Автор: Борзова Наталья Анатольевна
Должность: Учитель профильного труда
Учебное заведение: ГКОУ школа № 15 г. Славянска–на–Кубани
Населённый пункт: г. Славянск–на–Кубани Краснодарский край
Наименование материала: Формирование жизненно–важных компетенций учащихся коррекционной школы через уроки профильного труда
Тема: Формирование жизненно–важных компетенций учащихся коррекционной школы через уроки профильного труда
Раздел: среднее образование
Формирование жизненно-важных компетенций учащихся
коррекционной школы через уроки профильного труда
МО учителей общетехнических дисциплин
Борзова Н.А.
С о в р е м е н н а я концепция
Специального
го сударственного
образовательного стандарта для лиц с ОВЗ и требований к образовательным
результатам обучающихся, которые в нем формулируются, в образовательном
п р о ц е с с е
о т в о д я т
в а ж н о е
м е с т о
ф о р м и р о в а н и ю жизненных
компетенций обучающихся.
Перед
учителем
школы
требуется
достижение
учащимися
образовательных
результатов.
Образовательными
результатами
называют
любые
достижения,
которые
приобрел
ученик
в
ходе
специально
организованного
образовательного
процесса,
любой
прирост
в
интеллектуальном, физическом личностном, духовно-нравственном, то есть в
любом
из
направлений
развития.
Если
раньше
под
образовательными
результатами
рассматривался
список,
включающий
лишь
две
привычных
категории: теоретическую (знания) и практическую (умения и навыки), то
современный
перечень
достижений
ребенка
существенно
увеличился
и
расширился.
Современные
Государственные
образовательные
стандарты
специального основного и общего основного образования (ФГОС) вводят
совершенно
иной
перечень
образовательных
результатов
обучающихся
и
требования к ним.
Основными
категориями
являются
личностные,
метапредметные
и
предметные результаты. На уроках подготовки младшего обслуживающего
персонала особое внимание я уделяю ключевым компетенциям. В настоящее
время в литературе не существует общепринятого определения компетенции.
Общим
для
всех
определений
является
понимание
ее
как
способности
личности справляться с самыми различными задачами.
В практике моей работы передо мной встали три вопроса: 1. Чему
учить? 2. Зачем учить? 3. Как учить?
Весь процесс обучения и воспитания на своих уроках я направляю на
развитие
механизмов,
обеспечивающих
адаптацию
учениц
к
различным
условиям жизни, к приобретению знаний и практических навыков в сфере
работы младшего обслуживающего персонала.
На пороге взрослой жизни выпускники оказываются беспомощны в
самостоятельном жизнеустройстве. Можно наблюдать частую смену работы,
не
всегда
объективно
–
обоснованная
неудовлетворённость
заработком;
имеют
место
трудности
в
установлении
контакта
с
членами
коллектива.
Возникают
проблемы
в
связи
с
неумением
распределить
бюджет,
спланировать
накопления,
рационально
вести
хозяйства.
У
выпускников,
живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения.
Это обусловлено тем, что наши дети:
-
не
могут
взаимодействовать
с
окружающими
на
равных,
не
умеют
продуктивно общаться с людьми;
- у них не хватает самостоятельности;
- низкий уровень знаний;
- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию;
- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех
или иных действий, поступков.
Таким образом, выявлен круг вопросов, которые необходимо решать.
Компетентность, по моему мнению, – это способность установить и
реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.
Компетентность
=
знания
+
умение
их
применить
в
разных
жизненных
ситуациях.
Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет
довольно компетентным специалистом. Но как к этому прийти, как научить
учениц жизненно-важным компетенциям?
Компетентность
является
сложным
образованием,
выделяют
виды
или
направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.
Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества,
социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение
решать
проблемы
в
различных
жизненных
ситуациях,
навыки
взаимопонимания,
социальные
и
общественные
ценности
и
умения,
коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).
Для развития социальных компетенций провожу экскурсии на предприятия
города
(Славянский
консервный
завод,
швейная
фабрика),
учебные
учреждения – Славянский электротехнологический техникум. В кабинете
оформила
буклеты,
из
которых
ученицы
могут
узнать
о
возможности
получения
будущих профессий. На пятиминутках рассказываю о людях
труда города и района, об успехах и достижениях в агропромышленном и
туристическом комплексах нашего края.
Из урока в урок развиваю функциональные компетентности, связанные с
умением оперировать специальной терминологией, знаниями и умениями
выполнения трудовых операций, умением оперировать знаниями в жизни и
обучении, использовать источники информации для собственного развития.
На
уроках
подготовки
младшего
обслуживающего
персонала
учу
извлекать
пользу
из
опыта
своего
и
окружающих;
организовывать
взаимосвязь приобретенных знаний и упорядочивать их; организовывать свои
собственные приемы уборочных работ; уметь решать возникшие бытовые
или учебные проблемы; самостоятельно заниматься обучением.
Например, у учениц вызывает интерес
обращение
к официальной
документации.
При
изучении
таких
тем
как
«Виды
моющих
средств»,
«Средства
защиты
при
выполнении
уборочных
работ»,
«Должностные
инструкции
младшего
обслуживающего
персонала»
отрабатываем
умение
работать с документами и классифицировать их.
При подготовке девочкам нравится самостоятельно находить информацию
в
справочной
литературе,
интернете.
Затем
мы
на
уроках
обсуждаем
достоверность информации. Например, изучая приемы осенних работ на
территории в 7 классе «Обрезка ветвей деревьев секатором» была поставлена
проблема: зачем необходимо обрезать деревья и кустарники, каким растениям
это
необходимо?
Ученицам
я
дала
задание,
выяснить
какие
кустарники
следует обрезать, зачем. Обратившись в библиотеку, девочки выяснили, что в
нашей местности произрастает множество кустарников. Для полноценного
роста
и
плодоношения
необходимо
соблюдение
нескольких
условия:
плодородная
почва,
отсутствие
сорняков,
полив
и
соблюдение
светового
режима. Для отработки приемов работы секатором, изучения правил осенней
обрезки выбрали калину. Одна из учениц подготовила доклад о калине, об
условиях
плодоношения.
Таким
образом,
вырабатываю
мотивационные
компетентности,
которые
связаны
с
внутренней
мотивацией,
интересами,
индивидуальным
выбором
личности,
что
вырабатывает
способность
к
обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным,
учит
достигать
успехов
в
жизни,
и
приводит
к
желанию
учиться
и
внутренней
мотивации
личности,
развивает
практические
способности,
умение делать собственный выбор).
Одной из жизненно-важной компетенцией считаю умение сотрудничать.
Для выработки этой компетенции использую работу над проектами, работу в
группах, привлечение учениц к оцениванию своей работы и работы других
учениц.
Через
уроки
профильного
труда
учу
сотрудничать;
принимать
решения
—
улаживать
разногласия
и
конфликты;
уметь
договариваться;
уметь разрабатывать и выполнять проекты, включаться в проект. Трудно
дается добиваться
от учениц ответственности. Отрабатываю у учащихся
умение организовывать свое рабочее место, уметь пользоваться уборочным
инвентарем и оборудованием.
Суть компетентностного подхода в приоритете внепредметных, личностно
значимых знаний и умений над предметными знаниями, а опыт моей работы
показал,
что
наиболее
социально
адаптированными
оказались
ученицы,
обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных
качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу,
умения принимать самостоятельные решения.
Надеюсь, что построенный в этом русле учебно-воспитательный процесс
поможет адаптироваться и реализовать жизненно-важные компетенции через
умение
использовать
новые
технологии
информации
и
коммуникации,
доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений, показывать стойкость
перед трудностями, уметь находить новые решения.