Напоминание

Роль игры в музыкальном воспитании дошкольников. Классификация музыкальных игр


Автор: Кувылева Татьяна Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школы № 38 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль игры в музыкальном воспитании дошкольников. Классификация музыкальных игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль игры в музыкальном воспитании дошкольников.

Классификация музыкальных игр

Игра - ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры

различаются

по

содержанию,

характерным

особенностям,

по

тому,

какое

место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Отними

игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок

ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у

н е го

р а зв и ва ют с я инициатива,

изобретательность,

организаторские

способности. Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается

следующая классификация игр дошкольников:

- сюжетно-ролевые;

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей

степени способствует развитию детского творчества, являются музыкально-

ритмические движения. Именно музыка и движение формируют у ребенка

свободу

в

творческом

мышлении,

дают

возможность

импровизировать,

отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать

мир.

Через

музыку

и

движение

у

ребенка

развивается

не

только

художественный

вкус

и

творческое

воображение,

но

и

любовь

к

жизни,

человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все

его

движения

и

действия

связаны

с

процессом

узнавания

и

различения

характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у

ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки,

ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Понимание музыкально

игрового задания

вызывает

у

ребёнка

быстроту

реакции

на

звуковое

раздражение,

формирование

музыкальных

и

двигательных

навыков,

активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

Коррекционные:

развитие

слухового,

зрительного восприятия,

мимической

мускулатуры,

дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений и

нормализация

их

темпа

и

ритма;

формирование

выразительных

средств:

интонации, мимики, жестов, движения;

Оздоровительные:

укрепление

сердечнососудистой,

двигательной

систем,

костно-мышечного

аппарата;

р а з в и т и е

м о т о р и к и :

о б щ е й ,

м е л к о й ,

а р т и к у л я ц и о н н о й ;

развитие быстроты двигательной реакции;

Образовательные:

о б у ч е н и е

р е ч е в ы м ,

п е в ч е с к и м ,

д в и г а т е л ь н ы м

н а в ы к а м ;

развитие

музыкальных,

творческих,

коммуникативных

способностей;

Воспитательные:

воспитание

общей,

музыкальной,

речевой,

двигательной культуры,

эстетическое отношение к окружающему;

Развивающие:

познавательная

активность,

устойчивый

интерес

к

д е й с т в и ю,

самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировка в пространстве.

Музыкальные игры можно разделить на две группы:

- игры с пением;

- игры с музыкальным сопровождением.

Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка:

ознакомление с песней или музыкальной пьесой, разучивание песни или

анализ музыкального произведения, разучивание музыкально-ритмических

движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.

Примеры музыкальных игр с пением.

Младшая группа:

«Кошка шла» из сб. «Игры, песенки и танцы для детских праздников», Е.

Горбина

Дети

слушают

песенку,

говорят

о

ком

песня

и

что

нашла

кошка,

затем

подпевают и показывают движениями то, что нашла кошка.

Средняя группа:

«У медведя во бору»

Игра имеет два варианта окончания – медведь рычит и «медведь постыл, на

пеньке застыл». В первом варианте игры объяснять детям, что рычать надо не

горловым

звуком,

а

на

звук

«р».

Во

втором

варианте

игры

дети

учатся

останавливаться и замирать с окончанием песни. Малышам трудно даётся это

задание, они не могут сразу остановиться и зафиксировать движение. Это

задание учит детей координировать свои действия.

Музыкальную игру можно проводить в любой части занятия, в

зависимости от смысловой нагрузки этой игры. Если это игра-приветствие,

то проведём её вначале занятия.

Старший дошкольный возраст:

«Здравствуй,

дружочек!» (на

мелодию

русской

народной

песни

«Ах

ты,

берёза!»)

Дети стоят парами по кругу, мальчики спиной к центру, девочки – лицом.

Здравствуй, дружочек, Качают правыми руками

Милый мой дружочек!

Здравствуй, дружочек, Качают левыми руками

Милый мой дружочек!

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ, Кружатся в парах «топающим

шагом»,

И на место встали руки держат «кренделёчком»

До свиданья, до свиданья… Машут друг другу рукой, идут в

разные стороны по кругу,

Здравствуй, миленький дружок разводят руки в стороны, здороваясь с

другим ребёнком

В

игре

воспитывается

ориентировка

в

пространстве,

умение

выполнять

простейшие

перестроения,

слышать

музыкальные

фразы

и

выполнять

движения в соответствии с ними.

Подготовительная группа:

«Подушечка» (русская народная песня)

Все стоят по кругу, мальчик внутри круга держит в руках подушечку.

Подушечка, раздушечка, дети движутся хороводом,

Моя пуховая - 2 р. мальчик с подушкой идёт противоходом

Ай, лёли-лёли-лёли,

Моя пуховая – 2раза

Кому цветик, кому алый, дети в кругу могут выполнять любые

А мне красну девку – 2раза плясовые движения

Ай, лёли-лёли-лёли,

А мне красну девку – 2раза

На коленочки поставлю, мальчик подходит к любой девочке,

Целовать заставлю -2р. выводит её за подушечку в центр круга

Ай, лёли-лёли-лёли,

Целовать заставлю – 2 раза

Целуй, милый, целуй, милый, мальчик и девочка, стоя на коленях на

Целуй, не стесняйся – 2р. подушечке, качают руками или,

Ай, лёли-лёли-лёли, положив подушку на пол, кружатся вокруг

Целуй, не стесняйся-2раза неё, держа руки «лодочкой»

С окончанием игры девочка передаёт подушечку другому мальчику из круга,

игра повторяется.

Все

игры

с

пением

сюжетные.

Игры

под

музыкальное

сопровождение могут быть как сюжетные, так и без сюжета.

Рассмотрим некоторые примеры игр с музыкальным сопровождением,

имеющие сюжет.

Младший возраст:

Начинаем со сказки. В большом лесу жили-были зайцы. Они были очень

любопытными,

все

время

поднимались

на

задние

лапки

и

смотрели

по

сторонам: не идет ли волк, не крадется ли лиса.

Дети младшей или средней группы изображают зайцев, встают на носочки,

учатся отрывать пятки от пола, руки держат перед грудью в виде лапок

зайцев. Когда образ зайцев создан, можно переходить к созданию образа

медведя.

Учить

детей

ходить

на

внешней

стороне

стопы,

сильно

не

переваливаться.

После

создания

образов,

можно

разделить

детей

на

две

группы – мишки и зайцы. Каждая группа двигается под свою музыку, дети

узнают свой лейтмотив и выполняют задание самостоятельно.

Старший дошкольный возраст:

«Командир и четыре отряда»

Группа детей делится на четыре отряда, выбирается командир. Командир

четко

отдаёт

команду

каждому

отряду

по

очереди

в

соответствии

с

музыкальными фразами. Командир должен слышать музыкальные фразы,

чтобы правильно руководить отрядами. Отряды маршируют. Во второй части

все дети маршируют врассыпную, «перемешиваются». С окончанием музыки

командир даёт сигнал строиться (например, у него в руках горн). Командир

выбирает лучший отряд, а затем и лучшего командира. Игра повторяется с

новым командиром.

Несюжетные музыкальные игры с сопровождением.

Это игры, имеющие игровые правила, задания.

Младший возраст.

«Будь ловким», муз. Н. Ладухина

Двухчастная музыка. Задать вопрос, чем отличаются эти части?

I

часть.

Высокий

и

низкий

регистр.

Предложить

ребятам

показать

движениями регистры – высоко, низко (поиграть руками)

II часть. Лёгкий бег по кругу. С окончанием музыки ребята останавливаются,

или присели. Можно проводить игру с ведущим.

«Найди себе пару», латвийская народная мелодия в обработке Т. Попатенко

Сначала разучить сложные элементы: поскоки, перестроения. Двухчастная

форма.

I часть – перестроения под музыку.

II часть – лёгкий бег врассыпную, найти пару и встать по кругу.

Можно играть с ведущим.

Старший возраст:

«Ловушка», русские народные мелодии в обработке А. Сидельникова

Разные части в музыке сопровождаются разными заданиями: движения в

хороводе, пение попевки , поскоки и хлопки, «воротики», с окончанием

музыки

ребята

пытаются

закрыть

в

кругу

детей

с

платочками. Учить

выразительно передавать характер музыки, быстро реагировать на смену

регистра сменой движений, упражнять в поскоке и лёгком беге, укреплять

дружеские взаимоотношения.

Систематичность,

постепенность

и

последовательность

основные

педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку

свободно

и

красиво,

если

пляска,

игра

разучиваются

сразу,

без

предшествующей

подготовки. Музыкальные

игры,

игровые

упражнения,

выстроенные

по

принципу

«от

простого

к

сложному»,

с

учетом

всех

необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного

движения,

при

условии

многократного

повторения

заданий,

помогут

успешному выполнению требований программы.



В раздел образования