Автор: Французова Наталья Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ ЧCШ №1
Населённый пункт: Ульяновская область, р.п. Чердаклы
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт организации игровой деятельности как средства повышения эффективности уроков английского языка"
Раздел: среднее образование
Опыт организации игровой деятельности
как средства повышения эффективности
уроков английского языка
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение,
какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».
А.С. Макаренко
45 минут! Это много или мало? Смотря с какой стороны посмотреть! Если мы
окажемся учениками начальных классов, то урок длинною в 45 минут может показаться
вечностью! Особенно, если урок не интересный, не привлекательный и скучный. А если
учитель
говорит
не
на
родном
языке,
да
еще
и
заставляет
повторять
какие-то
иностранные
слова,
заставляет
читать
на
чужом
языке…
Это
может
показаться
кошмаром!
И я задумалась над тем, как построить обучение английскому языку в начальной
школе, учитывая потребности и интересы детей, а не только требования программы!
Любой учитель иностранного языка должен продумать свою работу так, чтобы урок не
ужасал детей, не утомлял, а пролетал незаметно! И здесь на помощь может придти не
только смекалка педагога, но еще и игры, песенки, стихи, драматизации… Не зря многие
педагоги говорили о значимости данного приема как в области воспитания, так и в
области образования.
Я выделяю 5 основных целей использования игр на уроках иностранного языка:
1. формировать языковые навыки;
2. развивать речевые умения;
3. развивать необходимые способности;
4. запоминать речевой и языковой материал;
5. повышать интерес к изучению английского языка.
Константин
Дмитриевич
Ушинский
писал:
«Игра
—
своеобразный
род
деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности…» А ведь на
самом деле, для ребенка игра – эта та же действительность, но действительность, гораздо
интереснее, чем та, что его окружает. А интереснее она для ребенка именно потому, что
понятнее, а понятнее она ему потому, что является отчасти делом его рук.
Существуют
разные
классификации
игр,
например,
по
соответствию
учебным
целям и задачам, игры могут быть:
- языковые (на развитие различных аспектов языка: фонетики, лексики, грамматики),
- речевые (на развитие диалогической, монологической и письменной речи).
По форме проведения игры бывают:
- предметные (с использованием предметов, картинок),
- подвижные,
- ролевые.
По количественному составу участников игры делятся на:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые,
- коллективные.
Я хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги, своим небольшим, но все же опытом
применения игровых технологий на уроках английского языка.
На своих уроках я применяю самые разнообразные игры, т.к. они выполняют
множество функций в процессе развития ребёнка, облегчают учебный процесс, помогают
усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают детей.
Кроме того, ребята учатся действовать в коллективе, находить подходы к другим людям.
Помимо этого, игры позволяют создать на уроке благоприятный эмоциональный фон, что
ведет к снятию языкового барьера, способствует развитию учебной мотивации, повышает
интерес к предмету.
А сейчас я постараюсь пояснить все сказанное на примерах.
Большое внимание на начальном этапе обучения, в частности во 2-ых классах, я
уделяю фонетическим
играм,
главная
цель
которых
–
постановка
произношения,
тренировка в произнесении английских звуков в словах, фразах, предложениях, а также
отработка интонации. Например, игра «Слышу - не слышу», где детям необходимо
поднять руку, если слышат в слове определенный звук, или «Игра-загадка», где детям
нужно назвать звук, который есть во всех произнесенных словах.
Лексические
игры
сосредотачивают
внимание
учащихся
на
лексическом
материале и нацелены помочь им в приобретении и расширении словарного запаса. Для
введения новой лексики я использую стихи - договорки, для тренировки и закрепления
слов - игры «Покажи, а я угадаю», «Снежный ком», «Домино». Для контроля усвоения
лексики можно использовать такую игру как «Бинго».
Грамматические игры обеспечивают умения учащихся практически применять
знания
по
грамматике
иностранного
языка,
активизировать
их
мыслительную
деятельность,
направленную
на
употребление
грамматических
конструкций
в
естественных
ситуациях
общения.
Например,
игра
«Попугай»
на
повторение
грамматических
фраз
и
конструкций,
игра
«Путаница»
на
восстановление
слов,
предложений, диалогов или текстов, или игра «Текст с дырками», где в текст нужно
вставить какие-либо слова или грамматические конструкции.
Детям очень нравится играть, и даже любое, самое обычное и скучное задание из
учебника или рабочей тетради, можно превратить в игру. Если в задании нужно ответить
на вопросы, то можно организовать игру в шпионов, где разведчики должны выведать те
или иные ответы на вопросы. Если нужно вставить в текст слова, я организую уже
упомянутую игру «Текст с дырками». Примеров можно приводить очень много, главное
проявить смекалку и сообразительность, чтобы увлечь школьников, заинтересовать их
предметом, чтобы обучение было интересным и продуктивным.
Ролевая игра
Из всего разнообразия игр, я особо выделяю ролевые игры, т.к. это довольно
важный
вид
игры,
в
связи
с
тем,
что,
довольно
часто
выучив
определенный
грамматический или лексический материал, ученик не способен использовать его в одной
из
жизненных
ситуаций,
а
ролевая
игра
подталкивает
школьников
использовать
накопленные знания, принимая самостоятельные решения в процессе урока.
Ролевые
игры
моделируют
определенные
ситуации
из
жизни:
поход
к
врачу,
покупка продуктов в магазине, путешествие в другую страну и т.д. В младшем возрасте
детей очень увлекают игры сказочного содержания. Они способствуют формированию
образной и выразительной речи.
Ролевая
игра
может
изображать
один
элементарный
коммуникативный
акт
(поздравление,
знакомство)
и
сложный
коммуникативный
акт,
состоящий
из
серии
ситуаций.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что ролевая игра – важная
составляющая в методике преподавания иностранных языков, позволяющая выйти из
школы и включиться в естественную жизнь.
Используя
ролевые
игры
на
своих
уроках,
я
ставлю
перед
собой
следующие
задачи:
1) добиться более прочного усвоения языкового материала;
2)
повысить
эмоциональный
настрой
учащихся
с
помощью,
что
в
свою
очередь,
положительно влияет на качество обучения в целом;
3) развивать творческие способности школьников.
Рассматривая структуру ролевой игры можно выделить следующие компоненты:
1) роли (при распределении ролей учитываю желания, возможности и психологические
характеристики
учащихся,
выбираю
игры,
в
которых
можно
задействовать
большое
количество учеников, не оставить их без внимания);
2) исходная ситуация (при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства
реальной действительности);
3) ролевые действия (ролевые действия как разновидность игровых действий связаны с
характером
роли
и
включают
вербальные
и
невербальные
действия,
использование
бутафории).
При оценивании учеников после завершения ролевой игры я учитываю не только
языковую правильность учащихся, но и выразительность ролевого поведения, а также
инициативность школьников на всех этапах игры.
Обычно
ролевые
игры
я
провожу
в
соответствии
с
тематикой
проходимого
материала. Если изучаем тему «Еда», то организую ролевые игры такие как «Покупка
продуктов в магазине», «Приготовление обеда», «Составление меню» и др. Если тема
«Одежда», то ролевые игры могут быть «Покупка одежды», «Показ мод» и др.
Ролевые игры я организую в группах, в целом классе или в парах. Из опыта своей
работы приведу примеры ролевых игр в парах, т. к. они являются простым методическим
приёмом,
позволяющим
с
интересом
для
школьников,
отработать
элементарные
ситуации, например, по теме «Знакомство». Название данной игры «Международная
школа» (“International school”). Во время подготовительного этапа я:
1)
отрабатываю
лексические
единицы,
грамматические
структуры,
необходимые
для
общения во время этой игры;
2) прошу детей повторить изученные структуры;
3) прошу приготовить бейджики с указанием имени, возраста, страны. Имя и название
страны дети выбирают сами, им это нравится. В начале игры я объявляю, что мы
являемся
учениками
международной
школы
и
съехались
из
разных
стран.
Затем
предлагаю учащимся познакомиться, узнать друг друга о делах, хобби.
Большим успехом на начальном этапе обучения пользуется игра «Наш новый
учитель английского языка». Практически всем ребятам хочется попробовать себя в роли
учителя
иностранного
языка,
поэтому
я
выбираю
«нового
учителя»
с
помощью
английской
считалки.
«Новый
учитель»
имеет
возможность
спросить
нескольких
учеников счёт, алфавит, «учитель» может вызвать ученика к доске, чтобы тот написал 5-7
букв и назвал их, остальные ребята записывают буквы в тетрадях.
Также я использую игру «Детектив Коломбо», где один из учеников выступает в
качестве
детектива,
другой
в
роли
пострадавшего,
который
разыскивает
своих
потерявшихся
родственников.
При
проведении
этой
игры,
дети,
описывая
«родственников», находящихся в розыске, активизируют знания по теме «Внешность»,
так как они показывают фотографии людей и описывают их.
Особенно детям нравятся ролевые игры с переодеванием, с помощью которого они
по настоящему вживаются в свои роли. Во время изучения темы «Животные», дети
переодевались в животных и знакомились друг с другом, тем самым активизируя лексику
еще и по теме «Знакомство».
В будущем я планирую ставить спектакли и сценки на английском языке, которые
дети будут показывать детям, учителям и родителям. Постановка спектакля позволяет
индивидуальным
способностям
детей
развиваться
в
коллективной
форме
обучения.
Кроме того, при участии в театрализованных постановках у учеников формируется
интерес как к самому предмету, так и к культурным традициям, литературе страны
изучаемого языка.
Таким образом, из всего вышесказанного я могу сделать вывод, что игровой метод
является одним из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как, в
игре
активизируются
мыслительные
процессы,
и
возрастает
мотивация
к
изучению
иностранного языка.
Рассматривая
ролевую
игру
как
метод
обучения
иностранному
языку
можно
сказать, что ролевая игра – метод, относящийся к группе активных способов обучения
практическому
владению
иностранным
языком.
Игры-драматизации
превращают
неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове ребенка во вдохновенного артиста,
произносящего свои фразы на одном дыхании.
Но помните, что игра, несмотря на все ее плюсы, это только средство учебной
работы, а целью остается освоение материала и приобретение знаний.