Автор: Богачева Виктория Николаевна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: Детский центр "ЛЕО"
Населённый пункт: Город Краснодар
Наименование материала: Консультация для родителей и педагогов
Тема: "Формирование речи и речевого общения дошкольников в процессе организации речевых игр"х
Раздел: дошкольное образование
Формирование речи и речевого общения дошкольников
в процессе организации речевых игр
Введение
Проблема
развития
речевого
общения
стала
особенно
востребованной
обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются
более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ
нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Одна
из
основных
претензий,
предъявляемых
школой
к
качеству
подготовки
ребенка в ДОУ, заключаются в неумении ученика выразить свою мысль
словами, в его неспособности имеющиеся знания передать вербально.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания
является
одним
из
самых
важных
приобретений
ребенка
в
дошкольном
детстве. Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими
е го людьми. В процессе общения
проявляется
его
познавательная
и
предметная
деятельность.
Овладение
речью
перестраивает
всю
психику
ребенка,
позволяет
ему
воспринимать
явления
более
осознанно
и
произвольно.
Детской
речью
интересовались
с
древнейших
времен.
Еще
в
работах
римского оратора и педагога Квинтилиана можно обнаружить не потерявшие
своего значения ценные замечания о своеобразии детской речи и выводы о
том, что речь является фундаментом формирования личности ребенка.
Мыслитель,
гуманист
Я.А.Коменский
полагал,
что
ребенка
следует
обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя
правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться».
Философ, писатель и педагог Ж.Ж.Руссо считал самым ответственным в
жизни человека период, когда развивается его речь. А мы знаем, что именно
дошкольное
детство
особенно
сензитивно
к
усвоению
речи:
если
определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам,
то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних
возрастных
этапах.
Ж.Ж.Руссо
исследовал
вопрос
об
особенностях
становления
детской
речи
и
о
причинах
задержки
речевого
развития,
и
советовал процесс обучения сделать систематическим и последовательным,
состоящим из различных упражнений для выработки ясности, четкости и
связности речи.
Великий
русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное
слово
является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех
знаний.
В
дошкольном
учреждении
речевое
развитие
начинается
с
первых
«детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка
свободно
и
грамматически
правильно
выражать
свои
мысли,
свободно
владеть речевым общением.
Формирование
возможностей
речевого
общения
дошкольников
предполагает
включение
в
жизнь
ребенка
в
детском
саду
специально
спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в
которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок
участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь,
накапливаются
способы
выражения
замысла,
создаются
условия
для
совершенствования понимания речи.
Также эффективно использование игровых упражнений и речевых игр.
Тяга
детей
к
игре
неизбывна,
несмотря
на
быстро
меняющуюся
вокруг
действительность.
Речевая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Любые
дидактические словесные игры - это игры
обучающего
характера,
с
помощью которых можно обогащать словарный запас детей, формировать
речевое общение дошкольников и учить культуре поведения.
Она
имеет
две
цели:
одна
из
них
обучающая,
которую
преследует
взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Игра способна
воспитывать
ребенка
незаметно
для
него,
предлагая
яркие
иллюстрации
общения.
При
организации
совместных
специальных
игр
ребенку
обеспечены
возможность
выбора
языковых
средств,
индивидуального
«речевого
вклада»
в
решение
общей
задачи
–
в
таких
играх
у
детей
развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции
в постоянно меняющихся ситуациях общения.
Словесно-речевые игры отличаются тем, что процесс решения обучающей
задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и
почти
без
опоры
на
наглядность.
Поэтому
словесные
игры
проводят
в
основном
с
детьми
среднего
и
преимущественно
старшего
дошкольного
возраста.
С
помощью
словесных
игр
происходит
речевое
развитие,
формируется слуховое внимание.
Речевая
игра
используется
и
для
закрепления
словаря
детей
(суще ствительные,
прилагательные,
глаголы,
названия
ц в е т а ,
пространственные понятия, предлоги и т.д.). При проведении таких игр у
детей развивается речь, память,
внимание,
логическое
мышление,
зрительная память.
Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональ-
ному воздействию. Они активно включаются в речевые игры.
У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения не только в
речевом
развитии,
но
и
в
эмоционально-волевой
сфере.
Детям
присуще
нестойкость
интересов,
пониженная
наблюдательность,
сниженная
мотивация,
негативизм,
неуверенно сть
в
с ебе,
п о в ы ш е н н а я
раздражительность,
агрессивность,
обидчивость,
трудности
в
общении
с
окружающими, налаживание контактов со своими сверстниками. Связная
речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами.
Логопед
определяет
общие
и
частные
задачи
развития
речи
детей,
планирует
и
осуществляет
работу
по
развитию
дифференцированного
фонематического восприятия, по формированию навыков звукового анализа и
синтеза, других видов языкового анализа.
Перед нами, воспитателями, более актуальными проблемами являются
развитие
речи
и
речевого
общения
детей,
а
также
формирование
когнитивных, познавательных способностей.
Этапы обучения речевым играм с мячом:
1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания
(элементарное реплицирование). Повторяя образец воспитателя, ребёнок
совершенствуется
в
понимании
обращенного
к
нему
слова
(из-за
особенности восприятия речи детьми с ОНР, ребенок слышит, но до него
не доходит смысл услышанного, он не понимает, что ему говорят), учится
правильным оборотам речи, которыми он ещё самостоятельно не владеет.
2. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»)
3.
Перебрасывание
мяча
с
называнием
синонимов
и
слов,
близких
по
значению («Скажи об этом же, но по-другому», например, путь - дорога,
маленький - небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.).
4. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на
классификацию)
5. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т.д.
Основные направления в развитии словаря
1.
Называние предметов, относящихся к различным логическим группам
(животные птицы, цветы, мебель и т.д.)
2.
Нахождение обобщающих понятий для группы однородных предметов
(береза, дуб, тополь – деревья; шкаф, диван, кресло – мебель)
3.
Подбор признаков к определенному предмету (яблоко (какое?) круглое,
красное, румяное, вкусное, сочное, ароматное, аппетитное)
4.
Подбор возможных действий к предмету (кошка (что делает?) мяукает,
мурлычет, лакает, царапает, спит, играет, крадется)
5.
Подбор предметов к заданному действию (движется (кто? что?)
машина, человек, облако, дождь, поезд, стрелка на часах)
6.
Подбор синонимов
7.
Подбор антонимов.
Основные направления для развития грамматического строя
речи
1.
Образование множественного числа в именительном падеже (ухо –
уши, дом – дома, мост – мосты, и т.д.)
2.
Образование множественного числа существительных в родительном
падеже (стулья – много стульев, утенок – много утят)
3.
Согласование существительных с числительными («Посчитай до 5»)
4.
Употребление предлогов, правильное сочетание их с
существительными (ручка лежит (где?) на книге, взяли (откуда?) с
книги спрятали (куда?) под книгу)
5.
Образование существительных при помощи уменьшительно-
ласкательных суффиксов (гриб – грибочек, елка – елочка)
6.
Образование относительных прилагательных (дом из кирпича –
кирпичный, платье из шелка – шелковое, лист дуба – дубовый)
7.
Называние детенышей животных
8.
Образование притяжательных прилагательных (хвост (чей?) заячий,
волчий, лисий и т.д.)
Основные направления развития связной речи
1.
Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа
2.
Пересказ просмотренного мультфильма
3.
Рассказ об интересной прогулке, об экскурсии, походе в цирк, театр.
4.
Завершение начатого взрослым рассказа
5.
Составление начала рассказа по его окончанию («Что было до этого?»)
6.
Пересказ сказки по картинкам из книжки
7.
Составление рассказа-описания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агафонова Л.М. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 1993.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей
детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалоги-ческого
общения. Методическое пособие для воспитателей детского сада. - М.:
Мозаика-Синтез, 2004.
4. Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Игровые диалоги. Учебно -
методическое пособие: Раз - словечко, два - словечко. Книга для занятий с
детьми. - М.: Карапуз-дидактика, 2005.
5.
Бизикова
О.
Игра
как
фактор
развития
диалога.
//
Дошкольное
воспитание. 2007, № 5, с. 19.
6.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение,
1974.
7. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / под. Ред.
Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В. - М.: НОУ «Учебный центр им. Л.А.
Венгера «Развитие», 2000.
8. Жикалкина Т.Г. Игровые и занимательные задания для развития речи
дошкольников. М., 1989.
9. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.- М.: Лайнер, 1996.
10. Обухова А.Ф. Детская психология. - М.:Тривола, 1995.
11. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под
ред. М.И. Лисиной; - М.: Педагогика, 1985. .
12. Селезнева Е.П., Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1984.
13. Сохин Ф.А., Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.:
Просвещение, 1983.
14. Столяр А.А. Давайте поиграем. - М.: Просвещение, 1991.
15. Тихеева. Е.И., Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1982.
16. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей
дошкольника. Ярославль. “Академия развития”, 1996.
17. Тихомирова Л.Ф., А.В. Басов. Развитие логического мышления детей.
Ярославль: Академия развития, 1996.
18. Ушакова О.С., А.Г.Арушанова, А.И. Максакова и др. Занятия по развитию
речи
в
детском
саду.
Книга
для
воспитателя
детского
сада.
-
М.:
Совершенство, 1999.
19. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в
детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
20. Ушакова О.С. Развивайте речь дошкольника // Дошкольное воспитание.
1992. № 3, с.4.
21. Чилигрирова Л. Б. Спиридонова. Играя, учимся М., 1993.
22.
Шипицына
Л. М.
Азбука общения:
Развитие
личности
ребенка,
навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет). – М.: Детство-
Пресс, 2004.