Напоминание

Формирование жизненно–важных компетенций учащихся коррекционной школы через уроки профильного труда


Автор: Борзова Наталья Анатольевна
Должность: Учитель профильного труда
Учебное заведение: ГКОУ школа № 15 г. Славянска–на–Кубани
Населённый пункт: г. Славянск–на–Кубани Краснодарский край
Наименование материала: Формирование жизненно–важных компетенций учащихся коррекционной школы через уроки профильного труда
Тема: Формирование жизненно–важных компетенций учащихся коррекционной школы через уроки профильного труда
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование жизненно-важных компетенций учащихся

коррекционной школы через уроки профильного труда

МО учителей общетехнических дисциплин

Борзова Н.А.

С о в р е м е н н а я концепция

Специального

го сударственного

образовательного стандарта для лиц с ОВЗ и требований к образовательным

результатам обучающихся, которые в нем формулируются, в образовательном

п р о ц е с с е

о т в о д я т

в а ж н о е

м е с т о

ф о р м и р о в а н и ю жизненных

компетенций обучающихся.

Перед

учителем

школы

требуется

достижение

учащимися

образовательных

результатов.

Образовательными

результатами

называют

любые

достижения,

которые

приобрел

ученик

в

ходе

специально

организованного

образовательного

процесса,

любой

прирост

в

интеллектуальном, физическом личностном, духовно-нравственном, то есть в

любом

из

направлений

развития.

Если

раньше

под

образовательными

результатами

рассматривался

список,

включающий

лишь

две

привычных

категории: теоретическую (знания) и практическую (умения и навыки), то

современный

перечень

достижений

ребенка

существенно

увеличился

и

расширился.

Современные

Государственные

образовательные

стандарты

специального основного и общего основного образования (ФГОС) вводят

совершенно

иной

перечень

образовательных

результатов

обучающихся

и

требования к ним.

Основными

категориями

являются

личностные,

метапредметные

и

предметные результаты. На уроках подготовки младшего обслуживающего

персонала особое внимание я уделяю ключевым компетенциям. В настоящее

время в литературе не существует общепринятого определения компетенции.

Общим

для

всех

определений

является

понимание

ее

как

способности

личности справляться с самыми различными задачами.

В практике моей работы передо мной встали три вопроса: 1. Чему

учить? 2. Зачем учить? 3. Как учить?

Весь процесс обучения и воспитания на своих уроках я направляю на

развитие

механизмов,

обеспечивающих

адаптацию

учениц

к

различным

условиям жизни, к приобретению знаний и практических навыков в сфере

работы младшего обслуживающего персонала.

На пороге взрослой жизни выпускники оказываются беспомощны в

самостоятельном жизнеустройстве. Можно наблюдать частую смену работы,

не

всегда

объективно

обоснованная

неудовлетворённость

заработком;

имеют

место

трудности

в

установлении

контакта

с

членами

коллектива.

Возникают

проблемы

в

связи

с

неумением

распределить

бюджет,

спланировать

накопления,

рационально

вести

хозяйства.

У

выпускников,

живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения.

Это обусловлено тем, что наши дети:

-

не

могут

взаимодействовать

с

окружающими

на

равных,

не

умеют

продуктивно общаться с людьми;

- у них не хватает самостоятельности;

- низкий уровень знаний;

- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию;

- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех

или иных действий, поступков.

Таким образом, выявлен круг вопросов, которые необходимо решать.

Компетентность, по моему мнению, – это способность установить и

реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

Компетентность

=

знания

+

умение

их

применить

в

разных

жизненных

ситуациях.

Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет

довольно компетентным специалистом. Но как к этому прийти, как научить

учениц жизненно-важным компетенциям?

Компетентность

является

сложным

образованием,

выделяют

виды

или

направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества,

социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение

решать

проблемы

в

различных

жизненных

ситуациях,

навыки

взаимопонимания,

социальные

и

общественные

ценности

и

умения,

коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

Для развития социальных компетенций провожу экскурсии на предприятия

города

(Славянский

консервный

завод,

швейная

фабрика),

учебные

учреждения – Славянский электротехнологический техникум. В кабинете

оформила

буклеты,

из

которых

ученицы

могут

узнать

о

возможности

получения

будущих профессий. На пятиминутках рассказываю о людях

труда города и района, об успехах и достижениях в агропромышленном и

туристическом комплексах нашего края.

Из урока в урок развиваю функциональные компетентности, связанные с

умением оперировать специальной терминологией, знаниями и умениями

выполнения трудовых операций, умением оперировать знаниями в жизни и

обучении, использовать источники информации для собственного развития.

На

уроках

подготовки

младшего

обслуживающего

персонала

учу

извлекать

пользу

из

опыта

своего

и

окружающих;

организовывать

взаимосвязь приобретенных знаний и упорядочивать их; организовывать свои

собственные приемы уборочных работ; уметь решать возникшие бытовые

или учебные проблемы; самостоятельно заниматься обучением.

Например, у учениц вызывает интерес

обращение

к официальной

документации.

При

изучении

таких

тем

как

«Виды

моющих

средств»,

«Средства

защиты

при

выполнении

уборочных

работ»,

«Должностные

инструкции

младшего

обслуживающего

персонала»

отрабатываем

умение

работать с документами и классифицировать их.

При подготовке девочкам нравится самостоятельно находить информацию

в

справочной

литературе,

интернете.

Затем

мы

на

уроках

обсуждаем

достоверность информации. Например, изучая приемы осенних работ на

территории в 7 классе «Обрезка ветвей деревьев секатором» была поставлена

проблема: зачем необходимо обрезать деревья и кустарники, каким растениям

это

необходимо?

Ученицам

я

дала

задание,

выяснить

какие

кустарники

следует обрезать, зачем. Обратившись в библиотеку, девочки выяснили, что в

нашей местности произрастает множество кустарников. Для полноценного

роста

и

плодоношения

необходимо

соблюдение

нескольких

условия:

плодородная

почва,

отсутствие

сорняков,

полив

и

соблюдение

светового

режима. Для отработки приемов работы секатором, изучения правил осенней

обрезки выбрали калину. Одна из учениц подготовила доклад о калине, об

условиях

плодоношения.

Таким

образом,

вырабатываю

мотивационные

компетентности,

которые

связаны

с

внутренней

мотивацией,

интересами,

индивидуальным

выбором

личности,

что

вырабатывает

способность

к

обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным,

учит

достигать

успехов

в

жизни,

и

приводит

к

желанию

учиться

и

внутренней

мотивации

личности,

развивает

практические

способности,

умение делать собственный выбор).

Одной из жизненно-важной компетенцией считаю умение сотрудничать.

Для выработки этой компетенции использую работу над проектами, работу в

группах, привлечение учениц к оцениванию своей работы и работы других

учениц.

Через

уроки

профильного

труда

учу

сотрудничать;

принимать

решения

улаживать

разногласия

и

конфликты;

уметь

договариваться;

уметь разрабатывать и выполнять проекты, включаться в проект. Трудно

дается добиваться

от учениц ответственности. Отрабатываю у учащихся

умение организовывать свое рабочее место, уметь пользоваться уборочным

инвентарем и оборудованием.

Суть компетентностного подхода в приоритете внепредметных, личностно

значимых знаний и умений над предметными знаниями, а опыт моей работы

показал,

что

наиболее

социально

адаптированными

оказались

ученицы,

обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных

качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу,

умения принимать самостоятельные решения.

Надеюсь, что построенный в этом русле учебно-воспитательный процесс

поможет адаптироваться и реализовать жизненно-важные компетенции через

умение

использовать

новые

технологии

информации

и

коммуникации,

доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений, показывать стойкость

перед трудностями, уметь находить новые решения.



В раздел образования