Напоминание

"Звуки з зь.Буква З"


Автор: Веселова Татьяна Викторовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ д⁄с №3 "Солнышко"
Населённый пункт: Тверская область п. Селижарово
Наименование материала: Методическая разработка "Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте"
Тема: "Звуки з зь.Буква З"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте подготовительная

группа тема «Звуки З, Зь. Буква З».

Цель:

закрепление звуков З, Зь. Знакомство с буквой З.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

— учить давать характеристику 3, Зь в сравнительном аспекте;

— формировать навыки ориентировки в пространстве;

коррекционно-воспитательные:

— учить детей дифференцировать звуки в слогах и словах;

— уточнять и расширять словарь;

— учить синхронизировать речь с движениями;

коррекиионно-воспитательная:

— воспитывать у детей самоконтроль за речью через оральный,

тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Оборудование: проектор, экран, тетради в клетку, карандаши, прописи.

Ход занятия

1. Организационный момент

2-й слайд. Педагог: морские обитатели предлагают нам поиграть в

прятки. Вы согласны? Тогда назовите морских обитателей, запомните их, а

теперь закройте глаза. (одна картинка исчезает с экрана) Откройте.

Отгадайте, кто пропал? (играем 4 раза). Ой, посмотрите, все морские

животные пропали. А вы запомнили кто за кем стоял? Тогда называйте их по

порядку.

Дети: называют морских обитателей в том порядке, в котором они были на

экране.

2. Объявление темы.

3-й слайд. Педагог: Если вы отгадаете загадку, то узнаете кто сегодня

придёт к нам в гости.

Что всё это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь -

Будет спать

День, и два, и даже пять.

(Кукла)

К нам в гости пришли куклы. Их зовут Зоя и Зина. Вы догадались с какие

звуки мы будем сегодня вспоминать? (Звуки З, Зь)

Предлагаю нашим куклам подарить бантики. Только вот кому какой я не

знаю. Помогите мне дать характеристику первым звукам в именах кукол.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.

— Произнесение звуков 3, Зь хором и индивидуально.

Сравнительная характеристика артикуляции звуков.

— Звук 3 - губы в улыбке; кончик языка упирается в нижние зубы;

боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам;

воздушная струя — холодная, идёт по середине языка.

Звук 3 – согласный, твёрдый, звонкий. Значит Зое дарим синий и жёлтый

бант.

— Звук Зь - губы в улыбке; спинка языка выгнута.

Звук Зь — согласный, мягкий, звонкий. Значит Зине дарим зелёный и

жёлтый бантик.

4. Развитие фонематического слуха.

4-й слайд. Игра «Помоги куклам найти друзей».

Педагог: А вы знаете, что когда мы ложимся спать все игрушки оживают?

Давайте представим, что наступила ночь, мы уснули, а в нашей группе

игрушки ожили. Интересно, а с кем будут играть наши гости?

— Дети называют игрушку, определяют местоположение звуков 3, Зь в

слове и говорят кто с ней будет играть Зоя или Зина.

5-й слайд.

Педагог: Вспомните, какие игрушки ожили в комнате и играли с нашими

куклами. Посмотрите, нет ли среди них лишних?

— Дети называют лишние картинки и говорят каких не хватает.

6-й слайд. Физминутка «Куклы»

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)

7-й слайд. 5. Связь звуков и букв.

Педагог: Дети, посмотрите и запомните какой буквой обозначаются звуки

З и Зь.

Эта буква на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

Педагог: На что ещё похожа эта буква

— Дети называют предметы, на которые похожа эта буква.

— Дети печатают букву в прописях.

7. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

9-й слайд. Игра «Скажи наоборот».

Педагог: Наши куклы решили прогуляться. Вот они идут по тропинки и

разговаривают.

— Зина – Зи-зи-зи, а Зоя в ответ — зы-зы-зы. Зина зе-зе-зе, а Зоя в ответ

— зэ-зэ-зэ. Зина зя-зя-зя, а Зоя в ответ — за-за-за. Зина зю-зю-зю, а Зоя в

ответ — зу-зу-зу. (За Зину говорит педагог, а за Зину дети. Потом можно

поменяться роями).

Педагог: Наши куклы пока гуляли свои вещи растеряли. Скажите, кто

потерял корзинку, а кто зонтик.

— Дети называют предмет, который потеряла Зина и объясняют почему

они так думают. Затем называют предмет, который потеряла Зоя и объясняют

почему они так думают.

10-й слайд. Педагог: Прежде чем приступить к выполнению заданий в

тетрадях, предлагаю вам размять пальчики.

Пальчиковая игра «Игрушки».

Есть у нас игрушки: (Хлопки).

Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный, (Делают квадрат из пальцев)

Солдатик оловянный, (Ладошки «смотрят» друг на друга).

Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши).

11-й слайд. Педагог: Наша кукла Зина просит составить схему слова - ее

любимого времени года-зима. Справимся с этой просьбой?

— Дети выполняют задание в тетрадях.

12-й слайд. Педагог: А Зоя попросила нас помочь ей составить схему

слова её любимого предмета осенью– зонт. Поможем Зои?

— Дети выполняют задание. Деление на слова.

Составление предложений по картинкам с маленькими словами-

предлогами.

Итог занятия и оценка деятельности детей.

Педагог: Дайте характеристику звукам 3, Зь. Чем они отличаются друг от

друга?



В раздел образования