Напоминание

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ БЕГУНОВ 12-13 ЛЕТ С УЧЕТОМ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Самойлова Анна Юрьевна
Должность: тренер по легкой атлетике
Учебное заведение: МАУ СШОР "Тасма" г. Казани
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Публикация
Тема: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ БЕГУНОВ 12-13 ЛЕТ С УЧЕТОМ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У

ЛЕГКОАТЛЕТОВ БЕГУНОВ 12-13 ЛЕТ С УЧЕТОМ ТИПОВ

ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самойлова А. Ю.

Один

из

этапов

многолетней

тренировки

легкоатлета

этап

начальной спортивной специализации. Основными задачами на этом этапе

является

обеспечение

всесторонней

физической

подготовленности

занимающихся,

дальнейшее

овладение

ими

рациональной

спортивной

техники,

создание

благоприятных

предпосылок

для

достижения

наивысших результатов.

Многие авторы считают, что высокий уровень современного спорта

требует наряду с изменениями в методах и средствах тренировочного

процесса, более углубленного индивидуального подхода, основанного на

комплексном

изучении

способностей

и

возможностей

спортсмена,

выделение признаков и качеств, развитие которых в наибольшей мере

способствует достижению высоких спортивных результатов. Характерным

по мнению авторов при этом является то, что по мере роста спортивных

результатов

требования

к

индивидуализации

тренировочного

процесса

резко повышается. Необходимо учитывать типологические особенности,

так как современный спорт в силу своих специфических особенностей

предъявляет весьма разнообразные и высокие требования к психическим

качествам спортсмена.

Среди

динамических

особенностей

спортивной

деятельности

имеется

целый

ряд

таких,

которые,

по

всей

видимости,

зависят

от

типологических

свойств

нервной

системы

и

темперамента.

К

типологически обусловленным свойствам, вероятно, относятся такие, как

легкость и скорость возникновения интеллектуальных и эмоционально –

волевых процессов; их динамика и устойчивость;

сопротивление всем

внешним и внутренним сбивающим факторам; пластичность – ригидность

деятельности,

её

активность;

способность

переносить

физические

нагрузки и восстанавливать работоспособность и так далее.

Двигательная одаренность спортсмена в определенной мере зависит

и от генетической предрасположенности.

Различные

типологические

свойства

нервной

системы

являются

врожденными

задатками,

из

которых

при

определенных

условиях

развиваются конкретные способности индивидуумов.

Успех

в

любой

спортивной

специальности

предопределен

свойствами

нервной

системы

и

темперамента,

которые

в

этом

случае

выступают как общие способности к спортивной деятельности.

Необходимо

учитывать

типологические

особенности

нервной

системы при выборе спортивной специализации. Обладая определенными

свойствами темперамента спортсмены каждый по своему соответствует

требованиям

данной

спортивной

специальности.

Различные

свойства

темперамента

спортсменов

при

равных

тренировочных

условиях

показывают у кого – то более ощутимые успехи у кого – то менее.

Изучая

и

анализируя

научно

методическую

литературу

мы

обнаружили,

что

многие

авторы

(А.С.

Солодков,

Е.Б.

Сологуб,

2005;

Е.И.

Рогов,

2008

и

др.)

рассматривают

типологическую

особенность

нервной системы, но именно как влияет учет типов ВНД на развитие

физических

качеств

легкоатлетов-бегунов

12-13

лет

мы

в

научной

литературе обнаружили недостаточно, таким образом мы считаем выбор

нашей темы актуальным.

Гипотеза: мы предполагаем, что проведенное нами исследование по

учету типов высшей нервной деятельности (ВНД) у легкоатлетов-бегунов

12-13 лет позволит определить влияние различных типов ВНД на уровень

развития физических качеств.

Объект исследования: типы ВНД легкоатлетов-бегунов 12-13 лет

этапа начальной спортивной специализации группы СШОР «Тасма»

Цель исследования: определение уровня влияния различных типов

ВНД на развитие физических качеств легкоатлетов-бегунов 12-13 лет на

этапе начальной спортивной специализации.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме

исследования.

2.

Выявить

типы

ВНД

легкоатлетов

бегунов

этапа

начальной

спортивной специализации группы СШОР «Тасма»

3.

Определить и обосновать эффективность влияния типов ВНД на

уровень развития физических качеств легкоатлета – бегуна 12 – 13 лет.

4.

В процессе эксперимента мы исследовали следующие методы:

1.

Метод изучения анализа научно – методической литературы;

2.

Метод анкетирования;

3.

Метод контрольных испытаний;

4.

Педагогический эксперимент;

5.

Метод математической статистики.

Организация исследования.Эксперимент проводился на базе СШОР

«Тасма» в период с 29.09.2018-22.01.2019г.Для эксперимента юыли взяты

легкоатлеты

этапа

начальной

специализации.Были

привлечены

16спортсменов.Эксперимент проходил в 3 этапа:

I ЭТАП. ТЕОРЕТИКО-ПОИСКОВЫЙ .

На этом этапе мы изучали и анализировали литературные источники

по теме исследования.

В

х о д е I

этапа

мы

составили

психологический

тест

для

занимающихся

в

секции

легкой

атлетики

СШОР

«Тасма»

с

целью

определения у них разновидности типа ВНД.

I I ЭТАП. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ.

Данный

этап

включал

непосредственно

педагогиче ский

эксперимент, первым шагом нашего эксперимента было определение типа

ВНД у легкоатлетов этапа начальной спортивной специализации группы

СШОР

«Тасма».

По

результатам

психологического

тестирования

мы

определили

к

каким

типовым

характеристикам

ВНД

относятся

занимающиеся.

Мы

провели

контрольное

тестирование,

определившее

уровень

физиче ской

подготовки,

а

также

те стирование

по

легкоатлетическому бегу спринтерской и стайерской дистанции.

По

результатам

физической

подготовки,

учитывая

однородность

группы, мы выделили контрольную и экспериментальную группу.

В ходе педагогического эксперимента в контрольной группе мы не

учитывали

индивидуальную

особенность

типовой

характеристики

легкоатлета,

а

в

экспериментальной

группе

тренировочные

занятия

проводились с учетом типа ВНД у занимающихся.

I I I ЭТАП. АНАЛИТИЧЕСКИЙ .

На данном этапе мы использовали метод математической статистики

для обоснования проведенного исследования.

ВЫВОДЫ:

Анализируя

литературные

источники

по

теме

исследования

мы

обнаружили,

что

многие

авторы

при

рациональном

построении

многолетней спортивной тренировки выделяют разнообразные факторы,

но

преимущественно

связывают

с

паспортным

и

биологическим

возрастом. Индивидуальные особенности спортсмена и темп роста его

мастерства авторы рассматривают с сенситивными периодами развития

физических

качеств,

а

именно

как

учитываются

типы

ВНД

при

спортивной подготовке новичка мы при изучении научно-методической

литературы

обнаружили

недостаточно.

Все

это

и

послужило

актуальностью к написанию нашей выпускной квалификационной работы.

В ходе эксперимента мы изучили типологию нервной системы и

определили

типы

ВНД

у

легкоатлетов

бегунов

этапа

начальной

спортивной специализации группы СШОР «Тасма»,

- 58% занимающихся по типу ВНД сангвиники;

- 33% холерики;

- 8 % флегматики,

в группе не было обнаружено не одного легкоатлета имеющего тип

ВНД – меланхолик,

в основном мы обнаружили, что у занимающихся

преимущественно наблюдается тип сангвиник и холерик.

На

основании

выделенных

типов

мы

смогли

сразу

определить

направленность в выборе легкоатлетических видов для сангвиников и

холериков и подобрать им тренировочную нагрузку. Для сангвиников мы

больше предлагали упражнения скоростного характера, а для холериков

скоростно-силового характера .

Все показатели достоверны, а значит, подтверждают выдвинутую

нами гипотезу. Эти данные доказывают правильное решение при отборе.

сангвиников

и

холериков

(по

типу

ВНД)

для

выбора

спринтерских

дистанций.



В раздел образования