Автор: Коробкина Людмила Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 65"
Населённый пункт: поселок Врангель, город Находка, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности организации развивающей предметно–пространственной среды в соответствии ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс
материально-технических,
санитарно-гигиенических,
эстетических,
психолого-
педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Развивающая
среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления
личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в
том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку
обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в
детском
саду
уделяется
конструированию
среды,
в
которой
происходит обучение и
саморазвитие творческой активности дошкольника.
Цель воспитателя: сконструировать
многоуровневую
многофукциональную
предметно
–
развивающую
среду
для
осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из
этапов его развития в дошкольном учреждении.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с
ФГОС дошкольного образования:
-
Развивающая
предметно-пространственная
среда
обеспечивает
максимальную
реализацию образовательного потенциала Организации;
-
Развивающая
предметно-пространственная
среда
Организации
(группы,
участка)
должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том
числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также
возможности для уединения.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию
различных
образовательных
программ;
учет
национально-культурных,
климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
-
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
быть
содержательно
насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной
и
безопасной.
НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том
числе
расходным,
игровым,
спортивным,
оздоровительным
оборудованием,
инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация
образовательного
пространства
и
разнообразие
материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую,
познавательную,
исследовательскую
и
творческую
активность
всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том
числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное
благополучие
детей
во
взаимодействии
с
предметно-
пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ
Трансформируемость
пространства
предполагает
возможность
изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации,
в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность
разнообразного
использования
различных
составляющих
предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие
в
Организации
полифункциональных
(не
обладающих
жёстко
закреплённым
способом
употребления)
предметов,
в
том
числе
природных
материалов,
пригодных
в
разных
видах
детской
активности
(в
том
числе
в
качестве предметов-заместителей в детской игре).
ВАРИАТИВНОСТЬ
4) Вариативность среды предполагает:
наличие
в
Организации
различных
пространств
(для
игры,
конструирования,
уединения
и
пр.),
а
также
разнообразных
материалов,
игр,
игрушек
и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
ДОСТУПНОСТЬ
5) Доступность среды предполагает:
доступность
для
воспитанников,
в
том
числе
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов,
всех
помещений,
где
осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья,
к
играм,
игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающим
все
основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
БЕЗОПАСНОСТЬ
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие
всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их
использования
Функции предметно-развивающей среды
Информационная
–
каждый
предмет
несет
определенные
сведения
об
окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации
педагогу
необходимо
учитывать
«зону
ближайшего
развития»,
возрастные,
индивидуальные
особенности
ребенка,
его
потребности,
стремления
и
способности.
Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что
обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более
сложным.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
Иметь привлекательный вид;
Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
Снимать утомляемость;
Положительно влиять на эмоциональное состояние;
Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего
развития»:
Содержать
предметы
и
материалы
известные
детям,
для
самостоятельной
деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
Предметы
и
материалы,
которыми
дети
будут
овладевать
в
совместной
деятельности с педагогом;
Совсем незнакомые предметы и материалы.
Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу
передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового
помещения. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского
сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения
для взрослых, например в методический кабинет, кухню или прачечную, должен быть
ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям. Способность
детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им
легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
Если
позволяют
условия
учреждения,
можно
обустроить
места
для
самостоятельной
деятельности
детей
не
только
в
групповых
помещениях,
но
и
в
спальнях,
раздевалках.
Все
это
способствует
эмоциональному
раскрепощению,
укрепляет чувство уверенности в себе и защищенности.
Значительную
роль
в
развитии
дошкольника
играет искусство, поэтому
в
оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-
прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные
кладки,
изделия
народного
прикладного
искусства.
Они
развивают
мышление,
нравственно-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к
труду людей.
Предметно-пространственная
среда
организуется
по
принципу
небольших
полузамкнутых
микропространств,
для
того
чтобы
избежать
скученности
детей
и
способствовать
играм
подгруппами
в
3-5
человек.
Все
материалы
и
игрушки
располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия
для общения со сверстниками. Необходимо также предусмотреть «уголки уединения», где
ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Такие уголки можно создать,
перегородив
пространство
ширмой,
стеллажами,
разместив
там
несколько
мягких
игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка. В группе создаются различные центры
активности:
«Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской
деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами,
звуками и слогами; опыты и эксперименты);
«Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей
(режиссерские
и
театрализованные,
музыкальные
игры
и
импровизации,
художественно-речевая и изобразительная деятельность);
«Игровой
центр»,
обеспечивающий
организацию
с ам о стоятел ь ны х
сюжетноролевых игр;
«Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;
«Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию
здоровьесберегающую деятельность детей.
Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в
группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:
Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый
ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается
разнообразием
предметного
содержания,
доступностью
материалов,
удобством
их
размещения.
Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос
воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового
пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
Выраженная
продуктивность
самостоятельной
деятельности
детей:
много
рисунков,
поделок,
рассказов,
экспериментов,
игровых
импровизаций
и
других
продуктов создается детьми в течение дня.
Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость,
желание посещать детский сад.
Средняя группа
В среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со
сверстниками
деятельности,
а
также
развивать
познавательную
деятельность
и
поддерживать
попытки
творчески
отражать
впечатления
в
продуктивных
видах
деятельности.
Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на
новые игровые замыслы. В игровых наборах для средней группы должны быть куклы
разного пола и «профессий» и мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и
др.), лучше не очень крупных размеров — чуть больше ладони взрослого; наборы мебели
(крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе
необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и формы,
бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр.; все это найдет применение в
игре, будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.
Усиливается
познавательная
активность
дошкольников.
Это
проявляется
в
многочисленных
вопросах
детей
к
воспитателю:
«Почему?»,
«Зачем?»,
«Для
чего?».
Развивающееся
мышление
ребенка,
способность
устанавливать
простейшие
связи
и
отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. С этой целью в
группе организуется «сенсорный центр»
место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с
помощью различных органов чувств. Например: музыкальные инструменты, шумовые
предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с
ароматизированными веществами.
В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы
познания. Среди дидактических игр, прежде всего, должны быть игры на сравнение
предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на
группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазл из 12 -
24 частей), игры на счет.
Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в
специальном
месте
для
детского
экспериментирования.
Также
надо
показать
детям
способы фиксации процесса и результата экспериментов, внести бумагу и ручку для
самостоятельных
зарисовок.
Это
будет
способствовать
развитию
исследовательских
умений, планирования, целеполагания.
В среднем дошкольном возрасте проявляется высокий интерес к языку, речи. По
возможности, надо приобрести в группу технические средства (проектор, фильмоскоп,
диктофон,
магнитофон).
Также
большое
место
уделяется
книгам:
должны
быть
представлены
не
только
художественные
книги,
но
и
познавательная
и
справочная
литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради. Воспитатели записывают
творческие рассказы детей в альбомы, дети могут иллюстрировать их рисунками.
Старший дошкольный возраст
При переходе ребенка в старшую и, в особенности, в подготовительную группу,
начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя
старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией
среды,
при
которой
ребенок
будет
активно
проявлять
познавательную
активность,
самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать
старших
дошкольников
к
созданию
окружающей
обстановки,
спрашивая
мнение
по
поводу
предстоящих
действий
по
изменению
среды,
вовлекать
в
сам
процесс
преобразований.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к
проблемам,
выходящим
за
рамки
личного
опыта.
Через
книги
и
предметы
ребенок
знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом
разных
народов
и
эпох,
с
многообразными
жанрами
живописи
и
другими
видами
искусства.
Пространство группы желательно «разбить» на небольшие полузамкнутые микро
пространства (в которых могут находиться одновременно 3-6 человек), поставив стеллажи
торцом к стенам и хорошо закрепив их. Необходимо, чтобы дети вместе с воспитателем
могли
по
собственному
замыслу
несколько
раз
в
год
менять
пространственную
организацию среды. Для этой цели также подойдут небольшие ширмы, деревянные или
металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал или обычные
картонные коробки большого размера, окрашенные или оклеенные пленкой.
Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем
многообразии
игр:
сюжетно-ролевых,
строительно-конструктивных,
режиссерских,
театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и
правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.
В
группе
специальное
место
и
оборудование
выделено
для
игротеки.
Это
дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие
логического
действия
сравнения.
Обязательны
тетради
на
печатной
основе,
познавательные книги для дошкольников. Также представлены игры на развитие умений
счетной и вычислительной деятельности.
Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами,
успешно
осваивают
учебную
деятельность
в
школе.
Игр
с
правилами
огромное
многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»). Г лавный принцип
отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер,
вызывать желание играть и без участия взрослого.
Важная задача — развитие фонематического слуха. С этой целью воспитатель
может предлагать детям в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых
начинаются с определенного звука, или этот звук есть в середине, конце слова. Для
развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в центре грамотности
размещается 5-6 рамок (картонных или деревянных) и множество вырезанных из старых
журналов
картинок.
Пусть
ребенок
покопается
в
кипе,
выберет
несколько
разных
картинок
и
разложит
их
в
рамки
в
определенной
последовательности,
придумает
и
расскажет сюжет по этим картинкам.
Изобразительная
деятельность
—
одна
из
самых
любимых
для
старших
дошкольников. Кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры,
краски,
кисти),
необходимо
включить
схемы-способы
создания
образов
с
помощью
разнообразных
техник.
Желательно
иметь
пооперационные
карты,
отражающие
последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других
материалов. Книги и альбомы самоделок также помогут дошкольникам в изготовлении
каких-либо конструкций и поделок. Рядом или в других местах группы надо отвести
место для демонстрации созданных детьми работ. Можно крепить детские работы не
только на стенках, но и подвешивать с помощью нитей к потолку, заполняя работами
воздушное пространство группы.
Организация
самостоятельной
повседневной
трудовой
деятельности
диктует
необходимость создания творческих мастерских, позволяющих детям работать с тканью,
деревом, бумагой, мехом и др. материалами.
При
организации
детского
экспериментирования
стоит
новая
задача:
показать
детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например,
микроскоп.
Если
позволяют
условия
в
детском
саду,
желательно
для
старших
дошкольников
выделить
отдельную
комнату
для
экспериментов
с
использованием
технических средств. А в группе оставить только небольшую часть оборудования для
экспериментирования
с
материалами,
шарами,
подвесами,
водой,
природными
материалами.
Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. Для
этого в среду группы помещают конструкторы и строительные наборы, выполненные из
разного
материала
(пластика,
дерева,
металла),
напольные
и
настольные,
с
разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности.
Кроме
самих
наборов
необходимо
включить
в
среду
группы
разнообразные
схемы-
образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских
построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.
Наряду
с
художественной
литературой
в
книжном
уголке
должна
быть
представлена
справочная,
познавательная
литература,
общие
и
тематические
энциклопедии для дошкольников. Желательно книги расставить в алфавитном порядке,
как
в
библиотеке,
или
по
темам
(природоведческая
литература,
сказки
народные
и
авторские, литература о городе, стране и т.п.).
У
старших
дошкольников
начинает
активизироваться
интерес
к
будущему
школьному обучению. Целесообразно выделить учебную зону, чтобы обстановка группы
была приближена к учебной среде класса: поставить столы рядами, повесить школьную
доску. В будущем это в определенной степени поможет адаптироваться к учебной среде
класса.
Важная
задача
—
развитие
рефлексии,
формирование
адекватной
самооценки.
Необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и
гордости
от
успешных
самостоятельных
действий.
Для
этого
успехи
ребенка
важно
фиксировать рисунками или пиктограммами.
Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего
вида. Для этого можно внести в группу зеркала, краски для грима, парички из ниток,
старых колготок, детали одежды взрослых людей. Например, такие как шляпа, галстук,
длинная пышная юбка, солнечные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка.
Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края,
страны. В группу вносится герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны.
Изготавливаются газеты о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с
родителями,
какие
впечатления
у
них
появились
во
время
этих
путешествий,
что
запомнилось больше всего. На карте страны отмечается место нахождения детского сада,
а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети группы. А рядом можно
прикрепить рассказы детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии. Можно
вместе
с
детьми
сделать
макеты,
отражающие
содержание,
с
которым
знакомятся
дошкольники.
В старшем дошкольном возрасте воспитатель продолжает расширять область социально-
нравственных ориентации и чувств детей. В группе отводится место, в котором постоянно
вывешиваются картинки с различными ситуациями, отражающими поступки людей и
варианты
реагирования
на
это
(«+»
—
правильно,
возможно,
«-»
так
поступать
нежелательно).
Предлагаются
игры,
в
которых
дети
конструируют
эмоциональные
проявления людей, например, «Конструктор эмоций».
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в
ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия
участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной
среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на
которую
нацелена
данная
среда.
Интеграция
образовательных
областей
в
процессе
организации комплексной предметно- развивающей и игровой среды детского сада.