Напоминание

Опыт использования интерактивной доски учителем-дефектологом в работе с детьми с ОВЗ в условиях психолого-педагогического центра.


Автор: Ломакина Ирина Николаевна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: ГППЦТО "Ясенево" г. Москвы
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт использования интерактивной доски учителем-дефектологом в работе с детьми с ОВЗ в условиях психолого-педагогического центра.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт использования интерактивной доски учителем-дефектологом в

работе с детьми с ОВЗ в условиях психолого-педагогического центра.

Мир,

в

котором

живет

и

воспитывается

современный

ребенок

динамичен

и

изменчив.

Он

характеризуется

постоянным

обновлением

информации,

способов

ее

передачи

и

получения,

появлением

новых

технических устройств и информационных технологий. Дети очень быстро

осваивают все эти новые технические средства.

Известно, что мотивационный компонент является одним из основных

в

структуре

деятельности

человека.

Ребенок

не

исключение.

Любая

деятельность ребенка протекает более эффективно, если у него имеются

яркие,

сильные

мотивы,

вызывающие

желание

действовать

активно,

преодолевая

любые

затруднения.

И

учебно-познавательная

деятельность

ребенка будет более успешна при положительном отношении к занятиям,

наличии

познавательного интереса. Для того, чтобы сформировать такие

мотивы

учебно-познавательной

деятельности,

используется

достаточно

широкий

арсенал

методов

специально

направленных

на

стимуляцию

познавательной

активности.

В

то

же

время,

при

работе

с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

педагоги

достаточно

часто

сталкиваются на занятиях с ситуациями, когда традиционные методические

приемы не срабатывают. Имеющееся снижение познавательной активности

может

быть

компенсировано

только

за

счет

использования

приемов

и

материалов, являющихся для ребенка достаточно сильными эмоциональными

стимулами.

Одним из таких приемов является использование на коррекционно-

развивающих занятиях учителя-дефектолога интерактивной доски. В работе

с доской заложена идея интерактивности, способности находиться в живом

диалоге с пользователем. Применение интерактивных технологий в практике

работы в

условиях

психолого-педагогического

центра позволили выявить,

что

по

сравнению

с

традиционными

формами

обучения

дошкольников

данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой

форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;

увеличение

количества

и

качества

иллюстративного

материала

способствует

расширению

объема

получаемой

информации,

увеличению восприятия, лучшему запоминанию;

движения,

звук,

мультипликация

надолго

привлекает

внимание

ребенка;

проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении

самим компьютером являются стимулом познавательной активности

детей;

использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам

памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать

устойчивые

визуально-кинестетические

и

визуально

аудиальные

условно-рефлекторные связи ЦНС;

высокая динамика способствует эффективному усвоению материала,

памяти, воображения, творчества у детей;

данные

технологии

позволяют

моделировать

такие

жизненные

ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты

или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты);

в

процессе

своей

деятельности

за

компьютером

дошкольник

приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки, что

способствует развитию навыков самоконтроля.

Целесообразность

использования

информационных

технологий

в

развитии дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных

исследователей.

Например,

педагоги

Г.А.

Репина

и

Л.А.

Парамонова

высказывают

мнение,

что

использование

компьютерных

средств

в

ДОУ

позволяет

развивать

психофизиологические

функции,

обеспечивающие

готовность

ребёнка

к

обучению

в

школе

(мелкая

моторика,

оптико-

пространственная

ориентация,

зрительно-моторная

координация);

обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование

учебной

мотивации,

развитие

личностных

компонентов

познавательной

деятельности

(познавательная

активность,

с а м о с тоя т е л ь н о с т ь ,

произвольность);

формирование

соответствующих

возрасту

умений

(сериация,

классификация);

организация

благоприятной

для

развития

предметной и социальной среды.

В настоящее время коррекционные занятия с учителем-дефектологом

посещают дети с различными видами нарушений: с задержкой психического

развития,

с

нарушениями

опорно-двигательного

аппарата

(ДЦП),

с

расстройствами

аутистического

спектра,

с

умственной

отсталостью

различной степени выраженности, со сложной структурой дефекта. Работа с

интерактивной

доской

может

объединить

всех

этих

детей

и

дать

почувствовать свою успешность.

Наиболее часто на занятиях с дошкольниками используется материал

по следующим лексическим темам: «Времена года», «Урожай», «Дикие и

домашние

животные»,

«Лес

наше

богатство»,

«Цветы»,

«Перелётные

птицы», «Транспорт», «Космическое путешествие», «Четвертый лишний». В

зависимости от тематики в ходе занятия используются аудиозаписи «Кто как

голос подает?», «Транспорт в городе», и другие.

Большую

помощь

педагогам

в

развитии

речи

детей

оказывают

интерактивные игры. Интерактивные игры вызывают у детей:

- познавательный интерес;

- способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления;

- могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;

- развивают мелкую моторику, координацию;

- развивают двигательную память;

- повышают работоспособность головного мозга;

- готовят руку к письму.

Такое построение занятия с использованием конкретных современных

образовательных технологий в педагогической практике не только намного

облегчает труд учителя-дефектолога, но и позволяет добиться значительно

лучших

и

более

устойчивых

результатов

в

работе

с

воспитанниками

с

различными нарушениями в развитии.

Результаты итоговой диагностики актуального состояния психических

функций

детей

показали,

что

активное

использование

интерактивных

технологий при работе с детьми с ОВЗ позволяет существенно повысить

показатели

познавательной

активности

ребенка

и

развития

психических

познавательных процессов.

Основываясь

на

личном

опыте

можно

сказать,

что

применение

интерактивных

технологий

в

коррекционно-образовательном

процессе

в

сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность

воспитания

и

обучения

дошкольников

с

ОВЗ.

Анализ

практической

деятельности

позволяет

сделать

вывод,

что

активное

применение

интерактивных

технологий

активизирует

познавательную

активность

и

способствует

развитию

психических

познавательных

процессов

детей

старшего дошкольного возраста.



В раздел образования