Автор: Деревянко Елена Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад№ 7 "Теремок"
Населённый пункт: Ставропольский край, с. Преградное
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Финансовая грамотность
Раздел: дошкольное образование
Муниципальный этап краевого конкурса
«Лучшая методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности»
Номинация
«Учебно-методические разработки по обучению основам финансовой
грамотности для воспитанников 4-7 лет дошкольных образовательных
организаций»
Методическая разработка
Тема:
Непосредственно образовательная деятельность для детей 6-7 лет по
финансовой грамотности - игра
«Мы, ребята, деловые»
Выполнила: Деревянко Елена Павловна,
воспитатель 1 квалификационной категории
МКДОУ Детский сад №7 «Теремок»
с. Преградное Красногвардейского района
Ставропольского края
2016 год
1
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..2
1.Анализ проблемы воспитания финансовой грамотности
дошкольников…………………………………………………………………3-6
2.Практическая работа по формированию финансовой грамотности у
дошкольников……………………………………………………………….7-12
3.Заключение…………………………………………………………...............13
Библиографический список…………………………………………………...13
Приложение (презентация)
Введение.
С егодня каждый
понимает,
что
судьба
государства
зависит
от
экономической,
правовой,
политической
и
нравственной
грамотности
2
молодого
поколения. Экономика всегда
была
неотъемлемой
частью
жизни
человека. С момента появления людей на Земле возникают и экономические
отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира
тем,
что
может
изменить
мир
согласно
своим
потребностям
и
приспосабливаться к окружающим его условиям жизни. В изменяющихся
условиях
современного
общества
жизни
непрерывное
экономическое
образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда
детьми приобретается
первичный
опыт
в
элементарных
экономических
отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но,
вместе
с
воспитателями
и
родителями, путешествуя
по
этому
новому
удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания
и
поймёт,
какое
место
экономика
занимает
в
окружающей
его
действительности.
Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как
разумное
ведение
домашнего
хозяйства,
экономия
средств,
использование
сбережений. Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями
их
родителей,
возникают
конфликты,
огорчения,
разочарования
и
как
следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества.
Применение данной методической разработки
возможно в условиях
Дошкольного общеобразовательного учреждения и в повседневной жизни,
поскольку
она
охватывает
всех
участников
образовательного
процесса
и
распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.
Цель
данной
методической
разработки
со стоит
в
о бе с п еч е н и и
положительной
динамики
по
повышению
уровня
сформированности
финансовой грамотности детей дошкольного возраста через такие приемы
взаимодействия, как игра, беседа, рассуждение.
Внедрение
в
образовательный
процесс
экономического
воспитания
позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического
воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в
дошкольном возрасте.
3
Цель данной
методической разработки состоит в повышении уровня
сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Внедрение
в
образовательный
процесс
экономического
воспитания
позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического
воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в
дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный подход к развитию
личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и
экономического воспитания.
Работа по экономическому воспитанию поможет решить следующие
задачи:
*
Создать
условия
для
формирования
элементарных
экономических
знаний у детей.
* Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как
результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и
относиться к нему с уважением.
* Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий:
«труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от
качества».
*
Развивать
эмоциональную
сферу
детей,
умение
понимать
свое
эмоциональное
состояние,
регулировать
собственное
поведение,
формировать
положительную
самооценку,
способность
распознать
чувства других людей.
*
Воспитывать
у
детей
навыки
и
привычки
речевого
этикета,
культурного
поведения
в
быту
(вести
себя
правильно
в
реальных
жизненных ситуациях с разумными потребностями).
* Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях
*
Формировать
правильное
отношение
к
деньгам
как
предмету
жизненной необходимости.
Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку окружающий его
предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть
4
общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим
формам поведения.
На первых этапах работы дети получают знания и представления о том,
что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в
воде,
воздухе,
тепле,
свете,
пище,
одежде,
жилье
т.е.
потребности,
без
удовлетворения
которых
человек
не
может
существовать.
Однако
дети
должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так
называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви,
дружбе, защите, общении и т.д.
Знакомство детей с потребностями происходит в процессе игры.
Знакомство детей с потребностями происходит в процессе беседы «Мы
были в магазине»
5
Непосредственно образовательная деятельность организуется в форме игры
«Мы, ребята, деловые».
Так же на занятиях используется художественная литература и пословицы.
Непосредственно образовательная деятельность для детей по
финансовой грамотности, конспект игры
«Мы, ребята, деловые»
Цель:
6
формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных
экономических представлений;
развитие экономического мышления у дошкольников;
воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров,
необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Задачи:
воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно
важные, духовные, семейные потребности.
расширить представление детей о труде взрослых
уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара
формировать представления о расходах семьи, понимать основные
потребности семьи
Ход игры.
Игра состоит из 4 раундов. За каждый правильный ответ команда
зарабатывает очко. Команда, набравшая большинство очков считается
выигравшей. Дети делятся на две команды «Банкиры» и «Кассиры». Один
ребенок определяется воспитателем, как помощник ведущего. В его
обязанности входит на магнитный мольберт прикреплять заработанные очки
(магниты) за каждый ответ. Каждый раунд начинается и заканчивается
звучанием гонга. Команде «Банкиры»- раздаются красные сигнальные
флажки, команде «Кассиры» - зеленые для того, чтобы ребёнок, знающий
правильный ответ, поднимал флажок.
Раунд 1 «Потребности»
Ведущий: то, чего нам хочется, то, в чем мы нуждаемся, все это можно
назвать потребностями человека. Потребности бывают разные, вот сейчас вы
нам поможете в этом разобраться. Первое задание для команды «Банкиры».
Есть такие потребности, которые жизненно важные. Определите их
7
(на экран выводятся по два слайда для каждой команды, где участники игры
определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда,
жилье). Команда, давшая неправильный ответ передает право ответа команде
- сопернику. (слайд №5,6)
Ведущий: самое главное и ценное в нашей жизни – это семья. У семьи тоже
есть свои потребности, они складываются из общих интересов и
потребностей всех членов семьи. Определите потребности семьи.
На экран выводятся по одному слайду с изображением разных предметов для
каждой команды. Дети выбирают картинки, где изображены потребности
семьи (семейный отдых, совместный просмотр телевизора) (слайд № 7,8)
Ведущий: В семье решаются вопросы о приобретении тех или иных
предметов. Ребята, есть ли такие потребности, в которых человек нуждается,
но приобрести ни за какие деньги их не возможно? Сейчас попробуем в этом
разобраться.
На экран для каждой команды выводятся по два слайда с набором разных
предметов, среди которых дети выбирают духовные потребности (дружба,
общение, семья, любовь) (слайд №9,10)
Раунд 2 «Труд»
Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи
необходимо трудиться. У труда есть враг – лень, когда ничего не хочется
делать. Посмотрите, пожалуйста, фрагмент мультфильма «Нехочуха» про
поведение мальчика – лентяя. (слайд №12)
Проводится небольшая беседа:
Ведущий: У мальчика в комнате порядок?
Ответы детей: Нет, у мальчика в комнате бардак, он не бережёт свои вещи.
Ведущий: Как он разговаривает со своей бабушкой?
Ответы детей: Очень грубо и не почтительно разговаривает с бабушкой.
8
Ведущий: Как называется тот человек, который ничего не хочет делать и не
хочет трудиться?
Ответы детей: Лентяй.
Ведущий: Как вы думаете, какое главное лекарство от лени?
Ответы детей: Это труд.
Ведущий: отгадайте, какие пословицы о труде зашифрованы в картинках.
(На экран выводятся по два задания для каждой команды).(слайд №13,14)
-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-Яйца курицу не учат.
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Дорога ложка к обеду.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, что такое профессия?
Ответы детей: Профессия – это труд.
Ведущий: Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть
своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Мы с вами знакомились со
многими профессиями. И вот следующий вопрос. Участвуют обе команды.
Представьте себе, что вы отправляетесь в путешествие. Вам предстоит
перелет в другой город. Вы приезжаете в аэропорт и людей, каких же
профессий вы можете там встретить?
Ведущий: Кто управляет самолетом? (пилот)
Ведущий: Кто помогает в салоне пассажирам во время полета? (стюардесса)
Ведущий: Работник, который регулирует движение самолетов. (диспетчер)
Ведущий: Кто обеспечивает безопасность в аэропорту? (полицейские)
Ведущий: К кому можно обратиться в случае проблем со здоровьем? (врач)
Ведущий: Если получится так, что долго ждете своего рейса и уже порядком
проголодались, кто вам приготовит и вас покормит? (повар)
Ведущий: Кто следит за чистотой? (уборщики)
Ведущий: Вдруг вам захочется какой-нибудь детский журнал, кто вам в это
сможет его продать (продавец)
9
Команды отвечают по очереди, зарабатывая очки. Необходимо назвать не
только профессию, но и указать результат труда, (какую потребность
пассажира удовлетворяет данная профессия).
Ведущий: Второй раунд игры закончен, объявляем физкультминутку.
(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)
«Одежда»
Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти и в порядок привести.
В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочили, пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем, отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко все развесим на веревках.
Раунд 3 «Товар»
Ведущий: Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется
"Сигнальщики".
Команда «Банкиры» поднимают красные флажки, если слышат, что речь идет
о товаре, команда «Кассиры» поднимают зеленые флажки, если слышат, что
речь идет не о товаре.
Фермер привез на рынок молоко (товар)
Папа починил детям игрушку (не товар)
Мама испекла пирог к празднику (не товар)
Плотник сделал шкаф и продал его (товар)
Маша сварила варенье для Миши (не товар)
На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)
Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)
10
В издательстве напечатали много детских книг (товар)
Подведение итогов.
В следующем задании детям раздаются картинки с этапами производства
молока и хлеба.
Ребята должны стать по порядку этапов производства хлеба (подготовка
почвы к посадке пшеницы - вспашка, посев, уборка урожая, транспортировка
зерна, мукомольный завод, пекарня, транспортировка хлеба, хлеб в магазине)
и этапов производства молока (телята, коровы пасутся, коровы на ферме
доятся, молоко везет молоковоз на завод, упаковка молока, молоко на полке в
магазине, молоко в холодильнике)
Ведущий: Цена товара зависит от того сколько труда вложено в его
производство. Попробуйте определить, какой товар дороже на картинках, а
какой дешевле.
(На экран выводятся по 2 задания для каждой команды). (слайд №16,17)
Подведение итогов.
Раунд 4 «Семейный бюджет»
Каждой команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6
секторов:
Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и
батарея, 4 свободных кружка для оплаты.
Питание. В секторе – продукты питания. 5 свободных кружков для оплаты.
Одежда. В секторе – одежда и обувь. 4 свободных кружочка для оплаты.
Развлечения. В секторе – аквапарк 2 свободных кружочка для оплаты,
зоопарк 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для
оплаты кинотеатр.
11
Игрушки. В секторе – игрушки для мальчиков и для девочек по 1 свободному
кружку для оплаты.
Сектор сюрприз
Ведущий: Ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным
бюджетом. Определите, пожалуйста куда вы израсходуете деньги.
Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили
жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда) После выполнения
задания и прослушивания ответов, детям предлагается сектор сюрприз.
Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую»
Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных
кружочка для оплаты.
Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3
монеты.
Детям предлагается пересмотреть свой бюджет. На выполнение и обсуждение
двух заданий отводится по 1 минуте, в это время на экране песочные часы и
отсчет времени.
После выполнения задания, выслушиваются ответы детей и подводятся итоги
4 раунда, а затем всей игры. Все участники игры получают поощрительные
призы.
Ведущий: В игровой форме мы с вами научились основам финансовой
грамотности. Спасибо всем за увлекательную и интересную игру.
Заключение
Практическая апробация учебно-методической разработки позволит сделать
выводы о том, что заниматься финансовой грамотностью детей в
12
современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать
финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его
будущее.Формирование экономического сознания приближает дошкольника к
реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет
приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать
деньги.
Список используемой литературы:
1. Смолнцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в
экономику» Учебно- методическое пособие..
2. А.Д. Шатова «Дошкольник и… экономика»
3. Черкай.С. «Обучаем детей финансовой грамотности»
4. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики.
13