Напоминание

"Развитие математических способностей детей в старшем дошкольном возрасте"


Автор: Богачева Виктория Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Частный детский сад "Алфавит"
Населённый пункт: Город Краснодар
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие математических способностей детей в старшем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Консультация для родителей «Развитие

математических способностей у детей в старшем дошкольником

возрасте»

Большое значение в развитии дошкольников имеет обучение-

математике. Это вызвано целым рядом причин: начало школьного

обучения, обилие информации, получаемой ребенком, повышенное

внимание к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремление

родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать

цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку

набор готовых знаний, суждений, например: научить ребенка считать до

100, до 1000 и. т. д. не овладев полным знанием в пределах 10. Однако

всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять

ребенка заниматься математикой, если ему скучно? Основные усилия

родителей и педагогов должны быть направлены на то, чтобы воспитать

у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу

познания, к самостоятельному поиску решений . Важно привить интерес

к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами

начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на

каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и

форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как

долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому

первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок

наиболее предрасположен.

Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как

знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Весь

процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее

возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к

причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и

еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития

личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то

новое.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий

по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из

наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место

выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь

родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и

воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем,

помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только

способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный

мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими,

необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочеться напомнить, что

принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение

заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?». Обсуждение

заданий следует начинать тогда, когда ребёнок не очень возбуждён и не

занят каким либо интересным делом : ведь ему предлагают поиграть, а

игра – дело добровольное.

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно

свободного. По дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и

даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе

по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и

счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени».

Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в

повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в

окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть

квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по

форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по

форме на ту или иную фигуру. Спросите детей ,чего у них по два: две

руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок

покажет их. И чего по одному.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить

ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны

должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши.

Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что

это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если

пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок

меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло,

какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики,

спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже,

толще-тоньше). Рисует ваш ребенок, спросите его о длине карандашей,

сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие

слова как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца,

например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше

(колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины

(матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины: палочки,

карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки... Важно

чтобы эти слова были в лексиконе у детей. Ребенок должен к школе

пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные

особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у

коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все

вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые

окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например:

на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате,

страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне,

назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер

своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры.

Попросите отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает

цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов.

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или

ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?»

Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с

цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок

должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и

времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни.

Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-

сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные

события, используя слова: вчера, сегодня, завтра(что было сегодня, что

было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте

его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть

в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это

внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз,

два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит где

она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в». Обратите

внимание детей на часы, особенно на те, что установлены в

электроприборах: в телевизоре, стиральной машине. Объясните, для чего

они. Обращайте внимание ребёнка на то, сколько минут он одевается,

убирает постель, спросите: что можно сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько

рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает

количество рублей, что количество монет не соответствует количеству

рублей (денег).

В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка

познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по

вместимости разные кастрюли и чашки. Измерить условной меркой

сыпучие продукты.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством

времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим

понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и

развивая интерес к математике.



В раздел образования