Автор: Татарникова Валентина Валериевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ ЦО №9
Населённый пункт: г. Тула.
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда. Методы и приёмы оздоровления детей"
Раздел: дошкольное образование
Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии
речи
при
нормальном
слухе
и
сохранном
интеллекте.
Нарушения
речи
многообразны. Они проявляются в нарушении не только произношения, но и
грамматического
строя
речи,
бедности
словарного
запаса,
а
также
в
нарушении темпа и плавности речи.
В
работе
учителя-логопеда
очень
важным
является
сохранение
и
укрепление здоровья детей с нарушением речи. как на занятиях, так и в
свободное время, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют
хронические заболевания.
Особенностями детей с речевыми недостатками являются следующие
признаки:
нарушение дыхания и голосообразования;
нарушение общей и мелкой моторики;
расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
повышенная утомляемость;
заметное отставание в показателях физических качеств: силы,
скорости, ловкости;
нарушение темпоритмической организации движений;
нарушения оптикопространственного праксиса;
неустойчивость внимания;
расстройство памяти (особенно слуховой);
несформированность мышления;
задержка развития воображения.
Плохо
говорящие
дети,
начиная
осознавать
свой
недостаток.
Становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их
общение
со
сверстниками,
снижается
познавательная
активность.
Всякая
задержка,
любое
нарушение
в
ходе
развития
ребёнка
отрицательно
отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании
личности в целом.
Учитывая
эти
особенности
детей,
учитель-логопед
активно
использует такие формы здоровьесберегающих технологий как:
Дыхательная гимнастика, которая способствует развитию и
укреплению
грудной
клетки.
Упражнения
дыхательной
гимнастики
направлены
на
закрепление
н а в ы ко в
диафрагмально-речевого
дыхания
(оно
считается
наиболее
правильным
типом
дыхания).
Кроме
оздоровительного
значения,
выработка
правильного
дыхания
необходима
для
дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
Развитие
общей
и
мелкой
моторики. Чем
выше
двигательная
активность
ребёнка,
тем
интенсивней
развивается
его
речь.
Оздоровительные
паузы,
физминутки
проводятся
в
игровой
форме
в
середине
занятия.
Они
направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление
неправильным поз. Запоминание серии двигательных актов,
воспитание
быстроты
реакции
на
словесные
инструкции.
Сочетание
речи
с
определёнными
движениями
даёт
ряд
преимуществ
для
детей,
посещающих
логопедические
занятия.
Особое
же
внимание
на
коррекционных
занятиях
уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук, так как
этот вид деятельности способствует умственному и речевому
развитию,
выработке
основных
элементарных
умений,
формированию графических навыков. Целесообразно сочетать
упражнения
по
развитию
мелкой
моторик
с
собственно
речевыми упражнениями.
Массаж
и
самомассаж. При
систематическом
проведении
массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей,
усиливаются
рефлекторные
связи
коры
головного
мозга
с
мышцами
и
сосудами.
Виды
развивающего
массажа,
используемые
в
логопедической
практике:
логопедический
массаж
(массаж
лица,
воротниковой
зоны,
массаж
ушных
раковин, массаж язычной мускулатуры), массаж и самомассаж
кистей и пальцев рук, массаж стоп.
Релаксация.
Комплекс
упражнений
на
р е л а кс а ц и ю
используется для обучения детей управлению собственным
мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп
мышц.
Умение
расслабляться
помогает
одним
детям
снять
напряжение,
другим
–
сконцентрировать
внимание,
снять
возбуждение,
расслабить
мышцы,
что
необходимо
для
исправления недостатков речи.
Психогимнастика. Помогает создать условия для успешного
обучения
каждого
ребёнка.
Коррекционная
направленность
занятий
предполагает
исправление
двигательных,
речевых,
поведенческих расстройств, нарушение общения. Эти задачи
успешно решаются на занятиях театральной деятельностью,
логоритмике,
вовремя
динамических
пауз
на
занятиях
и
в
сюжетно-ролевых играх.
Сказкотерапия. Технология воздействия через сказки. Сказка
– зеркало, отражающее реальный мир через призму личного
восприятия. В ней, возможно всё, чего не бывает в жизни. На
занятиях по сказкотерапии дети учатся составлять словесные
образы. Вспоминают старые, придумывая новые образы, дети
увеличивают
свой
образный
репертуар,
и
внутренний
мир
ребёнка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс
понять
и
принять
себя
и
мир,
повысить
самооценку
и
измениться
в
желаемом
направлении.
Поскольку
чувства
бывают не только положительные, но и отрицательные, то и
образы
у
детей
рождаются
не
только
радостные,
но
и
пугающие.
Одна
из
важных
целей
этих
занятий
–
преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы
мир ребёнка был красив и радостен. Спокойное состояние
нервной системы возвращает ребёнку здоровье. Сказку может
рассказывать
взрослый,
либо
это
может
быть
групповое
рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а
группа детей.
Музыкотерапия.
Технология
музыкального
воздействия
используется
на
занятиях
и
в
различных
формах
физкультурно-оздоровительной
работы.
Используется
эта
т ех н ол о ги я
д л я
с н я т и я
н ап р я же н и я ,
п о в ы ш е н и я
эмоционального настроя.
Су-Джок терапия. Это стимуляция высокоактивных точек,
соответствующих всем органам и системам, расположенным
на
кистях
рук
и
стоп.
Воздействие
на
точки
стоп
осуществляется
во
время
хождения
по
ребристой
доске,
коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях
происходит
стимулирование
при
помощи
различных
приспособлений (шарики, массажные мячики).
Динамические
паузы
(фикультминутки)
проводятся
для
профилактики
утомления
детей.
Могут
включать
в
себя
элементы
гимнастики
для
глаз,
дыхательной
гимнастики
и
других, в зависимости от вида занятия.
Зрительная
гимнастика
позволяет
сохранить
хорошее
зрение, снимает усталость глаз.
Пальчиковая
гимнастика проводится с младшего возраста
индивидуально, либо с подгруппой ежедневно воспитателем
или
логопедом.
Рекомендуется
всем
детям,
особенно
с
речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а
так же во время занятий.
И с п о л ь з о в а н и е
у ч и т е л е м - л о г о п е д о м
в ы ш е п е р е ч и с л е н н ы х
здоровьесберегающих
технологий
при
проведении
коррекционно-
логопедической
работы,
а
также
создание
наиболее
разнообразной,
интересной
для
ребёнка
речевой
среды
способствует
решению
задач
гармоничного
развития
дошкольников
более
результативно,
активизирует
психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают
заболеваемость и приобщают их к здоровому образу жизни.