Автор: Митина Галина Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №64
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ при изучении курса математики
Раздел: среднее образование
Использование ИКТ при изучении курса математики.
Стремительное
развитие
ИКТ
ориентируют
систему
подготовки
учителя
на
развитие
профессиональной
ИКТ-компетенции,
под
которой
понимается готовность учителя решать профессиональные задачи в условиях
информационного общества.
В
основу
теоретической
модели
обучения
должна
быть
положена
определенная базисная психологическая концепция. Разработанная русскими
психологами теория рассматривает всякое обучение как обучение некоторой
деятельности в конечном итоге мыслительной деятельности.
Исходя
из
этой
общей
психологической
теории
обучения,
конкретизируя
ее,
можно
получить
концепцию
обучения
конкретному
предмету
в
вузе
и
школе
на
основе
использования
ИКТ,
как
обучение
определенного рода мыслительной деятельности.
Обучение математике есть дидактическое целесообразное сочетание
обучения
и
деятельности
с
использованием
ИКТ,
где
средства
информационных
технологий
выступают
как
мощный
помощник
преподавателю в управлении познавательной деятельностью обучаемых.
Для построения соответствующей теории необходимо, прежде всего,
принять
определенную
модель
учебной
деятельности,
присущую
конкретному
предмету
на
основе
использования
ИКТ,
которая
должна
отражать основные стороны реальной деятельности в конкретном предмете.
Для
обучения
математике
в
школе
на
основе
использования
ИКТ
будем
исходить
из
модели,
выделяющей
три
основные
аспекта
математической деятельности:
1 Математическое описание конкретных ситуаций или математизация
эмпирического материала (МЭМ) с использованием ПК.
С точки зрения обучения математической деятельности, построение
математической модели представляет собой аспект деятельности, по своей
структуре аналогичный математизации эмпирического материала.
2.
Логическая
организация
математического
материала
(ЛОММ),
полученного в результате математизации эмпирического материала.
3.
Применение математической теории (ПМТ), полученной в результате
логической организации математического материала.
Известно, что основная цель изучения какой-нибудь теории состоит в
том,
чтобы
научиться
ее
применять.
Наиболее
существенные
связи
математики
с
практикой
осуществляются
посредством
математических
моделей. Всякое применение теории предполагает построение модели.
Используя
педагогические
возможности
ПК,
можно
значительно
повысить эффективность основных аспектов математической деятельности и
логических
приемов
мышления,
наиболее
часто
применяемых
при
реализации
МЭМ,
ЛОММ
и
ПМТ.
Особенно
важна
роль
ИКТ
при
использовании эмпирических методов обучения.
Применение
ИКТ
позволяет
повысить
качество
таких
видов
мыслительной
деятельности
обучающихся
как
структурирование
и
систематизация,
которые
относятся
к
логической
организации
математического материала.
Только овладев навыками логико-дидактического анализа учебного
материала, составления различных структурных схем, позволяющих наглядно
представить
содержание
учебного
материала,
логические
связи
между
отдельными
его
элементами,
понятиями
и
предложениями,
можно
использовать качественные ЦОР не только на один урок, а на всю тему или
даже на весь курс.
Обучение математике как дидактическое целесообразное сочетание
обучения
и
деятельности
с
использованием
ЦОР,
где
средства
новых
информационных
технологий
выступают
как
мощный
помощник
преподавателю в управлении познавательной деятельностью обучаемых.
Инновационность по содержанию обучения:
Использование
инфокоммуникационных
технологий
способствует
совершенствованию
методической
системы
обучения
и
ее
компонентов:
целей, содержания, методов, организационных форм и средств.
Постепенное изменение целей обучения приводит к необходимости
обучения учащихся решению не только стандартных, но и нестандартных
задач,
которые
нельзя
отнести
к
классам
алгоритмически
разрешимых.
Усиление
логической
и
прикладной
направленности
курса
математики,
развитие
логического
мышления
обучающихся.
Интеграция
курсов
математики и информатики. Формирование информационной культуры.
Инновационность по методам обучения:
Разработка современных методов обучения, которые направлены на
обучение деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний. В
этом
случае
учебная
деятельность
обучаемого
является
продуктивной.
Педагогические
возможности
ПК
позволяют
эффективно
использовать
современные методы при обучении математике:
1.
Компьютер
является
наиболее
адекватным
техническим
средством
обучения,
способствующим
деятельностному
подходу
к
учебному
процессу.
2.
Будучи
в
состоянии
принять
на
себя
роль
активного
партнера
с
динамическим сочетанием вызова и помощи, компьютер тем самым
стимулирует активность учащегося.
3.
Программируемость
компьютера
в
сочетании
с
динамической
адаптируемостью содействует индивидуализации учебного процесса,
сохраняя его целостность.
4.
Компьютер - идеальное средство для контролирования тренировочных
стадий учебного процесса.
5.
Внутренняя
формализованность
работы
компьютера,
строгость
в
соблюдении
"правил
игры"
в
сочетании
с
принципиальной
познаваемостью
этих
правил
способствуют
большей
осознанности
учебного
процесса,
повышают
его
интеллектуальный
и
логический
уровень.
6.
Способность компьютера к построению визуальных и других сложных
образов
существенно
повышает
пропускную
спо собно сть
информационных каналов учебного процесса.
Инновационность по формам обучения:
Переход
от
классно-урочной
системы
к
организации
учебного
процесса
на
основе
метода
учебных
телекоммуникационных
проектов
и
индивидуальной деятельности на основе использования ПК.
Инновационность по средствам обучения
Изменение роли средств обучения, используемых при преподавании
математики и учебной среды, в которой происходит процесс обучения, на
основе использования ЦОР.
В процессе обучения математике использование ЦОР способствует
обогащению учебного процесса следующими возможностями:
-
выбор в любой последовательности из базы данных необходимой
информации;
-
использование
соответствующей
библиотеки
компьютерных
программ учебного назначения;
-
обеспечение оперативного и объективного контроля: текущего и
итогового с возможностью корректировки учебной деятельности;
-
построение индивидуальной траектории обучения.
При
таком
подходе
ознакомление
обучаемых
с
новой
для
них
информацией, формирование новых представлений и понятий происходит на
совершенно ином уровне, как мотивационном, так и развивающем.
В
совокупность
задач
управления
входит
решение
проблемы
индивидуализации обучения, которое связано с педагогически грамотным
использованием обратных связей. Различные технические средства обратной
связи
создавались
для
решения
дидактической
задачи
интенсификации
процесса
обучения
за
счет
эффективного
использования
преподавателем
информации
о
ходе
усвоения
учебного
материала,
которая
поступала
с
рабочих мест обучаемых.
Контроль
выполняет
мотивирующую
функцию;
длительное
его
отсутствие со стороны обучающего может привести к потере познавательной
потребности.
Контроль
разграничивают
на
сопровождающий
и
констатирующий. Контролирующие программы предназначены для контроля
определенного
уровня
знаний
и
умений.
Известно,
что
контроль
знаний
обучаемых представляет собой одно из самых важных и в то же время по
характеру организации и уровню теоретической исследованности одно из
самых
слабых
звеньев
учебного
процесса.
Главный
недо статок
существующих
форм
и
методов
контроля
заключается
в
том,
что
в
большинстве случаев они еще не обеспечивают необходимой устойчивости и
инвариантности оценки качества усвоения учебной информации, а также
необходимой адекватности этой оценки действительному уровню знаний.
Использование
соответствующих
контролирующих
программ
позволит
повысить
эффективность
обучения
и
производительность
труда
преподавателя,
придаст
контролю
требуемую
устойчивость
и
инвариантность, независимость от субъективных установок учителя.
Использование набора ЦОР.
Применение
компьютерных
технологий
обучения
позволяет
видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-
ориентированного
обучения,
интенсифицировать
занятия,
а
главное
-
совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный
компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют
изменения
формы
общения
преподавателя
и
обучающегося,
превращая
обучение в деловое сотрудничество Прежде всего, при подготовке к уроку
учитель должен заранее подобрать подходящие ресурсы. Для этого можно
воспользоваться
одним
из
рубрикаторов-оглавлений,
предоставляемых
управляющей
платформой;
например,
выбрать
ресурсы,
привязанные
к
предстоящему
уроку
(используемое
поурочное
планирование
приведено
также и в отдельном документе). Можно также воспользоваться привязкой к
изучаемой теме, соответствующему пункту учебника или найти ресурсы с
помощью системы поиска по ключевым словам. Рекомендуется внимательно
просмотреть выбранные демонстрационные материалы, т.к. они, как правило,
имеют достаточно сложную структуру и предназначены для работы в режиме
диалога.
По
ходу
просмотра
в
классе
нужно
делать
паузы
и
задавать
контрольные
вопросы;
самый
плохой
путь
-
включить
демонстрацию
в
режиме непрерывного просмотра. Вообще, в классе в первую очередь стоит
использовать опорные конспекты и презентации, оставив демонстрации для
самостоятельного индивидуального изучения.
Предварительной
проработки
требуют
и
ЦОР
с
задачами
на
доказательство, также, в основном, рассчитанными на показ через проектор.
Здесь следует обратить внимание на имеющиеся на чертежах подсказки,
вызываемые нажатием кнопок и на возможность динамического изменения
чертежей.
На
занятия
в
компьютерном
классе
следует
в
первую
очередь
выносить практические задания, в частности, задачи на построение. Первые
такие занятия желательно провести как можно раньше, в 7-м классе; на этих
занятиях
на
самых
простых
примерах
нужно
познакомить
учащихся
с
инструментарием
динамических
чертежей
и
особенностями
работы
с
ними .'Опыт показывает, что никаких сложностей при этом не возникает, тем
более, что используется небольшой набор самых простых инструментов.
Достаточно бывает одного -двух вводных занятий.
Другой тип урока в компьютерном классе - тренинг/тестирование.
Такие
занятия
нужно
проводить
в
режиме
индивидуальной
работы
(т.е.,
вообще говоря, с половиной класса), заранее составив несколько вариантов
подборок
задач.
Желательно
использовать
задачи
устного
или
«почти
устного» типа и из расчета минимально возможного времени, отводимого на
задачу.
Специфика и возможности компьютерного урока таковы, что отнести
его строго к определенной группе по тенденциям развития образовательных
технологий нельзя. Приход ЭВМ в школу способен облегчить труд учителя,
особенно рутинного характера ( те же презентации, созданные в Power Point,
это своего рода мини-конспекты урока). Компьютер - хранитель информации,
накопленной учителем за годы работы , и получена она с его помощью может
быть в любой момент времени.