Автор: Айназ Асхатовна Асфанова
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №35 с УИОП"
Населённый пункт: Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: Использование метода проектов на уроке английского языка
Раздел: полное образование
Использование метода проектов на уроке
английского языка
В
последние
годы
все
более
широкое
распространение
в
практике
обучения, в том числе и в обучении иностранным языкам находит метод
проектов. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-
познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему
в
результате
самостоятельных
действий
учащихся
с
обязательной
презентацией
этих
результатов.
Если
говорить
о
методе
проектов
как
о
педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой
своей сути.
Популярность
метода
проектов
обусловлена
тем,
что
он
позволяет
решать
задачи
развития
творческих
возможностей
учащихся,
умений
самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения
познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном
пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные
моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой
деятельности
учащиеся
используют
совокупность
всех
перечисленных
интеллектуальных навыков и умений.
Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его
считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить
обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика,
ориентируясь
на
его
личный
интерес
и
практическую
востребованность
полученных знаний в дальнейшей жизни.
Собственно проектный метод зародился во второй половине 19 века в
сельскохозяйственных
школах
США
на
основе
концепции
философа-
идеалиста Джона Дьюи (1859- 1952). Система Дьюи, обучающая «путем
делания», обогащающая личный опыт ребенка, созвучна нашему времени как
никогда.
Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был
незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было
несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере.
Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов,
их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не
воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для
образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила
своего развития и прекратились исследования в этом направлении
Метод - это дидактическая категория; совокупность приёмов, операций
овладения определённой областью практического или теоретического знания,
способ организации процесса познания.
Метод
проекта
-
это
способ
достижения
дидактической
цели
через
детальную разработку проблемы. В основе методов проекта лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать
свои
знания,
умений
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развитие критического и творческого мышления.
В
европейских
языках
слово
"проект"
заимствовано
из
латыни:
причастие
projectus
означает
"выброшенный
вперед",
"выступающий",
"бросающийся в глаза".
В
современном
понимании
учебный
проект
–
это
и
задание
для
учащихся,
сформулированное
в
виде
проблемы,
и
их
целенаправленная
деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и
учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ
решения проблемы проекта.
Следовательно, учебный проект с точки зрения учителя
-
это
интегративное
дидактическое
средство
развития,
обучения
и
воспитания,
которое
позволяет
вырабатывать
и
развивать
специфические
умения и навыки проектирования, а именно учить:
-
проблематизации
(рассмотрение
проблемного
поля
и
выделению
подпроблем,
формулированию
ведущей
проблемы
и
постановке
задачи,
вытекающей из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию деятельности;
- самоанализу и рефлексии;
-
презентации
(самопредъявлению)
хода
своей
деятельности
и
результатов;
- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной
форме,
используя
для
этого
специально
подготовленный
продукт
проектирования;
- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого
знания из информационного поля;
- практическому применению знаний, умений, навыков в различных, в
том числе нетиповых, ситуациях;
-
выбору,
освоению
и
использованию
адекватной
технологии
изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы,
детализации и обобщению ).
Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но
оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей.
Специалисты
из
стран,
имеющих
обширный
опыт
проектного
обучения,
считают,
что
его
следует
использовать
как
дополнение
к
другим
видам
прямого
или
косвенного
обучения,
как
средство
ускорения
роста
и
в
личностном
смысле,
и
в
академическом.
Проект
может
быть
монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным).
В первом случае он вполне «вкладывается» в классно-урочную систему».
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения
нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения
учебных
задач.
Основной
формой
работы
на
уроке
является
групповая
работа.
Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими
учебными средствами.
Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально
организованный
учителем
и
самостоятельно
выполняемый
учащимися
комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект
ценен
тем,
что
в
ходе
его
выполнения,
школьники
учатся
самостоятельно
приобретать
знания,
получать
опыт
познавательной
и
учебной деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и
предполагает
выражение
учащимися
своих
собственных
мнений,
чувств,
активное
включение
в
реальную
деятельность,
принятие
личной
ответственности за продвижение в обучении.
Проектная
методика
основана
на
цикличной
организации
учебного
процесса.
Отдельный
цикл
рассматривается
как
законченный
самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной
задачи в достижении общей цели овладения английским языком.
Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать
приобретенный в школе исследовательский опыт.
Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания
о нем.
Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
Подняться
на
более
высокую
ступень,
образованности,
развития,
социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.
Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со
страной
проживания,
учащиеся
ориентированы
на
сопоставление
и
сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран
(повторюсь,
что
автор
настоящей
дипломной
работы
–
учитель
по
двум
разным предметам – русскому и английскому языкам и поэтому зачастую
проекты, предлагаемые детям лежат «на стыке» двух предметов).
Проблема,
предлагаемая
ученикам,
формулируется
так,
чтобы
ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний
и разнообразных источников информации.
Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому
задания с учетом уровня его языковой подготовки
Ориентируясь
на
те
цели
и
задачи,
которые
стоят
перед
учителем
иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, автор
настоящей работы применяет в своей практике данную методику.
Развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание
изучаемого
материала.
Если
учащиеся
не
вовлечены
в
активную
деятельность,
то
любой
содержательный
материал
вызовет
у
них
созерцательный
интерес
к
предмету,
который
не
будет
познавательным
интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность,
им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов
позволяет
школьникам
перейти
от
усвоения
готовых
знаний
к
их
осознанному приобретению.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные
традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К
ним
относятся,
прежде
всего
разнообразие,
проблемность,
учение
с
удовольствием и т.н. эгофактор.
Использование метода проектов в учебной деятельности доказало его
эффективность в практике обучению иностранному языку по всем видам
деятельности: увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода
текста, совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется
кругозор обучающихся, развиваются коммуникативные навыки, стремление
самостоятельно добывать и использовать новые знания. Практика показывает,
что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно
эффективнее. Активное вовлечение обучающихся в проектную деятельность
в частности способствовало достижению положительных образовательных
результатов.