Автор: Порхунова Любовь Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназии № 8
Населённый пункт: города Хабаровска
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование читательской компетентности в условиях ФГОС"
Раздел: начальное образование
Статья по т
еме: «Формирования читательской компетентности через
учебную деятельность».
По
новым
ФГОС
в
результате
изучения
курса
«Литературное
чтение»
к
концу
обучения
в
начальной
школе
будет
достигнут
необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития,
сформированы
универсальные
действия,
отражающие
учебную
самостоятельность и познавательные интересы.
Одним из направлений для достижения данных результатов в своей
деятельности,
я
решила
использовать
русский
фольклор,
а
именно
работу с пословицами и поговорками. Рассмотреть систему ценностей с
точки зрения влияния этого раздела устного народного творчества на
уровень
формирования
читательской
компетентности
младших
школьников через учебную деятельность. Это и являлось моей целью.
Актуальность
моей
деятельности
вызвана
тем,
что в учебниках
начальных классов недостаточно материала с использованием пословиц
и
поговорок.
Методических
пособий,
упражнений
и
заданий,
по
применению устного народного творчества в процессе обучения в школе
тоже невелико.
На
протяжении
нескольких
лет
мной
был
разработан
материал
с
использованием
пословиц
и
поговорок
в
учебной
деятельности
по
разным
предметам,
который
могут
использовать
в
своей
работе
воспитатели детских садов, учителя, а также родители и учащиеся.
К
урокам
литературного
чтения
мною
составлены
разные
виды
упражнений
для
совершенствования
выразительного
навыка
чтения,
понимания
смысла
прочитанного.
На
формирование
правильной
читательской
деятельности
собраны
и
составлены
памятки
для
учащихся: как работать с текстами разных жанров; как дать рецензию на
ответ товарища и другие.
К
урокам
русского
языка
собранные
пословицы
распределены
по
основным
темам,
изучаемым
по
программе,
разработаны
различные
упражнения. Составлены тексты зрительных диктантов с пословицами,
способствующие
формированию
оперативной
памяти
и
отработке
орфографической зоркости.
К урокам окружающего мира и математики предлагаются пословицы
по разделам программ 1- 4 классов.
Работа с пословицами и поговорками проводится с использованием
компьютерных технологий в учебной деятельности. Применяя для этого
нестандартные
формы: дискуссии, литературные праздники, встречи с
интересными людьми, конкурсы сочинений на заданную тему, выпуск
школьных
и
литературных
газет,
театрализация
произведений,
библиотечные
часы. С
пословицами
составляют
кроссворды,
их
используют как задачи, пантомимы. В качестве творческого проекта
дети оформляют книжки- малышки, в которых собирают свои рассказы
и сказки по пословицам. Дети, имеющие запас народной мудрости в
своем интеллекте легче выражают идею текста, главное его содержание,
быстро подбирают синоним в виде пословицы к произведению. Данная
работа позволяет значительно повысить эффективность читательской
активности, воспитывает неподдельный интерес и любознательность
детей.
Помогает
в
осуществлении
проектной
деятельности
по
литературному
чтению,
окружающему
миру,
математике
и
русскому
языку.
Используя виды работ с пословицами и поговорками на разных
этапах урока, я пришла к выводу, что ребята с большим интересом
выполняют данные задания, которые привлекают внимание учащихся,
тем
самым
облегчая
запоминание
учебного
материала,
развивая
оперативную память и оптимальную скорость чтения.
Чтобы
отследить
результативность
учащихся
по
формированию
читательской
компетентности
с
учетом
ФГОС
мною
разработаны
«Карты контроля оценки достижений читательских умений».
Для контроля работы с книгой с первого класса каждый учащийся
ведет «Портфель читателя», в который он заносит названия и авторов
прочитанных книг согласно учебной программе и внеклассному чтению.
Регулярное проведение диагностик на знание учащимися пословиц
и поговорок показывает рост.
Анализируя анкеты «Отношение к жизненным ценностям» пришла
к
выводу,
что
учащиеся
воспринимают
обобщенно-метафорический
образ, присутствующий в фольклоре, конкретизируют его и применяют
в повседневной жизни.
Применение
пословиц
и
поговорок
не
только
украшает
речь
учащихся, но и вызывает интерес к устному народному творчеству. Все
это
дает
положительную
мотивацию
для
качественного
обучения,
получения новых знаний, развития словарного запаса.