Автор: Шабанова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: Россия, Ставропольский край., г. Михайловск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Медведь-символ России
Раздел: дошкольное образование
Конкурс на лучшую методическую разработку
«Году экологии посвящается…»
Шабанова Светлана Александровна
воспитатель, высшая квалификационная категория
МБДОУ «Детский сад №1»
г. Михайловска, Шпаковского района, Ставропольского края.
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности
экологической направленности
По теме «Медведь – символ России» для детей старшей группы.
2017год
Цель: Дать детям представление о видах медведей, о том, что люди, плохо
зная природу, погубили много животных, в том числе и медведей (в
корыстных целях). Познакомить детей с особенностями внешнего вида,
питания, местами обитания и поведения медведей.
Задачи приоритетной образовательной области.
Познавательное развитие (ознакомление с миром природы): Познакомить с
многообразием видов медведей, с их особенностями. Развивать логическое
мышление, устанавливать причинно-следственные связи. Расширять
элементарные экологические представления дошкольников.
Задачи ОО в интеграции.
Речевое развитие: формировать умение отвечать на вопросы полными
предложениями, умение вести разговор на заданную тему. Понятно излагать
свои мысли, совершенствовать речевые навыки, необходимые для общения.
Умение применять художественное слово. Использовать в речи
прилагательные.
Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия
ребёнка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и
эмоционального интеллекта; воспитывать любознательность, доброе
отношение к природе; формировать знания о взаимосвязи животных и
природы, совершенствовать умение играть в коллективе, договариваться.
Художественно-эстетическое развитие: закреплять умение изображать
медведей, продумывать цветовое решение.
Предпосылки учебной деятельности.
Установление причинно-следственной связи, развитие внимания,
формировать умение выполнять по заданному образцу; восприятие
информации на слух.
Оборудование для педагога РППС: игрушечный медвежонок, мяч,
аудиозаписи и фонограммы для психогимнастики и для работы по
рисованию, презентация «Медведи, виды медведей», мнемосхема, шарики в
форме медвежат на каждого ребёнка, пригласительные билеты в цирк.
Оборудование для детей: набор кукол для кукольного театра по сказке «Три
медведя», оборудование для рисования: цветные карандаши, раскраски с
изображением медведя на каждого ребёнка.
Целевые ориентиры: развито логическое мышление, умеют устанавливать
причинно- следственные связи, имеют элементарные экологические
представления, понятно излагают свои мысли, умеют вести разговор на
заданную тему, могут изображать медведя на листе, пользуются
техническими навыками рисования, могут связно, последовательно,
грамматически верно излагать свои мысли, рассказывать о диком животном
(медведе), применяя мнемотехнику.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий и
презентаций о медведях разных стран, забота человека об этих животных.
Заучивание загадок, стихотворений о медведях, чтение русских народных
сказок о медведях, произведений Бианки, Чарушина, Мамин – Сибиряк – об
этих животных. Чтение интересной информации о медведях в
энциклопедиях. Разучивание текстов психогимнастики на расслабление и
«Дружба». Обучение детей театрализованной деятельности ( кукольный
театр) по сказке «Три медведя».
Вводная часть.
Звучит песня «Добрый жук» (Встаньте дети, станьте в круг…) из к/ф
«Золушка» (сл. Е.Шварца, муз. А.Спадавеккиа). Дети становятся в круг,
берутся за руки.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают). Мы сейчас
поприветствовали друг друга и пожелали друг другу здоровья. Теперь
поздороваемся жестом (Дети кивают головой), глазами и пожатием рук.
Мы встретились сегодня с вами, чтобы узнать много интересного. Для этого
нам необходимо внимание, хорошее настроение и дружба.
Проводится психогимнастика «Дружба»:
Дружат бабочки, жучки,
Муравьи и паучки,
Дружат звери меж собой,
Дружат солнышко с землёй.
Дружба всем нужна всегда
Словно воздух и вода!
(Садятся на стульчики).
Звучит грустная мелодия, входит медвежонок.
Медвежонок: Здравствуйте, дети! У вас тут весело, а вот мне очень грустно
от того, что я потерялся. Я совсем не знаю : кто я, откуда и где мои родители.
Дети: Ты медвежонок!
Воспитатель: Сейчас весна, и все медведи выходят после зимней спячки.
Поэтому ты оказался один, но не расстраивайся : наши ребята знают о тебе
много стихотворений. Послушай.
(Медвежонок садится и слушает стихи детей).
1 ребёнок: Мишка лапою мохнатой
Не спеша малину рвёт.
Ходит, ищет косолапый
Сладкий и душистый мёд.
(Е.Мельникова)
2 ребёнок: Белый мишка на рыбалку
Не спеша идёт, вразвалку.
Чует старый рыболов,
Что богатый ждёт улов.
3 ребёнок: Мишка очень любит мёд
Свежий, из пчелиных сот
Он бы с пчёлкой подружился
Этим лакомством разжился.
Только пчёлы вот беда
С ним не дружат никогда.
(Л.Луканова)
4 ребёнок: Пчёлы гонятся за мишкой.
«Жу-жу-жу, не будь воришкой!
Мёда нашего не трогай,
Проходи своей дорогой!»
Мишка мчится без оглядки,
Лишь в траве мелькают пятки.
Вместо мёда будут шишки
На носу воришки мишки.
(М.Пляцковский)
Воспитатель: Ребята, посмотрите: наш медвежонок уже не плачет, он
смеётся! Тогда давайте поиграем с ним!
Проводится игра с мячом «Позови ласково».
Основная часть:
Воспитатель: Сейчас мы отдохнём и посмотрим фильм о медведях.
(Показ презентации «Медведи, виды медведей»)
Воспитатель: Ребята, из фильма мы много узнали о медведях: особенности их
внешнего вида и питания, место жительства, поведение.
Вы знаете, что белые, бурые и белогрудые медведи занесены в Красную
книгу и находятся в разделе видов, которые находятся под угрозой
исчезновения. Значит, при встрече с медведем можно наносить ему вред?
(ответ детей: нет). А ещё медведь является народным символом нашей
страны. Это животное впечатляет своей мощью, смелостью, силой и
гордостью!
Давайте попробуем составить рассказы о разных медведях, используя
опорные схемы-рисунки (мнемосхемы). (Детям предлагается схема с
картинками (изображениями) на каждое слово или словосочетание. Таким
образом, весь текст (рассказ) зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы
– рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию
(последовательность рассказа). Первым составляет рассказ воспитатель (дает
образец).
Рассказы составляют 2-3 ребёнка: вид медведя, его название, где обитает, чем
питается, как ведёт себя в природе, интересные факты.
Воспитатель предлагает поиграть с медвежонком в игру «Скажи Мишке
добрые слова» .
(Мишка игрушечный стоит в центре круга, дети для него придумывают
хорошие слова, заканчивая предложение: Ты…добрый, старательный,
весёлый и т.д. и бросают ему мяч. Затем каждый ребёнок по - очереди
превращается в Мишку (берёт его на руки), а остальные говорят ребёнку в
роли Мишки добрые, хорошие слова).
Воспитатель: Ребята, назовите сказки с участием медведей.
(«Маша и медведь», «Теремок», «Три медведя» и др.)
Для нашего медвежонка покажем кукольный театр по сказке «Три медведя».
Медвежонок: Спасибо, ребята! Очень интересная сказка. Я много узнал о
себе, о своих родных, но что-то я устал.
Проводится психогимнастика на расслабление:
Звери и птицы спят.
Обошёл Медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
Дети на спину легли
И, как Мишка, видят сны.
Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать,
Просыпаться и вставать.
(Дети шагают на месте, затем ложатся на спину, на ковёр и закрывают глаза.
Звучит фонограмма «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка» муз.
Е.Крылатова, сл.Ю.Яковлева. Затем фонограмма меняется, дети слышат
пение птиц (Пение птиц – Весна в лесу), открывают глаза, встают с ковра).
Затем воспитатель предлагает детям собрать «портрет» медвежонка (из
частей целое, по типу пазлов).
Потом рисуют на спине пальцами друг другу портрет медвежонка. После
этого воспитатель раздаёт детям цветные карандаши, предлагает раскрасить
рисунок с изображением медведя.
Все рисунки дети дарят медвежонку на память о встрече.
Заключительная часть, рефлексия.
Медвежонок: Ребята, вы такие молодцы! Спасибо вам за всё! А я приглашаю
всех в цирк, расположенный в городе Михайловске, где выступают медведи
(дарит детям пригласительные билеты на шоу-программу «Ехали медведи») и
в зооуголок, который находится в городе Ставрополе. Там тоже живут
медведи! До свидания, ребята!!!
Воспитатель подводит итог занятия: бросает мяч каждому ребёнку и задаёт
вопросы:
Что понравилось на занятии? Что запомнилось больше всего? Что нового
узнали? О чём хотели бы ещё узнать?
В конце занятия дарит всем детям шарики в форме медвежат.