Напоминание

Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста


Авторы: Мещерякова Ольга Александровна, Кирияк Ирина Викторовна
Должность: воспитатели и учитель-логопед Волкова Е.Ю.
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №12 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: пос.Александровская
Наименование материала: статья
Тема: Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование

основ

пожарной

безопасности

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных

условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в

мире, свидетельствуют об увеличении техногенных и социогенных

опасностей

для

человеческой

жизни.

Подготовить

человека

к

чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций,

опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у

него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности

человека

и

общества,

обучения

практическим

навыкам

охраны

жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной

жизнедеятельности. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности,

мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает

человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное

отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь

человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от

опасности,

если

будет

владеть

элементарными

знаниями

основ

безопасности

жизнедеятельности.

Знания

эти

формируются

в

процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению

безопасности

их

жизнедеятельности

является

актуальной

педагогической

задачей,

в

решении

которой

должны

принимать

участие

не

только

педагоги,

но

и

родители,

общественность,

различные

ведомственные

структуры,

которые

ответственны

за

жизнь

и

здоровье

детей.

Основы

знаний

по

безопасности

жизнедеятельности

закладываются

уже

в

дошкольном

возрасте.

Одной

из

основных

задач

в

работе

с

дошкольниками

является

обучение

правилам

пожарной

безопасности

и

привитие

навыков

правильных действий в случае пожара.

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда

становятся естественными в поведении человека, когда они привиты

с детства.

Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия

для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков

умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими

предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации

пожара.

Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности

подтверждает

статистика

пожаров

из-за

шалости

детей

с

огнем.

Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во

время

пожара,

показывает,

что

малышей

отличает

пассивно-

оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные

места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на

помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому

запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести

постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков

осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и

дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации

пожара. Опираясь на статистику, мы знаем, что нередко в огне

пожаров гибнут и получают увечья дети. Десятки детей в основном

дошкольного и младшего школьного возраста, ежегодно пополняют

список жертв огня. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-

7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от

пожара – дети, ¾ из них – дошкольники. Чем это можно объяснить?

Причиной этому может служить то,что близкое взрослое окружение

ребенка(детей),мало уделяют внимания правилам пожарной

безопасности.

Это

и

стало

основной

причиной

моего

выбора

данной

темы

«Формирование основ пожарной безопасности у детей

старшего дошкольного возраста».

Условия в ДОУ по формированию основ безопасности у

дошкольников.

В систему работы по данной проблеме я включаю:

создание пространственной предметно-развивающей среды. В

группе мною оформлен уголок по формированию у детей

основ пожарной безопасности, где имеются дидактические

игры, атрибуты для сюжетных и творческих игр, наглядный

материал для детей, а также лэтбук, плакаты, игрушки,

макеты.

Запланировано:

Cборник детских рисунков по теме: «Что мы знаем о

пожаре?», «Кем ты хочешь быть?», «Огонь,какой он».

Создание альбома с фотографиями о работе пожарных.

подборку художественной литературы, где будет собрана

детская литературы по ознакомлению детей с правилами

пожаробезопасного поведения.

Cовместная деятельность педагога и детей :

НОД, наблюдения, целевые прогулки, беседы, совместные

сюжетные и дидактические игры, викторины, развлечения;

Работа с родителями – создание наглядного материала (папки

– передвижки, буклеты, памятки, анкетирование

организация досугов и развлечений, изготовление пособий,

поделок; взаимосвязь с работниками службы пожарной

безопасности; подбор дидактического материала для

формирования у детей здорового чувства опасности,

индивидуальные задания.

Этапы работы

Организационно-ознакомительный этап

Изучить научно-методическую литературу

Интернет-ресурсы

Использование ранее приобретенных знаний

Формы представления результатов

конспекты

картотека игр

перспективный план работы с детьми

презентация « огонь-друг,огонь-враг»

консультация с родителями

План работы

Изучение педагогической литературы:

В своей деятельности руководствовалась Федеральным Законом

Российской Федерации « О пожарной безопасности ». Работа с

детьми по формированию навыков пожарной безопасности началась

с изучения имеющихся методических разработок по данной

проблеме. Были изучены:

1.Программа Н. Н. Авдеевой , О. Л. Князевой . Р.В. Стеркиной

« Основы безопасности детей дошкольного возраста » .

(электронная версия стр.51, 56)

2.Программа формирования основ безопасного поведения детей

дошкольного возраста «Азбука безопасности»: сборник материалов в

помощь воспитателям ДОУ/ Р. А. Должикова, О. А. Ботникова, С.

Дополнительно использовала следующие материалы и пособия :

1 .Потапова Т . В. « Беседы с дошкольниками о профессиях »

(электронная версия)

2. Маршак С.Я. « Пожар » , « Рассказ о неизвестном герое » ,

« Кошкин дом

3. Степанов В. А. « Азбука в загадках »

4. Толстой Л. Н. « Пожарные собаки

5.Шорыгина Т. Л. «Беседы о пожарной безопасности

6.Е.Хоринский «Спичка -невеличка»

7.И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»

8.Шорыгина Т.А. «Бумажный самолетик»

В толковом словаре Д.Н. Ушакова понятие безопасность

определяется как «отсутствие опасности, предупреждение

опасности, условия при которых не угрожает опасность ».

« Пожарная безопасность – это состояние защищенности имущества,

общества и государства от пожара ».

Вопросы безопасности и жизнедеятельности разрабатывались в

исследованиях многих отечественных ученых ( А.С. Вернадский ,

М.В. Ломоносов , И. М. Сеченов ), огромный вклад в решение

научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности

человека внесли исследования зарубежных ученых А . Адлера , Б.

Паскаля , З .Фрейда .

По утверждению данных авторов, обучение детей действием в

экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс,

который не должен ограничиваться рамками учебников и

методических разработок по ОБЖ и сводиться лишь к подаче

общественных правил. Дети на занятиях должны быть не

пассивными слушателями, а активными участниками учебного

процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и

оставят след в сознании ребенка, когда будут интересными,

творческими и эмоционально окрашенными.

Создание предметно-развивающей среды.

Поэтому я оформила информационно– познавательный центр по

пожарной безопасности.

В нем представлены:

- макет пожарного щита;

- атрибуты для сюжетно – ролевых игр;

- наглядный плакат « Правила поведения при пожаре »;

- папки передвижки;

- ширмы « Огонь – друг, огонь – враг »;

- дидактические карточки по « Основам пожарной безопасности »;

- « Азбука безопасности »;

- литература :

- огнетушитель;

- пожарная машина

Перспективный план по пожарной безопасности:

Цель: Формирование интегративных качеств личности старших

дошкольников при обучении основам безопасности собственной

жизнедеятельности. Вооружение знаниями, умениями и навыками,

необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи :

Обучающие:

научить детей правильно оценивать ситуации и отрабатывать навык

грамотного поведения при их возникновении;

расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы

скорой помощи

познакомить с литературными произведениями по пожарной

безопасности;

Развивающие :

формирование осторожного и осмотрительного отношения к

потенциально опасным для человека и окружающего мира природы

ситуациям;

- формирование умения обращаться за помощью к взрослым.

-формировать определенные знания и умения ориентировки в

пространстве, пользования различными бытовыми приборами

Воспитательные:

воспитывать ответственность за свои поступки;

воспитывать чувство осторожности и самосохранения;

воспитывать чувство взаимопомощи в чрезвычайной ситуации

воспитывать чувство уважения к труду пожарных.

Месяц

Тематическое

мероприятие

Деятельность

Работа с

родителями

Октябрь

Тема: «Что такое

пожарная

безопасность»

Цель: Познакомить

детей с

элементарными

правилами

пожарной

безопасности.

К.Чуковский

«Путаница»

чтение и беседа

Подбор Д/и по

теме «

пожарная

безопасность»

Ноябрь

Тема: «Беседа о

добром и злом

огне» Цель:

Предостеречь детей

от возможных

пожаров, ожогов

испуга и других

Чтение отрывка

из сказки «О

спичке и

добром огне».

Изготовление

лэпбука «Дом

01»

Подборка

пожарной

техники

проблем, связанных

с огнем, с помощью

иллюстрации.

Изготовление

«Пожарный

щит»

Декабрь

Презентация

«Огонь-друг,Огонь-

враг»

Тема: «Елка, елка

-красота!!!» Цель:

Закрепить знания

детей о

пожароопасных

предметах,

которыми нельзя

пользоваться,

украшая

новогоднюю ёлку

(вата, бумага,

свечки, хлопушки) .

Беседа о

правилах

украшения

новогодней

ёлки и об

опасностях,

которые могут

случиться, если

их нарушить

Пиротехника.

Иллюминация.

Бенгальские

свечи. Вата.

Правила

поведения во

время

новогодних

мероприятий.

Д/и

«Безопасность»

Папка-

передвижка

« Пожарная

безопасность.

Новый год»

Январь

Тема: «Петарды

детям не игрушка.

Цель: Познакомить

с

правилами

использования

пиротехнической

продукции.

Игра мп/и«Чего

нельзя делать в

отсутствии

взрослых».

Чтение Л.Н.

Толстой «

Пожарные

собаки»

Рассматривание

плаката

«пожарная

безопасность»

Раскраски на

тему

«Безопасность»

Консультация в

чате группы:

«Новогодняя

пиротехника.

Будьте

осторожны!»

подборка

детской

литературы

Февраль

Тема: «Спички не

для игры» Цель:

объяснить детям

Чтение

стихотворения

Е.Хоринского

Обратить

внимание

родителей на

предназначение

спичек в доме ,

разъяснить об

опасности

попадания спичек в

неумелые руки.

« Спичка -

невеличка»,

беседа о

прочитанном.

Создание

запрещающего

знака: «Стоп

огонь»

Тест 1-

см.приложение

плакат «ППБ

дома».

подборка

детской

литературы

Март

Тема: Знакомство

с пожарной

сигнализацией в

детском саду. Цель:

Рассказать детям о

том, какие способы

существуют для

сообщения о

пожаре.

Экскурсия по

детскому саду.

Знакомство с

пожарной

кнопкой

Игровая

ситуация

«Звоним

пожарным»

Анкетирование:

«Если пожар

возник, то...»

Апрель

Экскурсия в

пожарную часть

Конкурс

рисунков

«Пожарная

машина»

Тест №2

см.приложение

Анкетирование

«Знаете ли Вы

правила

пожарной

безопасности?»

Май

Загадки-кроссворд

на

противопожарную

тематику

Моделирование

ситуаций «Твои

первые

действия при

пожаре»

Папка –

передвижка на

тему:

«Безопасность

на природе».

Этапы работы

Организационно-ознакомительный этап

Изучить научно-методическую литературу

Интернет-ресурсы

Использование ранее приобретенных знаний

Формы представления результатов

конспекты

картотека игр

перспективный план работы с детьми

презентация « огонь-друг,огонь-враг»

консультация с родителями

Конспект к презентации «Огонь-друг, огонь враг»

цель:

1.

узнать о пользе огня и об опасностях, которые могут возникнуть

п р и

н е п р а в и л ь н о м

о б р а щ е н и и

с

о г н е м .

2. познакомиться и выучить правила пожарной безопасности

Активизация словаря: пожарный, пожарник, баевка, каска,насос)

Дошкольник должен уметь:

понять,что возникла небезопасная ситуация

;

уметь выбраться из горящего или задымленного помещения

;

уметь позвать на помощь взрослых

НОД:

Материал:

плакаты,

поделка

для

игровой

ситуации ,

игрушки-

пожарная

техника,

лэпбук,

маркировка

огонька

на

стульчиках,

материал

для

развития

воздушной

струи,

д/и

по

пожарной

безопасности,боевка.

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему.А вот на какую

вы скажите мне сами…

Рассматривание иллюстрации «Первобытный человек»

Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали

немало

секретов

и

хитростей

добывания

огня.

Они

считали

его

живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах.

Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали

немало

секретов

и

хитростей

добывания

огня.

Они

считали

его

живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах

.

Он помогал людям бороться за существование. Он помогал людям

готовить

пищу.

Огонь

спасал

от

холода,

помогал

в

борьбе

со

страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего

человека.

Он

помогал

людям

бороться

за

существование.

Он

помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в

борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок

древнего человека.

Артикуляционная гимнастика «Потуши огонек»

Чтение своего стихотворения « Девочка в огне» на примере детской

поделки, выполненной Никитой Р.

Пешеходы увидали…

Девочка кричит,да еще и дым столбом вверх летит…

Сразу пешеходы взяли телефоны и набрали 01 !!!!

Девочка кричит: «Спасите…помогите…горит,горит!!!

Ровно через 5 мин вызов принят-пожарная летит…

Быстро потушили,девочку спасли, рассказали как себя вести…

Девочка

узнала, что огонь НЕ ДРУГ-он вредитель и портит все

вокруг!!!

Динамическая пауза: « Найди огонек» и «Позвони другу»

Внесение модели пожарной машины 1: 32

( рассматривание,ощупывание техники, беседа)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ–просмотр

видеофильма

с

комментариями

и

внесением пожарного щита ( огнетушитель,топорик, лопата, ведро)

Игра «вопрос –ответ»

пауза «Позвони другу»

Выступление

гостей

(

инспектора

обеспечения

пожарной

безопасности):

Если возникла пожароопасная ситуация, то ребенок должен знать

следующие правила и требования:

маленьким детям самостоятельно тушить пожар запрещается;

в случае возгорания или задымления помещения, его следует

немедленно покинуть (выбежать из дома, квартиры).

Если

такой

возможности

нет,

следует

выйти

на

балкон

и

громко звать на помощь;

позвать

на

помощь

соседей

(если

родителей

нет

дома),

сообщить родителям о пожаре;

попросить соседей вызвать пожарную бригаду или сделать

это самому по телефону 01;

запрещено

прятаться

в

горящем

или

задымленном

помещении под кроватями или в шкафах;

запрещается пользоваться лифтом во время пожара, так как

он может выйти из строя из-за повреждения электропроводки;

если пламя перекинулось на одежду ребенка, он должен

падать на пол и катаясь, тушить ее;

дым опасен не менее огня, поэтому для предотвращения

отравления

угарным

газом

лицо

во

время

пожара

следует

прикрывать мокрым полотенцем или салфеткой.

Вручение грамот за активное участие в презентации и примерка

боевки!!!

Д/и по пожарной безопасности!!!



В раздел образования