Напоминание

Тема " Зима"


Автор: Овчинникова Светлана Васильевна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР – детский сад № 14 " Весёлые звоночки"
Населённый пункт: город Озёры, Московская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Тема " Зима"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Веселые звоночки»

адрес: РФ, 140563, Московская область, г. Озёры,

микрорайон имени маршала Катукова, дом 20

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации и

дифференциации сонорных звуков « Р» , «РЬ » для детей дошкольного возраста

Тема: « Зима»

Составила учитель – логопед высшей квалификационной категории

Овчинникова Светлана Васильевна

Московская область

Г. Озёры

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Зима».

Совершенствование

навыков звукового

и

слогового

анализа

и

синтеза.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с

существительными

в

роде

и

числе,

образование

прилагательных и

существительных с уменьшительными суффиксами). Развитие синтаксической

стороны речи (закрепление понятия предложение).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематических

представлений, навыков фонематического анализа, зрительного внимания и

восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствование

слоговой структуры слова

Воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности,

самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, контейнер с белой фасолью, бумажные

снежинки с наклеенными предметными картинками на «Р» и «РЬ», карточка с

изображением зимней одежды детей, картинки снежных домиков, картинки с

изображением бумажных

снежинок

для

дыхательной

гимнастики,

с

изображением детей, компьюторная игра Игры для Тигры , ниточка синего

цвета, бархатная бумага, схема для характеристики звука.

Ходзанятия.

1. Организационный момент. Упражнение «Волшебные снежинки». Развитие

тонкой моторики. Автоматизация правильного произношения звука [Р] в словах

с открытым слогом.

Логопед приводит ребёнка в логопедический кабинет, он здоровается с гостями.

Педагог приглашает ребенка пройти к столику, на котором стоит контейнер с

горохом, среди белой фасоли спрятаны бумажные снежинки

Логопед: Скажи пожалуйста какое сейчас время года?

Ребенок: Зима.

Логопед: По каким признакам ты определил, что сейчас зима?

Ребенок: На улице лежит снег, очень холодно, сильный мороз и т.д.

Логопед: Какие зимние месяцы ты знаешь?

Ребёнок : Декабрь, январь, февраль.

Логопед. Правильно, я сегодня предлагаю наше занятие посвятить зиме и

продолжим работу над правильным произнесением звука «Р», « Рь»

Логопед. Приходила ко мне зимушка и оставила вот этот контейнер с

маленькими

волшебными

снежками,

а

среди

них

спрятала

волшебные

снежинки. Опусти руки в бассейн, достань волшебные снежинки.

Ребенок опускает руки в бассейн, достаёт снежинки

-Хочешь с ними поиграть? Сейчас мы подуем на них. Зимой дует сильный ,

холодный ветер.

(Выполнение дыхательной гимнастики )

Логопед. Хорошо. Ты отлично справился с первым заданием. А сейчас мы

продолжим разговор о зиме.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Сегодня ты узнаешь историю про Рому и Риту, которая с ними

случилась.

Рома и Рита пошли кататься на санках с горы (упр. « Горка») .Сели на санки ( упр.

«Чашечка») и помчались с горы ( Тянуть язык до подбородка). Подул сильный ветер (

Упр. на дыхание с султанчиками), подхватил санки и понёс их по воздуху.( упр. «

Чашечка»). Когда ветер стих, санки опустились на полянку в лесу ( Упр. « Лопатка»).

Дети обрадовались , что оказались на земле и улыбнулись. ( упр. « Лягушка»). Мимо

детей проскакала лошадка ( упр. « Лошадка»). Вдруг раздался стук Д - Д – Д –Д – Д.

Это по дереву стучал дятел. (упр. « Дятел»).

3. Дифференциация изолированного звука.

Логопед. Как же звали мальчика?

Ребёнок. Рома.

Логопед . Какой первый звук в имени «Рома»?(карточка характеристики звука)

Ребёнок. Согласный, твердый, звонкий.

Логопед. Как же звали девочку?

Ребёнок. Рита.

Логопед . Какой первый звук в имени «Рита»?(карточка характеристики звука)

Ребёнок. Согласный, мягкий, звонкий.

Логопед . Когда произносим звук «Р», в каком положении губы?

Ребёнок. Когда мы произносим звук «Р» – язычок, заведён за верхние

зубы , он наверху дрожит. ( показ артикуляторных профилей).

5.Логопед . У каждого звука есть своя буква. Давай изобразим шерстяной

нитью букву « ЭР»

(Выкладывание синей нитью буквы на бархатной

бумаге.) Почему синей?

Ребёнок. Согласный звук обозначаем синим цветом.

Логопед. Давай вернемся к нашей истории. Дети оказались в лесу . там росли

ёлочки. Одна уже украшена .Давай украсим другую. Я называю звуки , как услышишь

звуки « Р « , « Рь», бери соответствующий кружок.(М, С, Р, Н, Л, Рь, Ль, Р, Д, Р, К. Рь.

Ш, Р, слоги Ма , Ра, Лу, Ру, Си, Ри, Ня, Ря)

Логопед. Когда дети пошли гулять, какую одежду они одели?

Ребёнок. Зимнюю одежду.

Логопед. Выбери зимнюю одежду со звуком Р. (Ребёнок выбирает). Назови

картинки., закрой снежинкой нужную картинку.

Ребёнок. Рукавица, перчатки, шарф, безрукавка, свитер, куртка.

6Логопед.

Упражнение

«Большие

и

маленькие». Совершенствование

грамматического

строя

речи

(согласование

прилагательных

существительными

в

роде

и

числе,

образование

прилагательных

и

существительных с уменьшительными суффиксами).

Назови слова ласково., употребляя цвет (Красная куртка – красненькая

курточка).

7.Физминутка.

Раэ, два , три, четыре (на каждое слово сжимаем и разжимаем кулачок)

Мы из снега ком слепили. ( показ движений лепки комка)

Очень круглый ( показ круга)

Очень гладкий( потереть ладошки)

И совсем, совсем не сладкий ( показ)

Раз – подбросим. Два – поймаем, три - уроним ( Показ)

И сломаем ( Показ)

Логопед. Отдохнули. Пора ребятам идти домой. Пошёл большой снегопад. Их

домики сильно занесло снегом. Помоги ребята отыскать свой домик У Ромы картинки

с твёрдым звуком « Р». Над ним горит синий фонарь. А У Риты над домом – зелёный

фонарик – картинки с мягким звуком « РЬ».

Ребёнок отбирает. Прикрепляет снежинку над домиками.

Логопед. Как назвать одним словом эти картинки?

Ребёнок . Игрушки.

9Логопед. Составь предложение , употребляя слова: игрушки , играть, любят

Рома, и, Рита.

Ребёнок. Рома и Рита любят играть в игрушки.

10Логопед. Давай мы поиграем с Тигрёнком ( Компъюторная игра « Найди

место звуку «Р»)

Логопед ставит контейнер на стол и просит ребенка еще раз опустить

руки в контейнер, и убедиться, что в контейнере ещё что – то есть.

Ребенок

опускает

руки

и

достает

из

-

под

снежков

конфетки

-

рафаэлки.

Логопед. А эти сладкие

снежочки дарит тебе зимушка, за твои

правильные ответы.

11. Окончание занятия. (Оценка детей)

Логопед предлагает ребенку перечислить все задания, которые он

выполнял, назвать понравившиеся игры и задания.



В раздел образования