Напоминание

"Проблемы социализации выпускников детских домов"


Автор: Ращупкина Ольга Сергеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом № 4
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы социализации выпускников детских домов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Мотивация к профессиональной деятельности выпускников

детских домов

В мире число детей оставшихся без родителей и число детей - сирот

увеличивается с каждым годом все больше и больше.

Существует достаточно обширный спектр причин, по котороым дети

становятся

сиротами,

без

попечения

и

опеки

родителей:

алкоголизм

родителей;

социальная

и

семейная

безответственность,

приводящая

к

уголовным нарушениям; развод; неблагополучие семейной структуры; травма

или тяжелое заболевание ребенка психологического или физиологического

характера;

ухудшение

условий

содержания

детей;

нараст ание

психологических

и

эмоциональных

перегрузок

у

взрослого

населения,

непосредственно

отражающихся

на

детях;

выяснение

фактов

жестокого

обращения с детьми.

В настоящее время остро встает вопрос о повышении эффективности

адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот

и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах-интернатах.

Подготовка выпускников к самостоятельной жизни — приоритетное

направление в работе педагогического коллектива детского дома.

Проблема подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, к самостоятельной жизни и трудовой деятельности всегда была и

остается самой актуальной и острой для детских домов. В связи с этим

огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной

работы по социализации, воспитанию трудолюбия и творческому отношению

к труду среди воспитанников детского дома-школы, которая должна

опираться на глубокое знание всей системы основных факторов труда,

определяющих формирование профессиональных намерений личности и

пути её реализации.

Задачи:

· Создать необходимые условия для развития жизненно важных и социально

значимых качеств личности, способствующих успешной адаптации в

обществе.

· Формирование осознанного профессионального выбора выпускников

адекватного их способностям и состоянию здоровья.

· Оказание содействия выпускникам в постинтернатной адаптации.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в

себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических

особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных

курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это

неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику

школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о.

можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический,

психолого-педагогический, медико-физиологический.

Профориентационная работа ведётся воспитателями и специалистами

детского дома в соответствии с рядом программ, разработанных в

учреждении. Данные программы способствуют решению задач, стоящих пред

детским домом, адекватны требованиям воспитательно-образовательного

процесса в детском доме.

Содержательная сторона процесса профессиональной и социально-правовой

ориентации планируется и осуществляется совместно с методическим

объединением воспитателей.

Вопросы по организации, проведению и результативности данной работы с

выпускниками систематически рассматриваются на заседаниях

педагогического совета, совета профилактики, методического объединения,

совещаниях при директоре. Педагогом-психологом, воспитателями,

социальными педагогами проводится также индивидуальная работа по

профориентации с воспитанниками.

Главная задача трудового воспитания – сформировать у каждого

воспитанника общую направленность на добросовестный творческий труд,

подвести его к рубежу духовного выбора профессии.

Профориентация – органическая составная часть учебно-воспитательного

процесса, когда на основе широкой общеобразовательной и политехнической

подготовки осуществляется ознакомление учащихся с различными видами

трудовой деятельности и своевременно решается их подготовка к

профессионалъному самоопределению с учетом личных возможностей и

общественных потребностей.

Ошибки в выборе профессии наносят вред здоровью и психологическому

состоянию воспитанников, а также обществу и государству в целом. Ведь

если содержание профессии не отвечает возможностям человека, то и его

производительность труда будет значительно ниже. Неудовлетворенность

избранной специальностью приводит к тому, что многие студенты, молодые

рабочие, служащие вынуждены искать новые учебные заведения или новые

места работы – возникает текучесть кадров, что также наносит большой

ущерб государству, которое выделяет деньги на их бесплатное обучение.

Вся воспитательная работа должна быть построена таким образом, чтобы

воспитанники чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, что он

приносит удовлетворение.

Чем больше информации у воспитанников о мире профессий, о жизненных

проблемах и путях их решения, тем больше вариантов выбора им

представится, тем осознаннее будут их действия.

Наличие четких профессиональных и личных планов, способности их

реализовать формирует у человека чувство социальной защищенности.

Воспитанник должен хорошо представить себя в своей самостоятельной

жизни, поэтому я привлекаю как можно раньше каждого из воспитанников к

индивидуальному целеполаганию и планированию. Помогают ребенку

определить реальные личные и профессиональные перспективы и составить

программу собственных действий по достижению намеченного:

Способствую доминирующей творческой организации любой

воспитательной деятельности.

Учу сопереживать и приходить друг к другу на помощь.

Формирую позитивное отношение к труду, творчеству, трудовой

деятельности.

Закрепляю и формирую умения и навыки самообслуживания,

общественно-полезного труда.

Способствую умению воспитанников вместе преодолевать и

переживать трудности.

Развиваю и поддерживаю творческую инициативу.

Создаю условия, посредством которых ребенок может проявлять

самостоятельность.

Формирую потребность у воспитанников соблюдения

общечеловеческих норм морали (доброта, взаимопонимание,

терпимость и т.д.)

Создаю условия для развития внутренней свободы – способности к

объективной, адекватной самооценки себя, своих знаний и

возможностей, чувства собственного достоинства, самоуважения,

уважения окружающих, саморегуляции достойного поведения.

Особое внимание уделяю в своей деятельности ситуации успеха, поощрения.

Дети открыто и легко отзываются на данную форму общения. Успех

становится первоисточником внутренней собранности и сил воспитанника,

рождающий энергию для того, чтобы справиться с трудностями, преодолеть

их. Преодоление проблем, трудностей, умение выходить из сложных

ситуаций – это самое главное в социализации и адаптации в обществе. С этой

целью исполюзую следующие приемы:

Личный пример

Одобрения и поощрения

Благоприятный психо-эмоциональный климат

Советы и рекомендации

Четкая инструкция

Снятия чувства безнадежности (преодоление “не могу”, “не

получится”)

Исключительности собственного “Я”

Сравнения, стремления, “Cделай лучше чем было”

Оценка результата

В своей работе руководствуюсь следующими принципами:

1.

Принцип связи воспитания с жизнью, с трудом

2.

Принцип создания информационного поля

3.

Принцип соблюдения правил безопасности труда

4.

Принцип творческого начала

5.

Принцип целенаправленности и ожидания конечного результата

В организации и проведении профориентационной работы мною

апробированы следующие формы и методы работы:

Одним из основных методов является диагностика, которая

предполагает использование комплекса психологических методик,

обеспечивающих возможность получения каждым воспитанником

информации о своих индивидуальных психологических качествах и

степени их соответствия той или иной профессии. Диагностические

методы представлены мною опросниками, анкетами, тестами.

Практикумы различных форм и направленностей.

Профконсультации - задачи которых дать каждому ребенку

обоснованный совет по выбору профессии, соответствующей

склонностям и здоровью.

Беседа – цель более глубоко и полно рассказать о людях той или иной

профессии.

Диспут – где обсуждаем и отстаиваем свою точку зрения

Экскурсии – которые я планирую заранее, разрабатываю систему

конкретных заданий воспитанникам, используя главный метод –

наблюдение и анализ.

Встречи со специалистами, где я преследую цель возбудить у

воспитанников уважение к людям различных профессий.

Деловые игры – это наиболее интересная форма для ребят. На основе

интереса легче сформировать положительный мотив и

соответствующую активность.

Организация профессиональных проб – их задача включить

воспитанников в реальные трудовые отношения, которые реализуются

через посещения воспитанниками кружков, обществ, полезный труд,

самообслуживание и т.п.

Одной из направлений работы является постинтернатное сопровождение

выпускников. Поддерживается тесная связь с бывшими выпускниками,

установлены контакты с учреждениями начального и среднего

профессионального образования с целью контроля за посещением занятий,

практики, поведения выпускников и социальной адаптации.



В раздел образования