Напоминание

игры и упражнения для развития способности выполнять словесные инструкции взрослоготс


Автор: Воробьева Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 299 "Дружба"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: игры и упражнения для развития способности выполнять словесные инструкции взрослоготс
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры и упражнения для развития способности выполнять

действия по словесной инструкций взрослого.

Будущему школьнику необходимо умение внимательно вслушиваться в речь

взрослого, понимать задание и четко действовать в соответствии с ним. Лучше

всего для этого подходят игры под общим названием «Внимательно слушай и

точно

выполняй» (варианты этих игр разработаны и апробированы Т.И.

Бабаевой) и упражнения построенные по принципу графического диктанта.

Основной смысл игр «Внимательно слушай и точно выполняй» заключается в

том, что дети получают от воспитателя или ребенка, исполняющего роль

ведущего, словесное задание-инструкцию и действуют в соответствии с ним.

Задача

участников игры — запомнить словесную инструкцию и точно ее

выполнить. Остальные дети выступают в роли контролеров: внимательно следят

за действиями сверстников и исправляют ошибки. Безошибочное выполнение

задания и правильное исправление ошибок поощряется значками-фишками.

Побеждает тот, кто наберет большее количество фишек. Один из вариантов игр

такого рода — игра «Разнеси письма».

1. Разнеси письма

На доске прикрепляются изображения разных домиков, это — город. На

каждом домике есть почтовый ящик с прорезью, куда опускаются письма. Задача

— разнести письма точно по адресам.

Ребенок получает от воспитателя (в роли ведущего может быть и кто-то из

старших членов семьи, если игра проводится дома) задание, куда отнести

письмо: «Письмо ждут в домике с красной крышей, в два этажа и с голубой

дверью». Инструкция дается только один раз и уже не повторяется. Об этом

детей предупреждают

заранее.

Ребенок

направляется

к

городу,

начинает

искать нужный домик и, найдя его, опускает письмо.

Психолог сопровождает действия ребенка словами: «Почтальон наш быстро

шел, домик сразу он нашел», «Что-то долго он идет, домик нужный не найдет»,

«Почтальон совсем устал, в нужный домик не попал. Кто из вас, друзья, пойдет,

эти письма разнесет?», «Чтобы адрес не забыть — его надо повторить».

Задание все время варьируется с учетом возможностей детей: для одних

инструкция сокращается, для других дается более развернуто с большим

количеством признаков.

Задания могут быть достаточно трудными, когда нужно доставить письмо с

неполным

адресом,

при

этом

перечисляются

отдельные

малозаметные

признаки,

поиск

адресата

затрудняется. Например: «дом, в котором живет

бабушка, которая любит голубей», — на окне дома, где живет бабушка, любящая

голубей, сидят птицы, у крыльца дома голуби клюют корм; «дом, в котором ищут

потерявшуюся собаку», — у дома, где ищут потерявшуюся собаку, стоит конура с

оборванной веревкой и т.п. Таким образом, дети не только

внимательно

слушают задание и запоминают его, но и учатся рассуждать, анализировать,

сопоставлять содержание задания

с

реально

воспринимаемой

ситуацией.

Иногда в адресе только частично указываются приметы домика, а остальные

приметы не совпадают. Это повышает активность детей, возникают споры,

обсуждения: в тот ли домик доставлено письмо, можно ли доставить письмо с

неполным адресом адресату.

2. Приказ командира

Это также один из вариантов игр «Внимательно слушай и точно выполняй».

В

игру

можно

играть

вдвоем

или

группой

в

зависимости

от размера

игрового поля и решаемых задач.

Содержание игры заключается в том, чтобы передвигать фигурку солдата по

полю в соответствии с командой. Игровое поле представляет собой большой

квадрат, расчерченный на клетки (10x10). Отдельные клетки окрашиваются в

красный

и

синий цвет. На одной из неокрашенных клеток располагается

фигурка солдата.

В начале игры роль командира выполняет взрослый (когда дети освоят

игру, взрослый передает свои функции командира кому-либо из них). Он

вызывает

дежурного

солдата

и

отдает приказ, т.е. сообщает, как должна

двигаться фигурка солдата по полю. Выслушав приказ, ребенок-солдат отвечает:

«Есть» — и повторяет его вслух. Например: «Есть перейти на две клетки влево и

затем на три клетки вниз».

Если в результате передвижения фигурка солдата попадает на окрашенную

клетку,

то

в

зависимости

от

ее

цвета

ребенок

либо получает задание от

остальных участников игры и выполняет его, либо получает право сам давать

задание

любому

участнику

игры (загадать

загадку,

спеть,

выполнить

упражнение и т.д.).

Иногда командир дает заведомо невыполнимое задание: например, если

ребенок передвинет фигурку на заданное количество клеток, она выйдет за

пределы поля. В процессе игры содержание команд может усложняться, могут

быть введены дополнительные условия, например, солдат получает право не

повторять приказ, а указать на любого ребенка, который должен повторить

приказ. Все это способствует концентрации внимания на словесной инструкции,

ребенок

внимательно

слушает

взрослого,

запоминает,

старается

понять

полученное задание и управлять своими действиями.

3. Графический диктант

«Графический диктант» моделирует ситуацию школьного диктанта: взрослый

дает пошаговую инструкцию, диктует последовательность графических действий,

а ребенок выполняет их в тетради. Содержанием графических диктантов могут

быть задания «Нарисуй по точкам», «Нарисуй по клеточкам», рисование после-

довательности условных знаков и т.п.

Например, взрослый предлагает детям рисовать узор в тетради: «Сейчас мы

будем рисовать узор. Поставьте карандаш на красную точку (в тетрадях заранее

проставляют необходимые для выполнения упражнения точки-ориентиры).

Внимание! Проведите линию вверх на две клеточки. Не отрывайте карандаш от

бумаги. А теперь проведите линию вправо на одну клеточку, вниз на две

клеточки, теперь вправо на одну клеточку..., а теперь продолжите этот узор до

конца строчки».

Такие упражнения учат детей слушать педагога и выполнять его инструкции,

развивают способность управлять своей деятельностью

в

соответствии

с

поставленной задачей, формирует графический навык, зрительный анализ,

пространственные представления.



В раздел образования