Автор: Воробьева Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 299 "Дружба"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: игры и упражнения для развития способности выполнять словесные инструкции взрослоготс
Раздел: дошкольное образование
Игры и упражнения для развития способности выполнять
действия по словесной инструкций взрослого.
Будущему школьнику необходимо умение внимательно вслушиваться в речь
взрослого, понимать задание и четко действовать в соответствии с ним. Лучше
всего для этого подходят игры под общим названием «Внимательно слушай и
точно
выполняй» (варианты этих игр разработаны и апробированы Т.И.
Бабаевой) и упражнения построенные по принципу графического диктанта.
Основной смысл игр «Внимательно слушай и точно выполняй» заключается в
том, что дети получают от воспитателя или ребенка, исполняющего роль
ведущего, словесное задание-инструкцию и действуют в соответствии с ним.
Задача
участников игры — запомнить словесную инструкцию и точно ее
выполнить. Остальные дети выступают в роли контролеров: внимательно следят
за действиями сверстников и исправляют ошибки. Безошибочное выполнение
задания и правильное исправление ошибок поощряется значками-фишками.
Побеждает тот, кто наберет большее количество фишек. Один из вариантов игр
такого рода — игра «Разнеси письма».
1. Разнеси письма
На доске прикрепляются изображения разных домиков, это — город. На
каждом домике есть почтовый ящик с прорезью, куда опускаются письма. Задача
— разнести письма точно по адресам.
Ребенок получает от воспитателя (в роли ведущего может быть и кто-то из
старших членов семьи, если игра проводится дома) задание, куда отнести
письмо: «Письмо ждут в домике с красной крышей, в два этажа и с голубой
дверью». Инструкция дается только один раз и уже не повторяется. Об этом
детей предупреждают
заранее.
Ребенок
направляется
к
городу,
начинает
искать нужный домик и, найдя его, опускает письмо.
Психолог сопровождает действия ребенка словами: «Почтальон наш быстро
шел, домик сразу он нашел», «Что-то долго он идет, домик нужный не найдет»,
«Почтальон совсем устал, в нужный домик не попал. Кто из вас, друзья, пойдет,
эти письма разнесет?», «Чтобы адрес не забыть — его надо повторить».
Задание все время варьируется с учетом возможностей детей: для одних
инструкция сокращается, для других дается более развернуто с большим
количеством признаков.
Задания могут быть достаточно трудными, когда нужно доставить письмо с
неполным
адресом,
при
этом
перечисляются
отдельные
малозаметные
признаки,
поиск
адресата
затрудняется. Например: «дом, в котором живет
бабушка, которая любит голубей», — на окне дома, где живет бабушка, любящая
голубей, сидят птицы, у крыльца дома голуби клюют корм; «дом, в котором ищут
потерявшуюся собаку», — у дома, где ищут потерявшуюся собаку, стоит конура с
оборванной веревкой и т.п. Таким образом, дети не только
внимательно
слушают задание и запоминают его, но и учатся рассуждать, анализировать,
сопоставлять содержание задания
с
реально
воспринимаемой
ситуацией.
Иногда в адресе только частично указываются приметы домика, а остальные
приметы не совпадают. Это повышает активность детей, возникают споры,
обсуждения: в тот ли домик доставлено письмо, можно ли доставить письмо с
неполным адресом адресату.
2. Приказ командира
Это также один из вариантов игр «Внимательно слушай и точно выполняй».
В
игру
можно
играть
вдвоем
или
группой
в
зависимости
от размера
игрового поля и решаемых задач.
Содержание игры заключается в том, чтобы передвигать фигурку солдата по
полю в соответствии с командой. Игровое поле представляет собой большой
квадрат, расчерченный на клетки (10x10). Отдельные клетки окрашиваются в
красный
и
синий цвет. На одной из неокрашенных клеток располагается
фигурка солдата.
В начале игры роль командира выполняет взрослый (когда дети освоят
игру, взрослый передает свои функции командира кому-либо из них). Он
вызывает
дежурного
солдата
и
отдает приказ, т.е. сообщает, как должна
двигаться фигурка солдата по полю. Выслушав приказ, ребенок-солдат отвечает:
«Есть» — и повторяет его вслух. Например: «Есть перейти на две клетки влево и
затем на три клетки вниз».
Если в результате передвижения фигурка солдата попадает на окрашенную
клетку,
то
в
зависимости
от
ее
цвета
ребенок
либо получает задание от
остальных участников игры и выполняет его, либо получает право сам давать
задание
любому
участнику
игры (загадать
загадку,
спеть,
выполнить
упражнение и т.д.).
Иногда командир дает заведомо невыполнимое задание: например, если
ребенок передвинет фигурку на заданное количество клеток, она выйдет за
пределы поля. В процессе игры содержание команд может усложняться, могут
быть введены дополнительные условия, например, солдат получает право не
повторять приказ, а указать на любого ребенка, который должен повторить
приказ. Все это способствует концентрации внимания на словесной инструкции,
ребенок
внимательно
слушает
взрослого,
запоминает,
старается
понять
полученное задание и управлять своими действиями.
3. Графический диктант
«Графический диктант» моделирует ситуацию школьного диктанта: взрослый
дает пошаговую инструкцию, диктует последовательность графических действий,
а ребенок выполняет их в тетради. Содержанием графических диктантов могут
быть задания «Нарисуй по точкам», «Нарисуй по клеточкам», рисование после-
довательности условных знаков и т.п.
Например, взрослый предлагает детям рисовать узор в тетради: «Сейчас мы
будем рисовать узор. Поставьте карандаш на красную точку (в тетрадях заранее
проставляют необходимые для выполнения упражнения точки-ориентиры).
Внимание! Проведите линию вверх на две клеточки. Не отрывайте карандаш от
бумаги. А теперь проведите линию вправо на одну клеточку, вниз на две
клеточки, теперь вправо на одну клеточку..., а теперь продолжите этот узор до
конца строчки».
Такие упражнения учат детей слушать педагога и выполнять его инструкции,
развивают способность управлять своей деятельностью
в
соответствии
с
поставленной задачей, формирует графический навык, зрительный анализ,
пространственные представления.