Напоминание

Использование ИКТ при изучении курса математики


Автор: Митина Галина Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №64
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ при изучении курса математики
Раздел: среднее образование





Назад




Использование ИКТ при изучении курса математики.

Стремительное

развитие

ИКТ

ориентируют

систему

подготовки

учителя

на

развитие

профессиональной

ИКТ-компетенции,

под

которой

понимается готовность учителя решать профессиональные задачи в условиях

информационного общества.

В

основу

теоретической

модели

обучения

должна

быть

положена

определенная базисная психологическая концепция. Разработанная русскими

психологами теория рассматривает всякое обучение как обучение некоторой

деятельности в конечном итоге мыслительной деятельности.

Исходя

из

этой

общей

психологической

теории

обучения,

конкретизируя

ее,

можно

получить

концепцию

обучения

конкретному

предмету

в

вузе

и

школе

на

основе

использования

ИКТ,

как

обучение

определенного рода мыслительной деятельности.

Обучение математике есть дидактическое целесообразное сочетание

обучения

и

деятельности

с

использованием

ИКТ,

где

средства

информационных

технологий

выступают

как

мощный

помощник

преподавателю в управлении познавательной деятельностью обучаемых.

Для построения соответствующей теории необходимо, прежде всего,

принять

определенную

модель

учебной

деятельности,

присущую

конкретному

предмету

на

основе

использования

ИКТ,

которая

должна

отражать основные стороны реальной деятельности в конкретном предмете.

Для

обучения

математике

в

школе

на

основе

использования

ИКТ

будем

исходить

из

модели,

выделяющей

три

основные

аспекта

математической деятельности:

1 Математическое описание конкретных ситуаций или математизация

эмпирического материала (МЭМ) с использованием ПК.

С точки зрения обучения математической деятельности, построение

математической модели представляет собой аспект деятельности, по своей

структуре аналогичный математизации эмпирического материала.

2.

Логическая

организация

математического

материала

(ЛОММ),

полученного в результате математизации эмпирического материала.

3.

Применение математической теории (ПМТ), полученной в результате

логической организации математического материала.

Известно, что основная цель изучения какой-нибудь теории состоит в

том,

чтобы

научиться

ее

применять.

Наиболее

существенные

связи

математики

с

практикой

осуществляются

посредством

математических

моделей. Всякое применение теории предполагает построение модели.

Используя

педагогические

возможности

ПК,

можно

значительно

повысить эффективность основных аспектов математической деятельности и

логических

приемов

мышления,

наиболее

часто

применяемых

при

реализации

МЭМ,

ЛОММ

и

ПМТ.

Особенно

важна

роль

ИКТ

при

использовании эмпирических методов обучения.

Применение

ИКТ

позволяет

повысить

качество

таких

видов

мыслительной

деятельности

обучающихся

как

структурирование

и

систематизация,

которые

относятся

к

логической

организации

математического материала.

Только овладев навыками логико-дидактического анализа учебного

материала, составления различных структурных схем, позволяющих наглядно

представить

содержание

учебного

материала,

логические

связи

между

отдельными

его

элементами,

понятиями

и

предложениями,

можно

использовать качественные ЦОР не только на один урок, а на всю тему или

даже на весь курс.

Обучение математике как дидактическое целесообразное сочетание

обучения

и

деятельности

с

использованием

ЦОР,

где

средства

новых

информационных

технологий

выступают

как

мощный

помощник

преподавателю в управлении познавательной деятельностью обучаемых.

Инновационность по содержанию обучения:

Использование

инфокоммуникационных

технологий

способствует

совершенствованию

методической

системы

обучения

и

ее

компонентов:

целей, содержания, методов, организационных форм и средств.

Постепенное изменение целей обучения приводит к необходимости

обучения учащихся решению не только стандартных, но и нестандартных

задач,

которые

нельзя

отнести

к

классам

алгоритмически

разрешимых.

Усиление

логической

и

прикладной

направленности

курса

математики,

развитие

логического

мышления

обучающихся.

Интеграция

курсов

математики и информатики. Формирование информационной культуры.

Инновационность по методам обучения:

Разработка современных методов обучения, которые направлены на

обучение деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний. В

этом

случае

учебная

деятельность

обучаемого

является

продуктивной.

Педагогические

возможности

ПК

позволяют

эффективно

использовать

современные методы при обучении математике:

1.

Компьютер

является

наиболее

адекватным

техническим

средством

обучения,

способствующим

деятельностному

подходу

к

учебному

процессу.

2.

Будучи

в

состоянии

принять

на

себя

роль

активного

партнера

с

динамическим сочетанием вызова и помощи, компьютер тем самым

стимулирует активность учащегося.

3.

Программируемость

компьютера

в

сочетании

с

динамической

адаптируемостью содействует индивидуализации учебного процесса,

сохраняя его целостность.

4.

Компьютер - идеальное средство для контролирования тренировочных

стадий учебного процесса.

5.

Внутренняя

формализованность

работы

компьютера,

строгость

в

соблюдении

"правил

игры"

в

сочетании

с

принципиальной

познаваемостью

этих

правил

способствуют

большей

осознанности

учебного

процесса,

повышают

его

интеллектуальный

и

логический

уровень.

6.

Способность компьютера к построению визуальных и других сложных

образов

существенно

повышает

пропускную

спо собно сть

информационных каналов учебного процесса.

Инновационность по формам обучения:

Переход

от

классно-урочной

системы

к

организации

учебного

процесса

на

основе

метода

учебных

телекоммуникационных

проектов

и

индивидуальной деятельности на основе использования ПК.

Инновационность по средствам обучения

Изменение роли средств обучения, используемых при преподавании

математики и учебной среды, в которой происходит процесс обучения, на

основе использования ЦОР.

В процессе обучения математике использование ЦОР способствует

обогащению учебного процесса следующими возможностями:

-

выбор в любой последовательности из базы данных необходимой

информации;

-

использование

соответствующей

библиотеки

компьютерных

программ учебного назначения;

-

обеспечение оперативного и объективного контроля: текущего и

итогового с возможностью корректировки учебной деятельности;

-

построение индивидуальной траектории обучения.

При

таком

подходе

ознакомление

обучаемых

с

новой

для

них

информацией, формирование новых представлений и понятий происходит на

совершенно ином уровне, как мотивационном, так и развивающем.

В

совокупность

задач

управления

входит

решение

проблемы

индивидуализации обучения, которое связано с педагогически грамотным

использованием обратных связей. Различные технические средства обратной

связи

создавались

для

решения

дидактической

задачи

интенсификации

процесса

обучения

за

счет

эффективного

использования

преподавателем

информации

о

ходе

усвоения

учебного

материала,

которая

поступала

с

рабочих мест обучаемых.

Контроль

выполняет

мотивирующую

функцию;

длительное

его

отсутствие со стороны обучающего может привести к потере познавательной

потребности.

Контроль

разграничивают

на

сопровождающий

и

констатирующий. Контролирующие программы предназначены для контроля

определенного

уровня

знаний

и

умений.

Известно,

что

контроль

знаний

обучаемых представляет собой одно из самых важных и в то же время по

характеру организации и уровню теоретической исследованности одно из

самых

слабых

звеньев

учебного

процесса.

Главный

недо статок

существующих

форм

и

методов

контроля

заключается

в

том,

что

в

большинстве случаев они еще не обеспечивают необходимой устойчивости и

инвариантности оценки качества усвоения учебной информации, а также

необходимой адекватности этой оценки действительному уровню знаний.

Использование

соответствующих

контролирующих

программ

позволит

повысить

эффективность

обучения

и

производительность

труда

преподавателя,

придаст

контролю

требуемую

устойчивость

и

инвариантность, независимость от субъективных установок учителя.

Использование набора ЦОР.

Применение

компьютерных

технологий

обучения

позволяет

видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-

ориентированного

обучения,

интенсифицировать

занятия,

а

главное

-

совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный

компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют

изменения

формы

общения

преподавателя

и

обучающегося,

превращая

обучение в деловое сотрудничество Прежде всего, при подготовке к уроку

учитель должен заранее подобрать подходящие ресурсы. Для этого можно

воспользоваться

одним

из

рубрикаторов-оглавлений,

предоставляемых

управляющей

платформой;

например,

выбрать

ресурсы,

привязанные

к

предстоящему

уроку

(используемое

поурочное

планирование

приведено

также и в отдельном документе). Можно также воспользоваться привязкой к

изучаемой теме, соответствующему пункту учебника или найти ресурсы с

помощью системы поиска по ключевым словам. Рекомендуется внимательно

просмотреть выбранные демонстрационные материалы, т.к. они, как правило,

имеют достаточно сложную структуру и предназначены для работы в режиме

диалога.

По

ходу

просмотра

в

классе

нужно

делать

паузы

и

задавать

контрольные

вопросы;

самый

плохой

путь

-

включить

демонстрацию

в

режиме непрерывного просмотра. Вообще, в классе в первую очередь стоит

использовать опорные конспекты и презентации, оставив демонстрации для

самостоятельного индивидуального изучения.

Предварительной

проработки

требуют

и

ЦОР

с

задачами

на

доказательство, также, в основном, рассчитанными на показ через проектор.

Здесь следует обратить внимание на имеющиеся на чертежах подсказки,

вызываемые нажатием кнопок и на возможность динамического изменения

чертежей.

На

занятия

в

компьютерном

классе

следует

в

первую

очередь

выносить практические задания, в частности, задачи на построение. Первые

такие занятия желательно провести как можно раньше, в 7-м классе; на этих

занятиях

на

самых

простых

примерах

нужно

познакомить

учащихся

с

инструментарием

динамических

чертежей

и

особенностями

работы

с

ними .'Опыт показывает, что никаких сложностей при этом не возникает, тем

более, что используется небольшой набор самых простых инструментов.

Достаточно бывает одного -двух вводных занятий.

Другой тип урока в компьютерном классе - тренинг/тестирование.

Такие

занятия

нужно

проводить

в

режиме

индивидуальной

работы

(т.е.,

вообще говоря, с половиной класса), заранее составив несколько вариантов

подборок

задач.

Желательно

использовать

задачи

устного

или

«почти

устного» типа и из расчета минимально возможного времени, отводимого на

задачу.

Специфика и возможности компьютерного урока таковы, что отнести

его строго к определенной группе по тенденциям развития образовательных

технологий нельзя. Приход ЭВМ в школу способен облегчить труд учителя,

особенно рутинного характера ( те же презентации, созданные в Power Point,

это своего рода мини-конспекты урока). Компьютер - хранитель информации,

накопленной учителем за годы работы , и получена она с его помощью может

быть в любой момент времени.



В раздел образования