Напоминание

1 часть – «Первые песни, опаленные войной» 2 часть– «Детство и война».


Автор: Орлова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель музыкального искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1
Населённый пункт: с. Ногир, РСО–Алания
Наименование материала: Музыкально–литературная композиция
Тема: 1 часть – «Первые песни, опаленные войной» 2 часть– «Детство и война».
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка для учителей

«Музыкального искусства» по внеурочной

деятельности

Музыкально-литературная композиция:

1 часть – «Первые песни, опаленные войной»

2 часть- «Детство и война».

Автор разработки: учитель музыкального искусства МБОУ СОШ№1 с. Ногир

Орлова Татьяна Геннадьевна

Художественно- педагогическая идея:

«Патриотическое и интернациональное воспитание как нравственно-политический

принцип воздействия на чувства и сознания учащихся средствами искусства».

Цель композиции:

Формирование

и

развитие

чувства

патриотизма

на

примерах

литературного,

танцевального, музыкального искусств.

I часть

«Первые песни, опаленные войной»

22 июня 1941 года…

Пройдут десятилетия, века, но человечество всегда будет помнить эту горькую дата

начала самой страшной из войн. Она унесла 20 млн. жизней советских людей. 1710 наших

городов,

полностью

разрушенных,

оставили,

уходя

фашисты.

В

народной

памяти,

в

литературе, в музыке остались запечатленными 1418 военных дней и ночей.

Наиболее

трагичные,

яркие

события

истории

оставляют

самый

яркий

след

в

искусстве. Подтверждение тому- песни ВОВ. Их поют многие поколения людей.

Песни военных лет- это музыкальная летопись ВОВ. Они часто рождались на

передовой, с ними не расставались солдаты на нелегких фронтовых дорогах, старики,

женщины, подростки, работавшие в тылу. Эти песни помогали им жить, верить в победу.

Двое ведущих:

I

-ведущий (на фоне негромко звучащей мелодии «Полюшко-поле»)

Поэт Е. Долматовский писал: «Вспоминаю стихи и песни, создавшиеся между

30ми- 40ми – годами и готов

утверждать, что поэзия исполняла в этот период роль

барабанщика,

роль

трубача,

раньше

других

увидевшего

с

крепостной

стены

подход

неприятеля и возвестившего об этом. На весь лагерь.»

II-ведущий.

В

1934

году

в

Германии

к

власти

пришли

фашисты.

И

предостережением тогда прозвучала по нашей стране песня «Полюшко-поле» (сл. В.

Гусева, муз. Л. Книппера).

Хор исполняет куплет этой песни.

Только мы видим да

Видим мы седую тучу,

Вражья злоба из-за леса,

Эх, да вражья сила, словно туча…

I

-й ведущий. В 1937году в фильме «РВС» прозвучала песня «Не скосить нас саблей

острой», сразу ставшая популярной:

Хор

Мы и прежде умели неплохо

Посчитаться с врагами в бою,

А теперь до последнего вздоха

Будем биться за землю свою!

Весь народ встанет грозно и смело,

Как орел на защиту гнезда.

Никогда нас рабами не сделать,

Никому, ни за что, никогда!

Не скосить нас саблей острой,

Вражьей пулей не убить, -

Мы врага встречаем просто:

Били, бьём и будем бить.

II-й

ведущий.

В

1937

году

на

экран

вышел

кинофильм:

«Три

танкиста».

Послушайте из него песню (сл. В. Ласкича, муз. Н. Богословского)

Хор

А если к нам полезит враг матерый,

Он будет бит повсюду и везде!

Тогда нажмут водители стартеры,

И по лесам, по сопкам, по воде,

Гремя огнем, сверкая блеском стали,

Пойдут машины в яростный поход…

I

-й ведущий.

В канун войны как предчувствие прозвучала песня «Если завтра

война» (сл. В. Лебедева- Кумача, муз. братьев Покрасс) из одноименного кинофильма,

правда, слабого, но оставшегося в людской памяти благодаря этой песне.

Хор

Если завтра война, если враг нападет,

Если темная сила нагрянет, -

Как один человек, весь советский народ

За свободную Родину встанет!

Припев:

На земле, в небесах и на море

Наш напев и могуч, и суров:

Если завтра война, если завтра в поход,

Будь сегодня к походу готов!

Если завтра война- всколыхнется страна

От Кронштадта до Владивостока.

Всколыхнется страна, велика и сильна,

И врага разобьем мы жестоко.

Полетит самолет, застрочит пулемет,

Загрохочут могучие танки,

И линкоры пойдут, и пехота пойдет,

И помчатся лихие тачанки.

II-й ведущий. Наступило лето 1941 года. В школах страны уже шли выпускные

вечера. Часы отбивали последние часы мирной жизни…

Хор (негромко)

Грустные ивы склонились к пруду,

Месяц плывет над водой.

Там, у границы, стоял на посту

Ночью боец молодой…

В темную ночь он не спал, не дремал,

Землю родную стерег, -

В чаще лесной он шаги услыхал

И с автоматом залег.

Черные тени в тумане росли,

Туча на небе темнела…

Первый снаряд разорвался в дали –

Так началася война…

Из песни «Грустные ивы» (сл. А. Жарова, муз. М. Блантера).

I

ведущий. 22 июня 1941 года по радио выступил председатель Совнаркома

В. М. Молотов. Он сообщил о том, что немецкие войска вероломно, без объявления войны

нарушили Государственную границу СССР, а фашистская авиация бомбила наши города.

С первых дней вместе с Красной Армией вступила в бой и советская песня.

Взрослые

и

дети

создавали

песни

на

мотив

популярных

в

передовые

годы

песен

«Катюша», «Три танкиста», «Марш танкистов» и др. Так безымянные авторы сочинили

песню «22 июня» на мелодию «Синего платочка».

Хор

22 июня ровно в 4 часа

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война.

Кончилось мирное время,

Нам расставаться пора.

Я уезжаю и обещаю

Помнить тебя навсегда.

И ты смотри, с чувством моим не шути.

Выйди, подруга, к поезду друга,

Друга на фронт проводи.

Стукнут колеса состава,

Поезд помчится стрелой…

Я уж в вагоне, ты- на перроне

Все еще машешь рукой.

Пройдут года- снова я встречу тебя.

Ты улыбнешься, к сердцу прижмешься.

Я расцелую тебя.

II-й ведущий. Стали создавать новые, фронтовые песни известные наши поэты-

композиторы, песенники. 22 июня поэт А. Сурков, уходя на фронт, написал «Песню

смелых».

Хор

Стелются черные тучи,

Молнии в небе снуют,

В облаке выли летучей

Трубы тревогу поют,

С бандой фашистов сразиться

Смелых Отчизна зовет.

Смелого пуля боится.

Смелого штык не берет!

Ринулись ввысь самолеты,

Двинулся танковый строй,

С песней стрелковые роты

Вышли за Родину в бой.

Песня- крылатая птица

Смелых скликает в поход.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет!

Славой бессмертной покроем

В битвах свои имена.

Только отважным героям

Радость победы дана.

Смелый к победе стремится,

Смелым- дорога вперед,

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет!

I

-й ведущий. 24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда» был

опубликован текст песни «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача). Музыку к ней

написал композитор А. Александров. На шестой день войны, ансамбль красноармейской

песни и пляски исполнил эту песню на Белорусском вокзале Москвы перед частями,

уходившими на фронт.

Хор

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашисткой силой темною,

С проклятою ордой.

Припев:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идет война народная,

Священная война!

Как два различных полюса,

Во всем враждебны мы:

За свет и мир мы боремся,

Они- за царство тьмы.

Припев:

Не смеют птицы черные

Над Родиной летать.

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать.

Припев:

Пойдем ломить все силою,

Всем сердцем, всей душой

За землю нашу милую,

За наш Союз большой.

Припев:

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей.

Припев:

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб.

Припев:

II-й ведущий. 29 июня 1941 года в «Правде» была напечатана «Прощальная песня»

М.

Исаковского.

Музыку

к

ней

написали

сразу

четыре

известных

композитора-

М.Блантер, В. Захаров, братья И. и З. Дунаевские. Всенародное признание получила,

однако, мелодия М. Блантера.

Хор

До свиданья, города и хаты!

Нас дорога дальняя зовет.

Молодые, смелые ребята

На заре уходим мы в поход.

На заре, девчата, выходите

Комсомольский провожать отряд.

Вы без нас, девчата, не грустите,

Мы придем с победою назад!

Грозной силой на земле и в море

Встретим мы не прошенных гостей.

И фашистской кровожадной своре

Не собрать вовек своих костей!

Мы развеем вражеские тучи,

Разметем преграды на пути!

И врагу от смерти неминучей,

От своей могилы не уйти!

Наступил великий час расплаты,

Нам вручил оружие народ.

До свиданья, города и хаты,

На заре уходим мы в поход.

I

ведущий.

Во

время

Великой

Отечественной

войны

популярными

были

лирические песни. Одна из них- песня «Моя любимая» (сл. Е. Долматовского, муз. М.

Блантера).

Хор

Я уходил тогда в поход-

В суровые края.

Рукой взмахнула у ворот

Моя любимая.

Второй стрелковый храбрый взвод

Теперь моя семья…

Привет- поклон тебе он шлет,

Моя любимая.

В кармане маленьком моем

Есть карточка твоя.

Так, значит, мы всегда вдвоем,

Моя любимая.

Чтоб все мечты мои сбылись

В походах и в боях,

Издалека мне улыбнись,

Моя любимая.

Вместо песни «Моя любимая» на вечере можно исполнить «Огонек» («На позиции

девушка провожала бойца…»)

II-й ведущий. Советские пограничные заставы первыми приняли удар фашистских

войск. Их защитники погибали, но не отступали. Известно, что многие заставы держались

не только часами, но днями, неделями. В районе г. Перемышля наши пограничники,

придержанные армейскими частями, перешли Государственную границу и вели бои на

вражеской территории.

Хор

На границе шумели березки,

Где теперь пришлось нам воевать…

Там служили-дружили два тезки,

И обоих Максимами звать.

Был один- пулеметчик толковый-

Познакомьтесь с Максимом моим.

А другой пулемет был станковый

По прозванию тоже «Максим».

Крепко спаяны дружбою старой,

Принимали грозные бои

Неразлучною, дружной парой

Оба тезки- Максима мои.

Очень точно наводит наводчик,

«Максима», словно молния, бьет:

«Так-так-так»- говорит пулеметчик,

«Так-так-так»- говорит пулемет.

От осколка германской гранаты

Не случилось уберечься им:

Пулеметчик был ранен, ребята,

Поврежден пулемет был «Максим».

Дни лечения проносятся мимо,

И дружку уже сделан ремонт,

И опять оба тезки Максима

Отправляются вместе на фронт.

А на фронте горячий и хлесткий

Ураганный бой кипит опять.

И опять служат-дружат два тезки

И обоими Максимами звать.

Снова точно наводит наводчик,

А «Максим», словно молния, бьет:

-- Так! Так! Так! - говорит пулеметчик.

-- Так! Так! Так! – говорит пулемет.

Песня «Два максима» (сл. В. Дыховичного, муз. С. Каца).

II-й ведущий. Шли первые самые тяжелые недели, месяцы войны. Несмотря на

неожиданность нападения, огромный перевес врага в технике, пограничники и часть

Красной Армии героически сдерживались на всем протяжении фронта от Балтийского до

Черного моря.

Лишь

десятилетия

спустя

мы

узнали

о

том,

что

первая

песня

о

героических

защитниках Брестской крепости была написана одним из них- Федором Германченко в

июле 1941 года на мотив песни «Варяг». Ее пели пограничники, осажденные в крепости.

Когда

фашисты

стали

забрасывать

гранатами

подвал,

где

находились

ее

последнии

защитники, Федор вложил текст этой песни в масленку и через оконце выбросил на плац.

Хор

Разбитая крепость Бугом стоит,

В ней камни, омытые кровью.

Мы верим: навеки народ сохранит

Бессмертную славу героев.

Здесь верные клятве России сыны

Дерутся с врагом за Отчизну,

В боях не склоняют своей головы

Солдаты идей коммунизма.

Товарищ, будь стойким в жестоких боях,

Про голод и раны забудем.

Клянемся Отчизне, что мы не на шаг

С родной земли не отступим.

II часть – «Детство и война»

Песня: «С чего начинается Родина». – исполнение

В то утро, в тот ненастный вечер

Река времен в спокойствии текла

И крохотное сердце человечье

Стучалось в мир, для солнца и тепла

Так и хочется крикнуть в те страшные,

Немыслимые годы: «Мальчик»,

Не спеши родиться! «Этот мир обманчив,

Ждет тебя война»

Зачем ты горестный такой

Слеза моя, росиночка.

На свет явился в час лихой

Краса моя, кровиночка

Живым родился ты на свет

А в мире зло не сытое

Живым- беда, а мертвым- нет

У смерти под защитою.

Детство- это огромный чудесный край, откуда приходит каждый. Все мы родом из

детства, обласканные материнской любовью и нежностью. Но было поколение наших

ровесников, на чье детство посягнула война. И знали эти мальчишки ставшие мужчинами

уже в 9 лет, вместо игрушек- патронные гильзы и осколки мин, летящих в глаза, вместо

школьных тетрадок- черные похоронки, вместо душистого каравая- слипшийся хлеб.

Сколько их было, детских судеб, исковерканных войной. 12-13 летние мальчишки

военного и послевоенного времени- это маленькие старички, пережившие и познавшие за

свой не долгий век столько, что никогда не знали целые поколения.

Мы родились от будущих вдов-

Дети грозных, тридцатых годов

Хлебнули мы с детства вот так

Горя, слез и работы:

В три-холод, в семь- голод,

А в восемь- сироты

Детство наше контужено

Громким мамкиным кашлем

Детство наше простужено в очередях,

И в каждом война, как мина осталась.

Мы были серыми , как соль

А соль- на золото ценилась

В людских глазах застыла боль

Земля дрожала и дымилась

Просили молча: «Мама, хлеба!»

А мама плакала в ответ

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет

Мы рано выучили это

Безжалостное слово – «Нет!»

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война

И материнскими глазами

В глаза смотрела нам страна

Невероятная явь войны... В какой уголок души поместить тысячную долю того, что

совершалось в те, «сороковые- роковые». Чем дальше от начала и конца войны, тем

больше мы осознаем величие народного подвига. И тем больше- страшную цену победы.

27 миллионов- такова плата за спасение Отечества, но кто подсчитал тех, кто не родился,

война украла и синее небо, и запах простого цветка.

Не рожден, не рожден 45-м

Не рожден, не рожден 43-м

Не рожден, не рожден 45-м

Не кричат не рожденные дети

Нет ни плит, ни ветров над вами

Нет ни солнечных дней, ни туманных

Нужно тело, чтоб вспыхнуло пламя

Нужно имя, чтоб стать безымянным

Чтоб письмо в треугольном конверте,

Чтобы слезы тяжелые стыли,

Нужно жить, хоть минуту до смерти

Ну а вы и того не прожили,

Не рожден, не рожден в 41-м,

И еще – не рожден в 43-м,

И еще – не рожден в 45-м

Память вечная павшим солдатам

От прошлого не заслониться. Оно терзает нас, взывая к праведной мести:

За каждый колос, опавший

С твоих Отчизна полей

За каждый волос, упавший

С головок наших детей

За стон от боли жестокой

Слетающий с братских губ

Оплатим мы око за око

Оплатим мы зуб за зуб

И суд наш праведный суров

И места нет пощаде

За боль детей, отцов и вдов

Тебя простить не вправе

Проси у тех, кого ты сжег

Зарыл в земле живыми

Проси у тех, кого раздел

В предсмертный нас постылый

Проси у девочки у той,

Что в дула ружей глядя

Спросила с детской простотой:

«Чулочки тоже, дядя?»

У той, худое тельце чье

У края рта поставил

Проси пощады у нее

А мы щадить не в праве

Как они были молоды! О чем думали, о чем мечтали? Что помогло им вынести

испытания? Жестокая сила войны не погасила в них свет добра, справедливости, уважения

к тому, что было, есть в человеке от матери, отца родного, Родины, России.

Гордись мой друг

Что ты есть- сын России

Сын рек ее, лесов, озер и нив

Что ты прошел сквозь ливни грозовые

Усталой головы не наклонив

Пускай тебя крутили непогоды

Но счастлив будь безудержно до слез

Что принял ты, в младенческие годы

Благословенье северных берез.

«Матрос. танец».

Мы лежим под снегами

А вверху, в ослепительной сини,

Словно белые птицы

Плывут и плывут облака

Вы не плачьте над нами

Голубые березы России

Вы не плачьте, вы ждите пока.

Песня «Журавли»- исполнение.

Нас, омытых дождями

В отпетых степными ветрами,

Все зовешь ты, Отчизна

Оглохших своих сыновей,

Но услышим тебя мы,

Как весной затоскует над нами

Затоскует взахлеб соловей.

Мы- не прах. Мы- нетленны

Мы еще, дорогие вернемся

Над родимой землею

Весенней грозою пройдем

Мы подснежником первым

Мы колосом спелым пробьемся

На ромашки росой упадем

Мы лежим под снегами

А вверху, в ослепительной сини,

Словно белые птицы

Плывут и плывут облака

Вы не плачьте над нами

Голубые березы России

Вы не плачьте, мы с вами всегда.

Не ради слез и горькой скорби перелистываем мы спустя 70 лет трагические

страницы войны, а ради славы нашего рода человеческого. Подростки были равными со

своими

отцами

в

партизанском

лесу

и

на

фронте

с

оружием

в

руках.

Они

прошли

жестокую школу, школу проволоки и окрика, школу пули и виселицы. Дети ВОВ- это

зеленые,

еще

не

окрепшие

побеги

на

древке

знамени

Победы,

водруженного

на

Рейхстагом.

Мама моя, мамочка!

Не гладь меня, не плачь!

На мне военная форма-

Не гладь меня при других

На мне военная форма

На мне твои сапоги

Не плачь… мне уже 12

Я взрослый почти.

Я еду на фронт, я надеюсь,

Что браунинг выдадут мне

Что я в атаке не струшу

Что время мое пришло,

Россия моя, не надо!

Не гладь меня и не плачь!

Не гладь меня!

Я просто будущий сын полка

И никакого геройства я

Не совершил пока

«Нельзя, чтобы плакало дитя»- взывал в 19 веке великий писатель- гуманист. А в 20

веке

под

черепом

маньяка,

как

заноза

засело?

«Ребенок

съедает

хлеба

больше,

чем

взрослый», и пришли сюда, на другой конец континента, чтобы убить детей, как Ирод в

Вифлееме.

Трагедия Хатыни… О ней будут века напоминать колокола, считающие печные

трубы напоминает: «Была война, но не дайте ей повториться, во имя рожденных и еще не

рожденных детей».

Песня: «Людям планеты- исполнение».

Я не хочу, чтобы голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок, мой и твой

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой

Я не хочу, чтоб дети обнажились,

Как раковая опухоль земли

Я не хочу чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с планеты унесли

Пусть вскинут люди, миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари, пепелищ и от хатынской боли

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Я не хочу чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок, мой и твой

Пусть мир взорвется криком: «Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мертвый, а живой!»



В раздел образования