Автор: Толстихина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад Буратино
Населённый пункт: Республика Хакасия
Наименование материала: Рабочая программа Дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования.
Тема: Арт-студия "Радуга красок"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Белоярский детский сад «Буратино»
Рассмотрена на педагогическом совете.
Арт- студия
« Радуга красок»
Рабочая программа
Дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования
4-5лет
Срок реализации программы.
2018г- 2019у.г.
Воспитатель: Толстихина С.В.
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе
творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место
и назначение в этом прекрасном мире.
Основной
целью
современной
системы
дополнительного
образования
является
воспитание
и
развитие
личности
ребенка.
Достижение
этой
цели
невозможно
без
реализации
задач,
стоящих
перед
образовательной
областью
«Художественное
творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное
искусство
располагает
многообразием
материалов
и
техник.
Зачастую
ребенку
недостаточно
привычных,
традиционных
способов
и
средств,
чтобы
выразить
свои
фантазии.
Проанализировав
авторские
разработки,
различные
материалы,
а
также
передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и
зарубежными
педагогами-практиками,
я
заинтересовалась
возможностью
применения
нетрадиционных
приемов
изодеятельности
в
работе
с
дошкольниками
для
развития
воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники
рисования
демонстрируют
необычные
сочетания
материалов
и
инструментов.
Становление
художественного
образа
у
дошкольников
происходит
на
основе
практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга
красок » направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития
детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям
ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет
детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования
хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает
ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя
дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог
должен
пробудить
в
каждом
ребенке
веру
в
его
творческие
способности,
индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и
красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы
обусловлена
тем,
что
происходит
сближение
содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
творческого
восприятия
и
развития
личности
в
целом.
В
системе
эстетического,
творческого
воспитания
подрастающего
поколения
особая
роль
принадлежит
изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,
трудовой
и
творческой
активности,
воспитывает
целеустремленность,
усидчивость,
чувство
взаимопомощи,
дает
возможность
творческой
самореализации
личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети
знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями,
многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных
знаний
создавать
свои
рисунки.
Таким
образом,
развивается
творческая
личность,
способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского
интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает
э к с п е р и м е н т и р о в а т ь ,
т в о р и т ь .
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность.
Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а
самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к
развитию
воображения,
проявлению
самостоятельности,
инициативы,
выражения
индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных.
Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки –
инструменты
души.
Творческий
процесс
-
это
настоящее
чудо.
"В
творчестве
нет
правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из
многолетнего
опыта
работы
с
детьми
по
развитию
художественно
творческих
способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных
материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так
как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В
связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского
интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование
нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :
Развивает уверенность в своих силах . Способствует снятию детских страхов. Учит детей
свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми
материалами
.
Развивает
мелкую
моторику
рук.
Развивает
творческие
способности,
воображение
и
полёт
фантазии.
Во
время
работы
дети
получают
эстетическое
удовольствие.
Воспитывается
уверенность
в
своих
творческих
возможностях,
через
использование различных изотехник.
Новизной
и
отличительной
особенностью
программы «Радуга
красок
» по
нетрадиционным
техникам
рисования
является
то,
что
она
имеет
инновационный
характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития
детского
художественного
творчества.
Используются
самодельные
инструменты
,
природные
и
бросовые
для
нетрадиционного
рисования.
Нетрадиционное
рисование
доставляет
детям
множество
положительных
эмоций,
раскрывает
возможность
использования
хорошо
знакомых
им
бытовых
предметов
в
качестве
оригинальных
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с
использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения
чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных
навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на
разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать
особенные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать
технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск
печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста:
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки +
акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными
палочками; волшебные веревочки (ниткография).
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности
работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на
полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие,
познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного
овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка
расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые
средства выразительности.
Режим занятий:
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия .В год
проводится 36занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме
кружковой работы
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной
образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов
Ожидаемый результат
посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно
решать
задачи
воспитания
и
обучения
детей
дошкольного
возраста.
Так
как
представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка,
обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к
видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые
доступные средства
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности».
№/n
Ф.И.
Реб.
Технич
еские
навыки
Точнос
ть
движен
ий
Средства
выразительн
ости (цвет,
форма и др.)
Наличие
замысла
Проявление
самостоятельно
сти
Отношение
к рисованию
Н.
К.
Н.
К.
Н.
К.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Н.- начало года
К.- конец
Перспективный план занятий кружка «Радуга красок»
в средней группе
СЕНТЯБРЬ
N
п/п
Тема
занятия
Техника
Программное содержание
1
Диагностик
а
Различные
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках.
2
Укрась
платочек
Оттиск
пробкой.
Рисование
пальчиками
Учить украшать платочек простым узором, используя печатание,
рисование пальчиками и прием примакивания.
Развивать чувство композиции, ритма.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
3
Осеннее
дерево
Оттиск
печатками из
ластика
Познакомить с приемом печати печатками.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
ОКТЯБРЬ
N
п/п
Тема
занятия
Техника
Программное содержание
1
Заготовка
на зиму
«Компот из
яблок»
Оттиск
печаткой из
яблока
Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном.
Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию
можно использовать рисование пальчиками.
Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
2
Улитка
Рисование
восковыми
мелками,
солью
Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков.
Учить детей рисовать восковым мелком по контуру,
учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
НОЯБРЬ
N
п/п
Тема
занятия
Техника
Программное содержание
1
Рябинка
Рисование
пальчиками
Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием).
Закрепить данные навыки рисования.
Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
3
Первый
снег
Оттиск
печатками из
салфетки
Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью
техники печатания или рисование пальчиками.
Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
ДЕКАБРЬ
N
п/п
Тема
занятия
Техника
Программное содержание
1
Наша
нарядная
елка.
Прикладыван
ие кистью
.Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки. Формировать
умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. Учить пользоваться
красками, аккуратности.
Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки.
2
Мои
рукавички
Оттиск
печатками
рисование
пальчиками
Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет,
нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать
у детей умение работать индивидуально.
ЯНВАРЬ
N
п/п
Тема
занятия
Техника
Программное содержание
1
Ёлочка
пушистая,
нарядная
Тычок
жёсткой
полусухой
кистью,
рисование
пальчиками
Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью.
Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.
Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
3
Снеговичок
Комкание
бумаги
(скатывание)
Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание,
комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком
(метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
ФЕВРАЛЬ
N
п/п
Тема
занятия
Техника
Программное содержание
2
Цветочек
для папы
Оттиск
печатками из
картофеля
Упражнять в рисовании с помощью печаток.
Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов
стебельки и листочки. Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус
3
Ягоды и
фрукты
Рисование
пальчиками,
карандашом
Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков
пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Март
N
п/
п
Тема
занятия
Техника
Программное содержание
1
Мимоза для
мамы
Рисование
пальчиками
Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток.
Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
4
Подснежник
и
Акварель,
восковые мелки
Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на
склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать
весенний колорит. Развивать цветовосприятие.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
АПРЕЛЬ
N
п/п
Тема занятия Техника
Программное содержание
2
Волшебные
картинки
(волшебный
дождик)
Рисование
свечой
Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик).
Аккуратно закрашивать лист жидкой краской.
Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
4
Насекомые
(бабочка,
паук, божья
коровка,
гусеница)
Рисование
пальчиками,
карандашом
Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих
отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой
краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
МАЙ
N
п/п
Тема
занятия
Техника
Программное содержание
1
Черемуха
Рисование
ватными
палочками,
пальчиками
Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком.
Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать
у детей умение работать индивидуально.
4
Как я люблю
одуванчики
Обрывание,
восковые
мелки,
тычкование.
Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и
техник их изображения - обрывания и тычкования и других;
развивать чувство композиции и колорита в процессе
использования разных материалов для создания выразительного образа
одуванчика в пейзаже.
Воспитать у ребенка художественный вкус.