Автор: Транчукова Юлия Николаевна
Должность: Воспитатель в дошкольных учреждениях
Учебное заведение: ЛОГБУ "Приозерский ДДИ"
Населённый пункт: Ленинградская обл. г. Приозерск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование нетрадиционных методов по изодеятельности при организации художественного труда школьников в досуговой деятельности"
Раздел: дополнительное образование
Ленинградское областное государственное стационарное
бюджетное учреждение социального обслуживания
"Приозерский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"
Социальный проект
на тему:
"Использование нетрадиционных методов
по изодеятельности при организации
художественного труда школьников
в досуговой деятельности"
Срок реализации проекта:
2015-2018 гг.
Работу выполнил: воспитатель
Транчукова Юлия Николаевна
Г. Приозерск
Ленинградская область
2015 г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это
показатель того, что активизировать процесс получения и приобре-
тения
знаний
можно
при
использовании
новых
нетрадиционных
средств. Считается, что правильно выбранная методика педагога,
наиболее удачна и доступна для обучения детей.
Поэтому, метод нетрадиционной техники по изодеятельности мною
выбран не случайно. Когда я начала работать с детьми, я увидела,
что у них вызывает затруднение в рисование прямых, извилистых
линий, закрашивание рисунка, не выходя за контуры предмета. Тра-
диционные способы изображения предметов для детей оказались
сложными. Выполняя работу большинство детей с осторожностью, с
испугом: «А вдруг не получится, я не умею, я боюсь, помогите мне,
пожалуйста». Дети просили о помощи взрослых, хотя это были эле-
ментарные задания в рисовании. В итоге плохо выполненный рису-
нок и потерянный интерес к данной деятельности
Знакомство с литературой по данной проблеме, побудило меня за-
няться использованием нетрадиционных техник по изодеятельности.
Не может ребенок соблюдать границы контура, не надо – работаем
методом «тычок» - жесткой кистью или ватными палочками. Мето-
дом «оттиска» делаем отпечатки пробками и другими материалами,
где не надо соблюдать точные линии. А самое простое и любимое
для детей моей группы – это «пальчиковая живопись». Здесь ребе-
нок чувствует краску на пальце, бумагу, линию. Задания постепенно
усложнялись по мере усвоения детьми предложенных приемов.
Хотя этот труд очень трудоемкий и кропотливый, но полностью за-
хватывает как ребенка, так и взрослого. Доставляет истинное удо-
вольствие, доступен для детей. Если кто не знаком с этими техника-
ми, я советую познакомиться и применять в своей работе.
Цель проекта:
Целью моего проекта является раскрытие творческих возможностей
детей через использование нетрадиционных методов по изодеятель-
ности.
2
Задачи проекта:
1.
Учить детей самостоятельному использованию различных ме-
тодов и материалов для создания выразительного образа.
2.
Развивать внимание, память, воображение, эмоциональную от-
зывчивость к окружающему миру и другие психические процессы.
3.
Развивать мелкую моторику детей, их речь в связи с творче-
ской деятельностью.
4.
Воспитывать положительное отношение к творческой деятель-
ности, умение радоваться результатам своей работы, критически от-
носиться к ней и замечать успехи товарищей.
Учебно-тематический план:
За данный период времени, дети познакомятся с различными
техниками нетрадиционной изодеятельности, от простого к сложно-
му:
«Пальчиковая живопись» - рисование пальчиками, ладошками,
ребром ладони, обведение кулака;
«Тычок» - ватные палочки, жесткая кисть;
«Оттиск» - пробка, мятая бумага;
Комкание бумаги (скатывание или обрывание бумаги);
Кляксография с трубочкой;
Тычкование;
Монотипия;
Папье-маше;
Рисование мыльными пузырями;
Разное: поделки: из природного, бросового материала, солено-
го теста.
Ожидаемый результат:
3
1. Овладение изобразительными и техническими умениями в соот-
ветствии с индивидуальными возможностями детей.
2. Умение сосредоточиться и выполнить определенный вид деятель-
ности, проявляя, по возможности, свою творческую индивидуаль-
ность.
3. Положительная динамика в развитии мелкой моторики в процессе
творческой деятельности.
4. Эмоциональная отзывчивость к окружающему миру, умение радо-
ваться результатам.
Новизна и оригинальность
По нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет ин-
новационный характер. Используются самодельные инструменты, при-
родный и бросовый материал. Нетрадиционное рисование доставляет де-
тям множество положительных эмоций, раскрывает возможность исполь-
зования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригиналь-
ных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализа-
ции
раскрываются
и
развиваются
индивидуальные
художественные
способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Ведь
ребенок и не подозревает, на что он способен. Вот почему и необходимо
максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих
способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непо-
средственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисо-
вание самое любимое и доступное занятие у детей. Нетрадиционная тех-
ника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно
в этом заключается педагогическая целесообразность проекта.
Сроки реализации 2015-2018 г.г.
Поделки из природного материала:
4
"Кружевные рыбки" (камень)
сентябрь 2015
"Осенний букет" (шишки)
октябрь 2015
"Зебра" (камень)
май 2016
"Кленовый лист" (песок)
октябрь 2016
"Верблюд" (песок)
ноябрь 2016
"Снеговик" (шишки)
декабрь 2016
"Бабочки" (сухие листья)
апрель 2017
"Муравейник" (песок)
май 2017
"Коврик" (Сухие лепестки цветов)
ноябрь 2017
"Мордочка котика" (кора дерева)
январь 2018
рисование "пальчиковая живопись"
"Любимые ручки" (пальчики, ладошки)
сентябрь 2015
"Щучий хвост" (комнатное растение, пальчики)
декабрь 2015
"Веселые перчатки" (ладошка)
декабрь 2015
"Ветка рябины" (пальчики)
январь 2016
"Гусеница" (ребро ладони)
апрель 2016
"Божья коровка" (пальчики)
май 2016
"Сказочная птица" (ладошки)
август 2016
"Золотая рыбка" (ладошки)
ноябрь 2016
"Бабочки" (обведение кулака)
февраль 2017
"Опята" (ладошка)
сентябрь 2017
"Мухоморы" (пальчики)
октябрь 2017
"Стрекоза и муравей (пальчики)
ноябрь 2017
"Дерево сердец" (ладошка)
февраль 2018
рисование цветной пеной
«Цветные узоры»
декабрь 2016
5
«Живопись мыльными пузырями»
февраль 2017
«Сказочные цветы»
март 2018
рисование "тычок"
"Мои любимые игрушки" (ватные палочки)
декабрь 2015
"Цыпленок" (тычок жесткой кистью)
апрель 2016
"Ежик" (тычок жесткой кистью)
сентябрь 2016
"Котенок" (ватные палочки)
ноябрь 2016
"Пингвины" (ватные палочки)
декабрь 2016
"Зебра на лужайке"
май 2016
"Я тигренок, а не киска" (ватные палочки)
март 2017
"Веселый снеговик" (ватные палочки)
декабрь 2017
"Одуванчики" (тычок жесткой кистью)
май 2018
"Снежная семья" (тычок жесткой кистью)
январь 2018
оттиск
"Пингвины" (пробка)
февраль 2016
"Щенок" (пробка)
апрель 2016
"Белка" (пробка)
сентябрь 2017
"Лебедь" (пробка)
октябрь 2017
"Черепаха" (пробка)
октябрь 2017
комкание бумаги (скатывание или обрывание)
"Снеговик" (комкание)
январь 2016
"Паучок" (комкание)
май 2016
"Паучок" (обрывание)
сентябрь 2016
"Ветка рябины" (комкание)
январь 2017
"Цыплята" (обрывание)
сентябрь 2018
кляксография
"Животные, которых я сам придумал"
март 2016
6
Кляксография через трубочку
октябрь 2017
тычкование
"Бабочки"
сентябрь 2016
"Подсолнухи"
май 2017
"Гусеница"
май 2018
"Паук"
октябрь 2018
клеевая техника
"Солнышко"
октябрь 2017
разное
"Обезьянка" (поделка из ваты)
ноябрь 2015
"Мишки на лужайке" (использованная, высушенная
заварка)
ноябрь 2015
"Елочные игрушки" (соленое тесто)
декабрь 2015
"В подводном царстве" (соленое тесто)
январь 2016
"Подсолнухи" (соленое тесто)
сентябрь 2016
"Ваза" (папе-маше)
март 2016
"Божья коровка" (папье-маше)
апрель 2017
"Незабудки" (соленое тесто)
май 2018
"Осенний натюрморт" (соленое тесто)
октябрь 2018
Методические рекомендации:
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно по-
мнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками
необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности
детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется со-
держание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются но-
вые средства выразительности.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и
ребенка в форме кружковой работы.
Занятие строиться по следующему плану:
7
1. Организационный момент: загадывание загадок или сюрпризный
момент (определить по запаху, по цвету, на ощупь и т.д.) тем, чем
будем заниматься на занятии;
2. Вводная беседа, сообщение темы занятия в игровой форме;
3. Дыхательная гимнастика;
4. Подвижная игра-забава;
5. Теоретическая часть: определение с детьми последовательность
действий;
6. Пальчиковая гимнастика;
7. Практическая работа;
8. Физ.минутка;
9. Итог занятия.
Методы проведения занятия:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напомина-
ние о последовательности работы, совет);
наглядные
практические
игровые
Используемые методы:
дают возможность почувствовать многоцветное изображение
предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
формируют эмоционально – положительное отношение к
самому процессу рисования;
способствуют более эффективному развитию воображения,
восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Режим занятий: количество занятий в неделю 1, в месяц 4 заня-
тия .В год проводится 36занятий. Длительность занятия в группе 30
– 40 минут.
8
Формы подведения итогов:
Проведение выставок детских работ;
Участие в творческих конкурсах, вне детского дома;
Проведение мастер-класса среди педагогов.
Заключение:
Жизнь каждого ребенка должна быть наполнена открытиями.
Детям все интересно, удивительно. В обычных событиях и вещах,
они склонны видеть чудеса, а чтобы дети могли увидеть чудеса,
взрослые должны им помочь в этом, направить, подтолкнуть разны-
ми методами и способами.
Любые творческие достижения не остаются без внимания. Ин-
тересные сюжеты оформляются для показа на выставке. Экспозиции
творческих работ представляются детям как важное событие в их
жизни.
Считаю, что применяемые мною методики для детей данной
категории, позволяют выражать свои способности. Это доставляет
им большую радость, уверенность в себе, а мне, как воспитателю,
удовлетворенность в моей деятельности.
Список использованной литературы
9
1. Бубнова, Е.В. Забавные зверюшки. ООО "Издательство "Тригон", 2007.
2. Захарова, Ю.В. Использование нетрадиционных техник изображения
при
обучении
рисованию
дошкольников
с
интеллектуальной
недоста-
точностью. Методический и практический журнал // Воспитание и обуче-
ние детей с нарушением развития. - 2008, № 3.
3. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадицион-
ные техники, планирование, конспекты занятий /Под ред. Р.Г. Казаковой -
М. : ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
4. Утробина, К.К. Утробин, Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка
с детьми 3-7 лет. - М. : ООО "Издательство ГНОМ и Д", 2007. - 64 к.
5. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки./Художник А.А. Селиванов. - Яро-
славль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004 - 96 с. : ил. - (Дет-
ский сад: день за днем). Практическое приложение.
10