Автор: Туркина Валентина Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" с. Кожмудор
Населённый пункт: Республики Коми
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Коми край в XIX веке"
Раздел: среднее образование
История России
Технологическая карта урока
Тема урока: «Коми край в XIX веке»;
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: урок – исследование
Цель урока: в ходе организации исследовательской деятельности учеников, дать представление о развитии Коми
края в XIX веке.
Задачи урока:
Образовательные
:
Усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений об основных событиях и уровне
социально-экономического развития
Коми края XIX веке.
Развивающие:
Продолжить формирование метапредметных умений и навыков: умение определять историческое значение
завершенной цепи событий путем сравнения, т. е. путем последовательного сопоставления признаков, черт,
характеристик событий и явлений друг с другом, определения их сходства или различия. Кроме того, реализуется
умение работать с исторической картой, историческими документами, текстом, а также умение к
абстрагированию, выдвижению гипотез;
Воспитательные
:
Воспитание интереса к прошлому своей малой Родины; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям
труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.
Оборудование: Исторический атлас Республики Коми, раздаточный материал (приложения № 1-4
)
Предполагаемые результаты:
В результате исследовательской деятельности учащиеся должны прийти к
выводу о том, что: 1.В XIX веке Коми край не был отдельной административно-территориальной единицей, а
входил в состав 4 губерний. 2. Степень участия в важнейших событиях России коми народа была различна: в
одних событиях они принимали активное участие, в других частичное, третьи события не коснулись Коми края
3.По уровню социально-экономического развития Коми край отставал от центральных районов России.
«Коми край в XIX веке»
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
2
3.
Организационн
ый.
Этап
актуализации
субъективного
опыта
учащихся.
(Мотивация)
Этап изучения
нового
материала.
Приветствует учащихся.
- Ребята, какой период истории России мы учили в
этом учебном году?
- Тема сегодняшнего урока – «Коми край в
XIX
веке».
- Входил ли Коми край в состав Русского государства
в XIX веке?
- В каком веке Коми край вошёл в состав Русского
государства?
- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны
ответить, на сегодняшнем уроке?
(при затруднении - по наводящим вопросам)
- Составим из этих вопросов план урока. Итак, с
какого вопроса начнём изучать новую тему? Какой
вопрос ответим далее? Следующий вопрос? Каким
вопросом завершим изучение темы?
- План у нас есть. Мы выступим сегодня в роли
исследователей истории Коми края XIX века.
Опираться будем на знания и умения, полученные при
изучении истории России XIX века. В ходе
исследования будем выдвигать гипотезы,
предположения, узнавать новое, анализировать,
сопоставлять, делать выводы, а результаты
исследования записывать в таблицу.
1 вопрос. Территория и население Коми края в XIX
веке
- Какие административно-территориальные единицы
существовали в России в XIX веке?
- Как вы думаете, была ли Коми губерния в России?
- Где мы можем найти ответ на этот вопрос?
Приветствуют учителя.
- ответы учащихся
(историю России XIX века)
- Коми край входил в состав Русского
государства в XIX веке.
-в XV веке
- Как развивался Коми край в составе Русского
государства в XIX веке?
- Как участвовал в важнейших событиях страны?
- какие события происходили на территории
Коми края?
- как развивалась экономика, культура коми
народа?
-Сравнить уровень развития Коми края со
среднероссийскими показателями и т. д.
( один из учеников записывает вопросы на доске)
- ответы учащихся, составление плана урока
- (Таблица у каждого на парте). См. приложение
№ 1
план
Совп
ало с
моей
гипот
езой
Не
совпало
с моей
гипотез
ой
Новое
содерж
ание
Вызвал
о
сомнен
ие или
непони
мание
- ответы учащихся (губернии-уезды-волости,
области-округа)
- учащиеся выдвигают гипотезы
- на карте
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение№1
План
Совпало с моей
гипотезой
Не совпало с моей
гипотезой
Новое содержание
Вызвало
сомнение или
непонимание
1.Территория и
население
2.
+
-
+
?
Приложение№2
Коми край в XIX веке.
1. Участие жителей Коми края в Отечественной войне 1812 г.
В июне 1812 армия Наполеона вторглась в Россию. Для отпора врагу нужны были люди и деньги. В Коми крае
летом 1812 проводился сбор пожертвований на нужды армии. Крестьяне, купцы, чиновники, духовенство,
охваченные патриотическим порывом, вносили деньги, золотые и серебряные вещи "на пользу Отечеству, на
внутреннее ополчение". Позднее, в 1812- 1814, было проведено две кампании по сбору средств в фонд помощи
беженцам и в фонд помощи "от войны пострадавшим и женам, и детям, у коих мужья и отцы находятся на войне".
Жители Коми края вступали в армию и в ополчение. Так, устьсысолец М.В. Суханов подал прошение, в
котором писал: "Желаю военную службу... Всеусердно желаю..." Первый набор ополченцев в Вологодской губернии
был произведен сразу после начала войны. В 1812-1813 в ходе четырёх рекрутских наборов из Усть-Сысольска и
др.селений в действующую армию отправились 487 рекрутов. Вологодский губернатор провёл набор охотников "с
теми самыми ружьями, какие употребляют они на промыслах". Всего в Вологодской губернии было набрано 612
стрелков, составивших 18-ю дружину Петербургского ополчения. В их числе были и коми охотники. Вместе с
армией Витгенштейна ополченцы прикрывали от врага Петербург, участвовали в разгроме французов при Березине,
затем перешли границу, приняли участие в освободительном походе, прошли через Пруссию, Саксонию, Чехию,
Южную Германию и закончили войну в Париже.
Приложение№3
2.
Участие жителей Коми края и в Крымской войне.
В 1855 был произведен набор в государственное ополчение. В Усть-Сысольске в ополчение призвали 27
человек; на обмундирование и провиант для них каждая городская семья (кроме тех, из которых были ополченцы)
внесла свой денежный взнос. По окончании войны участников ополчения наградили памятными бронзовыми
медалями.
Усть-сысольскому
городскому
голове
Н.А.
Попову
в
1856
губернатор
объявил
благодарность
"за
распорядительность по поставке в 1853 работников ополчения и успешное взыскание сборов в казну с мещанского
общества".
Приложение№4
3.
Париж в Сыктывкаре
В феврале 1814 в Коми край прислали попавших в плен французских солдат и унтер-офицеров. 6 февраля
"вступила в Яренский уезд партия пленных французов, состоящая из 149 человек, из числа коих 49 оставлено в
городе Яренске, а остальные 100 человек 11-го числа прошли Яренскую округу и вступили в Усть-Сысольский уезд
благополучно", - сообщает документ. В др.документе говорится, что среди французов "оказалось немалое число
больных". В Яренске и Усть-Сысольске военнопленных разместили в специальных казармах, при которых имелись
лазареты.
Горожане отнеслись к пленным доброжелательно. Французы научились изъясняться по-русски, бывали в гостях
у местных жителей, отмечали праздники, а некоторые даже освоили игру на балалайке. Через некоторое время
военнопленные вернулись на родину.
В
рассказе
"Зырянка"
А.О.Ишимова
с
легкой
иронией
писала,
основываясь
на
рассказах
устьсысольцев:
"Благородная часть народонаселения Усть-Сысольска и особенно дамы и девицы восхищены были образованностью
пленных; все они говорили на французском языке, о котором жительницы Усть-Сысольска даже и мечтать не смели:
так несбыточна была для них надежда когда-нибудь услышать его! И вдруг французский язык раздался посредь
них!" В домах многих чиновников стали изучать французский язык у "военнопленных учителей". "С удалением
"просветителей" в скромном городе все вошло в прежний порядок, и следы пребывания наполеоновских "героев"
остались только в изломанных фразах, которыми ученицы их менялись друг с другом". Да ещё за тогдашней
окраиной Усть-Сысольска, где было временное пристанище французов, навсегда закрепилось манящее название
"Париж"...
Приложение№5
4. Какое слово пропущено?
В
30-х
и
40-х
годах XIX в. здесь, как и по всей России, в приказном порядке стало распространяться
выращивание ________. Министерство государственных имуществ неоднократно присылало в Усть-Сысольский и
Яренский уезды грозные указания о "непременном разведении ______________". Уездные власти, в свою очередь,
нажимали на крестьян. Но те, не привыкшие ждать чего-нибудь хорошего от начальства, долгое время не желали
заниматься ________, считая его пустой тратой сил. Для того, чтобы содействовать распространению в Коми крае
этой нужной
культуры, "грамотный зырянин" устьсысолец Ф.Я. Попов перевел на коми язык "Краткое наставление о посеве,
уборке, хранении и употреблении ___________"; его перевод издали в Санкт-Петербурге в 1844 В конечном итоге
усилия
властей
и
энтузиастов
из
числа
местных
жителей
сделали
свое
дело:
площади,
занятые
_________,
понемногу увеличивались, и он постепенно стал входить в быт коми крестьянина.