Напоминание

Арт-студия "Радуга красок"


Автор: Толстихина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад Буратино
Населённый пункт: Республика Хакасия
Наименование материала: Рабочая программа Дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования.
Тема: Арт-студия "Радуга красок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Белоярский детский сад «Буратино»

Рассмотрена на педагогическом совете.

Арт- студия

« Радуга красок»

Рабочая программа

Дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования

4-5лет

Срок реализации программы.

2018г- 2019у.г.

Воспитатель: Толстихина С.В.

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе

творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место

и назначение в этом прекрасном мире.

Основной

целью

современной

системы

дополнительного

образования

является

воспитание

и

развитие

личности

ребенка.

Достижение

этой

цели

невозможно

без

реализации

задач,

стоящих

перед

образовательной

областью

«Художественное

творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное

искусство

располагает

многообразием

материалов

и

техник.

Зачастую

ребенку

недостаточно

привычных,

традиционных

способов

и

средств,

чтобы

выразить

свои

фантазии.

Проанализировав

авторские

разработки,

различные

материалы,

а

также

передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и

зарубежными

педагогами-практиками,

я

заинтересовалась

возможностью

применения

нетрадиционных

приемов

изодеятельности

в

работе

с

дошкольниками

для

развития

воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники

рисования

демонстрируют

необычные

сочетания

материалов

и

инструментов.

Становление

художественного

образа

у

дошкольников

происходит

на

основе

практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга

красок » направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития

детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям

ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет

детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования

хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей

непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает

ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя

дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог

должен

пробудить

в

каждом

ребенке

веру

в

его

творческие

способности,

индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и

красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы

обусловлена

тем,

что

происходит

сближение

содержания

программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых

подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи

творческого

восприятия

и

развития

личности

в

целом.

В

системе

эстетического,

творческого

воспитания

подрастающего

поколения

особая

роль

принадлежит

изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,

способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,

трудовой

и

творческой

активности,

воспитывает

целеустремленность,

усидчивость,

чувство

взаимопомощи,

дает

возможность

творческой

самореализации

личности.

Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети

знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями,

многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных

знаний

создавать

свои

рисунки.

Таким

образом,

развивается

творческая

личность,

способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского

интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает

э к с п е р и м е н т и р о в а т ь ,

т в о р и т ь .

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность.

Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а

самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к

развитию

воображения,

проявлению

самостоятельности,

инициативы,

выражения

индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных.

Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки –

инструменты

души.

Творческий

процесс

-

это

настоящее

чудо.

творчестве

нет

правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность

Из

многолетнего

опыта

работы

с

детьми

по

развитию

художественно

творческих

способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных

материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так

как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В

связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского

интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование

нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :

Развивает уверенность в своих силах . Способствует снятию детских страхов. Учит детей

свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми

материалами

.

Развивает

мелкую

моторику

рук.

Развивает

творческие

способности,

воображение

и

полёт

фантазии.

Во

время

работы

дети

получают

эстетическое

удовольствие.

Воспитывается

уверенность

в

своих

творческих

возможностях,

через

использование различных изотехник.

Новизной

и

отличительной

особенностью

программы «Радуга

красок

» по

нетрадиционным

техникам

рисования

является

то,

что

она

имеет

инновационный

характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития

детского

художественного

творчества.

Используются

самодельные

инструменты

,

природные

и

бросовые

для

нетрадиционного

рисования.

Нетрадиционное

рисование

доставляет

детям

множество

положительных

эмоций,

раскрывает

возможность

использования

хорошо

знакомых

им

бытовых

предметов

в

качестве

оригинальных

художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель:

Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с

использованием различных изобразительных материалов.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения

чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных

навыков ребенка.

- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на

разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать

особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать

технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск

печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста:

тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки +

акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными

палочками; волшебные веревочки (ниткография).

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности

работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на

полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие,

познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного

овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и

индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка

расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые

средства выразительности.

Режим занятий:

Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия .В год

проводится 36занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме

кружковой работы

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной

образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса среди педагогов

Ожидаемый результат

посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно

решать

задачи

воспитания

и

обучения

детей

дошкольного

возраста.

Так

как

представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка,

обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств

выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к

видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые

доступные средства

Диагностическая карта

по методике «Диагностика изобразительной деятельности».

№/n

Ф.И.

Реб.

Технич

еские

навыки

Точнос

ть

движен

ий

Средства

выразительн

ости (цвет,

форма и др.)

Наличие

замысла

Проявление

самостоятельно

сти

Отношение

к рисованию

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н.- начало года

К.- конец

Перспективный план занятий кружка «Радуга красок»

в средней группе

СЕНТЯБРЬ

N

п/п

Тема

занятия

Техника

Программное содержание

1

Диагностик

а

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с

материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных

изобразительных техниках.

2

Укрась

платочек

Оттиск

пробкой.

Рисование

пальчиками

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание,

рисование пальчиками и прием примакивания.

Развивать чувство композиции, ритма.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Осеннее

дерево

Оттиск

печатками из

ластика

Познакомить с приемом печати печатками.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

ОКТЯБРЬ

N

п/п

Тема

занятия

Техника

Программное содержание

1

Заготовка

на зиму

«Компот из

яблок»

Оттиск

печаткой из

яблока

Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном.

Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию

можно использовать рисование пальчиками.

Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Улитка

Рисование

восковыми

мелками,

солью

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков.

Учить детей рисовать восковым мелком по контуру,

учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

НОЯБРЬ

N

п/п

Тема

занятия

Техника

Программное содержание

1

Рябинка

Рисование

пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием).

Закрепить данные навыки рисования.

Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Первый

снег

Оттиск

печатками из

салфетки

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью

техники печатания или рисование пальчиками.

Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

ДЕКАБРЬ

N

п/п

Тема

занятия

Техника

Программное содержание

1

Наша

нарядная

елка.

Прикладыван

ие кистью

.Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки. Формировать

умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. Учить пользоваться

красками, аккуратности.

Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки.

2

Мои

рукавички

Оттиск

печатками

рисование

пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет,

нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать

у детей умение работать индивидуально.

ЯНВАРЬ

N

п/п

Тема

занятия

Техника

Программное содержание

1

Ёлочка

пушистая,

нарядная

Тычок

жёсткой

полусухой

кистью,

рисование

пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью.

Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Снеговичок

Комкание

бумаги

(скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание,

комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком

(метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

ФЕВРАЛЬ

N

п/п

Тема

занятия

Техника

Программное содержание

2

Цветочек

для папы

Оттиск

печатками из

картофеля

Упражнять в рисовании с помощью печаток.

Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов

стебельки и листочки. Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус

3

Ягоды и

фрукты

Рисование

пальчиками,

карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков

пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Март

N

п/

п

Тема

занятия

Техника

Программное содержание

1

Мимоза для

мамы

Рисование

пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток.

Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Подснежник

и

Акварель,

восковые мелки

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на

склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать

весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

АПРЕЛЬ

N

п/п

Тема занятия Техника

Программное содержание

2

Волшебные

картинки

(волшебный

дождик)

Рисование

свечой

Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик).

Аккуратно закрашивать лист жидкой краской.

Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Насекомые

(бабочка,

паук, божья

коровка,

гусеница)

Рисование

пальчиками,

карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих

отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой

краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

МАЙ

N

п/п

Тема

занятия

Техника

Программное содержание

1

Черемуха

Рисование

ватными

палочками,

пальчиками

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком.

Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать

у детей умение работать индивидуально.

4

Как я люблю

одуванчики

Обрывание,

восковые

мелки,

тычкование.

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и

техник их изображения - обрывания и тычкования и других;

развивать чувство композиции и колорита в процессе

использования разных материалов для создания выразительного образа

одуванчика в пейзаже.

Воспитать у ребенка художественный вкус.



В раздел образования