Автор: Шепоренко Лариса Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №4
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных технологий".
Раздел: начальное образование
Использование современных технологий.
Личностно-развивающий урок – это постоянное обращение к субъектному
опыту детей как опыту их собственной жизнедеятельности, урок становится
формой, которая размывает границы обучения и воспитания, превращая
каждый акт пребывания ребёнка в школе в становление образа его личности.
Таким образом, личностно ориентированный подход в учебно-
воспитательном процессе позволяет мне решать одновременно несколько
задач:
- развитие позитивных индивидуальных свойств ученика – способностей,
интересов, склонностей;
- развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской,
информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры;
- развитие личностно смыслового отношения учащихся к изучаемым
предметам;
- развитие ценностного отношения учащихся к окружающей
действительности.
Таким образом, найти оптимальные методы и средства, направленные,
прежде всего на развитие личности ученика, задача, которую я ставлю на
каждом уроке и во внеурочной деятельности.
Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности:
неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления,
повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности,
разнообразие познавательных интересов. Для того, чтобы поддержать в
течение урока внимание детей, необходима организация активной и
интересной мыслительной деятельности.
Считаю, что ученик, учится только тогда, когда получает эмоциональное
удовлетворение в процессе успешной деятельности. Если ученик не видит
смысла в учебной работе, не осознаёт цель, не понимает и не принимает
задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению.
Никакая, даже самая лучшая методика не принесёт результата, если нет
дружелюбных, уважительных взаимоотношений между учителем и
учениками. Должна быть создана такая атмосфера, которая позволяет детям
высказываться о своих знаниях, сомнениях, задавать вопросы, просто
рождает желание поделиться друг с другом.
Именно поэтому особое внимание уделяю вводной части урока, которая
включает: психологический настрой и исходную мотивацию.
Каждый урок я начинаю с создания у учащихся позитивного эмоционального
фона, что положительно влияет на каждого ученика отдельно и классный
коллектив в целом. Для этого использую следующие приёмы:
1.
Музыка в подарок.
2.
Напутствие:
- Радуйся успеху.
- Береги своё здоровье.
- Не бойся ошибок, помни – в классе тебе всегда помогут.
- Я уверена, что вы все напишете правильно.
3. Просьба:
- Улыбнись себе и другим.
- Пожелай успеха себе и другим.
4. Психологическая установка на урок:
- Развиваем эмоции.
- Цвет и настроение.
- Минуты радости.
На исходном мотивационном этапе каждый ребёнок должен осознать,
почему и для чего ему нужно изучать данный раздел программы, тему, что
именно ему придётся изучить и освоить, какова основная задача предстоящей
работы.
На этом этапе учитываю несколько видов побуждений учащихся:
1.
Актуализация мотивов предыдущих достижений («Мы хорошо
поработали над предыдущей темой».).
2.
Мотив относительной неудовлетворённости («Но не усвоили ещё одну
важную сторону этой темы».).
3.
Мотив ориентации на предстоящую деятельность («А между тем, это
будет необходимо: например в таких-то ситуациях).
4.
Непроизвольный мотив удивления, любознательности и т. д.
Кроме того, я считаю, необходимо выяснить, готовы ли обучаемые к
изучению нового материала, чего им недостаёт, что именно они должны
проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу.
Чтобы подтолкнуть мысль учеников задаю ряд вопросов:
Хотите знать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
Для чего вам это нужно?
Подобный приём наталкивает детей на вопросы:
Что это?
Для чего это нужно?
Как этим пользоваться?
Это и есть цели урока для детей. Самостоятельная постановка целей делает
их более значимыми для учащихся.
Поиски путей активизации познавательной деятельности младших
школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности
– задача, которую я решаю в основной части урока. Главная цель активизации
познавательных способностей – формирование активности обучаемых,
повышение качества учебного процесса.
На этапе введения новых знаний применяю проблемную модель обучения,
которая проводит учеников через два звена научного творчества: постановку
проблемы и поиск решения, которые обеспечивают более качественное
усвоение знаний, развивает у обучающихся умение самостоятельно мыслить,
анализировать, обдуманно выдвигать гипотезы, аргументировано отстаивать
своё мнение, развивает логическое мышление, речь и творческие
способности.
Новые понятия и отношения между ними не даю детям в форме сообщения
информации, в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе
самостоятельной деятельности, я как учитель направляю эту деятельность.
Какой восторг вызывает у ребят это «открытие»! Нет скучающих,
равнодушных, дети всегда находятся в постоянном поиске, каждый раз для
себя открывая что-то новое. Обеспечивается развитие эмоциональной сферы
ребёнка. А это стимулирует его на запоминание нового материала, на
дальнейшую работу в том же духе. Проблемную модель образования
стараюсь применять на разных уроках. Ученикам очень нравятся такие
уроки, они активно принимают участие. У детей вырабатывается устойчивая
привычка к свободному самовыражению, уверенность в себе, повышается
интерес к учёбе.
Для включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-
познавательную деятельность использую сочетания индивидуальной, парной
и групповой работы.
При проведении уроков, использую самые разнообразные формы: урок
накопления фактического материала, урок – поиск, урок – игра, урок –
путешествие, урок – сказка, урок – диалог, урок – открытие и др.
Большое внимание уделяю обучению младших школьников рефлексии, в
которой отражаются четыре сферы человеческой сущности:
физическая (успел не успел);
сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие
затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
В своей работе использую самые разнообразные формы и средства
рефлексии: устное слово, движение, позу, цвет, линию, музыку, письменное
слово и др. Рефлексию включаю в разные этапы урока, что обеспечивает мне
обратную связь с учениками.
На заключительном этапе урока с ребятами обсуждаю не только результаты
работы и тех трудностей, которые возникали у детей при выполнении
заданий, но и рефлексии этой деятельности. Существенным моментом для
меня являются ответы детей на вопросы:
Чем занимались?
Чему научились на данном уроке?
Для диагностики достижений обучающихся я использую различные методы:
контрольные работы;
тестирование;
практические работы;
анкетирование учащихся и их родителей.
Кроме того, целостное развитие личности возможно лишь в условиях
неразрывной связи обучения и воспитания. Именно поэтому одним из
важных направлений своей работы считаю процесс воспитания.
Как классный руководитель я работаю по своей программе
«Индивидуализация воспитательного процесса младших школьников в
адаптивной школе», которую реализую через игру «Путешествие на остров
Знаний», которая длится все 4 года.
Игровой замысел основывается на действиях с предметами, изменении и
усложнении ролевой позиции участника игры, стремлении к изменению
своего положения в той или иной игровой группе.
В игре происходит постижение нового опыта социального взаимодействия,
развитие воображения, расширение круга общения, приобретение новых
знаний и умений.
В своей педагогической деятельности опираюсь на следующие приоритетные
направления воспитательного процесса:
Создание нового стиля взаимоотношений между взрослыми и детьми,
стиля совместной, равноправной, взаиморазвивающей,
интеллектуальной творческой деятельности.
Использование в повседневной работе разнообразных доступных и
интересных детям младшего школьного возраста форм и методов
работы.
Развитие познавательного, коммуникативного, нравственного,
физического, эстетического потенциалов ребёнка.
Включение родителей учащихся в воспитательный процесс.
Сплочение классного коллектива.
Особо выделяю включение родителей учащихся в воспитательный процесс.
Это не только помощь в организации праздников, выездов, но совместное
планирование жизни класса вместе с детьми, создание и написание
сценариев. Большим плюсом считаю то, что в общественной жизни класса,
школы и района привлекаются абсолютно все учащиеся и большая часть
родителей, что способствует формированию общественно – активной
позиции моих учеников.
Также в работе использую дневники родителей, что помогает мне
осуществлять неформальную связь с родителями по вопросам учебной
деятельности и воспитательного процесса.
Используемые формы и методы работы положительно влияют на развитие
личности ученика в обучении и воспитании.