Авторы: Кустова Татьяна Владимировна, Трифонова Наталия Геньевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ОГБПОУ "Буйский техникум градостроительства и предпринимательства Костромской области"
Населённый пункт: г.Буй, Костромская область
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Традиции Буйского края"
Раздел: среднее профессиональное
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
:
«
ТРАДИЦИИ
БУЙСКОГО
КРАЯ
»
Выполнила
студентка
3
курса
специальности
21.02.05
«Земельно-
имущественные отношения» Мошкова Наталья Сергеевна
Руководители:
Кустова
Татьяна
Владимировна
заместитель
директора
по
учебной работе, преподаватель Трифонова Наталия Геньевна заведующая
дневным отделением, преподаватель
ОГБПОУ «Буйский техникум градостроительства и предпринимательства
Костромской области»
Буйская земля.
Как всё начиналось…
Город Буй – один из многих малых городов провинциальной России. Его
история
началась
в
1536
году,
когда
по
челобитной
жителей
Корёжской,
Залесской,
Ликургской
волостей
и
волости
Железный
Борок,
по
велению
великого князя малолетнего Ивана IV Грозного, его матерью Еленой Глинской
в Корёжской волости было основано «укрепление-крепость, Буй-городок на
Корёге». Он был основан для защиты от набегов казанских татар, мордвы,
чувашей и других поволжских кочевников и как форпост северо-восточных
границ Московского государства.
Богатая столица уездного княжества и не менее богатый Железноборовский
монастырь были
заманчивой добычей для кочевых племен Поволжья. Их
набеги на княжество и монастырь особенно участились в конце ХV и в начале
XVI веков. Кочевники шли по Волге и её притокам на баржах и на своем пути
всё уничтожали, сжигали дома, хлеб на полях, брали в полон и уводили
жителей в рабство целыми семьями, многие, особенно дети, погибали при
этих нападениях. И крестьяне обратились к великому князю с челобитной, в
которой была просьба: «…чтобы государь велел поставить город того ради,
что тамо волости многие, а от городов далече».
Город Буй
основан на стрелке при слиянии рек Костромы и Вёксы, на
высоком земляном волу. С двух сторон он омывался двумя реками, защищался
их высокими берегами, а с третьей стороны – искусственно вырытым рвом,
который соединялся с реками, но был заполнен водой и прикрывался насосным
земляным валом.
Город – крепость был обнесен высоким частоколом из целых толстых бревен, по
бокам
были
устроены
сторожевые
башни
(буги),
в
которых
размещались
дозорные. Кочевники шли по реке Костроме, а сидевшие в башнях сторожевые
стрельцы подавали сигнал в крепость, звонили в колокола крепостной церкви,
жители заречной Костромской слободы и окрестных деревень, услышав сигнал
об опасности, собирались у главных крепостных ворот, опускался подъемный
мост, и они хоронились в крепости, где были строены для этого землянки.
В конце XVIII века город стал уездным, внешняя опасность от набегов
кочевников миновала, крепость Буйской осады была разрушена. Развитие города
началось с межевания городских земель и внутригородского землеустройства. К
этому времени всей земли в Буе было 2816 десятин. Из них 2000 десятин
покрыто лесами. Лес высокой стеной окружал город. Остальная земля была под
заливами и суходольными лесами, пастбищами и пашней. Под постройками,
огородами и улицами было занято 13 десятин (2315 кв. скважин). Город имел
две деревянные церкви, одну за рекой Костромой, вторую – кладбищенскую
(местонахождение нынешнего сельскохозяйственного техникума).
Предисловие
…
…Народные обычаи и традиционные обряды не ушли в Лету,
их
жизнь
продолжается,
потому
что
народная
мудрость
не
может исчезнуть бесследно…
Свадебные традиции имеют удивительное свойство:
…они отличаются великим разнообразием, что объясняется особенностями
этнической истории населения той или иной местности, и одновременно
составляют
единое
целое.
Этим
свойством
обусловлена
уникальность
каждого
элемента
свадебного
обряда
и
неоспоримая
важность
его
изучения.
Свадебные
традиции
.
Свадьбы обычно игрались зимой, в период между постами, от святок до масленицы. В
это время в домах девушек-невест всегда держали наготове всякую снедь, чтобы было
чем угостить приехавших вдруг сватов. Сваты приезжали вечером, старались войти в
дом
тайком,
чтобы
никто
из
соседей
не
видел.
Разговоры
о
цели
своего
прихода
заводили не прямо, а присказками: «У нас со двора пропала тёлка, не прибилась ли она
к вашему дому?». «Нет,»-отвечает хозяин, но есть у нас девица-красавица». «Вот и
хорошо,- говорит сват или сваха,- а у нас есть добрый молодец. Ваша-то девица да
понравилась нашему молодцу».
Чтобы дело сладилось благополучно, следуя обычаю, сват касался рукой печи и стола,
приговаривая: «У нас купец, у вас -товар», или «У нас – женишок, у вас – невеста,
нельзя ли свести в одно место?»…
Родители девушки накрывали на стол, угощали гостей. При первой встрече не всегда
решался вопрос о свадьбе. В этот вечер устраивались смотрины да угощения. Потом
невеста с родителями отправлялась смотреть хозяйство жениха. И только после этого,
если обе стороны «глянулись» друг другу, родственники невесты давали согласие на
брак и договаривались обо всех свадебных приготовлениях.
Теперь когда состоялся сговор, девушка становилась «сговоренкой», о скорой свадьбе
которой знала вся округа. С этого времени к сговоренке каждый день приходили подруги.
Они помогали ей в последних сборах приданого и подарков и проводили с нею грустные
вечера,
прощаясь
с
подругой,
которая
никогда
больше
не
вернется
в
их
девичий
хоровод. Невеста плакала и причитая, а девушки пели красивые песни.
В любом свадебном обряде различаются три главные действия:
сватовство, сговор и само бракосочетание.
Раньше сговор называли еще богомольем. А если семьи были не
богаты, то сватовство и сговор проходили в один день, т.е., в день
сватовства.
Свадьба – праздник для всей округи, день приметный на долгие годы.
Участники
бракосочетания
–
их
роль
определялась
традиционным
свадебным чином и пониманием того значения, какое каждый имел в
этом событии. Считалось, от того каким образом пройдет свадьба,
зависела во многом будущая совместная жизнь молодой пары
ПРИМЕТА НА СВАТОВСТВО:
Если в холодном коридоре на лавке сваты увидят пустые
вёдра,
то
это
к
бедной
жизни
–
«худой».
А
если
вёдра
наполнены водой, то жизнь молодых – «Полная чаша»
Свадебные приметы как традиция
В приданое невесте не кладут носовых платков, а то всю жизнь замужнюю
выплачет.
Нельзя объезжать молодым вокруг дома жениха. Если вдруг не поживется с
мужем, то как бы не хотела женщина, от мужа не уйдешь
Сколько морщин между бровями, столько раз жениться (или замуж выходить).
Свадьба в понедельник – к богатству. Во вторник – к здоровью. Среда – день
для свадьбы счастливый. Четверг принесет одни трудности в семейной жизни.
Пятница также для свадьбы не годится.
♥
Современная традиция
:
выпускать белых голубей из рук молодоженов. Её редко кто
признает в городе Буе и Буйском районе, т.к. она пришла в Россию из Италии, но всё-таки
находятся и суеверные. Голуби символизируют покидающую родной дом девушку. На
сегодня бытует мнение, что выпущенные в небо голуби обязательно принесут счастье
молодым.
Поймаешь НА СВАДЬБЕ
букет невесты – вскоре
выйдешь замуж!!!
Традиции, обряды, праздники Буйского народа
Масленица –
честная, широкая, веселая!
Из всех праздников у буевлян почитаема масленица. Испокон веков, к нему готовились
тщательно
и
загодя.
Исторически
считалось,
что
мужчины
ответственны
за
исправность саней и всевозможных приспособлений для катания с гор. А маленьким
домочадцам было необходимо, чтобы к масленице у них были исправны покатули и
ледянки. Их надо было смазать навозом, залить водой и дать заледенеть. А сколько у
хозяина было хлопот с лошадью! Кроме того, что она должна быть ухоженной, хозяин
должен был побеспокоиться о «сбруе под серебро», колокольцах, да расписной дуге.
Всё это были необходимые украшения, которые чистили и ладили к празднику. И в
наши дни женщины беспокоятся об обилии праздничного стола, чтоб угощения было
достаточно: студень, тушеное мясо, картошка, котлеты – традиционные блюда
широкой масленицы. Так же на стол и сейчас могут подаваться молочные блюда: сыр,
сметана, творог. Всю масленую неделю главным блюдом столам являются, конечно
же, блины – вкусные, круглые, румяные, пышные!
Масленица — персонаж славянской мифологии — воплощает в себе сразу три
составляющие:
зиму,
плодородие
и
смерть.
Изготавливали
чучело
в
старину
как
правило из соломы. Всю неделю с чучелом возились: устраивали катания на санях с
Масленицей, водили вокруг нее хороводы, пели частушки, посвящали ей песни. Но
кульминацией праздника были проводы Зимы — с особыми обрядами, ведь по сути это
было жертвоприношением. Уничтожив символ зимы, люди ждали воскрешения его силы
весной в злаках. Похороны Масленицы сопровождались поношением ее в специальных
песнях, где она называлась объедалой, блиноедой, обманщицей, разорительницей. Ведь
сразу за масленицей следует Великий пост! Обычно Масленица сжигалась на костре,
который разводили у реки или просто на возвышенности. У костра собиралась все:
пели
песни,
плясали,
водили
хороводы.
Конечно
же,
не
обходилось
без
блинов,
вкуснейших «булочек-жаворонков», водки, сбитня
Святки
В глубокую древность уходят корнями традиции календарной обрядности. Праздники,
обряды, обычаи, соответствующие каждому времени года, связаны с почитанием земли
и солнца, с представлением об устройстве мироздания, с хозяйственно-практическими
нуждами людей и их благополучием. Сложный комплекс календарно-обрядовой поэзии
отражает народную философию взаимодействия природы и человека.
Началом
нового
года
считался
момент
возрождения
солнца.
Зимний
солнецеворот
утверждал победу света над мраком. Цикл праздничных обычаев и обрядов связан с
этим
удивительным
временем.
Зимние
святки
делились
на
два
периода:
«святые
вечера» (25 декабря – 1 января) и страшные вечера (1 января – 6 января). Праздник
начинался колядованием – обходом домов с пением песен – благопожеланий-колядок.
Обычаи
и
обряды
новогоднего
святочного
цикла
включали
в
себя
ряженье,
игры,
гадания, которые должны были поведать о предстоящих событиях в году.
Приметы на святки:
-Суеверные запирали на ночь ведро с водой (вешали замок на его дужку), а
ключ
клали
под
подушку
со
словами:
«Суженый-ряженый,
приходи
коня
поить, ко мне ключи просить».
-Бросали башмак через ворота на улицу: - если башмак ляжет носком к
воротам дома, - то сидеть нынче в девках, если же носок будет обращен в
какую-либо сторону – туда и замуж идти.
-Выйдут девушки на улицу, попятятся к забору и считают тычины парами:
если в конце прясла останется одна тычина, то и девушке быть одной весь
год.
Православные
праздники
В городе Буе и Буйском районе справляли Успеньев день ( 15 августа
по ст. стилю) и Михайлов день (8 ноября ст.стиль). Праздники эти
особенно дружно проводились с пивом. Водка была жителям не по
карману, самогон еще не умели варить. Осенью делали солод и в
каждом доме варили пиво. Пиво ставили в больших глиняных горшках
(корчагах), иногда по 10-12 штук на раз. Пивом угощали гостей из
больших деревянных ковшей с двумя ручками. К празднику делались
всякие припасы, накануне приглашали в дом священника со святыми
иконами
для
служения
молебна.
Сам
праздник
открывался
торжественным богослужением.
На праздник сходились родные и хорошо знакомые, все угощались
щами с бараниной, студнем, киселем и квасом. Сельский праздник
обычно продолжался три дня: первый заканчивался шумно и не всегда
счастливо. Последние два дня в сущности не отличались от первого,
только
шуму
и
крику
на
улицах
было
меньше.
Обязательно
на
празднике водили хоровод, а позже вошла в моду кадриль. Все пели
песни до позднего вечера.
Светлый праздник Рождества
Христова!!!
В старину Рождества ожидали весь год, и тщательно к нему
готовились. В доме обязательно делали генеральную уборку, наряжали
ёлку,
готовили
угощение
к
праздничному
столу.
В
день
перед
Рождеством – сочельник, трапеза была только одна – ужин. Люди
воздерживались от еды до самого вечера – до первой звезды. На ужин
подавались постные, или, как сейчас говорят, вегетарианские блюда:
вареники, запеканки, овощи, разрешалась также рыба. А на Рождество
стол украшался особым образом: под скатерть клали пучок соломы или
сена, как напоминание о яслях, в которых лежал Христос. Под столом
специально устанавливали что-нибудь железное, и все, кто сидел за
ним, по очереди ставили ноги на этот предмет. Таким образом, люди
хотели сохранить своё здоровье в течение всего года – ведь железо
считалось символом крепости и прочности. Раньше к столу подавали
горячим запечённого гуся с яблоками, холодную курицу с солёными
огурцами, зеленью, помидорами; салаты, мочёные фрукты и ягоды;
пирожки и пироги. Кстати, пирожками одаривали тех, кто по старому
рождественскому
обычаю
ходил
колядовать.
Готовили
и
торты
со
сливочным
кремом,
украшая
их
разноцветной
глазурью.
За
праздничным столом все поздравляли друг друга, а потом наступал
момент, которого так ждали дети – начинали дарить подарки.
Пасха
Светлый праздник Пасхи издревле почитался на Руси как день всеобщего
равенства, любви и милосердия. Перед Пасхой пекли куличи, делали пасхи,
мыли,
убирали,
чистили.
Молодёжь
и
дети
старались
приготовить
к
Великому дню как можно лучше и красивее раскрашенные яйца. На Пасху
люди приветствовали друг друга словами: «Христос воскреси! – Воистину
воскреси!»,
трижды
целовались
и
одаривали
друг
друга
красивыми
пасхальными яйцами.
Крашеные яйца – неизбежная принадлежность пасхального разговения.
О происхождении пасхальных яиц существует в народе много легенд. Как и
все
Православные
Христиане,
Буевляне
верили
в
то,
что
капли
крови
Распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались
твёрдыми, как камень. Горячие слёзы Богоматери, рыдавшей у подножия
Креста, упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следы в виде
прекрасных узоров и цветных крапинок. Когда Христос был снят с Креста и
положен в гроб, верующие собрали Его слёзы и поделили между собой. А
когда
пронеслась
среди
них
радостная
весть
о
Воскресении,
они
приветствовали друг друга: «Христос воскрес» и при этом передавали из
рук в руки Христовы слёзы.
На праздник Пасха, на весь день, накрывали пасхальный стол. Кроме
настоящего
обилия,
пасхальный
стол
должен
был
демонстрировать
истинную красоту. За ним собиралась семья и друзья, которые давно не
виделись, потому что в пост не принято было ходить в гости. Рассылались
открытки дальним родственникам и знакомым. Пообедав, люди сидели за
столами и играли в различные игры, ходили на улицу, поздравляли друг
друга. Проводили день весело и празднично. Особенностью Пасхального
празднества считалось искренне совершение добрых дел. Чем больше
человеческих
поступков
совершалось,
тем
от
большего
количества
душевных грехов можно было избавиться. Пасха празднуется 40 дней в
память о сорокадневном пребывании Христа на земле после воскресения.
В течение сорока дней Пасхи, ходят друг к другу в гости, дарят крашеные
яйца и куличи. С Пасхи всегда начинались весёлые гуляния молодёжи:
качались на качелях, водили хороводы, пели веснянки.
Традиции
наших
предков
нашли
своё
воплощение
и
сегодня
…
▓
Плетение лаптей
Лапти были основной обувью в крестьянской семье. Они удобны, легки; в
лаптях работали как летом, так и зимой. Плели их повсеместно – в деревнях и в
селах. В редком доме не умели их плести. Лапти – традиционная обувь не только
буевлян,
но
и
всех
народов
мира.
Лапотным
делом
за н им а л ис ь
профессионально, плели для своих потребностей, но и возили продавать на
базары,
ярмарки.
Сейчас
лапти
занимают
центральное
место
в
экспозиции
Буйского краеведческого музея.
Плетение лаптей — как развивающее мелкую моторику у детей — используется в
детских образовательных учреждениях, а сами лапти — в детских и взрослых
фольклорных ансамблях.
Традиции прошлого времени.
Отходничество.
Отходничество
–
один
из
вариантов
экономической
деятельности,
существовавший в среде крестьянства и распространенный в России XVIII –
начала XX веков, в том числе и в Буйском районе. Это временный массовый уход
крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в
районы
развитой
промышленности
и
сельского
хозяйства.
Местных
причин
массового отхода можно выделить несколько:
невозможность поддержки местных торговых предприятий и производства,
поскольку
большинство
уездных
городов
находилось
в
стороне
от
центральных торговых путей;
отсутствие достаточного для прокормления семьи надела.
Низкая урожайность ввиду неблагоприятных погодных условий
Подсобные
промыслы
Сплав леса
Своего хлеба накормить семью хватало только до Нового года. Приходилось
идти на побочные промыслы. Весной все взрослые мужчины уходили на сплав
леса,
который
шел
по
реке
Костроме.
Сплачивали
лес
в
плоты,
и
каждый
лесопромышленник ставил на плоте своё клеймо. Крестьяне организовывались в
артели и заключали договор с одним из промышленников. Весь лес артель
должна
была прогнать до
г.Костромы.
Как только вскрывалась
река, артели
отправлялись на сплав.
Когда подходило время сева. Всю работу выполняли женщины, старики и
подростки,
мужчины
со
сплава
возвращались
домой
лишь
к
сенокосу.
За
весенним севом следовала вывозка навоза на поля и огороды, за ним – пар,
потом сенокос и уборка урожая.
Традиции, основанные на вере…
Человечество с древнейших времен задумывалось над разницей
между «твердыми» и «мягкими» частями любого животного организма.
Люди замечали, что «твердые» части (кости, зубы) гораздо меньше
подвержены тлению после смерти, нежели «мягкие». Они сопоставляли
сроки
жизни
«твердых»
деревьев
и
мягкой
травы.
И
наконец,
они
обратили
внимание
на
прочность
и
поистине
вечность
различных
минералов и самородных металлов – меди, золота, серебра.
Итак, всё, что мы называем теперь украшениями и даже безделушками
в
древние
времена
имело
религиозный,
магический
смысл,
да
и
сегодня не утратило его совсем. Украшение в древности надевалось не
столько
«для
красоты»,
сколько
в
качестве
амулета,
священного
талисмана, оберега от слова «беречь», «оберегать». Причем женский
наряд включал в себя гораздо больше украшений нежели мужской – это
объясняется
«врожденным»
женским
легкомыслием
и
любовью
к
побрякушкам.
Прядение
и
ткачество
Весьма
устойчивая
традиция
рисует
«примерных»,
то
есть
домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Буйского края, всего
чаще занятых за прялками. Это касается и «добрых жен» наших
летописей. Действительно, в эпоху, когда буквально все предметы
каждодневной
необходимости
изготавливались
своими
руками,
первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи,
было обшивать всех членов семьи. К работе приступали осенью,
после окончания уборки урожая, и старались завершить её к
весне,
к
началу
нового
сельскохозяйственного
цикла.
Наши
прабабушки трудились буквально не разгибая спины: например,
для того, чтобы в одиночку соткать за 6 месяцев три холста по 50
м длиной, нужно проводить за ткацким станком по 12-15 часов в
день. Конечно, хозяйка дома не могла физически справиться со
всем этим без помощи невесток и дочерей
Одежда
наших
предков
«По одежке встречают…»
•
Известная поговорка пришла из глубины столетий. Тысячу лет
назад нашим предкам достаточно было один раз взглянуть на
одежду
незнакомого
человека,
чтобы
понять,
из
какой
он
местности, каково его общественное положение и «гражданское
состояние».
Человека,
без
крайней
необходимости
переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству
и
полу,
ожидало
в
лучшем
случае
осуждение.
И
сегодня
сохранилось в нашем обиходе «говорящие» детали одежды и
даже целые виды костюмов, которые может носить только член
определенной половозрастной или общественной группы.
!
В
наше
время,
скажем,
не
так
давно
перестала
быть
обязательной школьная форма, а раньше немыслимо было
прийти на занятия в чем-либо.
Погребальные традиции наших предков требовали отправлять
человека в последний путь в богатом, удобном и красивом
убранстве. И до сих пор данный обряд имеет место в нашем
крае. Так же в гроб умершему кладут его любимые вещи,
ценности (носовые платки, деньги, украшения) – считается что
они пригодятся ему на том свете!!!
Детская одежда была одинакова для девочек и мальчиков и
состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Право
на «взрослую» одежду дети получали только после обрядов
инициации. Такая традиция исключительно долго держалась в
славянской среде, особенно в деревне, мало подверженной
веянием
моды.
С
течением столетий
был
утрачен
древний
ритуал перехода из разряда «детей» в разряд «молодежи»,
многие его элементы вошли в состав свадебной церемонии
(девушки и юноши до собственной свадьбы ходили в детской
одежде – рубахе, схваченной пояском)
Корчага -
Глиняный сосуд больших размеров, имевший самое
разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки
пива, кваса, браги, бучения — кипячения белья со щелоком.
Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти
цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на
горловине, и неглубокий желобок — слив на венчике.
Инициация
Процесс инициации - «обновление», «приведение в
начальное состояние». Это был своеобразный экзамен
на зрелость, физическую и духовную. Юноша должен
был вытерпеть жестокую боль, принимая татуировку или
даже
клеймо
со
знаками
своего
рода
и
племени,
полноправным членом которого он становился отныне.
Для
девушек
тоже
были
испытания,
хотя
и
не
такие
мучительные.
Их
цель
—
подтверждение
зрелости,
способности к свободному проявлению воли. И самое
главное, те и другие подвергались ритуалу «временной
смерти» и «воскрешения».