Автор: Моргун Людмила Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Раздольненский детский сад №1 "Звездочка"
Населённый пункт: МБДОУ "Раздольненский детский сад №1 "Звездочка"
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитываем маленьких патриотов"
Раздел: дошкольное образование
Воспитываем маленьких патриотов.
Патриотизм-
преданность и любовь
к своему Отечеству,
своему народу.
(С. И. Ожегов)
В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных
учреждениях стал особо актуален- у подрастающих поколений нет единого
для
всех
образца,
и
вопрос
о
методах
и
средствах
формирования
гражданственности и патриотизма решается на местах; сегодня существует
стремление
государства
к
возвращению
утерянных
ценностей;
у
самих
граждан
появились
потребности
и
стремления
к
причастности
к
делам
страны,
желание
сделать
что-то
полезное (оживление
пионерских
организаций,
появление
молодежных
дружин.)
Создавшиеся
в
обществе
условия
благоприятны
для
формирования
гражданско- патриотической
позиции, и начинать надо уже с детского сада.
Задача воспитателя и
родителей
-
как
можно
раньше
пробудить
в
растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у
ребёнка
черты
характера,
которые
помогут
ему
стать
человеком
и
гражданином общества.
Необходимо
педагогическое
просвещение
родителей,
активное
участие
семьи
в
разработке
форм
и
методов патриотического
воспитания,
нужно
использовать следующий принцип: семья и родители - союзники детского
сада. Для участия семьи в совместной работе необходимо систематически
проводить
консультации
и
индивидуальные
беседы,
анкетирование
родителей; проводить родительские собрания в виде семинаров-практикумов,
творческих
гостиных,
привлекать
родителей
к
сбору
материала
для
оформления
альбомов «Наш
город», «Наши
земляки
-
герои
Великой
Отечественной войны», к изготовлению украшений для оформления группы
и музыкального зала.
Результатом проведённой работы являются положительные изменения в
отношении родителей к проблеме патриотического воспитания - формируется
чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.
Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в
детском саду, с ребёнком дома. Основное направление работы - это движение
от воспитания любви
к
близким
людям,
природе,
родному
городу
к
достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за
свою Родину.
Планируя свою работу по патриотическому воспитанию, надо поставить
перед собой следующие задачи: формировать у детей чувство привязанности
к
своей
семье,
дому,
детскому
саду,
городу,
стране;
формировать
представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице
России; воспитывать
гражданско-
патриотические чувства
через
изучение
государственной
символики
России; воспитывать бережное
отношение
к
природе, ко всему живому; воспитывать уважение и интерес к культурному
прошлому России, развивать интерес к русским промыслам и традициям.
Свою работу по патриотическому воспитанию начать с создания для детей
тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью,
улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и
совместном
труде
проявляются
поведение
детей,
взаимоотношения
со
сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически
формировать у детей этические представления и гуманные чувства; на основе
бесед о конкретных поступках детей воспитывать представления о доброте и
честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы -
друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитывать доброжелательность,
желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки - всё
это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм,
чувство долга.
Р а б о т у
п о патриотическому
воспитанию следует
разделить
п о
тематическим блокам: «Мой
город», «Моя
семья», «Страна,
её
столица,
символика», «Родная
природа», «Культура
и
традиции», «Защитники
Отечества».
Использовать
их
во
всех
видах
детской
деятельности
(познавательной, продуктивной, игровой, учитывая возможности детей, их
интересы и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Работа по каждой
теме
должна
включать
беседы,
дидактические
игры,
игры-путешествия,
экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения. Отдельные темы
можно
приурочить
к
конкретным
событиям
и праздникам:
п е р ед
празднованием Дня города - знакомство с родным городом, в котором мы
живём,
перед
Днём
защитника
Отечества
-
развлечение «Будущие
защитники», перед Днём защиты детей - спортивный праздник.
Работу
следует
ве сти последовательно:
о т
б о л е е
б л и з к о г о ,
знакомого (семья,
детский
сад,
микрорайон) -
к
более
сложному (город,
страна).
Мир
ребёнка
начинается
с
его
семьи,
где
он
впервые
осознаёт
себя
человеком,
членом
семейного
сообщества.
Занятия «Что
означают
наши
имена», «О происхождении фамилий», «Моя мама - лучше всех», «Мой папа
-защитник» позволяют детям прикоснуться к истории своей семьи, вызывают
у
детей
сильный
эмоциональный
отклик,
заставляют
их
сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Дидактические игры и упражнения «Мы уже большие», «Кто в доме самый
старший», «Помогаем
малышам» помогают
развивать
у
детей
умение
и
желание
заботиться
о
малышах,
одновременно воспитывать привычку
заботиться обо всех окружающих, быть внимательными к людям пожилого
возраста. Воспитывая у
детей
любовь
к
родному
городу,
подводить
их
к
пониманию того, что их город имеет свою славную историю, традиции,
достопримечательности, памятники.
На занятиях и в повседневной жизни стараться привлечь внимание детей к
объектам,
которые
расположены
на
ближайших
к
детскому
саду улицах:
почта, школа, магазины, церковь, аптека, рассказывать об их назначении.
Полученные знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, в которых дети
самостоятельно распределяют роли, выбирают профессии, помогают друг
другу
выбрать
атрибуты
для
игры.
В
играх
у
детей
проявляются
такие
качества,
как
ответственность,
целеустремлённость,
настойчивость
и
упорство в преодолении трудностей.
На
занятиях: «Знакомство
с
гербом
родного
города», «Путешествие
по
карте», « Д ом а
б ы ва ют
р а з н ы е », « Г д е
э т а
у л и ц а ,
г д е
э т о т
дом» необходимо воспитывать у детей любовь к своему городу, постепенно
подводить их к пониманию того, что наш город - это частица родины, что во
всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду
люди
трудятся
для
всех;
повсюду
живут
люди
разных
национальностей,
вместе
трудятся
и
помогают
друг
другу;
везде
соблюдаются традиции - Россия помнит своих героев, защитивших её от
в р а го в ;
л юд и
б е р е г у т
и
с о х р а н я ю т
п р и р од у ;
е с т ь
о б щ и е
праздники (профессиональные и общественные).
Беседы, экскурсии, занятия: «Государственные символы России», «Москва
-
с т о л и ц а
н а ш е й
р о д и н ы », «Города
старинные,
ма с т е р а м и
славные» позволяют
познакомить
детей
со
столицей
нашей
родины
-
Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами.
Знакомить
детей
с
государственными
символами
страны,
родного
города, воспитывать уважительное отношение к флагу, гербу и гимну нашей
страны,
родного
города
можно
через
дидактические игры: «Найди
наш
флаг», «Узнай,
где
я
нахожусь», «Узнай
герб
своего
города» помогают
формировать
гражданско-патриотические
чувства:
любовь
и
уважение
к
своей стране, к родному городу, осознание личной причастности к жизни
Родины.
На занятиях и в свободное время необходимо читать детям произведения о
героях, защищавших нашу Родину в разные времена, рассказывать о трудной,
но почётной обязанности каждого гражданина - защищать Родину, охранять
её спокойствие и безопасность.
Помогать
детям
ощутить
положительные
эмоции
и
чувство
сопричастности к великим памятным событиям страны можно организовывая
с п о р т и в н ы е
п р а з д н и к и
и
р а з в л е ч е н и я ,
п о с в я щ ё н н ы е
защитникам Отечества: « Б о г ат ы р с к и е
за б а в ы », « Д е н ь
з а щ и т н и к а
Отечества», «Этих дней не смолкнет слава», где дети по-настоящему играют
в военных, поют военные песни, слушают рассказы ветеранов войны.
Любовь к природе – еще одно их проявлений любви к Родине. На занятиях
и в повседневной жизни давать детям разнообразные знания о природе нашей
страны, использовать иллюстрации и картины русских художников о родной
природе,
сопровождая
чтением
поэтических
произведений,
что
является
ценнейшим
средством воспитания любви
к
родной
природе.
Во
время
прогулок,
экскурсий
показывать
очарование
пейзажа,
учить
ценить
разнообразную
красоту,
ведь
всё
это воспитывает
умение
эстетически
понимать
окружающий
мир,
бережно,
поэтически
относиться
к
природе
родного края.
Развитию
любви
к
Родине
способствуют
занятия
по
развитию
речи,
литературно-музыкальные
развлечения,
занятия
по
изобразительному
искусству « П р а з д н и к
р у с с к о й
б е р ё з к и », « П о л е
р у с с к о е ,
родное», «Масленица», «Как рубашка в поле выросла», «Ярмарка», конкурсы
рисунков «Золотая
осень
в
лесу», «Во
поле
берёзка
стояла»,
конкурс
поделок «Дары осени».
Необходимо знакомить детей с бытом и традициями русского народа,
стараться вызвать интерес к исконно русским традициям: гостеприимству,
почитанию родителей.
Активно вводить в речь детей потешки, загадки, пословицы и поговорки,
заклички. Детям очень нравится знакомство с героями былин - богатырями,
это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и
красоте, учит ценить народную мудрость. Воспитывать у детей потребность в
русском языке, народной музыке, сказке, где каждый ребёнок познаёт мир на
примерах сказочных героев, дети учатся различать добро и зло.
Большой интерес у детей вызывают и русские народные игры, в которых
можно
проявить
смекалку,
любознательность,
ловкость,
чувство
товарищества. Можно учить детей делать тряпичные русские куклы, история
которых
имеет
многовековую историю:
куклы-скрутки,
куклы-скатки,
соломенные куклы, куклы из ниток, сделанные своими руками, доставляют
детям искреннюю радость.