

вызовет

недостаток

концентрации. Чтобы заставить их сосредоточиться и учиться, вы должны сделать процесс

обучения развлекательным и веселым.

Будьте

готовы

столкнуться

с

плохой

моторикой.

Математика

зачастую

сопровождается бумагой и ручкой. Моторика важна в процессе обучения математики, что

также

может

вызвать

сложности.

Обучение

написанию

чисел

может

быть

очень

подавляющим для ребенка.

У ребят-аутистов моногообразные личностные особенности, и только совместная

работа с родителями поможет выработать индивидуальную образовательную траекторию,

подобрать подходящие формы и методы обучения.

Как преодолеть сложности в обучении?

1.

Заинтересуйте ребенка процессом обучения. Отличным способом будет совместить

интересы ребенка с математическими задачами

2.

Если возможно, найдите книгу примеров с интересующими иллюстрациями. Это

может

подстегнуть

интерес

ребенка,

относительно

работы,

которую

следует

сделать.

3.

Как

можно

чаще

хвалите

ребенка.

Несмотря

на

то,

что

дети-аутисты

могут

выглядеть абсолютно отстраненными, они ярые ученики. Давайте им постоянный

положительный отзыв; это очень важно, чтобы сохранять в них высокий уровень

мотивации.

4.

Это сделает их счастливее и поможет ассоциировать обучение с позитивными

эмоциями. Вместо страха перед обучением, дети-аутисты будут воспринимать этот

процесс как возможность получить положительное внимание.

5.

Постарайтесь избегать вопросов, ответом на которые может быть только ‘да‘ или

‘нет‘, задавайте вопросы, которые подразумевают множество вариантов ответа.

Сложность, вызванная речевыми проблемами, может создать барьер при изучении

математических принципов. Использование вопросов, с множественными ответами

может помочь немного облегчить процесс.

6.

Попросите

ребенка

повторять

ваши

действия.

Повторение

ребенком

ваших

действий очень эффективно и приведет к отличным результатам. Например, когда

вы берете пять шаров, то и ребенок должен взять пять шаров. Покажите ему, что у

вас остается всего четыре шара, если вы откладываете один.

7.

Ориентируйтесь на умственное развитие ребенка, при составлении плана урока.

Удостоверьтесь, что вы знаете уровень развития ребенка и отталкивайтесь от этого.

Ваш

ребенок

может

не

соответствовать

школьным

возрастным

параметрам,

поэтому исходите из его умений и способностей. Некоторые области математики

могут даваться ему легче, чем другие. Это означает, что вам следует находить более

легкий подход к некоторым темам.

8.

Задание давайте одно за раз, а не вываливайте на ребенка сразу все. Не давайте

множество

пояснений

за

один

раз.

У

детей-аутистов

существуют

проблемы

с

последовательностью запоминания. Если ребенок способен читать, то запишите все

пояснения по порядку. Если ребенок испытывает сложности с пониманием первого

набора пояснений, то не запутывайте его, стараясь разъяснить следующий блок. Я

сталкиваюсь в своей практике с тем, что мой ученик может понять сложные

принципы математики, но не в состоянии вспомнить о том, что нужно записать

домашнее задание. Общение с учеником бывает очень часто сложным, он может не

показывать, понимает он объяснения или нет. Он часто не говорит, что именно он

не понимает, или вообще не следует объяснениям.

9.

Счеты – это один из самых популярных предметов, используемых практически

всеми

детьми

при

изучении

основ

сложения

и

вычитания.

Использование

материалистических объектов даст ребенку восприятие подсчета в его сознании.

Если

ребенок

плохо

считает

в

уме,

то

он

просто

может

представить

счеты,

переставить в голове бусины и написать готовый ответ на бумаге.

10. Четко

изъясняйтесь,

т.к.

ребенок

с

аутизмом

может

испытывать

трудности

в

понимании юмора или сарказма.

11. Постарайтесь оградить ребенка от издевок других детей.

12. Удостоверьтесь, что ребенок всегда находится под присмотром взрослого.

Для хорошего результата необходимо создать позитивную обстановку обучающемуся.

Обучайте ребенка в хорошо знакомой ему обстановке. Постарайтесь обучать

своего ученика в привычной для него обстановке, где все ему знакомо и менее сложно. Во-

первых, это не позволит ему думать, что его привели куда-то именно для изучения

математики (предмет, в котором он скорее всего не преуспел), а также обучение в знакомой

для него обстановке поможет ассоциировать математические принципы с вещами, вокруг

него, которые ребенок хорошо знает.

Обучайте ребенка один на один. Дети с аутизмом учатся лучше, если находятся

вдвоем с преподавателем. Это поможет им сформировать самооценку и уверенность. А вы

сможете сфокусироваться на индивидуальных особенностях и потребностях ребенка.

Кроме того, для ребенка будет меньше причин отвлекаться, если вы будете только вдвоем в

комнате. Для вас это также легче. Фокусироваться на одном ребенке достаточно сложно;

несколько детей не дадут вам сконцентрироваться.

Сохраняйте отсутствие беспорядка в учебном пространстве. Держите место для

обучения свободным от различных отвлекающих факторов. Визуальные отвлекающие

факторы очень распространены и могут помешать процессу обучения. Не складируйте

слишком много разнообразных учебных принадлежностей на столе. Даже что-то простое,

как ручка, может вызвать потерю концентрации внимания.

Храните все работы ребенка структурированно и в одном и том же месте.

Храните также все обучающие материалы там же. Тогда, ребенок сможет позже еще раз

пересмотреть урок во всех деталях. Откладывайте каждый урок отдельно от предыдущего.

Таким образом, каждое объяснение будет отделено от других. Поэкспериментируйте в

применении цветов, чтобы помочь ребенку более легко воспринимать материал. Если у

вашего ребенка проблемы с визуальным восприятием, то знайте, что большинству детей с

аутизмом легче воспринимать черный шрифт на цветном фоне (но избегайте контрастов).

Светло-голубой

или

светло-коричневый

это

отличные

цвета

для

начала.

Это

нейтральные цвета, которые глаза воспринимают легче.

Используйте игры, чтобы ребенку легче воспринимались принципы математики.

Игры всегда были приятным способом изучения математики, поэтому создано большое

количество способов для изучения математики игровыми методами, и улучшения в ней

способностей детей. Уровень сложности таких игр зависит от возраста ребенка.

Удостоверьтесь, что учебное пространство наполнено объектами, которые помогут

вам в процессе обучения ребенка математике. Математика – это предмет, который всегда

лучше воспринимается при вовлечении разнообразных видов деятельности. Для ребенка с

аутизмом

или

обычного

ребенка

активные

действия

всегда

помогут

лучше

понять

математику.

Критерием успеха в обучении аутичных детей является не овладение школьными

знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в социализации. Можно

научить

ребенка

максимально

возможной

для

него

адаптации

в

обществе,

причем

максимум для них очень и очень высок. Надежда есть, что такой ребенок вырастет

уверенным в своих силах, счастливым, со многими важными навыками. Но не стоит

ждать, что он станет "как все".

Список используемой литературы:

1. В.В.Ткачева Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровье, диагностика и

консультирование – М –национальный книжный центр.

2. О. С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребенок: пути помощи. М.,

2007.

3.Гилберт П., Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому

Дзюба Е. Н. Преподавание математики с использованием дистанционных образовательных

технологий

и

программы

«Живая

Математика»

//

Инновации

в

области

содержания

учебно-методического комплекса: материалы Всероссийских педагогических чтений. 25

мая 2012 г. - Чебоксары: Учебно-методический центр, 2012. - 408с. (с. 107 — 111).



В раздел образования