Напоминание

Цветоведение


Автор: Баских Ольга Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств № 42"
Населённый пункт: город Калтан, Кемеровская область
Наименование материала: Общеразвивающая программа
Тема: Цветоведение
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 42»

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

(общеразвивающая программа)

Разработала: Баских Ольга Владимировна,

преподаватель художественных дисциплин

г. Калтан, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…………………………………

3

2. Учебно – тематический план…………………………..

10

3. Содержание разделов и тем……………………………

20

4. Требования к уровню подготовки обучающихся……

37

5. Формы и методы контроля, система оценок…………..

38

6. Методическое обеспечение учебного процесса……

40

7. Список литературы……………………………………...

42

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

2

Программа

учебного

предмета «Цветоведение»

составлена

с учетом

федеральных

го сударственных

требований

к

дополнительным

предпрофессиональным

общеобразовательным

программам

в

области

изобразительного искусства «Живопись».

Учебный предмет «Цветоведение» является предметом вариативной части

предпрофессиональной

общеобразовательной

программы

в

области

изобразительного искусства и направлен на выявление одаренных детей в

области изобразительного искусства в раннем детском возрасте; воспитание и

развитие

у

обучающихся

личностных

качеств,

позволяющих

уважать

и

принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование

у

обучающихся

умение

выбирать

колористические

решения

в

этюдах,

зарисовках,

набросках;

наличие

творческой

инициативы,

понимания

выразительности цветового и композиционного решения; формирование у

обучающихся

образного

мышления,

памяти,

эстетического

отношения

к

действительности.

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Цветоведение» составляет 3 года - со 2

по 4 классы.

Объем

учебного

времени,

предусмотренной

учебным

планом

образовательного учреждения на реализация учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Цветоведение» составляет 204 часа.

Из них: 102 часа – аудиторные занятия, 102 часа – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия: 2 – 4 класс - 1 час

Самостоятельная работа: 2 – 4 класс - 1час

3

Срок реализации учебного предмета «Цветоведение»

Вид

учебной

работы,

аттестации,

учебной

нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной и

итоговой аттестации

Всего

часов

Классы

2

3

4

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Аудиторные

занятия

17

17

17

17

17

17

102

Самостоятель

ная работа

17

17

17

17

17

17

102

Максимальная

учебная

нагрузка

34

34

34

34

34

34

204

Вид

промежуточно

й аттестации

Зачет

Зачет

Зачет

Форма проведения учебных занятий

Занятия

по

предмету

«Цветоведение»

и

проведение

консультаций

рекомендуется

осуществлять

в

форме

мелкогрупповых

занятий

(численностью от 4 до 10 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет построить процесс обучения в

соответствии

с

принципами

дифференцированного

и

индивидуального

подходов.

4

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета «Цветоведение» является создание условий для

художественно

эстетического

развития

и

самоопределения

личности

учащегося,

на

основе

приобретенных

им

в

процессе

художественно

исполнительских

и

теоретических

знаний,

умений

и

навыков;

на

формирование знаний разнообразных техник живописи, направленный на

формирование художественного вкуса и эстетических взглядов; пробуждение

интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.

Задачами учебного предмета «Цветоведениее» являются:

Обучающие:

сформировать комплекс первоначальных знаний о цвете;

сформировать навыки восприятия художественного образа;

познакомить

учащихся

с

особенностями

языка

различных

видов

искусства;

обучить специальной терминологии искусства;

Сформировать

навыки

понимания

выразительности

цветового

и

композиционного решения;

Развивающие:

развить навыки восприятия искусства;

развить способности понимать главное в произведениях искусства,

различать средства выразительности, а также соотносить содержание

произведения искусства с собственным жизненным опытом;

формировать первичные навыки анализа произведений искусства.

5

Воспитательные:

способствовать воспитанию у учащихся эстетического вкуса;

способствовать духовно – нравственному развитию учащихся.

Структура программы:

Программа

учебного

предмета

«Цветоведение»

содержит

следующие

разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки обучающихся;

формы, виды и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

В

соответствии

с

данными

направлениями

строится

основной

раздел

программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

объяснительно – иллюстративный;

объяснительный;

творческий;

исследовательский.

6

Условия реализации учебного предмета

Требования к образованию преподавателя:

Реализация

программы

обеспечивается

педагогическими

работниками,

имеющими

среднее

или

высшее

профессиональное

образование,

соответствующее

профилю

преподаваемого

учебного

предмета.

Доля

преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна

составлять

не

менее

25

процентов

в

общем

числе

преподавателей,

обеспечивающих образовательный процесс по данной программе.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь

высшее

профессиональное

образование,

может

быть

заменено

преподавателями,

имеющими

среднее

профессиональное

образование

и

государственные

почетные

звания

в

соответствующей

профессиональной

сфере,

или

специалистами,

имеющими

среднее

профессиональное

образование и стаж практической работы в сфере более 15 последних лет.

Педагогические

работники

проходят

не

реже

чем

один

раз

в

пять

лет

профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Требования к программно – методическому обеспечению

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам

школьной библиотеки.

Во время самостоятельной работы обучающиеся

могут пользоваться интернетом для сбора дополнительного материала по

изучению предложенных тем.

Библиотечный

фонд

укомплектовывается

печатными

и

электронными

изданиями

основной

и

дополнительной

учебной

и

учебно-методической

литературы

по

изобразительному

искусству,

истории

мировой

культуры,

художественными альбомами, хрестоматийными изданиями.

Требования к материально – техническому обеспечению:

7

Материально – техническая база

должна соответствовать санитарным и

противопожарным

нормам,

нормам

охраны

труда.

Образовательное

учреждение

должно

соблюдать

своевременные

сроки

текущего

ремонта

учебных помещений.

Для

реализации

программы

минимально

необходимый

перечень

учебных

аудиторий, специализированных кабинетов и материально – технического

обеспечения включает в себя: учебные аудитории мелкогрупповых занятий,

натюрмортный и методический фонды.

Учебные

аудитории,

предназначенные

для

изучения

учебного

предмета

«Цветоведение»

оснащаются

видеооборудованием,

учебной

мебелью

(досками,

столами,

стульями,

стеллажами,

шкафами,

мольбертами)

и

оформляются наглядными пособиями.

Содержание учебного предмета.

Предмет «Цветоведение» занимает важное место в системе обучения детей.

Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в

области живописи, композициии.

Программа

«Цветоведение»

предусматривает

выполнение

практических

работ

(интерпретация,

изобразительная

деятельность),

направленных

на

более прочное усвоение материала.

Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства.

Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства,

способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать

средства

выразительности,

а

также

соотносить

содержание

произведения

искусства с собственным жизненным опытом.

Содержание учебного предмета включает в себя следующие разделы:

8

2 класс: общая характеристика цвета;

3 класс: знакомство с приемами работы цветом;

4

класс:

применение

приемов

и

способов

работы

цветом

в

творческих

композициях.

Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий

подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем

и отдельных уроков. Последовательность заданий в разделе выстраивается по

принципу нарастания сложности поставленных задач. Темы предполагают

введение практической деятельности, что позволяет закрепить полученные

детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

Программа

имеет

цикличную

структуру,

что

позволяет

возвращаться

к

изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

2 класс

Наименование раздела, темы

Вид

учебно

го

заняти

я

Общий объем времени

(в часах)

Максим

альная

учебная

нагрузка

Самост

оятельн

ая

работа

Аудито

рные

заняти

я

1

Основные

цвета.

Композиция

«Цветочная полянка».

урок

2

1

1

9

2

Основные

и

составные

цвета.

Композиция «Фрукты».

урок

2

1

1

3

Составные

цвета.

Композиция

«Грибы»

урок

2

1

1

4

Составные

цвета.

Композиция

«Осенний лес».

урок

4

2

2

5

Черный цвет. Забавные кляксы.

урок

2

1

1

6

Черный

и

белый.

Получение

серого.

Композиция

«Сова

на

ветке»

урок

2

1

1

7

Композиция

«Серые

и

черные

котята»

урок

2

1

1

8

Знакомство

с

цветами

радуги.

К о м п о з и ц и я

« Ц в е т и к

семицветик»

урок

2

1

1

9

Композиция «Радужные зверята»

урок

2

1

1

10

Те п л ы е

ц в е т а .

Ко м п о з и ц и я

«Бабочки»

урок

2

1

1

11

Те п л ы е

ц в е т а .

Ко м п о з и ц и я

«Жаркое лето»

урок

4

2

2

12

Холодные

цвета.

Композиция

«Зонтики под дождём»

урок

2

1

1

13

Холодные

цвета.

Композиция

«Зима»

урок

4

2

2

10

14

Борьба холодных и теплых цветов.

Композиция «Праздничный салют»

урок

4

2

2

15

Синий

цвет.

Композиция

«Синие

сливы»

урок

4

2

2

16

Синий

цвет.

Упражнение

«Что

бывает синего цвета?»

урок

2

1

1

17

Красный

цвет.

Упражнение

«Как

поспела ягодка»

урок

2

1

1

18

Красный

цвет.

Упражнение

«Что

бывает красного цвета?»

урок

2

1

1

19

Ж ё л т ы й

ц в е т.

К о м п о з и ц и я

«Цыплята»

урок

4

2

2

20

Жёлтый

цвет.

Упражнение

«Что

бывает жёлтого цвета?»

урок

2

1

1

21

Сочетание синего и желтого цвета.

Композиция «Цирк»

урок

4

2

2

22

Сочетание

красного

и

желтого

цветов.

Композиция «Сказочный город»

урок

4

2

2

23

Сочетание

синего

и

красного

цветов. Композиция «Фиолетовый

виноград»

урок

4

2

2

24

И т о г о в а я

к о м п о з и ц и я

«Путешествие в космос».

урок

4

2

2

Всего

68

34

34

11

3 класс

Наименование раздела, темы

Вид

учебно

го

заняти

я

Общий объем времени

(в часах)

Максим

альная

учебная

нагрузка

Самос

тоятел

ьная

работа

Аудито

рные

занятия

1

Ко н т р а с т н ы е

п а р ы

ц в е т о в .

Композиция «Бабочки».

урок

2

1

1

2

Растяжка

цвета.

Оранжево-синяя

пара цветов

урок

4

2

2

3

Растяжка

цвета.

Красно-зеленая

пара цветов

урок

4

2

2

4

Растяжка цвета. Желто-фиолетовая

пара цветов

урок

4

2

2

5

Контрастные

цвета.

Композиция

«Ковёр»

урок

2

1

1

6

Нюанс. Композиция «Рыбки»

урок

2

1

1

7

Растяжка цвета. Красный и белый.

урок

2

1

1

8

Растяжка цвета. Красный и чёрный.

урок

2

1

1

9

Тв о р ч е с к а я

ко м п о з и ц и я

н а

сочетание

красного

со

всеми

урок

2

1

1

12

оттенками серого цвета.

10

Растяжка цвета. Синий и белый.

урок

2

1

1

11

Растяжка цвета. Синий и чёрный.

урок

2

1

1

12

Тв о р ч е с к а я

ко м п о з и ц и я

н а

с оч е т а н и е

с и н е го

с о

в с е м и

оттенками серого цвета.

урок

2

1

1

13

Растяжка цвета. Жёлтый и белый.

урок

2

1

1

14

Растяжка цвета. Жёлтый и чёрный.

урок

2

1

1

15

Тв о р ч е с к а я

ко м п о з и ц и я

н а

сочетание

жёлтого

со

вс еми

оттенками серого цвета.

урок

2

1

1

16

Чёрный и белый. Растяжка цвета.

Т в о р ч е с к а я

к о м п о з и ц и я

в

ахроматической гамме.

урок

2

1

1

17

Круговая растяжка цвета. Зелёный

и белый. Зелёный и чёрный.

урок

2

1

1

18

Тв о р ч е с к а я

ко м п о з и ц и я

н а

сочетание

зелёного

со

всеми

оттенками серого цвета.

урок

2

1

1

19

К р у г о в а я

р а с т я ж к а

ц в е т а .

Оранжевый и белый. Оранжевый и

чёрный.

урок

2

1

1

20

Т в о р ч е с к а я

к о м п о з и ц и я

« О р а н ж е в ы й

в е р б л юд »

н а

сочетание

оранжевого

со

всеми

оттенками серого цвета.

урок

2

1

1

21

К р у г о в а я

р а с т я ж к а

ц в е т а .

Фиолетовый и белый. Фиолетовый

13

и чёрный.

урок

2

1

1

22

Творческая

композиция

«Дворец

снежной

королевы»

на

сочетание

фиолетового

со

всеми

оттенками

серого цвета.

урок

2

1

1

23

Жёлтый

и

красный.

Круговая

растяжка «Солнце»

урок

2

1

1

24

Выполнение

композиции

на

два

цвета «Рыженькое чудо» (красный

и жёлтый)

урок

2

1

1

25

Синий

и

красный.

К ру го ва я

растяжка цвета.

урок

2

1

1

26

В ы п о л н е н и е

т в о р ч е с к о й

композиции на два цвета (синий и

красный).

урок

2

1

1

27

С и н и й

и

жё л т ы й .

К р у г о в а я

растяжка цвета.

урок

2

1

1

28

Выполнение

композиции

на

два

цвета

«Солнце

в

одуванчиках»

(синий и жёлтый)

урок

2

1

1

29

В ы п о л н е н и е

т в о р ч е с к о й

композиции

«Море»

при

помощи

цветовых растяжек.

урок

2

1

1

30

Выполнение

итоговой

творческой

композиции «Сказочный лес»

урок

4

2

2

Всего

68

34

34

14

4 класс

Наименование раздела, темы

Вид

учебног

о

занятия

Общий объем времени

(в часах)

Макси

мальна

я

учебна

я

нагруз

ка

Самос

тоятел

ьная

работа

Аудито

рные

занятия

1

С у б ъ е к т и в н о с т ь

ц в е т а .

Упражнения

«Мои

любимые

цвета», «Мои нелюбимые цвета»,

«Четыре времени года»

урок

4

2

2

2

Определение

тона

с

помощью

цветового

круга.

По строение

цветового круга.

урок

2

1

1

3

Определение светлоты с помощью

цветового круга. Оттенки серого:

построение

светлотного

круга-

цветоделителя.

урок

2

1

1

4

Два

цветных

светлотных

круга:

один в диапазоне от белизны до

чистого тона, другой в диапазоне

от чистого тона до черноты.

урок

4

2

2

5

О п р е д е л е н и е

у р о в н я урок

2

1

1

15

н а с ы щ е н н о с т и

с

п о м о щ ь ю

ц в е т о в о г о

к р у г а .

С п о с о б ы

приглушения

цвета.

Построение

круга насыщенности.

6

Изучение

оттенков

коричневого

ц в е т а

н а

п р и м е р е

р у с с к о й

д е р е в я н н о й

а р х и т е к т у р ы .

Композиция «Деревянный дворец»

урок

4

2

2

7

Ком п о з и ц и я

н а

т е м у

« Мо й

любимый

художник».

Творческая

и н т е р п р е т а ц и я

к а р т и н ы

выбранного художника.

урок

6

3

3

8

Н а п и с а н и е

н а т ю р м о р т а

«Апельсины на синей драпировке»

урок

4

2

2

9

Написание

натюрморта

«Красные

яблоки на зелёной драпировке»

урок

4

2

2

10

Тональные контрасты. Темное на

светлом,

светлое

на

темном.

Творческая композиция.

урок

4

2

2

11

Композиция

на

тему

«Вечерние

закаты»

и с п о л ь з о в а н и е м

цветовой

растяжки

оранжевый

синий

или

жёлтый

красный

и

ахроматических цветов)

урок

4

2

2

12

Нюанс. Написание натюрморта из

предметов сближенной окраски.

урок

4

2

2

13

Выполнение

упражнения

«Цвет

человеческих

эмоций»

( г н е в ,

урок

4

2

2

16

радость,

печаль,

любовь,

страх,

спокойствие).

14

Композиция на тему «Весёлая сова

и грустный ворон»

урок

4

2

2

15

Композиция

на

тему

«Добрый

и

злой»

(например,

«Василис а

Прекрасная

и

Баба

Яга»,

«Илья

Муромец и Соловей разбойник»)

урок

4

2

2

16

Многоголосие

тёплого

цвет а.

В ы п о л н е н и е

т в о р ч е с к о й

композиции

на

выбор:

«Замок

огня», «Запахи лета», «Праздник» и

др.

урок

4

2

2

17

Многоголосие

холодного

цвета.

В ы п о л н е н и е

т в о р ч е с к о й

композиции

на

выбор:

«Дворец

З и м ы » ,

« Д ож д ь » ,

« П о р т р е т

Снежной Королевы» и др.

урок

4

2

2

18

Выполнение

итоговой

сюжетной

композиции на заданную тему.

урок

4

2

2

Всего

68

34

34

17

3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ.

2 класс

1 Тема: Основные цвета. Композиция «Цветочная полянка».

Знакомство с тремя основными цветами: красным, желтым, синим.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: выполнение зарисовки «Воздушные шары».

2 Тема: Основные и составные цвета. Композиция «Фрукты».

Выполнение

смешения

основных

цветов.

Получение

дополнительных

цветов.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: композиция «Овощи».

3 Тема: Составные цвета. Композиция «Грибы».

Создание композиции из составных цветов.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: изображаем осенние листья.

18

4 Тема: Составные цвета. Композиция «Осенний лес».

Закрепление знаний о составных цветах.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: изображаем костер.

5 Тема: Черный цвет. Забавные кляксы

Умение использовать пятно, согласно задуманному образу.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: изображаем силуэты.

6 Тема: Черный и белый. Получение серого. Композиция «Сова на ветке»

Получение множества серых оттенков от светлого до темного серого.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: изображаем серых зайчат.

7 Тема: Композиция «Серые и черные котята».

Выполнение образов котят в ахроматической гамме.

Использование любого формата, гуаши.

Самостоятельная работа: изображаем маму кошку.

8

Тема:

Знакомство

с

цветами

радуги.

Композиция

«Цветик

семицветик»

Изучение очередности цветов радуги.

Использования формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: изображаем радугу.

19

9 Тема: Композиция «Радужные зверята».

Закрепление знаний о цветах радуги.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: изображение «радужной» птицы.

10 Тема: Теплые цвета. Композиция «Бабочки»

Определение гаммы теплых цветов. Работа в технике «монотипия».

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала к композиции

«Жаркое лето»

11 Тема: Теплые цвета. Композиция «Жаркое лето».

Закрепление знаний о теплых цветах.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: создание композиции теплых цветов (например,

сбор урожая).

12 Тема: Холодные цвета. Композиция «Зонтики под дождём»

Определение гаммы холодных цветов. Работа с шаблоном.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала к композиции

«Зима»

13 Тема: Холодные цвета. Композиция «Зима».

Закрепление знаний о холодных цветах.

Использование формата А4, гуаши.

20

Самостоятельная работа: создание композиции холодных цветов (например,

зимние игры).

14 Тема: Борьба холодных и теплых цветов. Композиция «Праздничный

салют»

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: выполнение абстрактной работы «Брызги цвета».

15 Тема: Синий цвет. Композиция «Синие сливы»

Поиск оттенков синего цвета. Получение дополнительных оттенков синего.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: композиция «Фрукты».

16 Тема: Синий цвет. Упражнение «Что бывает синего цвета?»

Поиск оттенков синего цвета.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная

работа:

подбор

нескольких

предметов

синего

цвета,

выполнение их зарисовок в альбоме.

17 Тема: Красный цвет. Упражнение «Как поспела ягодка»

Поиск оттенков красного цвета.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: выполнение зарисовок различных ягод.

18 Тема: Красный цвет. Упражнение «Что бывает красного цвета?»

Поиск оттенков красного цвета.

Использование формата А4, гуаши.

21

Самостоятельная

работа:

подбор

нескольких

предметов

красного

цвета,

выполнение их зарисовок в альбоме.

19 Тема: Жёлтый цвет. Композиция «Цыплята»

Поиск

оттенков

жёлтого

цвета.

Получение

дополнительных

оттенков

жёлтого.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная

работа:

выполнение

зарисовки

по

теме

«Букет

одуванчиков»

20 Тема: Жёлтый цвет. Упражнение «Что бывает жёлтого цвета?»

Поиск оттенков жёлтого цвета.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная

работа:

подбор

нескольких

предметов

жёлтого

цвета,

выполнение их зарисовок в альбоме.

21 Тема: Сочетание синего и желтого цвета. Композиция «Цирк»

Выполнение

упражнений

на

смешение

синего

и

жёлтого

цветов.

Поиск

оттенков зелёного цвета.

Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная работа: подбор иллюстраций по теме «Цирк»

22 Тема: Сочетание красного и желтого цветов. Композиция «Сказочный

город»

Выполнение упражнений на смешение красного и жёлтого цветов. Поиск

оттенков оранжевого цвета.

Использование формата А3, гуаши.

22

Самостоятельная работа: подбор иллюстраций для выполнения творческой

работы

23 Тема: Сочетание синего и красного цветов. Композиция «Фиолетовый

виноград»

Выполнение

упражнений

на

смешение

красного

и

синего

цветов.

Поиск

оттенков фиолетового цвета.

Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная работа: подбор иллюстраций для выполнения творческой

работы

24 Тема: Итоговая композиция «Путешествие в космос».

Применение и закрепление полученных знаний.

Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная работа: подбор иллюстраций для выполнения творческой

работы

3 класс

1 Тема: Контрастные пары цветов. Композиция «Бабочки».

Изучение пар контрастных цветов.

Использования формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: повторение таблицы парных цветов.

2 Тема: Растяжка цвета. Оранжево-синяя пара цветов

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: изображение синего предмета на оранжевом фоне.

23

3 Тема: Растяжка цвета. Красно-зеленая пара цветов

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: изображение зеленого предмета на красном фоне.

4 Тема: Растяжка цвета. Желто-фиолетовая пара цветов

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: изображение жёлтого предмета на фиолетовом фоне

5 Тема: Контрастные цвета. Композиция «Ковёр»

Определение контрастных цветов на выбор для композиции.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: создание композиции «Витражи»

6 Тема: Нюанс. Композиция «Рыбки»

Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная работа: создание композиции с родственными цветами.

7 Тема: Растяжка цвета. Красный и белый.

Знакомство с растяжкой цветов: от красного до белого.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: выполнение работы «Утро».

8 Тема: Растяжка цвета. Красный и чёрный.

Создание растяжки от красного до черного цвета.

Использование формата А4, гуаши.

24

Самостоятельная

работа:

изображаем

растяжку

от

чёрного

до

красного

цвета.

9

Тема:

Творческая

композиция

на

сочетание

красного

со

всеми

оттенками серого цвета. Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, выполнение

зарисовок для творческой композиции

10 Тема: Растяжка цвета. Синий и белый.

Создание растяжки от белого до синего цвета.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: изображаем растяжку от синего до белого цвета

11 Тема: Растяжка цвета. Синий и чёрный.

Создание растяжки от синего до чёрного цвета

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: изображаем растяжку от чёрного до синего цвета.

12

Тема:

Творческая

композиция

на

сочетание

синего

со

всеми

оттенками серого цвета.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, выполнение

зарисовок для творческой композиции

13 Тема: Растяжка цвета. Жёлтый и белый.

Создание растяжки от белого до жёлтого цвета.

Использование формата А4, гуаши.

25

Самостоятельная работа: изображаем растяжку от жёлтого до белого цвета.

14 Тема: Растяжка цвета. Жёлтый и чёрный.

Создание растяжки от жёлтого до чёрного цвета.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: изображаем растяжку от чёрного до жёлтого цвета.

15

Тема:

Творческая

композиция

на

сочетание

жёлтого

со

всеми

оттенками серого цвета.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, выполнение

зарисовок для творческой композиции

16 Тема: Чёрный и белый. Растяжка цвета. Творческая композиция в

ахроматической гамме.

Создание растяжки от белого до чёрного цвета. Выполнение творческой

композиции в ахроматической гамме.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, выполнение

зарисовок для творческой композиции

17 Тема: Круговая растяжка цвета. Зелёный и белый. Зелёный и чёрный.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: композиция «Елочка» (выполнение растяжки в виде

елочки)

18

Тема:

Творческая

композиция

на

сочетание

зелёного

со

всеми

оттенками серого цвета. Использование формата А4, гуаши.

26

Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, выполнение

зарисовок для творческой композиции

19 Тема: Круговая растяжка цвета. Оранжевый и белый. Оранжевый и

чёрный.

Получение цветовой растяжки.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная

работа:

просмотр

книжных

иллюстраций,

подбор

иллюстративного материала для творческой работы.

20 Тема: Творческая композиция «Оранжевый верблюд» на сочетание

оранжевого со всеми оттенками серого цвета.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная

работа:

просмотр

книжных

иллюстраций,

подбор

иллюстративного материала для творческой работы.

21 Тема: Круговая растяжка цвета. Фиолетовый и белый. Фиолетовый и

чёрный.

Выполнение растяжки.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: изображаем ночное небо.

22

Тема:

Творческая

композиция

«Дворец

снежной

королевы»

на

сочетание фиолетового со всеми оттенками серого цвета.

Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная

работа:

просмотр

книжных

иллюстраций,

подбор

иллюстративного материала для творческой работы.

27

23 Тема: Жёлтый и красный. Круговая растяжка «Солнце»

Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная работа: изображаем закат.

24

Тема:

Выполнение

композиции

на

два

цвета

«Рыженькое

чудо»

(красный и жёлтый) Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная

работа:

просмотр

книжных

иллюстраций,

подбор

иллюстративного материала для творческой работы.

25 Тема: Синий и красный. Круговая растяжка цвета.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: изображаем растяжку на выбор

26 Тема: Выполнение творческой композиции на два цвета (синий и

красный).

Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная

работа:

просмотр

книжных

иллюстраций,

подбор

иллюстративного материала для творческой работы.

27 Тема: Синий и жёлтый. Круговая растяжка цвета.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: изображаем растяжку на выбор

28 Тема: Выполнение композиции на два цвета «Солнце в одуванчиках»

(синий и жёлтый) Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная

работа: просмотр

книжных

иллюстраций,

подбор

иллюстративного материала для творческой работы.

28

29

Тема:

Выполнение

творческой

композиции

«Море»

при

помощи

цветовых растяжек. Выполнение морского пейзажа при помощи цветовых

растяжек.

Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная работа: изображаем пейзаж.

30 Тема: Выполнение итоговой творческой композиции «Сказочный лес»

Применение растяжек в композиции.

Использования формата А3, гуаши.

Самостоятельная

работа:

просмотр

книжных

иллюстраций,

подбор

иллюстративного материала для творческой работы.

4 класс

1

Тема:

Субъективность

цвета.

Упражнения

«Мои

любимые

цвета»,

«Мои нелюбимые цвета», «Четыре времени года»

Выполнение упражнений – экспериментов по подбору цветовой гаммы.

Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная

работа:

знакомство

с

произведениями

известных

художников

2

Тема:

Определение

тона

с

помощью

цветового

круга.

Построение

цветового круга.

Знакомство с понятием «тон». Выполнение рисунка цветового круга.

Использование формата А4, гуаши.

29

Самостоятельная работа: подготовка карандашного рисунка цветового круга

(работа по шаблону)

3 Тема: Определение светлоты с помощью цветового круга. Оттенки

серого: построение светлотного круга-цветоделителя.

Знакомство с понятием «светлота». Построение светлотного круга.

Использование формата А4, чёрной и белой гуаши.

Самостоятельная работа: подготовка карандашного рисунка цветового круга

(работа по шаблону)

4 Тема: Два цветных светлотных круга: один в диапазоне от белизны до

чистого тона, другой в диапазоне от чистого тона до черноты.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: подготовка карандашного рисунка цветового круга

(работа по шаблону)

5 Тема: Определение уровня насыщенности с помощью цветового круга.

Способы приглушения цвета. Построение круга насыщенности.

Знакомство с понятием «насыщенность». Построение круга насыщенности.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная работа: подготовка карандашного рисунка цветового круга

(работа по шаблону)

6

Тема:

Изучение

оттенков

коричневого

цвета

на

примере

русской

деревянной архитектуры. Композиция «Деревянный дворец»

Упражнения на поиск оттенков коричневого цвета. Формирование умения

работать

над

сложной

тематической

композицией.

Выполнение

эскиза

к

сюжетной композиции.

30

Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная

работа:

просмотр

книжных

иллюстраций,

подбор

иллюстративного материала по теме «Русская деревянная архитектура»

7 Тема: Композиция на тему «Мой любимый художник». Творческая

интерпретация картины выбранного художника.

Творческая

интерпретация

картины

выбранного

художника

(желательно

авангардного

направления)

с

максимально

точной

передачей

цветового

решения.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная

работа:

знакомство

с

произведениями

известных

художников

8 Тема: Написание натюрморта «Апельсины на синей драпировке»

Написание натюрморта ограниченным количеством красок. Формирование

умения работать с натуры.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная

работа:

выполнение

упражнений

на

составление

натюрморта из предложенных предметов, выполнение зарисовок в альбоме.

9

Тема:

Написание

натюрморта

«Красные

яблоки

на

зелёной

драпировке»

Написание натюрморта ограниченным количеством красок. Формирование

умения работать с натуры.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная

работа:

выполнение

упражнений

на

составление

натюрморта из предложенных предметов, выполнение зарисовок в альбоме.

31

10 Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном.

Творческая композиция.

Выделение

тоном

главного

пятна

композиции.

Выполнение

эскизов

(например, «Парусник на море», «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный

пейзаж», «Силуэт цветка в окне», «Привидения»).

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная

работа:

копирование

образцов,

предложенных

преподавателем.

11 Тема: Композиция на тему «Вечерние закаты» (с использованием

цветовой

растяжки

оранжевый

синий

или

жёлтый

красный

и

ахроматических цветов)

Выполнение живописного этюда заката солнца на вечернем небе.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная

работа:

просмотр

книжных

иллюстраций,

подбор

иллюстративного материала для творческой работы.

12

Тема:

Нюанс.

Написание

натюрморта

из

предметов

сближенной

окраски.

Формирование знаний о нюансных цветах. Знакомство с понятием «пары

нюансных цветов» большого цветового круга.

Использование формата А4, гуаши.

Самостоятельная

работа:

знакомство

с

произведениями

известных

художников

13 Тема: Выполнение упражнения «Цвет человеческих эмоций» (гнев,

радость, печаль, любовь, страх, спокойствие).

32

Выполнение упражнений – экспериментов по подбору цветовой гаммы.

Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная

работа:

знакомство

с

произведениями

известных

художников

14 Тема: Композиция на тему «Весёлая сова и грустный ворон»

Выполнить рисунок, выбирая цветовую гамму в зависимости от замысла,

характера, настроения персонажа.

Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная

работа:

просмотр

книжных

иллюстраций,

подбор

иллюстративного материала для творческой работы.

15 Тема: Композиция на тему «Добрый и злой» (например, «Василиса

Прекрасная и Баба Яга», «Илья Муромец и Соловей разбойник»)

Выполнить рисунок, выбирая цветовую гамму в зависимости от замысла,

характера, настроения персонажа.

Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная

работа:

просмотр

книжных

иллюстраций,

подбор

иллюстративного материала для творческой работы.

16

Тема:

Многоголосие

тёплого

цвета.

Выполнение

творческой

композиции на выбор: «Замок огня», «Запахи лета», «Праздник» и др.

Выполнить рисунок, используя всю гамму тёплых цветов.

Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная

работа:

просмотр

книжных

иллюстраций,

подбор

иллюстративного материала для творческой работы.

33

17

Тема:

Многоголосие

холодного

цвета.

Выполнение

творческой

композиции на выбор: «Дворец Зимы», «Дождь», «Портрет Снежной

Королевы» и др.

Выполнить рисунок, используя всю гамму холодных цветов.

Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная

работа:

просмотр

книжных

иллюстраций,

подбор

иллюстративного материала для творческой работы.

18 Тема: Выполнение итоговой сюжетной композиции на заданную тему.

Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение

композиционных поисков.

34

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых

обеспечивает программа «Цветоведение»:

1.

Знание

основ

цветоведения

(основные

и

составные

цвета,

малый

и

большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).

2. Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в

изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.

3. Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.

4.

Знание

основных

формальных

элементов

композиции:

принципа

трехкомпонентности,

силуэта,

ритма,

пластического

конт раст а,

соразмерности,

центричности-децентричности,

статики-динамики,

симметрии-асимметрии.

5.

Навыки

организации

плоскости

листа,

композиционного

решения

изображения.

6. Навыки передачи формы, характера предмета.

7.

Умение

выбирать

колористические

решения

в

этюдах,

зарисовках,

набросках.

8. Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и

композиционного решения.

9.

Наличие

образного

мышления,

памяти,

эстетического

отношения

к

действительности.

10. Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.

11. Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной

творческой деятельности.

35

5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Программа

предусматривает

текущий

контроль

у с п е ва е м о с т и ,

промежуточную

аттестацию.

Контроль

знаний,

умений

и

навыков

обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и

выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую

функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически

на всех занятиях.

В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой

предусмотрено

введение

трехкомпонентной

оценки:

за

фантазию,

композицию

и

технику

исполнения,

которая

складывается

из

выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы.

Это

обеспечивает

стимул

к

творческой

деятельности

и

объективную

самооценку учащихся.

Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ учащихся

во 2-м и 4-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах работ

учащихся выставляется итоговая оценка за полугодие.

По

окончании

предмета

проводится

промежуточная

аттестация,

вид

аттестации

зачёт.

Учащемуся

предлагается

выполнить

сюжетную

композицию на заданную тему (например, «Человек и животное», «В мире

сказок», «Каникулы», «Я путешествую»). На выполнение задания отводится 4

часа.

Оценка

работ

учащихся

ставится

исходя

из

прописанных

ниже

критериев.

Критерии оценки

Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования

творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля,

36

включающего в себя три составляющие: фантазию, композицию, технику

исполнения (выразительность цветового или графического решения).

«Фантазия».

На

первом

этапе

оценивается

оригинальность

мышления

ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.

5 (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;

4 (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;

3 (удовлетворительно) - использование готового решения (срисовывание с

образца).

«Композиция».

Предполагает

грамотный

выбор

формата,

определение

величины

предмета

(предметов),

пропорциональные

отношения

величин,

знание

элементарных

законов

композиции

(равновесие,

плановость,

загораживание, статика, динамика и др.).

5 («отлично») - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных

ошибок

ребенку

предлагается

исправить

недочеты

самостоятельно.

При

самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;

4 («хорошо») - имеются незначительные ошибки;

3 («удовлетворительно») - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат,

допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.

«Техника

исполнения»

(выразительность

цветового

и

решения»)

предполагает

обобщение

знаний

по

изученным

разделам,

наличие

индивидуального цветового решения, законченность работы.

5 («отлично») — учащийся способен самостоятельно применять полученные

знания,

умения,

навыки,

демонстрируя

индивидуальное

решение

поставленной задачи и законченность работы;

37

4 («хорошо») - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части

словесно);

3

(«удовлетворительно»)

-

работой

учащегося

руководит

преподаватель,

используя наглядный показ на работе учащегося.

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий

для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и

положительных

эмоций,

являясь

источником

развития

творческих

способностей.

Особенностью

этого

возраста

является

любознательность,

желание

познавать

окружающую

действительность,

отзывчивость

на

«прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания

изобразительной

грамоты,

ребенок

способен

воплотить

свой

замысел

в

творческой работе.

Основное

время

на

занятиях

отводится

практической

работе,

которая

проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.

Создание

творческой

атмосферы

на

занятии

способствует

появлению

и

укреплению

у

ребенка

заинтересованности

в

собственной

творческой

деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами

художников

и

народных

мастеров

с

шедеврами

живописи

и

графики

(используя книжные фонды школьной библиотеки). Важной составляющей

творческой

заинтересованности

учащихся

является

приобщение

детей

к

конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок,

проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).

38

Несмотря

на

направленность

программы

к

развитию

индивидуальных

качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные

мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических

дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский

коллектив.

Самостоятельная работа учащихся

Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено

введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся

отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в

форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с

натуры,

применением

шаблонов),

а

также

в

виде

экскурсий,

участия

обучающихся

в

творческих

мероприятиях

и

культурно-просветительской

деятельности образовательного учреждения.

Средства обучения

-

материальные:

учебные

аудитории,

специально

оборудованные

наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд

работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитная доска);

-

демонстрационные: муляжи, демонстрационные модели, натюрмортный

фонд.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

39

Методическая литература

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга

для учителя./ А.Д. Алехин– М.: Просвещение, 1984

2.

Выготский

Л.С.

Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте./

Л.С.

Выготский- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991

3. Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для

учителя./Н.А. Горяева- М.: Просвещение, 1991

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и

экспериментального

психологического

исследования./В.В.

Давыдов-

М.:

Педагогика,1989

5. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. – М.: Искусство, 1986

6. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем./Е.Л. Зеленина – М.: Просвещение,

1996

7. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах./ А. Кирилло – М.:

Просвещение, 1971

8.

Комарова

Т.С.

Как

научить

ребенка

рисовать./

Т.С.

Комарова

М.:

Столетие, 1998

9. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке./ Л.В.

Компанцева – М.: Просвещение, 1985

10. Кравцова Т.А., Зайцева Т.А., Милова Н.П. Основы цветоведения: Учеб.-

метод. пособ. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 64 с.

11. Курчевский В.В. А что там, за окном?/ В.В. Курчевский – М.: Педагогика,

1985

40

12. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника./ А.А.

Люблинская – М.: Просвещение, 1977

13. Миронова Л.Н. Цветоведение. – Минск: Высш. шк., 1984.

14. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя./ В. Полунина –

М.: Просвещение, 1982

15.

Сокольникова

Н.М.

Изобразительное

искусство

и

методика

его

преподавания в начальной школе./ Н.М. Сокольникова- М., Академия, 2008

16. Эдвардс Б. Цвет /Б. Эдвардс; пер. с англ. Ю.Е. Андреева. – 2-е изд. –

Минск: Попурри, 2013

Учебная литература

1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. –

М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009

2. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа/ М.П. Бесчастнов.- М.: Гуманитарное

издание ВЛАДОС, 2008

3. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. – М.:

Просвещение, 1998 4. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М.

Неменского. – М.: Просвещение, 1998

5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов

вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"/ Г.М.

Логвиненко– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008

6. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие / М.Т. Ломоносова–

М.: Астрель: АСТ, 2006

41

7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки./ А.А. Фатеева – Ярославль: Академия

развития, 2009

8. Шалаева Т.П. Учимся рисовать./ Т.П. Шалаева- М.: АСТ Слово, 2010

42

43



В раздел образования