Напоминание

"Формирование читательской компетентности в условиях ФГОС"


Автор: Порхунова Любовь Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназии № 8
Населённый пункт: города Хабаровска
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование читательской компетентности в условиях ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья по т

еме: «Формирования читательской компетентности через

учебную деятельность».

По

новым

ФГОС

в

результате

изучения

курса

«Литературное

чтение»

к

концу

обучения

в

начальной

школе

будет

достигнут

необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития,

сформированы

универсальные

действия,

отражающие

учебную

самостоятельность и познавательные интересы.

Одним из направлений для достижения данных результатов в своей

деятельности,

я

решила

использовать

русский

фольклор,

а

именно

работу с пословицами и поговорками. Рассмотреть систему ценностей с

точки зрения влияния этого раздела устного народного творчества на

уровень

формирования

читательской

компетентности

младших

школьников через учебную деятельность. Это и являлось моей целью.

Актуальность

моей

деятельности

вызвана

тем,

что в учебниках

начальных классов недостаточно материала с использованием пословиц

и

поговорок.

Методических

пособий,

упражнений

и

заданий,

по

применению устного народного творчества в процессе обучения в школе

тоже невелико.

На

протяжении

нескольких

лет

мной

был

разработан

материал

с

использованием

пословиц

и

поговорок

в

учебной

деятельности

по

разным

предметам,

который

могут

использовать

в

своей

работе

воспитатели детских садов, учителя, а также родители и учащиеся.

К

урокам

литературного

чтения

мною

составлены

разные

виды

упражнений

для

совершенствования

выразительного

навыка

чтения,

понимания

смысла

прочитанного.

На

формирование

правильной

читательской

деятельности

собраны

и

составлены

памятки

для

учащихся: как работать с текстами разных жанров; как дать рецензию на

ответ товарища и другие.

К

урокам

русского

языка

собранные

пословицы

распределены

по

основным

темам,

изучаемым

по

программе,

разработаны

различные

упражнения. Составлены тексты зрительных диктантов с пословицами,

способствующие

формированию

оперативной

памяти

и

отработке

орфографической зоркости.

К урокам окружающего мира и математики предлагаются пословицы

по разделам программ 1- 4 классов.

Работа с пословицами и поговорками проводится с использованием

компьютерных технологий в учебной деятельности. Применяя для этого

нестандартные

формы: дискуссии, литературные праздники, встречи с

интересными людьми, конкурсы сочинений на заданную тему, выпуск

школьных

и

литературных

газет,

театрализация

произведений,

библиотечные

часы. С

пословицами

составляют

кроссворды,

их

используют как задачи, пантомимы. В качестве творческого проекта

дети оформляют книжки- малышки, в которых собирают свои рассказы

и сказки по пословицам. Дети, имеющие запас народной мудрости в

своем интеллекте легче выражают идею текста, главное его содержание,

быстро подбирают синоним в виде пословицы к произведению. Данная

работа позволяет значительно повысить эффективность читательской

активности, воспитывает неподдельный интерес и любознательность

детей.

Помогает

в

осуществлении

проектной

деятельности

по

литературному

чтению,

окружающему

миру,

математике

и

русскому

языку.

Используя виды работ с пословицами и поговорками на разных

этапах урока, я пришла к выводу, что ребята с большим интересом

выполняют данные задания, которые привлекают внимание учащихся,

тем

самым

облегчая

запоминание

учебного

материала,

развивая

оперативную память и оптимальную скорость чтения.

Чтобы

отследить

результативность

учащихся

по

формированию

читательской

компетентности

с

учетом

ФГОС

мною

разработаны

«Карты контроля оценки достижений читательских умений».

Для контроля работы с книгой с первого класса каждый учащийся

ведет «Портфель читателя», в который он заносит названия и авторов

прочитанных книг согласно учебной программе и внеклассному чтению.

Регулярное проведение диагностик на знание учащимися пословиц

и поговорок показывает рост.

Анализируя анкеты «Отношение к жизненным ценностям» пришла

к

выводу,

что

учащиеся

воспринимают

обобщенно-метафорический

образ, присутствующий в фольклоре, конкретизируют его и применяют

в повседневной жизни.

Применение

пословиц

и

поговорок

не

только

украшает

речь

учащихся, но и вызывает интерес к устному народному творчеству. Все

это

дает

положительную

мотивацию

для

качественного

обучения,

получения новых знаний, развития словарного запаса.



В раздел образования