Напоминание

Краеведение. "Моя Родина"


Автор: Кириллова Ирина Афанасьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Убоянская СОШ"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Нюрбинский район г.Нюрба
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Краеведение. "Моя Родина"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Программа

по внеурочной деятельности

«Краеведение»

5 «а» класс

МБОУ «УСОШ»

Кириллова Ирина Афанасьевна

на 2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная образовательная политика предполагает знание школьниками этнокультурных особенностей того или иного региона,

являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся.

Материалы по историческому краеведению, легшие в основу данного курса, располагают богатейшими возможностями и призваны

воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.

Рабочая программа по краеведческой деятельности для 5класса составлена с учётом нормативных документов:

1.Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Приказом МОН

РФ от 6.10.2009».

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН

от 6.10.2009 от 6.10.2009».

3. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших

подростков. Она направлена на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использует при этом

возможности различных видов внеурочной деятельности.

Основными объектами изучения краеведения являются природное, социально-экономическое и культурное развитие своего края.

Краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего подросткового возраста, так

и собственно педагогические задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.

Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к

культуре и историческому наследию своих предков. Данная программа по краеведению даст возможность учащимся определить свою роль в

жизни семьи, общества, наконец, своего края, в жизни государства и всего человечества. Они осознают готовность продолжать добродетели

предков, и исправлять их ошибки. Именно на этих занятиях реализуется возможность обучения нравственным законам и принципам,

отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, об экологическом, полноценном воспитании окружающего мира,

которым дети будут руководствоваться в жизни.

Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Из-за склонности к стандартному поведению в

сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослых не хуже других детей, одной из задач педагога является создание благоприятных

условий для развития самостоятельности учащихся, их самопознания, самореализации.

Данная рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению младших подростков рассчитана на 1 год. Предусмотренные данной

программой занятия проводятся в постоянных группах в 5кл. -34часа в год, одно занятие в неделю продолжительностью 40 минут.

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Нюрбинского района и раскрывается переплетение и взаимовлияние

различных культур на территории района. . На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся

поискового, исследовательского характера.

Цели курса:

формирование представлений о древней истории района как части общемировых процессов;

воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру,

национальные традиции;

развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;

Задачи курса:

пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;

• дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном своеобразии родного района;

обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона;

развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;

расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;

воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;

воспитание культуры межнационального общения, убеждения в бессмысленности и опасности межнациональных конфликтов;

формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;

развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных

источников по истории края.

Для реализации программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также

применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ученическая

конференция, ролевая игра и другие.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать:

место и роль родного края в контексте отечественной и всемирной истории;

источники комплексного изучения родного района, значимость культурного наследия своей Малой Родины;

виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения Нюрбинского района.

Уметь:

осмыслять доступный для их возраста исторический материал;

объяснять значение основных понятий;

соотносить историю своей семьи, города Нюрба с региональной историей;

вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, родного края;

показывать на карте и описывать географическое положение Нюрбинского района как административно-территориальной единицы;

составлять своё генеалогическое древо.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий, самостоятельной интерпретации

информации;

использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в

поликультурной среде;

способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных

мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);

объяснения уклада жизни своей местности, посильного участия в решении проблем местного сообщества.

Календарно-тематический план по курсу краеведение для 5 класса (1 час в неделю, всего 34 часа )

Тема занятия

Колич-во

часов

Дата

Факт.

1

Введение в тематику. Нюрба – Родина моя

1

2

Символы Нюрбинского района: герб, гимн, флаг

1

3

Символы малой Родины

1

4

Нюрбинский район – частица Республики Саха

(Якутия)

1

5

Люди, связанные с районом

1

6

Васильев, Степан Васильевич

1

7

Овчинникова Александра Яковлевна

1

8

Винокуров Валерий Афанасьевич

1

9

Чусовской Николай Николаевич

1

10

Как жили наши предки. Наш край в древности

1

11

Как жили наши предки. Этнографическая

экскурсия

1

12

История города Нюрба

1

13

История города Нюрба

1

14

История города Нюрба. Экскурсия в музей.

1

15

История города Нюрба. Экскурсия в музей.

1

16

Памятники города Нюрба. Прогулка по городу

1

17

Наша улица. Названия улиц рассказывает.

1

18

Наша улица. Названия улиц рассказывает.

1

19

Я - ученик. История школы

1

20

Выпускники, которыми гордимся. Экскурсия в

музей.

1

21

Родной дом и семья

1

22

Традиции семьи

1

23

Знаменитые земляки. Экскурсия в музей.

1

24

Знаменитые земляки. Экскурсия в музей.

1

25

Спорт в Нюрбинском районе

1

26

Спорт в Нюрбинском районе

1

27

Населенные пункты Нюрбинского района

1

28

Населенные пункты Нюрбинского района

1

29

Населенные пункты Нюрбинского района

1

30

Нюрба в годы Великой Отечественной войны.

Экскурсия в музей.

1

31

Дети войны. Труженики тыла

1

32

Скверы, памятники

1

33

-

34

Итоговые занятия: обобщение, защита проектов

«История Нюрбы в истории моей семьи»

2



В раздел образования