Напоминание

Финансовая грамотность


Автор: Деревянко Елена Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад№ 7 "Теремок"
Населённый пункт: Ставропольский край, с. Преградное
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Финансовая грамотность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальный этап краевого конкурса

«Лучшая методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности»

Номинация

«Учебно-методические разработки по обучению основам финансовой

грамотности для воспитанников 4-7 лет дошкольных образовательных

организаций»

Методическая разработка

Тема:

Непосредственно образовательная деятельность для детей 6-7 лет по

финансовой грамотности - игра

«Мы, ребята, деловые»

Выполнила: Деревянко Елена Павловна,

воспитатель 1 квалификационной категории

МКДОУ Детский сад №7 «Теремок»

с. Преградное Красногвардейского района

Ставропольского края

2016 год

1

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2

1.Анализ проблемы воспитания финансовой грамотности

дошкольников…………………………………………………………………3-6

2.Практическая работа по формированию финансовой грамотности у

дошкольников……………………………………………………………….7-12

3.Заключение…………………………………………………………...............13

Библиографический список…………………………………………………...13

Приложение (презентация)

Введение.

С егодня каждый

понимает,

что

судьба

государства

зависит

от

экономической,

правовой,

политической

и

нравственной

грамотности

2

молодого

поколения. Экономика всегда

была

неотъемлемой

частью

жизни

человека. С момента появления людей на Земле возникают и экономические

отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира

тем,

что

может

изменить

мир

согласно

своим

потребностям

и

приспосабливаться к окружающим его условиям жизни. В изменяющихся

условиях

современного

общества

жизни

непрерывное

экономическое

образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда

детьми приобретается

первичный

опыт

в

элементарных

экономических

отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но,

вместе

с

воспитателями

и

родителями, путешествуя

по

этому

новому

удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания

и

поймёт,

какое

место

экономика

занимает

в

окружающей

его

действительности.

Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как

разумное

ведение

домашнего

хозяйства,

экономия

средств,

использование

сбережений. Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями

их

родителей,

возникают

конфликты,

огорчения,

разочарования

и

как

следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества.

Применение данной методической разработки

возможно в условиях

Дошкольного общеобразовательного учреждения и в повседневной жизни,

поскольку

она

охватывает

всех

участников

образовательного

процесса

и

распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.

Цель

данной

методической

разработки

со стоит

в

о бе с п еч е н и и

положительной

динамики

по

повышению

уровня

сформированности

финансовой грамотности детей дошкольного возраста через такие приемы

взаимодействия, как игра, беседа, рассуждение.

Внедрение

в

образовательный

процесс

экономического

воспитания

позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического

воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в

дошкольном возрасте.

3

Цель данной

методической разработки состоит в повышении уровня

сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Внедрение

в

образовательный

процесс

экономического

воспитания

позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического

воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в

дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный подход к развитию

личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и

экономического воспитания.

Работа по экономическому воспитанию поможет решить следующие

задачи:

*

Создать

условия

для

формирования

элементарных

экономических

знаний у детей.

* Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как

результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и

относиться к нему с уважением.

* Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий:

«труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от

качества».

*

Развивать

эмоциональную

сферу

детей,

умение

понимать

свое

эмоциональное

состояние,

регулировать

собственное

поведение,

формировать

положительную

самооценку,

способность

распознать

чувства других людей.

*

Воспитывать

у

детей

навыки

и

привычки

речевого

этикета,

культурного

поведения

в

быту

(вести

себя

правильно

в

реальных

жизненных ситуациях с разумными потребностями).

* Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях

*

Формировать

правильное

отношение

к

деньгам

как

предмету

жизненной необходимости.

Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку окружающий его

предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть

4

общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим

формам поведения.

На первых этапах работы дети получают знания и представления о том,

что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в

воде,

воздухе,

тепле,

свете,

пище,

одежде,

жилье

т.е.

потребности,

без

удовлетворения

которых

человек

не

может

существовать.

Однако

дети

должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так

называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви,

дружбе, защите, общении и т.д.

Знакомство детей с потребностями происходит в процессе игры.

Знакомство детей с потребностями происходит в процессе беседы «Мы

были в магазине»

5

Непосредственно образовательная деятельность организуется в форме игры

«Мы, ребята, деловые».

Так же на занятиях используется художественная литература и пословицы.

Непосредственно образовательная деятельность для детей по

финансовой грамотности, конспект игры

«Мы, ребята, деловые»

Цель:

6

формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных

экономических представлений;

развитие экономического мышления у дошкольников;

воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров,

необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Задачи:

воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно

важные, духовные, семейные потребности.

расширить представление детей о труде взрослых

уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара

формировать представления о расходах семьи, понимать основные

потребности семьи

Ход игры.

Игра состоит из 4 раундов. За каждый правильный ответ команда

зарабатывает очко. Команда, набравшая большинство очков считается

выигравшей. Дети делятся на две команды «Банкиры» и «Кассиры». Один

ребенок определяется воспитателем, как помощник ведущего. В его

обязанности входит на магнитный мольберт прикреплять заработанные очки

(магниты) за каждый ответ. Каждый раунд начинается и заканчивается

звучанием гонга. Команде «Банкиры»- раздаются красные сигнальные

флажки, команде «Кассиры» - зеленые для того, чтобы ребёнок, знающий

правильный ответ, поднимал флажок.

Раунд 1 «Потребности»

Ведущий: то, чего нам хочется, то, в чем мы нуждаемся, все это можно

назвать потребностями человека. Потребности бывают разные, вот сейчас вы

нам поможете в этом разобраться. Первое задание для команды «Банкиры».

Есть такие потребности, которые жизненно важные. Определите их

7

(на экран выводятся по два слайда для каждой команды, где участники игры

определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда,

жилье). Команда, давшая неправильный ответ передает право ответа команде

- сопернику. (слайд №5,6)

Ведущий: самое главное и ценное в нашей жизни – это семья. У семьи тоже

есть свои потребности, они складываются из общих интересов и

потребностей всех членов семьи. Определите потребности семьи.

На экран выводятся по одному слайду с изображением разных предметов для

каждой команды. Дети выбирают картинки, где изображены потребности

семьи (семейный отдых, совместный просмотр телевизора) (слайд № 7,8)

Ведущий: В семье решаются вопросы о приобретении тех или иных

предметов. Ребята, есть ли такие потребности, в которых человек нуждается,

но приобрести ни за какие деньги их не возможно? Сейчас попробуем в этом

разобраться.

На экран для каждой команды выводятся по два слайда с набором разных

предметов, среди которых дети выбирают духовные потребности (дружба,

общение, семья, любовь) (слайд №9,10)

Раунд 2 «Труд»

Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи

необходимо трудиться. У труда есть враг – лень, когда ничего не хочется

делать. Посмотрите, пожалуйста, фрагмент мультфильма «Нехочуха» про

поведение мальчика – лентяя. (слайд №12)

Проводится небольшая беседа:

Ведущий: У мальчика в комнате порядок?

Ответы детей: Нет, у мальчика в комнате бардак, он не бережёт свои вещи.

Ведущий: Как он разговаривает со своей бабушкой?

Ответы детей: Очень грубо и не почтительно разговаривает с бабушкой.

8

Ведущий: Как называется тот человек, который ничего не хочет делать и не

хочет трудиться?

Ответы детей: Лентяй.

Ведущий: Как вы думаете, какое главное лекарство от лени?

Ответы детей: Это труд.

Ведущий: отгадайте, какие пословицы о труде зашифрованы в картинках.

(На экран выводятся по два задания для каждой команды).(слайд №13,14)

-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

-Яйца курицу не учат.

-Труд человека кормит, а лень портит.

-Дорога ложка к обеду.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, что такое профессия?

Ответы детей: Профессия – это труд.

Ведущий: Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть

своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Мы с вами знакомились со

многими профессиями. И вот следующий вопрос. Участвуют обе команды.

Представьте себе, что вы отправляетесь в путешествие. Вам предстоит

перелет в другой город. Вы приезжаете в аэропорт и людей, каких же

профессий вы можете там встретить?

Ведущий: Кто управляет самолетом? (пилот)

Ведущий: Кто помогает в салоне пассажирам во время полета? (стюардесса)

Ведущий: Работник, который регулирует движение самолетов. (диспетчер)

Ведущий: Кто обеспечивает безопасность в аэропорту? (полицейские)

Ведущий: К кому можно обратиться в случае проблем со здоровьем? (врач)

Ведущий: Если получится так, что долго ждете своего рейса и уже порядком

проголодались, кто вам приготовит и вас покормит? (повар)

Ведущий: Кто следит за чистотой? (уборщики)

Ведущий: Вдруг вам захочется какой-нибудь детский журнал, кто вам в это

сможет его продать (продавец)

9

Команды отвечают по очереди, зарабатывая очки. Необходимо назвать не

только профессию, но и указать результат труда, (какую потребность

пассажира удовлетворяет данная профессия).

Ведущий: Второй раунд игры закончен, объявляем физкультминутку.

(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)

«Одежда»

Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти и в порядок привести.

В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочили, пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем, отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко все развесим на веревках.

Раунд 3 «Товар»

Ведущий: Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется

"Сигнальщики".

Команда «Банкиры» поднимают красные флажки, если слышат, что речь идет

о товаре, команда «Кассиры» поднимают зеленые флажки, если слышат, что

речь идет не о товаре.

Фермер привез на рынок молоко (товар)

Папа починил детям игрушку (не товар)

Мама испекла пирог к празднику (не товар)

Плотник сделал шкаф и продал его (товар)

Маша сварила варенье для Миши (не товар)

На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)

Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)

10

В издательстве напечатали много детских книг (товар)

Подведение итогов.

В следующем задании детям раздаются картинки с этапами производства

молока и хлеба.

Ребята должны стать по порядку этапов производства хлеба (подготовка

почвы к посадке пшеницы - вспашка, посев, уборка урожая, транспортировка

зерна, мукомольный завод, пекарня, транспортировка хлеба, хлеб в магазине)

и этапов производства молока (телята, коровы пасутся, коровы на ферме

доятся, молоко везет молоковоз на завод, упаковка молока, молоко на полке в

магазине, молоко в холодильнике)

Ведущий: Цена товара зависит от того сколько труда вложено в его

производство. Попробуйте определить, какой товар дороже на картинках, а

какой дешевле.

(На экран выводятся по 2 задания для каждой команды). (слайд №16,17)

Подведение итогов.

Раунд 4 «Семейный бюджет»

Каждой команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6

секторов:

Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и

батарея, 4 свободных кружка для оплаты.

Питание. В секторе – продукты питания. 5 свободных кружков для оплаты.

Одежда. В секторе – одежда и обувь. 4 свободных кружочка для оплаты.

Развлечения. В секторе – аквапарк 2 свободных кружочка для оплаты,

зоопарк 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для

оплаты кинотеатр.

11

Игрушки. В секторе – игрушки для мальчиков и для девочек по 1 свободному

кружку для оплаты.

Сектор сюрприз

Ведущий: Ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным

бюджетом. Определите, пожалуйста куда вы израсходуете деньги.

Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили

жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда) После выполнения

задания и прослушивания ответов, детям предлагается сектор сюрприз.

Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую»

Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных

кружочка для оплаты.

Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3

монеты.

Детям предлагается пересмотреть свой бюджет. На выполнение и обсуждение

двух заданий отводится по 1 минуте, в это время на экране песочные часы и

отсчет времени.

После выполнения задания, выслушиваются ответы детей и подводятся итоги

4 раунда, а затем всей игры. Все участники игры получают поощрительные

призы.

Ведущий: В игровой форме мы с вами научились основам финансовой

грамотности. Спасибо всем за увлекательную и интересную игру.

Заключение

Практическая апробация учебно-методической разработки позволит сделать

выводы о том, что заниматься финансовой грамотностью детей в

12

современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать

финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его

будущее.Формирование экономического сознания приближает дошкольника к

реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет

приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать

деньги.

Список используемой литературы:

1. Смолнцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в

экономику» Учебно- методическое пособие..

2. А.Д. Шатова «Дошкольник и… экономика»

3. Черкай.С. «Обучаем детей финансовой грамотности»

4. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики.

13



В раздел образования