Напоминание

Ребёнок с аутизмом в обычной школе


Автор: Хабарова Зоя Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 11"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Ребёнок с аутизмом в обычной школе
Раздел: среднее образование





Назад




РЕБЁНОК С АУТИЗМОМ В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ

В последнее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с

аутизмом и аутистическими проявлениями.

Аутизм - «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире

аффективных

комплексов

и

переживаний.

Под

аутизмом

в

широком

смысле

понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить

в своем собственном мире.

Современная

школа

на

практике

реализует

принципы

инклюзивного

образования.

Поместив аутичного ребенка в школу, не создав для этого специальных

условий, - очень большой риск для него. Прежде, чем говорить о технологии

организации обучения, нужно остановиться на принципиальных подходах.

Аутичный ребенок должен не только привыкнуть к большому количеству

новых учителей и к одноклассникам, но и освоить правила школьной жизни. Ему

необходимо освоить пространство школы, кабинетную систему. Ребенок должен

всюду найти свое место.

В начальной школе обучение ребенка с аутизмом зависит в основном от

одного учителя, а в средней звене – от нескольких педагогов. Следует учитывать,

что все, с кем взаимодействует ребенок, работают в команде и придерживаются

одних и тех же принципов.

Ключевой проблемой является отсутствие у педагогов понимания того, что у

ребенка

болезнь

или

нарушение

развития,

а

не

просто

педагогическая

запущенность, которую можно исправить воспитательными мерами.

Необходимо

постоянное

сопровождение

аутичного

ребенка

в

учебном

процессе и ряд предварительных шагов по организации его взаимодействия с

учителями и одноклассниками.

Рекомендации для учителей, работающих с аутичными детьми:

1.

Учителю необходимо установить предварительный контакт с аутичным

ребенком.

2.

Среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли бы

общаться на переменах с аутичным ребенком.

3.

Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания

на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках

усталости или недовольства с его стороны.

4.

Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации

действия:

взрослый

в

буквальном

смысле

"работает"

руками

ребенка,

пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.

5.

Педагогу

надо

установить

ряд

правил,

связанных

с

контролем

успеваемости:

разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной,

устной, возможно на компьютере);

предоставлять дополнительное время для написания контрольных

работ;

разрешать переписывать контрольные работы;

принимать работу позже установленного срока;

не

сравнивать

аутичного

ребенка

с

другими

детьми,

а

регулярно

отслеживать динамику его развития;

6. Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребенок наиболее

компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью.

7. У педагога должно быть четкое понимание, что аутичному ребенку важно

научиться

взаимодействовать

с

окружающими,

что

поможет

ему

адаптироваться в социуме.

Необходимым

этапом

в

обучении

аутичного

ребенка

являет ся

подготовительная работа:

беседа специалистов с родителями, с целью выявления психологических

и речевых особенностей;

проведение обучающих семинаров, где учителя знакомятся с основными

подходами к обучению аутичных детей;

Необходимые условия эффективности учебного процесса аутичного ребенка:

1.

Психологическая совместимость учителя и ученика;

2.

Разработка индивидуальной учебной программы для каждого ребенка по

разным предметам, индивидуальных занятий со специалистами;

3.

Постоянное сопровождение ребенка в течение учебного дня;

4.

Взаимодействие специалистов с учителями по сопровождению аутичного

ребенка;

5.

Организация отдельного игрового пространства, где ребенок мог бы

провести пугающую его перемену;

6.

Соблюдение правил сопровождения аутичного ребенка во время учебного

процесса;

7.

Обязательный мониторинг ситуации, позволяющий оперативно вносить

изменения в учебный процесс.

Критерием

успеха

в

обучении

аутичных

детей

является

не

овладение

школьными

знаниями,

умениями

и

навыками,

а

положительная

динамика

в

социализации.

Можно

научить

ребенка

максимально

возможной

для

него

адаптации в обществе, причем максимум для них очень и очень высок. Надежда

есть, что такой ребенок вырастет уверенным в своих силах, счастливым, со

многими важными навыками. Но не стоит ждать, что он станет "как все".

Список используемой литературы

1. К.С. Лебединская, О.С Никольская. Диагностика раннего детского аутизма.

М., 1991.

2. О. С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребенок: пути

помощи. М., 2007.

3.Гилберт

П.,

Питерс

Т.

Аутизм.

От

теоретического

понимания

к

педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2003.



В раздел образования