Напоминание

"Формирование речи и речевого общения дошкольников в процессе организации речевых игр"х


Автор: Богачева Виктория Николаевна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: Детский центр "ЛЕО"
Населённый пункт: Город Краснодар
Наименование материала: Консультация для родителей и педагогов
Тема: "Формирование речи и речевого общения дошкольников в процессе организации речевых игр"х
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование речи и речевого общения дошкольников

в процессе организации речевых игр

Введение

Проблема

развития

речевого

общения

стала

особенно

востребованной

обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются

более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ

нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Одна

из

основных

претензий,

предъявляемых

школой

к

качеству

подготовки

ребенка в ДОУ, заключаются в неумении ученика выразить свою мысль

словами, в его неспособности имеющиеся знания передать вербально.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания

является

одним

из

самых

важных

приобретений

ребенка

в

дошкольном

детстве. Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими

е го людьми. В процессе общения

проявляется

его

познавательная

и

предметная

деятельность.

Овладение

речью

перестраивает

всю

психику

ребенка,

позволяет

ему

воспринимать

явления

более

осознанно

и

произвольно.

Детской

речью

интересовались

с

древнейших

времен.

Еще

в

работах

римского оратора и педагога Квинтилиана можно обнаружить не потерявшие

своего значения ценные замечания о своеобразии детской речи и выводы о

том, что речь является фундаментом формирования личности ребенка.

Мыслитель,

гуманист

Я.А.Коменский

полагал,

что

ребенка

следует

обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя

правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться».

Философ, писатель и педагог Ж.Ж.Руссо считал самым ответственным в

жизни человека период, когда развивается его речь. А мы знаем, что именно

дошкольное

детство

особенно

сензитивно

к

усвоению

речи:

если

определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам,

то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних

возрастных

этапах.

Ж.Ж.Руссо

исследовал

вопрос

об

особенностях

становления

детской

речи

и

о

причинах

задержки

речевого

развития,

и

советовал процесс обучения сделать систематическим и последовательным,

состоящим из различных упражнений для выработки ясности, четкости и

связности речи.

Великий

русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное

слово

является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех

знаний.

В

дошкольном

учреждении

речевое

развитие

начинается

с

первых

«детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка

свободно

и

грамматически

правильно

выражать

свои

мысли,

свободно

владеть речевым общением.

Формирование

возможностей

речевого

общения

дошкольников

предполагает

включение

в

жизнь

ребенка

в

детском

саду

специально

спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в

которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок

участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь,

накапливаются

способы

выражения

замысла,

создаются

условия

для

совершенствования понимания речи.

Также эффективно использование игровых упражнений и речевых игр.

Тяга

детей

к

игре

неизбывна,

несмотря

на

быстро

меняющуюся

вокруг

действительность.

Речевая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Любые

дидактические словесные игры - это игры

обучающего

характера,

с

помощью которых можно обогащать словарный запас детей, формировать

речевое общение дошкольников и учить культуре поведения.

Она

имеет

две

цели:

одна

из

них

обучающая,

которую

преследует

взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Игра способна

воспитывать

ребенка

незаметно

для

него,

предлагая

яркие

иллюстрации

общения.

При

организации

совместных

специальных

игр

ребенку

обеспечены

возможность

выбора

языковых

средств,

индивидуального

«речевого

вклада»

в

решение

общей

задачи

в

таких

играх

у

детей

развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции

в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Словесно-речевые игры отличаются тем, что процесс решения обучающей

задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и

почти

без

опоры

на

наглядность.

Поэтому

словесные

игры

проводят

в

основном

с

детьми

среднего

и

преимущественно

старшего

дошкольного

возраста.

С

помощью

словесных

игр

происходит

речевое

развитие,

формируется слуховое внимание.

Речевая

игра

используется

и

для

закрепления

словаря

детей

(суще ствительные,

прилагательные,

глаголы,

названия

ц в е т а ,

пространственные понятия, предлоги и т.д.). При проведении таких игр у

детей развивается речь, память,

внимание,

логическое

мышление,

зрительная память.

Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональ-

ному воздействию. Они активно включаются в речевые игры.

У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения не только в

речевом

развитии,

но

и

в

эмоционально-волевой

сфере.

Детям

присуще

нестойкость

интересов,

пониженная

наблюдательность,

сниженная

мотивация,

негативизм,

неуверенно сть

в

с ебе,

п о в ы ш е н н а я

раздражительность,

агрессивность,

обидчивость,

трудности

в

общении

с

окружающими, налаживание контактов со своими сверстниками. Связная

речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами.

Логопед

определяет

общие

и

частные

задачи

развития

речи

детей,

планирует

и

осуществляет

работу

по

развитию

дифференцированного

фонематического восприятия, по формированию навыков звукового анализа и

синтеза, других видов языкового анализа.

Перед нами, воспитателями, более актуальными проблемами являются

развитие

речи

и

речевого

общения

детей,

а

также

формирование

когнитивных, познавательных способностей.

Этапы обучения речевым играм с мячом:

1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания

(элементарное реплицирование). Повторяя образец воспитателя, ребёнок

совершенствуется

в

понимании

обращенного

к

нему

слова

(из-за

особенности восприятия речи детьми с ОНР, ребенок слышит, но до него

не доходит смысл услышанного, он не понимает, что ему говорят), учится

правильным оборотам речи, которыми он ещё самостоятельно не владеет.

2. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»)

3.

Перебрасывание

мяча

с

называнием

синонимов

и

слов,

близких

по

значению («Скажи об этом же, но по-другому», например, путь - дорога,

маленький - небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.).

4. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на

классификацию)

5. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т.д.

Основные направления в развитии словаря

1.

Называние предметов, относящихся к различным логическим группам

(животные птицы, цветы, мебель и т.д.)

2.

Нахождение обобщающих понятий для группы однородных предметов

(береза, дуб, тополь – деревья; шкаф, диван, кресло – мебель)

3.

Подбор признаков к определенному предмету (яблоко (какое?) круглое,

красное, румяное, вкусное, сочное, ароматное, аппетитное)

4.

Подбор возможных действий к предмету (кошка (что делает?) мяукает,

мурлычет, лакает, царапает, спит, играет, крадется)

5.

Подбор предметов к заданному действию (движется (кто? что?)

машина, человек, облако, дождь, поезд, стрелка на часах)

6.

Подбор синонимов

7.

Подбор антонимов.

Основные направления для развития грамматического строя

речи

1.

Образование множественного числа в именительном падеже (ухо –

уши, дом – дома, мост – мосты, и т.д.)

2.

Образование множественного числа существительных в родительном

падеже (стулья – много стульев, утенок – много утят)

3.

Согласование существительных с числительными («Посчитай до 5»)

4.

Употребление предлогов, правильное сочетание их с

существительными (ручка лежит (где?) на книге, взяли (откуда?) с

книги спрятали (куда?) под книгу)

5.

Образование существительных при помощи уменьшительно-

ласкательных суффиксов (гриб – грибочек, елка – елочка)

6.

Образование относительных прилагательных (дом из кирпича –

кирпичный, платье из шелка – шелковое, лист дуба – дубовый)

7.

Называние детенышей животных

8.

Образование притяжательных прилагательных (хвост (чей?) заячий,

волчий, лисий и т.д.)

Основные направления развития связной речи

1.

Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа

2.

Пересказ просмотренного мультфильма

3.

Рассказ об интересной прогулке, об экскурсии, походе в цирк, театр.

4.

Завершение начатого взрослым рассказа

5.

Составление начала рассказа по его окончанию («Что было до этого?»)

6.

Пересказ сказки по картинкам из книжки

7.

Составление рассказа-описания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонова Л.М. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 1993.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей

детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалоги-ческого

общения. Методическое пособие для воспитателей детского сада. - М.:

Мозаика-Синтез, 2004.

4. Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Игровые диалоги. Учебно -

методическое пособие: Раз - словечко, два - словечко. Книга для занятий с

детьми. - М.: Карапуз-дидактика, 2005.

5.

Бизикова

О.

Игра

как

фактор

развития

диалога.

//

Дошкольное

воспитание. 2007, № 5, с. 19.

6.

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение,

1974.

7. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / под. Ред.

Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В. - М.: НОУ «Учебный центр им. Л.А.

Венгера «Развитие», 2000.

8. Жикалкина Т.Г. Игровые и занимательные задания для развития речи

дошкольников. М., 1989.

9. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.- М.: Лайнер, 1996.

10. Обухова А.Ф. Детская психология. - М.:Тривола, 1995.

11. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под

ред. М.И. Лисиной; - М.: Педагогика, 1985. .

12. Селезнева Е.П., Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1984.

13. Сохин Ф.А., Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.:

Просвещение, 1983.

14. Столяр А.А. Давайте поиграем. - М.: Просвещение, 1991.

15. Тихеева. Е.И., Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1982.

16. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей

дошкольника. Ярославль. “Академия развития”, 1996.

17. Тихомирова Л.Ф., А.В. Басов. Развитие логического мышления детей.

Ярославль: Академия развития, 1996.

18. Ушакова О.С., А.Г.Арушанова, А.И. Максакова и др. Занятия по развитию

речи

в

детском

саду.

Книга

для

воспитателя

детского

сада.

-

М.:

Совершенство, 1999.

19. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в

детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

20. Ушакова О.С. Развивайте речь дошкольника // Дошкольное воспитание.

1992. № 3, с.4.

21. Чилигрирова Л. Б. Спиридонова. Играя, учимся М., 1993.

22.

Шипицына

Л. М.

Азбука общения:

Развитие

личности

ребенка,

навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет). – М.: Детство-

Пресс, 2004.



В раздел образования