Напоминание

"Воспитываем маленьких патриотов"


Автор: Моргун Людмила Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Раздольненский детский сад №1 "Звездочка"
Населённый пункт: МБДОУ "Раздольненский детский сад №1 "Звездочка"
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитываем маленьких патриотов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитываем маленьких патриотов.

Патриотизм-

преданность и любовь

к своему Отечеству,

своему народу.

(С. И. Ожегов)

В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных

учреждениях стал особо актуален- у подрастающих поколений нет единого

для

всех

образца,

и

вопрос

о

методах

и

средствах

формирования

гражданственности и патриотизма решается на местах; сегодня существует

стремление

государства

к

возвращению

утерянных

ценностей;

у

самих

граждан

появились

потребности

и

стремления

к

причастности

к

делам

страны,

желание

сделать

что-то

полезное (оживление

пионерских

организаций,

появление

молодежных

дружин.)

Создавшиеся

в

обществе

условия

благоприятны

для

формирования

гражданско- патриотической

позиции, и начинать надо уже с детского сада.

Задача воспитателя и

родителей

-

как

можно

раньше

пробудить

в

растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у

ребёнка

черты

характера,

которые

помогут

ему

стать

человеком

и

гражданином общества.

Необходимо

педагогическое

просвещение

родителей,

активное

участие

семьи

в

разработке

форм

и

методов патриотического

воспитания,

нужно

использовать следующий принцип: семья и родители - союзники детского

сада. Для участия семьи в совместной работе необходимо систематически

проводить

консультации

и

индивидуальные

беседы,

анкетирование

родителей; проводить родительские собрания в виде семинаров-практикумов,

творческих

гостиных,

привлекать

родителей

к

сбору

материала

для

оформления

альбомов «Наш

город», «Наши

земляки

-

герои

Великой

Отечественной войны», к изготовлению украшений для оформления группы

и музыкального зала.

Результатом проведённой работы являются положительные изменения в

отношении родителей к проблеме патриотического воспитания - формируется

чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.

Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в

детском саду, с ребёнком дома. Основное направление работы - это движение

от воспитания любви

к

близким

людям,

природе,

родному

городу

к

достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за

свою Родину.

Планируя свою работу по патриотическому воспитанию, надо поставить

перед собой следующие задачи: формировать у детей чувство привязанности

к

своей

семье,

дому,

детскому

саду,

городу,

стране;

формировать

представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице

России; воспитывать

гражданско-

патриотические чувства

через

изучение

государственной

символики

России; воспитывать бережное

отношение

к

природе, ко всему живому; воспитывать уважение и интерес к культурному

прошлому России, развивать интерес к русским промыслам и традициям.

Свою работу по патриотическому воспитанию начать с создания для детей

тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью,

улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и

совместном

труде

проявляются

поведение

детей,

взаимоотношения

со

сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически

формировать у детей этические представления и гуманные чувства; на основе

бесед о конкретных поступках детей воспитывать представления о доброте и

честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы -

друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитывать доброжелательность,

желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки - всё

это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм,

чувство долга.

Р а б о т у

п о патриотическому

воспитанию следует

разделить

п о

тематическим блокам: «Мой

город», «Моя

семья», «Страна,

её

столица,

символика», «Родная

природа», «Культура

и

традиции», «Защитники

Отечества».

Использовать

их

во

всех

видах

детской

деятельности

(познавательной, продуктивной, игровой, учитывая возможности детей, их

интересы и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Работа по каждой

теме

должна

включать

беседы,

дидактические

игры,

игры-путешествия,

экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения. Отдельные темы

можно

приурочить

к

конкретным

событиям

и праздникам:

п е р ед

празднованием Дня города - знакомство с родным городом, в котором мы

живём,

перед

Днём

защитника

Отечества

-

развлечение «Будущие

защитники», перед Днём защиты детей - спортивный праздник.

Работу

следует

ве сти последовательно:

о т

б о л е е

б л и з к о г о ,

знакомого (семья,

детский

сад,

микрорайон) -

к

более

сложному (город,

страна).

Мир

ребёнка

начинается

с

его

семьи,

где

он

впервые

осознаёт

себя

человеком,

членом

семейного

сообщества.

Занятия «Что

означают

наши

имена», «О происхождении фамилий», «Моя мама - лучше всех», «Мой папа

-защитник» позволяют детям прикоснуться к истории своей семьи, вызывают

у

детей

сильный

эмоциональный

отклик,

заставляют

их

сопереживать,

внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Дидактические игры и упражнения «Мы уже большие», «Кто в доме самый

старший», «Помогаем

малышам» помогают

развивать

у

детей

умение

и

желание

заботиться

о

малышах,

одновременно воспитывать привычку

заботиться обо всех окружающих, быть внимательными к людям пожилого

возраста. Воспитывая у

детей

любовь

к

родному

городу,

подводить

их

к

пониманию того, что их город имеет свою славную историю, традиции,

достопримечательности, памятники.

На занятиях и в повседневной жизни стараться привлечь внимание детей к

объектам,

которые

расположены

на

ближайших

к

детскому

саду улицах:

почта, школа, магазины, церковь, аптека, рассказывать об их назначении.

Полученные знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, в которых дети

самостоятельно распределяют роли, выбирают профессии, помогают друг

другу

выбрать

атрибуты

для

игры.

В

играх

у

детей

проявляются

такие

качества,

как

ответственность,

целеустремлённость,

настойчивость

и

упорство в преодолении трудностей.

На

занятиях: «Знакомство

с

гербом

родного

города», «Путешествие

по

карте», « Д ом а

б ы ва ют

р а з н ы е », « Г д е

э т а

у л и ц а ,

г д е

э т о т

дом» необходимо воспитывать у детей любовь к своему городу, постепенно

подводить их к пониманию того, что наш город - это частица родины, что во

всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду

люди

трудятся

для

всех;

повсюду

живут

люди

разных

национальностей,

вместе

трудятся

и

помогают

друг

другу;

везде

соблюдаются традиции - Россия помнит своих героев, защитивших её от

в р а го в ;

л юд и

б е р е г у т

и

с о х р а н я ю т

п р и р од у ;

е с т ь

о б щ и е

праздники (профессиональные и общественные).

Беседы, экскурсии, занятия: «Государственные символы России», «Москва

-

с т о л и ц а

н а ш е й

р о д и н ы », «Города

старинные,

ма с т е р а м и

славные» позволяют

познакомить

детей

со

столицей

нашей

родины

-

Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами.

Знакомить

детей

с

государственными

символами

страны,

родного

города, воспитывать уважительное отношение к флагу, гербу и гимну нашей

страны,

родного

города

можно

через

дидактические игры: «Найди

наш

флаг», «Узнай,

где

я

нахожусь», «Узнай

герб

своего

города» помогают

формировать

гражданско-патриотические

чувства:

любовь

и

уважение

к

своей стране, к родному городу, осознание личной причастности к жизни

Родины.

На занятиях и в свободное время необходимо читать детям произведения о

героях, защищавших нашу Родину в разные времена, рассказывать о трудной,

но почётной обязанности каждого гражданина - защищать Родину, охранять

её спокойствие и безопасность.

Помогать

детям

ощутить

положительные

эмоции

и

чувство

сопричастности к великим памятным событиям страны можно организовывая

с п о р т и в н ы е

п р а з д н и к и

и

р а з в л е ч е н и я ,

п о с в я щ ё н н ы е

защитникам Отечества: « Б о г ат ы р с к и е

за б а в ы », « Д е н ь

з а щ и т н и к а

Отечества», «Этих дней не смолкнет слава», где дети по-настоящему играют

в военных, поют военные песни, слушают рассказы ветеранов войны.

Любовь к природе – еще одно их проявлений любви к Родине. На занятиях

и в повседневной жизни давать детям разнообразные знания о природе нашей

страны, использовать иллюстрации и картины русских художников о родной

природе,

сопровождая

чтением

поэтических

произведений,

что

является

ценнейшим

средством воспитания любви

к

родной

природе.

Во

время

прогулок,

экскурсий

показывать

очарование

пейзажа,

учить

ценить

разнообразную

красоту,

ведь

всё

это воспитывает

умение

эстетически

понимать

окружающий

мир,

бережно,

поэтически

относиться

к

природе

родного края.

Развитию

любви

к

Родине

способствуют

занятия

по

развитию

речи,

литературно-музыкальные

развлечения,

занятия

по

изобразительному

искусству « П р а з д н и к

р у с с к о й

б е р ё з к и », « П о л е

р у с с к о е ,

родное», «Масленица», «Как рубашка в поле выросла», «Ярмарка», конкурсы

рисунков «Золотая

осень

в

лесу», «Во

поле

берёзка

стояла»,

конкурс

поделок «Дары осени».

Необходимо знакомить детей с бытом и традициями русского народа,

стараться вызвать интерес к исконно русским традициям: гостеприимству,

почитанию родителей.

Активно вводить в речь детей потешки, загадки, пословицы и поговорки,

заклички. Детям очень нравится знакомство с героями былин - богатырями,

это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и

красоте, учит ценить народную мудрость. Воспитывать у детей потребность в

русском языке, народной музыке, сказке, где каждый ребёнок познаёт мир на

примерах сказочных героев, дети учатся различать добро и зло.

Большой интерес у детей вызывают и русские народные игры, в которых

можно

проявить

смекалку,

любознательность,

ловкость,

чувство

товарищества. Можно учить детей делать тряпичные русские куклы, история

которых

имеет

многовековую историю:

куклы-скрутки,

куклы-скатки,

соломенные куклы, куклы из ниток, сделанные своими руками, доставляют

детям искреннюю радость.



В раздел образования