Авторы: Мещерякова Ольга Александровна, Кирияк Ирина Викторовна
Должность: воспитатели и учитель-логопед Волкова Е.Ю.
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №12 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: пос.Александровская
Наименование материала: статья
Тема: Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Формирование
основ
пожарной
безопасности
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных
условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в
мире, свидетельствуют об увеличении техногенных и социогенных
опасностей
для
человеческой
жизни.
Подготовить
человека
к
чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций,
опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у
него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности
человека
и
общества,
обучения
практическим
навыкам
охраны
жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной
жизнедеятельности. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности,
мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает
человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное
отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь
человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от
опасности,
если
будет
владеть
элементарными
знаниями
основ
безопасности
жизнедеятельности.
Знания
эти
формируются
в
процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению
безопасности
их
жизнедеятельности
является
актуальной
педагогической
задачей,
в
решении
которой
должны
принимать
участие
не
только
педагоги,
но
и
родители,
общественность,
различные
ведомственные
структуры,
которые
ответственны
за
жизнь
и
здоровье
детей.
Основы
знаний
по
безопасности
жизнедеятельности
закладываются
уже
в
дошкольном
возрасте.
Одной
из
основных
задач
в
работе
с
дошкольниками
является
обучение
правилам
пожарной
безопасности
и
привитие
навыков
правильных действий в случае пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда
становятся естественными в поведении человека, когда они привиты
с детства.
Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия
для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков
умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими
предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации
пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности
подтверждает
статистика
пожаров
из-за
шалости
детей
с
огнем.
Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во
время
пожара,
показывает,
что
малышей
отличает
пассивно-
оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные
места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на
помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому
запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести
постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков
осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и
дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации
пожара. Опираясь на статистику, мы знаем, что нередко в огне
пожаров гибнут и получают увечья дети. Десятки детей в основном
дошкольного и младшего школьного возраста, ежегодно пополняют
список жертв огня. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-
7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от
пожара – дети, ¾ из них – дошкольники. Чем это можно объяснить?
Причиной этому может служить то,что близкое взрослое окружение
ребенка(детей),мало уделяют внимания правилам пожарной
безопасности.
Это
и
стало
основной
причиной
моего
выбора
данной
темы
«Формирование основ пожарной безопасности у детей
старшего дошкольного возраста».
Условия в ДОУ по формированию основ безопасности у
дошкольников.
В систему работы по данной проблеме я включаю:
создание пространственной предметно-развивающей среды. В
группе мною оформлен уголок по формированию у детей
основ пожарной безопасности, где имеются дидактические
игры, атрибуты для сюжетных и творческих игр, наглядный
материал для детей, а также лэтбук, плакаты, игрушки,
макеты.
Запланировано:
Cборник детских рисунков по теме: «Что мы знаем о
пожаре?», «Кем ты хочешь быть?», «Огонь,какой он».
Создание альбома с фотографиями о работе пожарных.
подборку художественной литературы, где будет собрана
детская литературы по ознакомлению детей с правилами
пожаробезопасного поведения.
Cовместная деятельность педагога и детей :
НОД, наблюдения, целевые прогулки, беседы, совместные
сюжетные и дидактические игры, викторины, развлечения;
Работа с родителями – создание наглядного материала (папки
– передвижки, буклеты, памятки, анкетирование
организация досугов и развлечений, изготовление пособий,
поделок; взаимосвязь с работниками службы пожарной
безопасности; подбор дидактического материала для
формирования у детей здорового чувства опасности,
индивидуальные задания.
Этапы работы
Организационно-ознакомительный этап
Изучить научно-методическую литературу
Интернет-ресурсы
Использование ранее приобретенных знаний
Формы представления результатов
конспекты
картотека игр
перспективный план работы с детьми
презентация « огонь-друг,огонь-враг»
консультация с родителями
План работы
Изучение педагогической литературы:
В своей деятельности руководствовалась Федеральным Законом
Российской Федерации « О пожарной безопасности ». Работа с
детьми по формированию навыков пожарной безопасности началась
с изучения имеющихся методических разработок по данной
проблеме. Были изучены:
1.Программа Н. Н. Авдеевой , О. Л. Князевой . Р.В. Стеркиной
« Основы безопасности детей дошкольного возраста » .
(электронная версия стр.51, 56)
2.Программа формирования основ безопасного поведения детей
дошкольного возраста «Азбука безопасности»: сборник материалов в
помощь воспитателям ДОУ/ Р. А. Должикова, О. А. Ботникова, С.
Дополнительно использовала следующие материалы и пособия :
1 .Потапова Т . В. « Беседы с дошкольниками о профессиях »
(электронная версия)
2. Маршак С.Я. « Пожар » , « Рассказ о неизвестном герое » ,
« Кошкин дом
3. Степанов В. А. « Азбука в загадках »
4. Толстой Л. Н. « Пожарные собаки
5.Шорыгина Т. Л. «Беседы о пожарной безопасности
6.Е.Хоринский «Спичка -невеличка»
7.И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»
8.Шорыгина Т.А. «Бумажный самолетик»
В толковом словаре Д.Н. Ушакова понятие безопасность
определяется как «отсутствие опасности, предупреждение
опасности, условия при которых не угрожает опасность ».
« Пожарная безопасность – это состояние защищенности имущества,
общества и государства от пожара ».
Вопросы безопасности и жизнедеятельности разрабатывались в
исследованиях многих отечественных ученых ( А.С. Вернадский ,
М.В. Ломоносов , И. М. Сеченов ), огромный вклад в решение
научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности
человека внесли исследования зарубежных ученых А . Адлера , Б.
Паскаля , З .Фрейда .
По утверждению данных авторов, обучение детей действием в
экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс,
который не должен ограничиваться рамками учебников и
методических разработок по ОБЖ и сводиться лишь к подаче
общественных правил. Дети на занятиях должны быть не
пассивными слушателями, а активными участниками учебного
процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и
оставят след в сознании ребенка, когда будут интересными,
творческими и эмоционально окрашенными.
Создание предметно-развивающей среды.
Поэтому я оформила информационно– познавательный центр по
пожарной безопасности.
В нем представлены:
- макет пожарного щита;
- атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
- наглядный плакат « Правила поведения при пожаре »;
- папки передвижки;
- ширмы « Огонь – друг, огонь – враг »;
- дидактические карточки по « Основам пожарной безопасности »;
- « Азбука безопасности »;
- литература :
- огнетушитель;
- пожарная машина
Перспективный план по пожарной безопасности:
Цель: Формирование интегративных качеств личности старших
дошкольников при обучении основам безопасности собственной
жизнедеятельности. Вооружение знаниями, умениями и навыками,
необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи :
Обучающие:
научить детей правильно оценивать ситуации и отрабатывать навык
грамотного поведения при их возникновении;
расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы
скорой помощи
познакомить с литературными произведениями по пожарной
безопасности;
Развивающие :
формирование осторожного и осмотрительного отношения к
потенциально опасным для человека и окружающего мира природы
ситуациям;
- формирование умения обращаться за помощью к взрослым.
-формировать определенные знания и умения ориентировки в
пространстве, пользования различными бытовыми приборами
Воспитательные:
воспитывать ответственность за свои поступки;
воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
воспитывать чувство взаимопомощи в чрезвычайной ситуации
воспитывать чувство уважения к труду пожарных.
Месяц
Тематическое
мероприятие
Деятельность
Работа с
родителями
Октябрь
Тема: «Что такое
пожарная
безопасность»
Цель: Познакомить
детей с
элементарными
правилами
пожарной
безопасности.
К.Чуковский
«Путаница»
чтение и беседа
Подбор Д/и по
теме «
пожарная
безопасность»
Ноябрь
Тема: «Беседа о
добром и злом
огне» Цель:
Предостеречь детей
от возможных
пожаров, ожогов
испуга и других
Чтение отрывка
из сказки «О
спичке и
добром огне».
Изготовление
лэпбука «Дом
01»
Подборка
пожарной
техники
проблем, связанных
с огнем, с помощью
иллюстрации.
Изготовление
«Пожарный
щит»
Декабрь
Презентация
«Огонь-друг,Огонь-
враг»
Тема: «Елка, елка
-красота!!!» Цель:
Закрепить знания
детей о
пожароопасных
предметах,
которыми нельзя
пользоваться,
украшая
новогоднюю ёлку
(вата, бумага,
свечки, хлопушки) .
Беседа о
правилах
украшения
новогодней
ёлки и об
опасностях,
которые могут
случиться, если
их нарушить
Пиротехника.
Иллюминация.
Бенгальские
свечи. Вата.
Правила
поведения во
время
новогодних
мероприятий.
Д/и
«Безопасность»
Папка-
передвижка
« Пожарная
безопасность.
Новый год»
Январь
Тема: «Петарды
детям не игрушка.
Цель: Познакомить
с
правилами
использования
пиротехнической
продукции.
Игра мп/и«Чего
нельзя делать в
отсутствии
взрослых».
Чтение Л.Н.
Толстой «
Пожарные
собаки»
Рассматривание
плаката
«пожарная
безопасность»
Раскраски на
тему
«Безопасность»
Консультация в
чате группы:
«Новогодняя
пиротехника.
Будьте
осторожны!»
подборка
детской
литературы
Февраль
Тема: «Спички не
для игры» Цель:
объяснить детям
Чтение
стихотворения
Е.Хоринского
Обратить
внимание
родителей на
предназначение
спичек в доме ,
разъяснить об
опасности
попадания спичек в
неумелые руки.
« Спичка -
невеличка»,
беседа о
прочитанном.
Создание
запрещающего
знака: «Стоп
огонь»
Тест 1-
см.приложение
плакат «ППБ
дома».
подборка
детской
литературы
Март
Тема: Знакомство
с пожарной
сигнализацией в
детском саду. Цель:
Рассказать детям о
том, какие способы
существуют для
сообщения о
пожаре.
Экскурсия по
детскому саду.
Знакомство с
пожарной
кнопкой
Игровая
ситуация
«Звоним
пожарным»
Анкетирование:
«Если пожар
возник, то...»
Апрель
Экскурсия в
пожарную часть
Конкурс
рисунков
«Пожарная
машина»
Тест №2
см.приложение
Анкетирование
«Знаете ли Вы
правила
пожарной
безопасности?»
Май
Загадки-кроссворд
на
противопожарную
тематику
Моделирование
ситуаций «Твои
первые
действия при
пожаре»
Папка –
передвижка на
тему:
«Безопасность
на природе».
Этапы работы
Организационно-ознакомительный этап
Изучить научно-методическую литературу
Интернет-ресурсы
Использование ранее приобретенных знаний
Формы представления результатов
конспекты
картотека игр
перспективный план работы с детьми
презентация « огонь-друг,огонь-враг»
консультация с родителями
Конспект к презентации «Огонь-друг, огонь враг»
цель:
1.
узнать о пользе огня и об опасностях, которые могут возникнуть
п р и
н е п р а в и л ь н о м
о б р а щ е н и и
с
о г н е м .
2. познакомиться и выучить правила пожарной безопасности
Активизация словаря: пожарный, пожарник, баевка, каска,насос)
Дошкольник должен уметь:
понять,что возникла небезопасная ситуация
;
уметь выбраться из горящего или задымленного помещения
;
уметь позвать на помощь взрослых
НОД:
Материал:
плакаты,
поделка
для
игровой
ситуации ,
игрушки-
пожарная
техника,
лэпбук,
маркировка
огонька
на
стульчиках,
материал
для
развития
воздушной
струи,
д/и
по
пожарной
безопасности,боевка.
Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему.А вот на какую
вы скажите мне сами…
Рассматривание иллюстрации «Первобытный человек»
Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали
немало
секретов
и
хитростей
добывания
огня.
Они
считали
его
живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах.
Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали
немало
секретов
и
хитростей
добывания
огня.
Они
считали
его
живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах
.
Он помогал людям бороться за существование. Он помогал людям
готовить
пищу.
Огонь
спасал
от
холода,
помогал
в
борьбе
со
страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего
человека.
Он
помогал
людям
бороться
за
существование.
Он
помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в
борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок
древнего человека.
Артикуляционная гимнастика «Потуши огонек»
Чтение своего стихотворения « Девочка в огне» на примере детской
поделки, выполненной Никитой Р.
Пешеходы увидали…
Девочка кричит,да еще и дым столбом вверх летит…
Сразу пешеходы взяли телефоны и набрали 01 !!!!
Девочка кричит: «Спасите…помогите…горит,горит!!!
Ровно через 5 мин вызов принят-пожарная летит…
Быстро потушили,девочку спасли, рассказали как себя вести…
Девочка
узнала, что огонь НЕ ДРУГ-он вредитель и портит все
вокруг!!!
Динамическая пауза: « Найди огонек» и «Позвони другу»
Внесение модели пожарной машины 1: 32
( рассматривание,ощупывание техники, беседа)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ–просмотр
видеофильма
с
комментариями
и
внесением пожарного щита ( огнетушитель,топорик, лопата, ведро)
Игра «вопрос –ответ»
пауза «Позвони другу»
Выступление
гостей
(
инспектора
обеспечения
пожарной
безопасности):
Если возникла пожароопасная ситуация, то ребенок должен знать
следующие правила и требования:
маленьким детям самостоятельно тушить пожар запрещается;
в случае возгорания или задымления помещения, его следует
немедленно покинуть (выбежать из дома, квартиры).
Если
такой
возможности
нет,
следует
выйти
на
балкон
и
громко звать на помощь;
позвать
на
помощь
соседей
(если
родителей
нет
дома),
сообщить родителям о пожаре;
попросить соседей вызвать пожарную бригаду или сделать
это самому по телефону 01;
запрещено
прятаться
в
горящем
или
задымленном
помещении под кроватями или в шкафах;
запрещается пользоваться лифтом во время пожара, так как
он может выйти из строя из-за повреждения электропроводки;
если пламя перекинулось на одежду ребенка, он должен
падать на пол и катаясь, тушить ее;
дым опасен не менее огня, поэтому для предотвращения
отравления
угарным
газом
лицо
во
время
пожара
следует
прикрывать мокрым полотенцем или салфеткой.
Вручение грамот за активное участие в презентации и примерка
боевки!!!
Д/и по пожарной безопасности!!!