Автор: Кувылева Татьяна Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школы № 38 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальное воспитание в игре
Раздел: дошкольное образование
Музыкальное воспитание в игре
Уникальность
музыки
состоит
в
том,
что
с
ее
помощью
можно
раскрыть
способности ребёнка,
обогатить
его
эмоционально,
развить
творчески, повысить социальный статус, создать предпосылки гармоничного
формирования
личности.
Один
из
принципов,
заложенных
в
ФГОС
дошкольного образования – это сохранение уникальности и самоценности
детства.
Ребёнок
учится
в
игре,
осваивает
навыки,
получает
знания,
необходимые
ему
на
данном
этапе.
Игровое
обучение
–
это
скрытое,
недирективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не
осознают, что их учат. На музыкальном занятии детям очень интересно –
столько разных видов деятельности: пение, движение, игра на инструментах,
сюжетные игры, инсценировки, столько эмоций и открытий, столько ярких и
привлекательных атрибутов и инструментов! Поэтому дети с радостью бегут
туда, где у них всё получается, где они могут проявить себя и получить
удовольствие.
В
этом
ключе
я
как
музыкальный
педагог
подбираю
интересный и разнообразный материал для пения, движения, музицирования,
всегда
учитываю
возможности
детей,
их
настроение.
Всегда
стараюсь
соблюдать баланс фиксированного и свободного, например, импровизацию и
танец с определёнными движениями. Разучивание тоже всегда можно сделать
игровым: придумать интересную историю или сочинить вместе с ребятами
речевое сопровождение к движениям.
Будучи знакомой с орф-педагогикой, с её понятиями, я опираюсь на
данные принципы в своей профессиональной деятельности. Это творческая
деятельность,
в
которой
неразрывно
соединены
музыка,
речь,
движение.
Выдающийся
композитор
Карл
Орф
считал,
что
раннее
музыкальное
воспитание
(слушание
музыки,
игра
на
элементарных
ритмических
инструментах)
помогает
интеллектуальному и
психическому
развитию
ребёнка. Современные исследования подтвердили, что движение под музыку,
пение,
элементарное
музицирование
соответствует
естественным
биологическим потребностям малыша, способствует появлению у ребенка
чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Это
позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей,
создавать
эмоциональное
благополучие,
что
является
одной
из
задач
дошкольного
воспитания
в
рамках
ФГОС. Происходит
как
бы
слияние,
упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не
просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании.
Всё очень просто, доступно. Мы можем играть почти целый урок с
одной песенкой: петь её, сопровождать ритмический рисунок звучащими
жестами,
придумывать
движения
по
тексту,
инсценировать,
украсить
звучанием
металлофонов,
ксилофонов
и
шумовых
инструментов.
Я
показываю
детям
средства
музыкальной
выразительности,
когда
мы
пропеваем одну и ту же песенку-распевку в разных жанрах, например, в
ритмах вальса, марша, польки; или поём с ускорением темпа, в разном темпе,
в разной динамике. Дети разучивают материал легко и интересно. Чтобы
научить их петь интонационно чисто, я использую приёмы: «песенное эхо»
(повтори за педагогом), пение соло цепочкой (поём песню по фразам по
очереди). Когда ребёнок поёт один, а не в ансамбле, он позиционирует себя
как
личность,
и
в
силе
его
голоса
слышится
уверенность
или
стеснительность, умение или неуверенность. Этот метод позволяет также
диагностировать
у
детей
уровень
развития
умения
чисто интонировать,
владеть
голосом.
У
дошкольников
очень
неустойчивый
контроль
своего
исполнения. Особенно, когда они поют хором, то себя плохо слышат. В
пении соло всегда можно скорректировать исполнение, понять, с кем нужно
поработать индивидуально.
Любая
деятельность
предполагает
использование
инструмента,
«орудия» деятельности. Детские музыкальные инструменты выступают как
средство обучения музыки, а игра на них – как самый эффективный путь к
развитию музыкальной самостоятельности детей. На музыкальных занятиях
я постоянно использую инструменты, дошкольники очень любят играть на
них.
С
младшего
возраста
мы
осваиваем
приёмы
игры
на
шумовых
инструментах,
изучаем,
как
они
звучат,
запоминаем
названия.
развиваем
слуховые и телесные ощущения равномерной ритмической пульсацией (в
музыке умеренного темпа), в дальнейшем включаем в работу металлофоны,
глокеншпили,
ксилофоны.
Каждый
ребёнок,
независимо
от
своих
способностей, может участвовать в игре. Кому-то сегодня уже под силу
сыграть
партию
на
металлофоне,
кто-то
ещё
звенит
бубенчиками,
но
с
огромным удовольствием. В этом реализуется индивидуальный подход к
обучению,
построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных
способностей
каждого
ребёнка,
о
чём
сказано
в
ФГОС
дошкольного образования.
Программа
«Элементарное
музицирование
с
дошкольниками»,
разработанная Т.Э. Тютюнниковой, активно используется мной
в работе.
Элементарное
музицирование
–
это
первозданный
метод
приобщения
человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. История
музицирования так же длинна, как и само бытие человека в музыке – его
первые стремления выразить себя миру и найти гармонию были попытками
музицировать. В музицировании он учился находить индивидуальные формы
звукового общения – с миром и с самим собой. Элементарное музицирование
обладает
большим
потенциалом
эмоционального,
психологического,
социального
воздействия.
Оно
способно
оказывать
мощное
влияние
на
развитие личностных качеств детей. К ним в первую очередь следует отнести
способность
к
импровизации,
спонтанность,
экспрессивность,
гибкую
и
тонкую
эмоциональность,
навыки
невербального
общения,
умение
сотрудничать и взаимодействовать, решать проблемы и задачи творчески,
умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.
Музицирование
–
это
практическая
деятельность,
а
не
абстрактно-
интеллектуальная
и
созерцательная.
Детям
необходимо
творить
и
переживать,
чтобы
понимать.
Эта
программа
соответствует
требованиям
ФГОС, формирует восприятие музыки у детей, реализацию самостоятельной
творческой деятельности.
На своих занятиях я развиваю у детей восприятие музыки разных
стилей,
разных
народов,
в
том
числе,
и
классической.
Мировые
хиты
классики не оставляют равнодушными детей, они часто просят включить
понравившееся
им
произведение.
И,
конечно,
слушание
происходит
как
двигательная
спонтанная
импровизация,
проявление
детского
творчества.
Такое
движение
приносит
чувство
освобождения,
помогает
создать
внутренний психологический комфорт. Инициатива, радость, удовольствие –
всё это позволяет развить предпосылки восприятия и понимания искусства.
Классичесскую музыку
дети не просто слушают, а танцуют под её
звучание, играют, изображают. Очень интересны для детей произведения
сказочные,
например,
«Марш
Черномора»
Глинки
из
оперы
«Руслан
и
Людмила». Я рассказываю им сюжет сказки, показываю иллюстрации, под
фрагмент
из
увертюры
ребята
скачут,
как
Руслан
на
коне,
а под
марш
Черномора изображают карлика-волшебника и его слуг. Затем я предлагаю им
украсить музыку звучанием шумовых инструментов, далее мы формируем
оркестр, делясь на подгруппы ( в этом произведении несколько контрастных
частей)
и
пробуем
точнее
отобразить
ритмический
рисунок.
Музыка
настолько яркая, что хочется сделать небольшую сценку: я изготавливаю
куклу-бибабо,
похожую
на Черномора,
и
появляется
сценка:
шествие
злобного карлика и его слуг- арапов. А фоном звучит оркестр. Все дети
заняты, никто не остался в стороне. Вся эта работа превращается в итоге в
концертный номер, который дети с удовольствием показывают родителям.
Это
продукт
их
труда,
творчества,
изучения
музыки.
Иногда,
в
других
произведениях, к этому ещё может подключаться пение, театральная сценка
заменяется
на
танец-импровизацию.
Дети
младшего
возраста
прекрасно
импровизируют под музыку «Детского альбома» Чайковского, например, в
пьесе «Полька» разыгрывают сценку: танец мышки и кота, разделившись на
две группы – одни мышки, другие коты, а затем меняются ролями. Эта игра-
импровизация
даёт
детям
понятие
трёхчастной
формы,
легко
и
непринуждённо. Даже очень маленькие воспитанники детского сада на моих
уроках с удовольствием звенят на колокольчиках или бубенчиках под «Вальс-
шутку»
Шостаковича,
танцуют
с
ленточками
под
вальсы Штрауса.
Музыкальный
материал
для
занятий
должен
быть
очень
разнообразным:
фольклор, классика, детские песни, современная музыка.
Таким
образом,
ФГОС
дошкольного
образования
даёт
возможность
педагогам
отталкиваться
от
потребностей
ребёнка,
от
его
особенностей.
Наряду же со стремлением к результатам, необходимо вместе с детьми,
радуясь и огорчаясь, играя, помогать открывать им мир и вместе с ними
каждую минуту учиться.