Автор: Сосновская Нелли Богдановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №56 "Северяночка"
Населённый пункт: г.Нижневартовск ХМАО-Югра
Наименование материала: Роль сказки в развитии детей
Тема: Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей дошкольников в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Аттестационное задание №
воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образования
учреждения детского сада № 56 «Северяночка»
Сосновской Нелли Богдановны
Проект работы с воспитанниками
«Народная
сказка
как
средство
развития
духовно-нравственных
понятий и ценностей у детей старшего
дошкольного
возраста»
Пояснительная записка.
Старший дошкольный возраст
период активного освоения норм морали,
формирование
нравственных
привычек,
чувств,
отношений.
Он
является
наиболее
ответственным
этапом
в
развитии
механизмов
поведения
и
деятельности,
в
становлении
личности
дошкольника
в
целом.
Это
обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном
и эмоционально-волевом развитии дошкольников так и достигнутым уровнем
воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного
развития старших дошкольников.
Перед детскими дошкольными образовательными учреждениями ставится
задача не только воспитания ответственного за свое поведение гражданина,
но
и
человека,
способного
с
нравственных
позиций
самостоятельно
оценивать
происходящее
и
строить
свою
деятельность
в
соответствии
с
интересами
окружающих
его
людей.
Решение
этой
задачи
связано
с
формированием
устойчивых
нравственных
качеств
личности
ребенка.
Изменения, происходящие в настоящее время в обществе, потребовали более
тщательного
выявления
роли
народной
сказки
в
формировании
духовно-
нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста.
В
Федеральном
Го сударственном
Образовательном
Ст а н д а рте
дошкольного образования от 01.01. 2014 года в п.
2.6. так же прописано,
что
содержание
Программы должно обеспечивать развитие личности,
мотивации
и
способностей
детей
в
различных
видах
деятельности
и
охватывать
следующие
структурные
единицы,
представляющие
определенные
направления
развития
и
образования
детей:
социально-
коммуникативное
развитие;
познавательное
развитие,
речевое
развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Исходя из этих принципов и изученных мною материалов, для реализации
своего проекта я решила провести с воспитанниками исследование чтобы:
-теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние народной
сказки
на
развитие
нравственных
понятий
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Актуальность.
Разрабатывая
проект,
я
решила
взять
тему
нравственного
воспитания
в
широком
смысле
слова
потому
что
она
относится
к
числу
проблем,
поставленных ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со
специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного
развития, диктует необходимость нравственного воспитания. Большую роль в
формировании дошкольника, на его нравственное развитие и воспитание,
имеет сказка. Все самое ценное отшлифованное в течении многих столетий,
может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе.
Перед детскими дошкольными образовательными учреждениями
ставится
задача
не
только
воспитания
ответственного
за
свое
поведение
гражданина,
но
и
человека,
способного
с
нравственных
позиций
самостоятельно
оценивать
происходящее
и
строить
свою
деятельность
в
соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи
связано
с
формированием
устойчивых
нравственных
качеств
личности
ребенка.
Изменения,
происходящие
в
настоящее
время
в
обществе,
потребовали
более
тщательного
выявления
роли
народной
сказки
в
формировании
духовно-нравственных
ценностей
детей
старшего
дошкольного возраста.
.Социально-коммуникативное
развитие
направлено
на
усвоение
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
включая
моральные
и
нравственные
ценности. Многие отечественные и зарубежные педагоги, ученые, психологи
и исследователи, в своих трудах акцентировали свое внимание на развитие
личности, нравственных качествах ребенка не через абстрактные понятия, а
через действия реальных героев.
Тип проекта: долгосрочный, практико-экспериментальный, открытый.
Сроки реализации: с 1 сентября по 30 мая.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы (6-7лет),
воспитатели ДОУ.
Цель проекта:
теоретически
обосновать
и
экспериментально
проверить
влияние
народной
сказки
на
развитие
нравственных
понятий
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Задачи проекта:
1.Раскрыть
сущность
проблемы
использования
сказки,
как
средства
нравственного воспитания на основе анализа научных подходов.
2.Выявить
особенности
формирования
нравственных
понятий
детей
старшего дошкольного возраста посредством сказок.
3.Изучить
формы
и
методы
работы
с
дошкольниками
по
развитию
их
нравственных понятий.
4.Экспериментально
доказать
необходимость
использования
сказки
в
формировании нравственных понятий детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; срок реализации сентябрь 2017г.
Цель:
подбор
теоретического
материала,
составление
плана,
проведение
констатирующего
эксперимента.
II этап –основной; сроки реализации октябрь 2017г.-апрель2018г.
Цель: проведение формирующего эксперимента;
III этап – заключительный; сроки реализации май 2018г.
Цель: проведение итогов контрольного этапа эксперимента; систематизация
теоретической и экспериментальной работы.
Критерии эффективности:
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний педагога
и
всего
коллектива
дошкольного
учреждения
в
решении
определенных
педагогических задач, а внутри группы – единство действий всех детей.
Во-вторых, использование приемов, способствующих духовно-
нравственному воспитанию детей.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также
взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных
качеств у детей.
В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в
последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и
умственного созревания детей.
Методы реализации проекта:
Анализ Этическая
беседа
Чтение
Методы воздействия
на формировании
духовно-нравственных Разъяснение
ценностей дошкольников
Личный
пример
Внушение
Диспуты
Условия реализации данного проекта
- Заинтересованность воспитанников ,регулярность и систематичность
работы.
- Непрерывная связь с детьми посредством коллективной, индивидуальной,
наглядной форм работы;
- компетентность педагогов по теме реализации духовно -нравственных
ценностей в воспитании дошкольников.
Подготовительный этап