Автор: Александрова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №3 "Звездочка"
Населённый пункт: г-к Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: конспект занятия для средней группы
Тема: "Дерево и металл"
Раздел: дошкольное образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОУ
Выполнила:
Воспитатель
МБДОУ -д/с № 3 «Звездочка»
Александрова Ирина Сергеевна
Тема: « Дерево и металл»
Цель: систематизировать и уточнить представления о свойствах
металла и дерева. Продолжить развивать логическое мышление.
Продолжать учить разрешать противоречия. Активизировать
словарь (гладкий - шероховатый, хрупкий - прочный, твердый -
мягкий, тяжелый - легкий).
Оборудование и материалы: две коробки гвоздь, карандаши, весы,
свеча, спички, молоток, картина с изображением леса, реки и
костра; ванночки с водой, гвозди, деревянные палочки, деревянные
бруски и металлические
пластины.
Ход занятия:
-Дети, сегодня утром к нам пришел почтальон и оставил две
коробки. Что в них? Догадайтесь сами:
Серый Ивашка
Деревянная рубашка
Где носом проведет
Там след кладет. (Карандаш)
Металлическая Антошка,
Он на очень длинной ножке.
По головке постучишь-
Что-нибудь да смастеришь. (Гвоздь)
А как узнать в какой коробке карандаш, а в какой гвоздь?
Дети: посмотреть.
-А если не глядя?
-Потрогать.
-А по запаху можно различать гвоздь и карандаши?
-Нет
-А по звуку?
-Можно, но сложнее.
Воспитатель: А вот и наши гости - гвоздь и карандаш. Давние
друзья, но и великие спорщики. Каждый из них уверен, что он
главнее. Карандаш утверждает, что из дерева делают очень много
нужных человеку предметов, а гвоздь говорит, что из металла
гораздо больше. Кто прав? Какие предметы из дерева вы знаете? А
из металла? Выходит, что и карандаш, и гвоздь правы. Хотите
узнать, почему одни предметы делают из дерева, а другие из
металла? Возьмите в руку деревянный брусок, металлическую
пластину. Какие они на ощупь?
- Пластина гладкая, а брусок шероховатый.
- Приложите к одной щеке брусок, а к другой - пластину. Что вы
чувствуете?
- Дерево теплое, а от металла исходит холод.
- Попробуем вместе забить гвоздь в деревянный брусок, в
металлическую пластину. Почему мы не смогли забить его в
металлическую пластину, а в дерево смогли?
- Дерево мягкое, а металл твердый.
- А если бросить в воду гвоздь? А деревянную палочку? И так…
-Гвоздь утонул, а палочка плавает.
-Почему?
-Гвоздь тяжелее, чем палочка.
-А теперь попробуем сломать гвоздь, палочку. Почему палочка
сломалась, а гвоздь – нет?
-Дерево хрупкое, металл прочный.
-А что будет, если поднести к огню деревянную палочку, а потом
гвоздь?
-Палочка загорелась, а гвоздь только нагрелся.
-Все опыты, которые мы с вами сегодня провели, подтвердили то,
что дерево металл
Мягкое жесткий
Теплое холодное
Легкое тяжелое
Шероховатое гладкое
Хрупкое прочное
Физминутка
Утром дети в лес пошли
(шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли
(размеренное приседание),
Наклонялись, собирали
(наклоны вперёд),
По дороге растеряли
(ритмичное разведение рук в стороны).
А теперь давайте поиграем в игру «Наоборот».
Дети встают в круг, воспитатель бросает каждому по очереди мяч,
называя одно из свойств дерева, - дети должны назвать
противоположное свойство, присуще металлу.
-Пока мы играли, карандаш и гвоздь решили прогуляться. Шли
они, шли и попали на реку. Карандаш обрадовался: «Переплывем
на тот берег, освежимся». А гвоздь приуныл. Как вы думаете:
почему? (он боится утонуть)
-Значит, гвоздь должен войти в воду, чтобы вместе с карандашом
перебраться на другой берег реки, и не должен входить в воду, так
как он утонет. Что делать?
-Карандаш может перевезти его на себе. Можно смастерить из
веток плот.
-Вот наши друзья уже на том берегу. Они устали, проголодались,
решили уху сварить. Как вы думаете, кто из них пошел ловить рыбу,
а кто начал костер разводить? (ответы детей) Сварили уху, гвоздь
достал свою ложку из металла, карандаш - свою из дерева, и опять
заспорили друг с другом: чья ложка лучше? Решили так: кто
быстрее свою порцию съест, у того и ложка лучше. Карандаш
быстро управился, а гвоздь все дул свою ложку. Почему?
-Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл
быстро становится раскаленным.
-Что же получается: ложка у гвоздя должна быть металлической,
чтобы он не прокусил ее, и не должна быть металлической, чтобы
он не обжигался?
-Сама ложка пусть будет из металла, а ручка из дерева.
-Поели наши друзья, решили дальше идти. Как затушить костер?
-Залить водой, закидать песком.
-Молодцы! Я надеюсь, что если вы пойдете в лес и разложите
костер, то уходя, не оставите его, ведь иначе может начаться
пожар.