Напоминание

Роль уголка природы в экологическом воспитании


Автор: Соболева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Д/С "Йэйгор"
Населённый пункт: Башкортостан, Хайбуллинский район, с.Акъяр
Наименование материала: статья
Тема: Роль уголка природы в экологическом воспитании
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль уголка природы в экологическом воспитании»

На сегодняшний день нет актуальней и важней задачи, чем

экологическое воспитание. Экология (от греческого oikos- дом, жилище,

родина + logos – понятие, учение).

В основном и первоначальном своем значении – одна из биологических

дисциплин, наука, изучающая многочисленные связи населяющих землю

организмов, как между собой, так и с окружающей средой.

Экологическое воспитание – достаточно новая область дошкольной

педагогики, теоретическое и практическое становление которой

осуществляется в настоящее время. Формирование экологической культуры

населения, начало её становления падает на первые семь лет жизни ребёнка.

Дошкольное детство – ответственный период жизни человека:

закладываются основы правильного отношения к окружающему миру

(природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. Работа по

экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими

возможностями и перспективой.

Мы знаем, что человек живёт и размножается за счет природы, но

тысячелетиями мы покоряли её, беспощадно убивали животных, вырубали

леса. Сейчас пробил тот час, когда надо остановиться. Человеку нужен

чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые фрукты и

овощи. На смену нам идет новое поколение, и наша главная задача –

прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней. Ведь став

взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но

то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Природа оставляет

глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его

чувства. Мир огромен, а ребенок, а ребенок еще мал и опыт его ограничен.

Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, создавать условия,

чтобы у ребенка формировалось правильное представление о ней. Для этого

не обязательно детей везти за город, а можно и в саду, на участке, огороде,

цветниках знакомить их с родной природой.

Ребенка нужно обучить, чтобы он не безумно смотрел на природу, а

видел и понимал природные явления, связь между ними.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на

основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно –

природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой

обитания, предметами изготовленными людьми из материалов природного

происхождения.

Сегодня человечество подошло к рубежу, когда остро стоит вопрос:

«Быть или не быть человеку на Земле?» это во многом зависит от нас, от того,

какое поколение мы воспитаем. К 2015г., свидетельствуют данные

всемирного фонда дикой природы, возможно исчезнут десятки тысяч видов

растений и животных и мы окажемся перед лицом катастрофического

обеднения живой природы Земли. По мнению ряда ученых, ежечасно

вымирает один вид растений и животных. Люди должны понимать прямую

связь между существованием животных, растений и благополучным

существованием человека.

Поэтому большое внимание должно быть уделено экологическому

воспитанию детей. Все живое связано с жизнью человека и несет в себе

эстетическое. Нравственное, религиозное отношение к растениям и

животным. Познание мира природы может научить людей жить в согласии и

гармонии с окружающей средой, чтобы сохранить планету пригодной для

жизни в будущем.

Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно

связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый

чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов,

мира природы, общественной жизни.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Мы считаем, что это -

источник новых знаний различных природных явлений.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной

речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Н считал логику природы самой

доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное

наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные

логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина

самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и

понимание грамматических законов».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы,

рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и

красоту речи - развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума,

творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и

зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают

существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности

мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом

причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь

предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое.

Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной

речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость.

Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников

являются:

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного

обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и

элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и

взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и

экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и

социокультурному окружению.

3. Осознание собственного «А» как части природы, развития «А-концепции»

у каждого ребенка.

4. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и

закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных

при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также

по воспроизводству и сохранению природной среды.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно

обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в

дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду

сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения

адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с

родителями.

Установить контакт, взаимопонимание и выявить потребности

родителей в вопросах воспитания детей. Прежде всего, для установления

контакта и взаимопонимания с родителями необходимо каждому педагогу

оценить, какими возможностями он обладает, чтоб оказать помощь родителям

в воспитании детей. Кроме того, важно задуматься над тем, какую помощь от

детского сада хотели бы получить родители. Так педагоги могут выявить

предварительную «картину» взаимодействия и сопоставляют ее со своими

возможностями.

Необходимо учесть, что родители могут знать далеко не все

возможности педагогов в решении проблем воспитания детей, следовательно,

потребуется раскрыть их для родителей. В связи с этим педагоги могут

предложить родителям анкету или провести с ними беседу. Это возможно при

проведении родительских собраний, организуя сообщения или лекции.

Предоставив родителям информацию об актуальности экологического

воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам

необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного

учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как организована

жизнь и деятельность ребенка в течение дня.

Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает

влияние на развитие ребенка.

Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и

домашних животных.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа - тонкое

уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному,

от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого

начинается ответственность за все живое.

Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети

знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия,

характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть

потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны

питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью

взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти

условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает,

иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает

охлаждения.

Комнатные растения имеют определенное строение: у них есть корень,

стебель, листья, иногда цветы. Корень (а у некоторых и стебель) находится в

земле; корень всасывает из нее воду и питательные вещества, дышит

воздухом, удерживает растение от падения. По стеблю питательные вещества

и влага поднимаются к листьям и цветам. Дети узнают, что листья чаще всего

зеленые, их много, ими растение поглощает свет, дышит, очищая листья их от

пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно дошкольник

сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям, ребенок узнает, что

все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо

осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для

эстетического наслаждения, для того, чтобы в помещении стало красиво.

Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все

растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота

комнатных растений достигается созданием для них хороших условий.

Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо

выглядят), если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска

листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при

недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых

листьев, побегов), не цветут при недостатке питательных веществ в почве.

Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение

приспособлено к разным условиям жизни. Влаголюбивые растения имеют

тонкие листья, их следует часто поливать. Засухоустойчивые растения имеют

мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их следует

поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого

рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые

растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать

вблизи окна, недалеко от него.

Отношение у детей развивается познавательный интерес - они

самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях,

делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические

чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных

растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту

цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений,

замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы.

Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети

могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную

окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для

их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению:

сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют

поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.

Создание уголка природы в ДОУ

В решении задач ознакомления детей с природой, воспитание любви к

ней – поможет уголок природы детского сада. Где содержатся комнатные

растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает

работу педагога: под руководством ребята систематически наблюдают и

ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними, дети

получают представление о многообразии растительного и животного мира

на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные. Какие

условия для них нужно создавать. Педагог обучает детей проводить

сравнительный анализ – сравнивая животных, находить сходства и различия

между ними, общее и различное у растений – помогает замечать интересные

особенности внешнего вида, поведения. При рассматривании растений

обращает внимание детей на красоту цветов и листьев, на то, как

находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают

групповую комнату.

Поэтому уголок живой природы оказывает воспитательное значение на

детей. Они становятся любознательными, добрыми, чуткими по отношению к

окружающим.

Уголок природы способствует формированию лучших черт характера у

детей – трудолюбие, уважение к труду взрослых охраняющих и умножающих

природные богатства. Так же трудно оценить образовательное значение

уголка природы – дети учатся наблюдать, логически мыслить. Уголок живой

природы способствует развитию математических способностей -

«Посчитаем рыбок?», «Сколько лап у кошки?» и т.д., формированию

изобразительных умений и навыков, развитию творческих способностей -

рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд на природные

темы. Труд в уголке природы способствует развитию мелкой моторики

(рыхление земли, пересадка растений и т.д.), что в дальнейшем способствует

обучению письму.

В процессе систематического ухода за растениями и животными, у

детей появляется интерес к природе. Все это помогает воспитать

гармонически развитую личность.

В уголке природы можно содержать разных животных, знакомство с

которыми предусмотрено программой, и все же их количество должно быть

ограниченно. Это связано с тем. Что большую часть работы по организации

жизни и ухода за животными, дети должны выполнять сами, либо с

небольшой помощью воспитателя.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1. Животных подбирают безвредных, неприхотливых, обязательно

прошедших осмотр ветеринара с выдачей заключения. Условия их

содержания должны быть просты, а уход за ними несложным, доступным

детям.

2. Сезонных животных необходимо подбирать типичных для

определенного класса, характерных для данной местности и интересных для

наблюдения.

3. Нельзя содержать в уголке природы одновременно большое количество

животных требующих разного ухода.

4. Размещать обитателей следует с учетом их биологических особенностей

и потребностей.

5. Пополнять уголок природы нужно постепенно. По мере того, как дети

привыкнут к обитателям и научатся ухаживать за ними.

6. После наблюдения животные должны быть отпущены на свободу, за

исключением тех. Которые живут постоянно в уголке природы.

7. Растения должны быть неприхотливыми к уходу за ними, безопасными

для жизни и здоровья детей.

8. Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными

вызвать и удержать внимание детей.

Требования к размещению комнатных растений:

Учитывая психологические особенности детей, согласно программе,

объем знаний, умений и навыков по уходу и содержанию объектов уголка

природы в каждой возрастной группе существенно изменяется. Дети

младшей группы знают 2-3 названия растений, а к подготовительной группе

называют до 15 растений, описывают их, выделяют лекарственные растения,

знают их применение.

Комнатные растения уголка природы являются его постоянными

обитателями. Для того чтобы растения украшали групповую комнату, важно

знать и учитывать факторы, влияющие на их рост и развитие. При

размещении комнатных растений нужно учитывать их биологические

особенности, сформированные под воздействием природно-климатических

условий.

Размещая комнатные растения необходимо помнить, что их

благополучие зависит от света, тепла, влажности воздуха и полива.

Нельзя:

1. Допускать резких перепадов температур воздуха – подсыхают и опадают

листья

2. Размещать растения около отопительных систем – там высокая

температура и низкая влажность воздуха.

3. Ставить около входных дверей и вентиляционных отверстий – сквозняки

губительны для растений.

Важным аспектом в системе экологического воспитания является

работа с родителями. Ежегодно должны проводиться общие родительские

собрания по вопросу экологического воспитания. На них необходимо

разъяснять родителям, какую роль в развитии личности, нравственном

воспитании ребенка, играют навыки заботливого, бережного отношения ко

всему живому, рассказывать об эколого-оздоровительной работе, о пользе

походов и экскурсий. Привлекать родителей к активному участию в акциях,

организуемых на базе д/сада – «Посади дерево», Зеленый мир на окне».

Организовывать совместную деятельность (уборка мусора, окапывание и

подкормка деревьев, озеленение участка и т.д). Приглашать родителей на

специальные занятия, участие в выставках, экологических праздниках, играх

– викторинах с целью обогащения экологических знаний.

Только так шаг за шагом мы сможем привить детям бережное, любовное

отношение к окружающему миру.

Подготовила:

Соболева О.А.



В раздел образования