Автор: Архипова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Пыть–ях, ХМАО–Югра
Наименование материала: урок математики
Тема: Теорема Виета
Раздел: полное образование
Урок математики
учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №6 города Пыть-Яха
Архиповой Ирины Геннадьевны.
Тема урока: «Теорема Виета» 8 класс.
(Учебник А.Г.Мордкович, 14-е изд.-М.:Мнемозина)
Цель: создать условия для успешного изучения темы урока и развития личностных
интеллектуальных и нравственных качеств учащихся.
Задачи:
образовательные: повторить формулы для решения квадратных уравнений, доказать
теорему Виета, показать некоторые её применения, учиться использовать эту теорему;
развивающие: развитие математической речи в ходе устных объяснений и ответов,
логического мышления, умения систематизировать знания;
воспитательные: создать условия для воспитания ответственности, трудолюбия,
доброжелательного отношения к одноклассникам, взаимопомощи.
Выбранные цели и задачи соответствуют программному материалу и срокам
изучения темы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: фронтальная, коллективная, групповая, дифференцированная.
Методы работы: словесно-репродуктивный, частично-поисковый, визуальный,
практический.
Образовательные технологии: развивающее обучение, коллективная система
обучения, информационно-коммуникационные, обучение в сотрудничестве,
дифференцированные, здоровьесберегающие (элементы).
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, ручки, карандаши,
линейки, тетради, раздаточный материал (карточки).
Ход урока:
Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней
(психологической) готовностью к уроку. Слайд5.
Проверка готовности класса к уроку. Взаимное приветствие. Отметить отсутствующих.
Актуализация теоретических знаний.
Учащимся предлагается тест-разминка «Проверь себя», продолжительностью 4-5
минут. Проверка осуществляется самими учащимися через показ ответов на слайде.
Учащиеся имеют возможность оценить свою подготовку к уроку. Столбик «ответ»
заполняют ученики. Слайд 8.
Вариант 1
№п.
п
Задание
Ответ
1.
Равенство с переменной называется…
Уравнение
2.
Значение переменной, подстановка которого в
уравнение превращает его верное числовое
равенство, называется…
Корень уравнения
3.
Как называется выражение D=b
2
-4ac?
Дискриминат
4.
Квадратное уравнение имеет один корень, если…
D
¿
0
5.
Найдите корни уравнения x
2
-4x+4=0
2
6.
Найдите корни уравнения x
2
-16=0
-4;4
7.
Когда квадратное уравнение считают полным?
а;b;c
≠ 0
8.
Верно ли записана формула x=
b ±√ D
2 a
Нет; х=
−
b ± √ D
2 a
Вариант 2
№п.
п
Задание
Ответ
1.
Что значит решить уравнение?
Найти корни уравнения или
доказать, что их нет.
2.
Найти корни уравнения x
2
+16=0
Корней нет
3.
Найти корни уравнения x
2
+4x+4=0
-2
4.
Верно ли записана формула x=
−
b ± √ D
a
?
Нет,
−
b ± √ D
2 a
5.
Квадратное уравнение имеет два корня , если…
D
¿
0
6.
Как вычислить дискриминант?
D=b
2
-4ac
7.
Когда квадратное уравнение считают приведённым?
Если а=1
8.
Функция y=ax
2
+bx+c, а
≠
0 называется…, её
график называется…
Квадратичная, парабола.
Изучение нового материала.
1. В тетрадях ученики записали только «Классная работа». Ученикам предлагается
решить следующие уравнения по два каждому ряду и заполнить таблицу на доске:
(уравнения показаны на слайде). По мере решения уравнений ученики выходят к доске и
заполняют по одной строчке в таблице. Слайд 10.
1. х
2
-х-6=0
2. -2х
2
+5х+3=0
3. х
2
-8х-20=0
4. 3х
2
-8х+5=0
5. 3х
2
+2х-1=0
6. х
2
-7х+10=0 слайд 10.
№
уравнени
я
уравнение
а
в
с
х
1
х
2
х
1
+х
2
х
1
*х
2
Возможные вопросы ученикам:
-Что вы заметили и в каких уравнениях? (х
1
х
2
=с, х
1
+х
2
=-в, в приведённых)
-Давайте проверим замеченную особенность для остальных уравнений, например
3х
2
-8х+5=0. (пригласить к доске любого ученика, он вычисляет х
1
+х
2
; х
1
х
2
).
2.
Учитель: Эту особенность впервые обнаружил французский математик Франсуа
Виет (на слайде №12 портрет учёного, годы жизни, формулировка теоремы, формулы).
Объявляется тема урока, ученики записывают тему в тетрадь. Учитель
спрашивает учеников о цели и задачах урока, ученики высказывают свои мысли, учитель
формулирует задачи урока. (на слайде №13 тема урока).
Слайд №14 с доказательством теоремы Виета. Доказательство проводит учитель.
Слайд №15 Историческая справка.
3. а) Учитель: Наиболее удобно применять эту теорему для приведённых квадратных
уравнений. №29.6(а) слайд №17
x
2
+рх+q=0 например: х
2
+3х+2=0
x
1+
x
2
=-p; х
1
+х
2
=-3,
x
1
x
2
=q. х
1
х
2
=2 очевидно, что х
1
=-1, х
2
=-2. (слайд №17).
б) Слайд №18
Подумайте, можно ли применить теорему Виета для определения знаков корней
квадратного уравнения.
х
2
-9х-10=0; х
2
+5х+5=0; х
2
+4х-5=0; х
2
-5х+4=0. (устное решение)
в) Учитель: Мы изучаем способы решения квадратных уравнений. Что значит
решить уравнение? Как составить обратную задачу? Сформулируйте обратное задание к
заданию «решить квадратное уравнение». (пусть х
1
и х
2
корни квадратного уравнения,
составьте это уравнение).
№29.9 (а) можно предложить выполнить на доске сильному учащемуся по желанию,
или выполняет сам учитель.
х
1
=4, х
2
=2
х
1
+х
2
=4+2=6, р=-6;
х
1
х
2
=4*2=8, q=8; х
2
-6х+8=0.
г) Работа с учебником п.29 стр.168-169 найти главные моменты.
Физкультминутка.
Учитель проводит упражнения для снятия усталости глаз, можно выполнять сидя,
можно предложить учащимся встать. ( описать глазами «восьмёрку», квадрат, глаза вверх-
вниз, вправо-влево и другие).
Закрепление.
Обучающая самостоятельная работа:
Ряд 1
№29.6(б), №29.7(б), №29.8(б), №29.9(б)
Ряд 2
№29.6(в), №29.7(в), №29.8(в), №29.9(в)
Ряд 3
№29.6(г), №29.7(г), №29.8(г), №29.9(г)
Ученики выполняют задание в тетрадях; если есть затруднения, консультируются у
учителя. Первые, справившиеся с работой учащиеся, оцениваются учителем, и после, эти
ученики оказывают помощь в решении ученикам своего ряда; имеют право оценить их
работу. Если в этом нет необходимости, то выполняют дополнительное задание.
Слайд №22 Дополнительное задание:
Один из корней данного квадратного уравнения 2х
2
-3х+k=0 в 2 раза больше другого.
Найдите корни уравнения и коэффициент k.
Рефлексия, итог.
Предложить нескольким (по желанию) учащимся высказать мнение об изучаемой
теме (интересная или нет, есть ли её продолжение и применение, оценить свои успехи на
данном уроке). Учитель говорит о том, что мы не рассмотрели все возможности этой
замечательной теоремы и этим предстоит заняться на последующих уроках.
Выставление оценок (самооценка по теоретическому мини-тесту, обучающая
самостоятельная работа).
Домашнее задание.
п.29 стр.168-169, №29.2; №29.5; 29.9(в, г)
дополнительно №29.39 (для сильных учеников)
по желанию приготовить сообщение о жизни Ф.Виета.
Слайд №24,25.