Автор: Галуза Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Карасук Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературное чтение
Раздел: начальное образование
Конспект учебного занятия
По литературному чтению
в 4 классе
Предмет: литературное чтение
Тема урока: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цель:
продолжить знакомство
учащихся с произведением С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»; научить определять идею сказки через обращение к
сюжету; воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем.
Планируемые результаты: Предметные: научатся:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё
отношение к содержанию и героям произведения;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих
мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости); определять позиции героев и
позицию автора художественного текста.
Личностные:
Получат интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи
Научатся основам экологической культуры
Метапредметные:Регулятивные:получат возможность учитывать:
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее условиями
читать в соответствии с целью чтения;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения.
Познавательные:научатся:
ориентироваться в разнообразии способов решения задач, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из литературных произведений;
самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его
поступков; соотносить их с нравственными нормами;
Коммуникативные:получат возможность:
Допускать возможность существования различных почек зрения, формулировать собственное мнение и позицию.
отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения
Этапы занятия и его содержание
Виды
деятельнос
ти
Планируемые результаты
Формы
органи
зации
УМО,
МТО
Предметные
Личностные
Метапредмет
ные
1.Психологический настрой.
Цель:настроить учащихся напредстоящую работу.
Мотивация к учебной деятельности:
Здравствуйте ребята! Меня зовут, Ксения Сергеевна и
урок литературного чтения проведу у вас я.
Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.
Фронта
льная
2. Целеполагание:
Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к
нашему уроку.
«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
урок.»
-В чём смысл этой пословицы?
- Ребята, вы любите сказки?
-За что вы любите сказки?
-Да, нет ничего интереснее сказки. Об одной такой
сказке пойдет сегодня речь на уроке.
Получат
интерес к
новому
учебному
материалу и
способам
решения
новой
учебной
задачи
Фронта
льная
- Ребята, взгляните на слайд, что вы видите?
(Аленький цветочек)
- Итак, с каким же произведением вы познакомились
на прошлом уроке?
- Верно, со сказкой «Аленький цветочек»
- Как вы думаете, кто изображен на слайде?
- Правильно, Сергей Трофимович Аксаков.
- Как называется сказка, которую он написал?
Сказка ключницы Пелагеи «Аленький цветочек»
- Ребята, вы уже начали знакомиться с данным
произведением на прошлом уроке.
- Давайте вспомним начало сказки, я вам буду
показывать иллюстрации, а вы будете рассказывать,
что же происходило.
- 1 слайд ( Дочери вокруг отца- отец уезжает по
купеческим делам и дает дочерям срок три дня, что
бы они выбрали для себя гостинцы)
- Давайте вспомним, какой гостинец попросила
первая дочь? (Золотой венец из камениев
самоцветных)
- У кого был этот венец? (У королевишны заморской)
- Какой гостинец просила вторая дочь?( Тувалет из
хрусталю восточного…)
- У кого был этот туваелет? (У дочери короля
персидского)
- 2 слайд ( Морское путешествие)
- 3 слайд (Отец в волшебном замке)
- 4 слайд (Отец увидел аленький цветочек)
- Перед чтением, определим лексическое значение
некоторых слов.
Словарная работа
Цель: обогащение словарного запаса учащихся.
ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и
Выполняю
т задание
Р: Научатся
планировать
Парная
Фронта
серебряными нитями
ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями
ВЕНЕЦ – драгоценный головной убор, корона
ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь больше, чем глаза
ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ – слуги, дворовые
САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трем аршинам
(2,13 м)
- Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки
мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке
“Аленький цветочек”
- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить
содержание сказки.
- Ребята, так какова будет цель нашего урока?
(Продолжить знакомство с произведением С.Т.
Аксакова «Аленький цветочек»
Дают
определен
ие,
формулиру
ют тему и
цель урока
свои
действия в
соответствии
с
поставленно
й задачей и
ее условиями
льная
3. Открытие новых знаний.
- Ребята, вы хотите узнать, что было дальше?
- Давайте продолжим читать сказку (от: «и
проговорив»…до «и только честной купец») (слайд)
-Где увидел отец цветок?
-Как купец понял, что это именно тот цветок?
Найдите в тексте.
-Что случилось, когда он сорвал цветок? Найдите этот
фрагмент в тексте.
- Как купец мог возвратиться к чудищу во дворец?
Найдите в тексте.
- Какую УЧАСТЬ пророчило чудище купцу? Найдите
в тексте.
- Следовательно, как мы можем озаглавить эту часть?
(«Должен умереть, но есть одно спасенье»)
Прогнозир
уют
содержани
е
произведе
ния по
названию,
работа над
непонятны
ми
словами
Научатся
читать вслух
бегло,
осознанно,
без
искажений;
выбирать
при
Р: читать в
соответствии
с целью
чтения;
Фронта
льная
Фронта
льная
Хотите узнать, что было дальше с купцом?
- Давайте прочтем следующую часть (от «и только
честной купец…» до «заутра позвал к себе...») (слайд)
- Обрадовались ли дочери возвращению отца?
Почему? Найдите подтверждение в тексте.
- Обрадовались ли дочери подаркам? Найдите в
тексте.
- Какая из дочерей больше всего обрадовалась
возвращению отца?
- Как мы можем озаглавить эту часть? («Встреча с
любимыми дочерьми»)
Хотите узнать, что было дальше с дочерьми?
- Давайте прочтем 3-ю часть(от «заутра позвал…» до
«очутилась она…») (слайд)
- Какая из дочерей согласилась помочь отцу? Найдите
в тексте.
- Почему она согласилась?
- Как мы можем озаглавить эту часть? («Дочери мои
любимые, выручайте»)
Хотите узнать, что было дальше с младшей дочерью?
- Давайте прочтем 4-ю часть (от «очутилась она…» до
«Если ты стар человек..») (слайд)
-Что сделала девушка с цветком? Что с ним потом
случилось? Найдите в тексте.
- Как обращалось чудище к девушке? Прочтите в
тексте.
- Почему чудище так обращалось с ней?
- Что же захотелось сделать молодой дочери
купеческой? Найдите в тексте.
- Как мы можем озаглавить эту часть? («Жизнь
девушки во дворце»)
Читают 1
часть
рассказа
по цепочке
и
анализиру
ют ее.
Читают 2
часть
рассказа
по цепочке
и
анализиру
ют ее.
Читают 3
часть
рассказа
по цепочке
и
анализиру
ют ее.
Читают 4
часть
рассказа и
анализиру
ют ее.
выразительн
ом чтении
интонацию,
темп,
логическое
ударение,
паузы,
особенности
жанра;
пользоваться
элементарны
ми приёмами
анализа
текста с
целью его
изучения и
осмысливани
я;
П: научатся:
ориентирова
ться в
разнообразии
способов
решения
задач,
строить
рассуждения
в форме
связи
простых
суждений об
объекте, его
строении,
свойствах и
связях
П: научатся
находить
необходиму
ю
Индив
идуаль
ная,
Фронта
льная
Индив
идуаль
ная,
Фронта
льная
Индив
идуаль
ная,
Фронта
льная
Физминутка
Цветок растет.
выпрямили спины
Цветок подставил листья солнцу.
развели руки в стороны.
Цветок качается на ветру.
наклоны в стороны.
Цветок клонится к земле.
Легли на парту.
Цветок расцвел.
улыбнулись.
Работа в группах.
- Давайте вернемся к нашему вопросу (теме). Я
думаю, теперь мы можем приступить к решению этой
проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая
группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок
мудрости преподносит автор, но у каждой группы он
будет свой.
-Повторим правила работы в группе! (слайд)
Распределите роли в группе.
Внимательно прочитайте задание.
При обсуждении задания выслушивайте мнение
каждого.
Не перебивай говорящего.
1 группа. Задание:
1. Назовите главную черту характера купца.
Подтвердите отрывками из текста.
2. Вспомните пословицы о честности.
2 группа. Задание:
1. Прочитайте
Выполняю
т
физминутк
у
Отвечают
на
вопросы
осознавать
через
произведени
я великих
мастеров
слова
нравственны
е и
эстетические
ценности
(добра, мира,
терпения,
справедливо
сти);
информацию
в тексте
литературног
о
произведени
я;
П: научатся
анализироват
ь
литературны
й текст с
опорой на
систему
вопросов
учителя
(учебника),
выявлять
основную
мысль
произведени
я;
Индив
идуаль
ная,
Фронта
льная
Работа
в паре,
Фронта
льная
Работа
в парах
(С. 204) Начиная со слов « Заутра позвал к себе
купец…. До слов с.205 …. Обнял он свою меньшую
дочь, любимую…»
Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор?
О какой черте характера это говорит?
3 группа. Задание:
1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела
в первый раз девушка
2. Какими положительными качествами обладало
чудище, что девушка его перестала бояться?
4 группа. Задание:
1. Как вы считаете, какая пословица подходит к
каждой из прочитанных частей? Почему? (Любовь не
знает мести, а дружба лести. Любовь все
побеждает! Скромность всякому к лицу.)
Выступление групп
1 группа (на слайде запись - честность)
- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?
2 группа (на слайде запись - самопожертвование).
Работа с Толковым словарем. Распечатка.
- А вы могли бы так поступить?
3 группа (на слайде запись - доброта)
- Некрасивый внешне человек может быть красив
душой, и он будет настоящим другом, с которым
будет счастлив.
4 группа (на слайде запись – любовь)
определять
позиции
героев и
позицию
автора
художествен
ного текста.
Р: читать в
соответствии
с целью
чтения
Р: владеть
приёмами
осмысленног
о чтения,
Подведение итогов.
- Хорошо поработали в группах
Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т.
Аксаков в сказке “Аленький цветочек” (На слайде)
Честность
Самопожертвование
Доброта
Любовь
О чем же эта сказка?
- о доброте и силе любви, которая только одна
может бороться со злом.
-
Некрасивый внешне человек может быть красив
душой, и он будет настоящим другом, с которым
будешь счастлив.
Итак, сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» о
волшебной силе любви и добра.
использовать
различные
виды чтения.
4. Итог:
С каким произведением мы сегодня продолжили
знакомство? (С сказкой «Аленький цветочек»)
Кто его автор? (С.Т.Аксаков)
Чему учит этот рассказ?
Не мириться со злом, а бороться
с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят
жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не
делать им зла
Фронта
льная
5. Рефлексия
Цель: оценивают собственную деятельность.
-
Кому на уроке было интересно и понятно, пусть
Учатся
оценивать
собственн
ую
Р: научатся
фиксировать по
ходу урока и в
конце урока
Фронта
льная
Индив
идуаль
возьме
т лепесток от волшебного цветка.
-
Запишите на лепестке самую заветную свою мечту.
Прикрепите к доске с помощью магнита.
–Помните, что аленький цветок приносит удачу
только смелым, добрым, бескорыстным людям.
-Пусть этот цветок напоминает вам о сострадании,
верности и любви к окружающим вас людям
деятельнос
ть.
удовлетворённ
ость/неудовлет
ворённость
своей работой
на уроке;
ная