Автор: Деревякина Наталья Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№18
Населённый пункт: г.Дубна Московская область
Наименование материала: Мастер класс
Тема: Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс по обучению игре в шахматы детей
дошкольного возраста.
«Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для
дошкольников».
Кружок «Королевство шахмат»
Цель: Познакомить педагогов с игровыми ситуациями,
способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей
старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с программой «Феникс» шахматы для
дошкольников.
2. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями,
используемыми
для обучения детей игре в шахматы.
3. Формировать умение играть в шахматы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с
игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку
увлекательный мир шахмат.
Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это
популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во
всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для
мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные
способности.
В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими
увлекались писатели, художники и музыканты.
Шахматы долгое время являлись составной частью нашей культуры и
спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не
отдавали мировую корону. Ни в одном виде спорта у наших
спортсменов нет таких достижений.
Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться
этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок
развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.
Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление,
вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у
него формируются такие важные черты характера как эмоциональная
устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При
этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и
достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и
анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный
опыт.
Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста
обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального
развития. Идея использования игры в шахматы в формировании
развития интеллекта у детей научно и практически давно
апробирована и реализуется во многих странах мира.
Ранее обучение детей дошкольного возраста в игре шахматы
позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в
учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг
общения детей, к тому же дает возможность современному ребенку
научиться выбирать главное из потока информации, которая будет
его окружать.
Я люблю шахматы - эту древнюю интеллектуальную игру. Свой
интерес к этой игре я смогла передать родителям и детям. В прошлом
году у себя в группе я организовала кружок «Королевство шахмат».
Дети с удовольствием знакомятся с правилами шахматной игры,
играют в шахматы.
Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре.
Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему
живого интереса.
Я работаю по программе «Феникс» шахматы для дошкольников.
Авторская программа «феникс» по обучению детей игре в шахматы
разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и
может быть использована в сочетании с любой образовательной
программой.
Программа ориентирована на формирование личностного развития
ребенка старшего дошкольного возраста посредством вовлечения его
в интеллектуально-спортивную среду в частности путем знакомства с
шахматным искусством.
Для реализации данной программы не требуется специальных
шахматных знаний и навыков игры - взрослый может пройти процесс
обучения вместе с обучающимся.
Задачи программы:
Социально-коммуникативные:
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности;
-становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий;
-формирование безопасных основ поведения в социуме;
-развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со
сверстниками в соревновательной деятельности.
Познавательные:
-развитие любознательности и познавательной мотивации;
-формирование навыков сознательных действий посредством
«действий в уме».
Основные принципы реализации программы:
-системный подход, реализация образовательного содержания «от
общего к частному»;
-принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л. С. Выгодский)-
интегрированный подход к организации процесса освоения
предлагаемого содержания программы.
-развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. Е. создание
проблемной ситуаций, которые будут мотивировать ребенка к
самостоятельному поиску возможностей их разрешения;
-учет индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств,
инициативности, различий в темпе выполнения задач и пр.)
-создание условий для мотивации к саморазвитию (стимулирование у
детей желания в различной свободной деятельности
повторять(дополнять) пройденный материал);
-использование формата диалога (ребенка со взрослым, детей между
собой, педагогов друг с другом и с родителями) как основной базы
процесса передачи информации и способа речевого развития.
Планируемые результаты освоения программы:
Ребенок
Приобретает потребность в действиях в уме и начальную мотивацию к
интеллектуальной деятельности; проявляет индивидуальный интерес
к различным аспектам шахматной игры(соревнование,решение
задач,иное); владеет умениями и навыками сотрудничества со
сверстниками и взрослыми, в том числе на основе образно –
символических и нормативно – знаковых материалов.
Педагог/Воспитатель
Создаёт интеллектуально – состязательную среду для развития
социально – коммуникативных и познавательных личностных свойств
ребёнка; укрепляет сотрудничество всех участников
образовательного процесса «ребёнок – семья –доо».
Родитель
Получает инструмент эмоционально здоровой коммуникации с детьми
в виде интеллектуально – состязательной игры в досуговое время;
Расширяет диапазон ответственности за выбор интеллектуального
предпрофессионального развития своего ребёнка на раннем этапе его
социализации.
Формы совместной деятельности взрослых и детей при реализации
программы.
Рассказ, показ и объяснение различных аспектов шахматной игры.
Соревновательно – игровая деятельность в шахматах, направленная
на создание интеллектуально – игровой коммуникации и
содействующая:
Самоутверждению ребёнка;
Развитию внимания, памяти, специальных познавательных
способностей, усвоению получаемых знаний;
Формированию у ребёнка способности понимать стоящую перед ним
задачу, осознавать, запоминать игровые правила, контролировать
свои и чужие действия;
Становлению умения действовать с партнерами, применяя способы
регуляции совместной деятельности, способности адекватно
переживать удачу и неуспех;
Совершенствованию в совместных играх с правилами многих
социальных представлений, в том числе о справедливости и
несправедливости;
Воспитанию адекватной самооценки.
3.Организация и проведение шахматного праздника, соревнований, и
тематических праздников.
Методы:
Словесные методы. В данной программе преобладают такие методы.
Как рассказ, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в
кратчайший срок передать информацию.
Наглядные методы. Ребенок получает информацию с помощью
раздаточных материалов.
Практические методы обучения основаны на реальной деятельности
детей и формируют практические умения и навыки шахматной игры.
Выполнение практических заданий в соревновательном формате
моделирует ситуации реальной жизни и повышает ответственность за
принимаемые решения в ходе шахматной игры.
Процесс обучения проходит в несколько этапов:
1. Знакомство с шахматной доской. В свои занятия я включаю
чтение дидактических сказок: «удивительные приключения
шахматной доски»; «Котята хвастунишки». Цель не только
облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им
овладеть пространственным ориентированием на плоскости,
познакомиться с такими понятиями как: белые и черные поля,
горизонталь (черно-белая дорожка из 8 полей, которая проходит
слева направо), вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также
отдельное поле. Обязательно познакомить детей с тем, что поля
обозначаются буквами и цифрами.
Обязательно нужна демонстрационная шахматная доска.
На занятиях можно использовать задачи-шутки: на каких полях
ничего не растет, из каких досок ничего не строят, в каких клетках
не держат зверей.
2. Знакомство с фигурами и пешками. Для этого использовала
стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке,
пробившейся сквозь все преграды к заветному полю
превращения ферзя.
Лучшему знакомству с шахматными фигурами помогает
отгадывание загадок:
Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы,
По косой ходит, хоботом водит.
Стою на крою, путь откроют – я пойду.
Только прямо хожу как зовут не скажу (ладья).
3. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использую
разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как
«Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что
общего и чем отличаются», «Лови – не лови», «Сделай так».
3. Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку,
ненавязчиво знакомлю их с различными правилами: правилами
квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.. Решение
шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети учатся решать
различные задачи и этюды, знакомятся с дебютом и волшебным
миром комбинаций.
5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней
подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры.
Дети познают дух соперничества и соревнования. Ведь если ты
любишь шахматы, не страшен проигрыш, страшно не понять эту
волшебную и загадочную игру.
А теперь уважаемые участники, я предлагаю Вам отправиться в
сказочное королевство шахматных чудес! Чтобы наше путешествие
было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас
станет шахматная доска.
1. «Шахматная доска»
Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная
доска? (шахматная доска состоит из полей черного и белого цвета.
Сколько их?)
-кроме
полей
на
доске
мы
видим
проспекты
и
улицы.
Как
они
называются? (Это горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали
проходят
слева-направо,
вертикали
сверху-вниз,
а
диагонали
наискосок.)
_Какие
слоны
никогда
не
столкнуться?
(белопольный
и
чернопольный)
-По скольким полям может перемещаться ладья? (64)
-Назовите по шахматному адрес дома, где «живет» ферьзь?
-Чем отличается конь от других фигур?
-Является ли пешка фигурой? (нет, она просто пешка)
В шахматном королевстве каждая фигура, кроме короля имеет свою
ценность, которая определяется силой фигуры и измеряется пешками.
Итак, пешка это единица или одно очко. Конь и слон – 3 очка или 3
пешки. Стоимость ладьи – пять пешек, ферзь – 9 пешек. У короля нет
стоимости – он бесценный. Для чего нам нужно знать сравнительную
силу фигур? Во-первых, она определяет общую полезность фигуры.
То есть ладья, обычно приносит больше пользы на доске, чем скажем
слон. Во-вторых, ценность фигуры нужно осознавать при разменах.
Так, например, ферзь по силе равен ладье, слону и пешке.
2. «Фигуры и пешки»
Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры
свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и
пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми,
белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются:
белые и черные. Итак, начнем знакомство.
Прошу любить и жаловать – пешка. Найдите пешку и поставьте ее на
доску. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо
вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру
вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски
пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя.
Любая пешечка может превратиться ферзя.
Переходим к фигурам. Ладья, поставьте ее на доску. Ладья может за
ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад,
влево или вправо. Слон может передвигаться на любое количество
полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные
слоны, которые передвигаются только по белым или только по
черным полям.
Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем
на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход
коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может
перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.
Позвольте представить – советник короля – ферзь. Ферзь – самая
сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое
количество полей в любом направлении. И, наконец, король – самая
главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении
на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается
проигравшим. Молодцы! Вы были очень внимательны! Сложите
фигуры в коробочку.
3. Игра «Чудесный мешочек»
Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая
любимая игра у них «прятки». Я предлагаю нашим путешественникам
поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте кто
это.
4. Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»
Но больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить
сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом
порядке. Сейчас наши путешественники быстро выстроят свои войска
на доске вместе со мной. Итак, запоминайте, расположение фигур на
доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними
кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле
своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки. А сейчас уберите
войска в коробочку и по моему сигналу сами расставьте их кто
быстрее. Молодцы, очень хорошо справились с заданием.
5. Сама игра.
Шахматные войска готовы. Пора приступить к сражению. Вы уже
узнали и поняли как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я
предлагаю вам попробовать свои силы, сыграть самую простую
партию в шахматы. Как начинающие игроки мы с вами сыграем
только пешками, остальные фигуры можно убрать с доски. Вам нужно
довести одну из сво
и пешек до противоположного края доски, до
поля превращения и превратить ее в ферзя.
Игра закончилась. Вы молодцы, очень славно потрудились и
поиграли.
В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от
игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.
Уважаемые коллеги, закончить нашу встречу я хочу следующим.
Приступая
к
обучению
детей
нужно
взять
за
правило
три
обстоятельства. Во-первых, занятия должны протекать в игровой,
увлекательной форме и доброжелательной атмосфере.
«Сделать
серьезное
занятие
для
ребенка
занимательным
–
вот
задача
первоначального обучения». Указывал К.Ушинский.
Во- вторых,
чтобы
обучение
было
развивающим,
оно
должно
включать
самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом.
А в –
третьих, особенно на первых порах не забудьте…сказку. Ведь еще
В.Сухомлинский отмечал: «Сказка, игра, фантазия – животворный
источник детского мышления, благородных чувств и стремлений…»
Спасибо за внимание!
Литература:
1.
В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва,
«Просвещение», 1991 г.
2.
А. Карпов «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд.»,
1997 г.
3.
И.Г. Сухин «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2 – 5
лет», Москва, «Новая школа», 1994 г.
4.
«Учусь играть в шахматы», составитель В. Третьякова, Москва,
«Издательский центр «Терра», 1997 г.
5.
Н..М. Петрушина «Шахматные дебюты. 10 уроков для самых
маленьких», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.