Автор: Ломакина Ирина Николаевна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: ГППЦТО "Ясенево" г. Москвы
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт использования интерактивной доски учителем-дефектологом в работе с детьми с ОВЗ в условиях психолого-педагогического центра.
Раздел: дошкольное образование
Опыт использования интерактивной доски учителем-дефектологом в
работе с детьми с ОВЗ в условиях психолого-педагогического центра.
Мир,
в
котором
живет
и
воспитывается
современный
ребенок
динамичен
и
изменчив.
Он
характеризуется
постоянным
обновлением
информации,
способов
ее
передачи
и
получения,
появлением
новых
технических устройств и информационных технологий. Дети очень быстро
осваивают все эти новые технические средства.
Известно, что мотивационный компонент является одним из основных
в
структуре
деятельности
человека.
Ребенок
–
не
исключение.
Любая
деятельность ребенка протекает более эффективно, если у него имеются
яркие,
сильные
мотивы,
вызывающие
желание
действовать
активно,
преодолевая
любые
затруднения.
И
учебно-познавательная
деятельность
ребенка будет более успешна при положительном отношении к занятиям,
наличии
познавательного интереса. Для того, чтобы сформировать такие
мотивы
учебно-познавательной
деятельности,
используется
достаточно
широкий
арсенал
методов
специально
направленных
на
стимуляцию
познавательной
активности.
В
то
же
время,
при
работе
с
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья
педагоги
достаточно
часто
сталкиваются на занятиях с ситуациями, когда традиционные методические
приемы не срабатывают. Имеющееся снижение познавательной активности
может
быть
компенсировано
только
за
счет
использования
приемов
и
материалов, являющихся для ребенка достаточно сильными эмоциональными
стимулами.
Одним из таких приемов является использование на коррекционно-
развивающих занятиях учителя-дефектолога интерактивной доски. В работе
с доской заложена идея интерактивности, способности находиться в живом
диалоге с пользователем. Применение интерактивных технологий в практике
работы в
условиях
психолого-педагогического
центра позволили выявить,
что
по
сравнению
с
традиционными
формами
обучения
дошкольников
данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой
форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;
увеличение
количества
и
качества
иллюстративного
материала
способствует
расширению
объема
получаемой
информации,
увеличению восприятия, лучшему запоминанию;
движения,
звук,
мультипликация
надолго
привлекает
внимание
ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении
самим компьютером являются стимулом познавательной активности
детей;
использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам
памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать
устойчивые
визуально-кинестетические
и
визуально
—
аудиальные
условно-рефлекторные связи ЦНС;
высокая динамика способствует эффективному усвоению материала,
памяти, воображения, творчества у детей;
данные
технологии
позволяют
моделировать
такие
жизненные
ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты
или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты);
в
процессе
своей
деятельности
за
компьютером
дошкольник
приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки, что
способствует развитию навыков самоконтроля.
Целесообразность
использования
информационных
технологий
в
развитии дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных
исследователей.
Например,
педагоги
Г.А.
Репина
и
Л.А.
Парамонова
высказывают
мнение,
что
использование
компьютерных
средств
в
ДОУ
позволяет
развивать
психофизиологические
функции,
обеспечивающие
готовность
ребёнка
к
обучению
в
школе
(мелкая
моторика,
оптико-
пространственная
ориентация,
зрительно-моторная
координация);
обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование
учебной
мотивации,
развитие
личностных
компонентов
познавательной
деятельности
(познавательная
активность,
с а м о с тоя т е л ь н о с т ь ,
произвольность);
формирование
соответствующих
возрасту
умений
(сериация,
классификация);
организация
благоприятной
для
развития
предметной и социальной среды.
В настоящее время коррекционные занятия с учителем-дефектологом
посещают дети с различными видами нарушений: с задержкой психического
развития,
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
(ДЦП),
с
расстройствами
аутистического
спектра,
с
умственной
отсталостью
различной степени выраженности, со сложной структурой дефекта. Работа с
интерактивной
доской
может
объединить
всех
этих
детей
и
дать
почувствовать свою успешность.
Наиболее часто на занятиях с дошкольниками используется материал
по следующим лексическим темам: «Времена года», «Урожай», «Дикие и
домашние
животные»,
«Лес
–
наше
богатство»,
«Цветы»,
«Перелётные
птицы», «Транспорт», «Космическое путешествие», «Четвертый лишний». В
зависимости от тематики в ходе занятия используются аудиозаписи «Кто как
голос подает?», «Транспорт в городе», и другие.
Большую
помощь
педагогам
в
развитии
речи
детей
оказывают
интерактивные игры. Интерактивные игры вызывают у детей:
- познавательный интерес;
- способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления;
- могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;
- развивают мелкую моторику, координацию;
- развивают двигательную память;
- повышают работоспособность головного мозга;
- готовят руку к письму.
Такое построение занятия с использованием конкретных современных
образовательных технологий в педагогической практике не только намного
облегчает труд учителя-дефектолога, но и позволяет добиться значительно
лучших
и
более
устойчивых
результатов
в
работе
с
воспитанниками
с
различными нарушениями в развитии.
Результаты итоговой диагностики актуального состояния психических
функций
детей
показали,
что
активное
использование
интерактивных
технологий при работе с детьми с ОВЗ позволяет существенно повысить
показатели
познавательной
активности
ребенка
и
развития
психических
познавательных процессов.
Основываясь
на
личном
опыте
можно
сказать,
что
применение
интерактивных
технологий
в
коррекционно-образовательном
процессе
в
сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность
воспитания
и
обучения
дошкольников
с
ОВЗ.
Анализ
практической
деятельности
позволяет
сделать
вывод,
что
активное
применение
интерактивных
технологий
активизирует
познавательную
активность
и
способствует
развитию
психических
познавательных
процессов
детей
старшего дошкольного возраста.