Автор: Богачева Виктория Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Частный детский сад "Алфавит"
Населённый пункт: Город Краснодар
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие математических способностей детей в старшем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Консультация для родителей «Развитие
математических способностей у детей в старшем дошкольником
возрасте»
Большое значение в развитии дошкольников имеет обучение-
математике. Это вызвано целым рядом причин: начало школьного
обучения, обилие информации, получаемой ребенком, повышенное
внимание к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремление
родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать
цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку
набор готовых знаний, суждений, например: научить ребенка считать до
100, до 1000 и. т. д. не овладев полным знанием в пределах 10. Однако
всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять
ребенка заниматься математикой, если ему скучно? Основные усилия
родителей и педагогов должны быть направлены на то, чтобы воспитать
у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу
познания, к самостоятельному поиску решений . Важно привить интерес
к математике.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами
начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на
каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и
форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как
долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому
первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок
наиболее предрасположен.
Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как
знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Весь
процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее
возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к
причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и
еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития
личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то
новое.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий
по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из
наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место
выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь
родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и
воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем,
помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только
способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный
мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими,
необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.
Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочеться напомнить, что
принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение
заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?». Обсуждение
заданий следует начинать тогда, когда ребёнок не очень возбуждён и не
занят каким либо интересным делом : ведь ему предлагают поиграть, а
игра – дело добровольное.
Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно
свободного. По дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и
даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе
по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и
счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени».
Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в
повседневной жизни.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в
окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть
квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по
форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по
форме на ту или иную фигуру. Спросите детей ,чего у них по два: две
руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок
покажет их. И чего по одному.
Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить
ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны
должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши.
Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что
это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если
пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок
меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло,
какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики,
спросите какой выше, ниже.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже,
толще-тоньше). Рисует ваш ребенок, спросите его о длине карандашей,
сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие
слова как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца,
например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше
(колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины
(матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины: палочки,
карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки... Важно
чтобы эти слова были в лексиконе у детей. Ребенок должен к школе
пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные
особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у
коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все
вокруг по величине.
Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые
окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например:
на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате,
страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне,
назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер
своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры.
Попросите отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает
цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов.
Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или
ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?»
Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с
цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок
должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и
времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни.
Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-
сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные
события, используя слова: вчера, сегодня, завтра(что было сегодня, что
было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте
его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть
в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это
внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз,
два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит где
она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в». Обратите
внимание детей на часы, особенно на те, что установлены в
электроприборах: в телевизоре, стиральной машине. Объясните, для чего
они. Обращайте внимание ребёнка на то, сколько минут он одевается,
убирает постель, спросите: что можно сделать за 3 или 5 минут.
Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько
рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает
количество рублей, что количество монет не соответствует количеству
рублей (денег).
В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка
познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по
вместимости разные кастрюли и чашки. Измерить условной меркой
сыпучие продукты.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством
времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим
понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и
развивая интерес к математике.